Рабочая программа по физической культуре 3 класс

Темпы роста ребенка замедляются в младшем дошкольном возрасте, однако мышечная масса сохраняет тенденцию к увеличению, продолжается развитие скелета. Позвоночник из-за слабости связочного аппарата, малой мышечной тяги весьма подвержен внешним воздействиям (статическая нагрузка, воздействие тяжестей и другое), что приводит к нарушениям осанки. Кпяти годам хорошо развиты более крупные мышцы и недостаточно мелкие, что затрудняет тонкие дифференцированные задания: плетение, лепка, шитье, рисование. ...
Раздел Физкультура
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

3 КЛАСС

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе комплексной программы физического воспитания для 4 класса общеобразовательных учреждений. Авторы программы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. Москва «Просвещение» 2008г. Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту по физической культуре.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки и развития учащихся, перечень контрольных нормативов и показателей развития физических способностей и индивидуальных возможностей учащихся.

Общая характеристика предмета

Физическая культура - обязательный учебный предмет в общеобразовательных учреждениях. Он является основной формой физического воспитания школьников. Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. Слагаемыми физической культуры является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Решая задачи физического воспитания, необходимо ориентировать деятельность учителя на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Цели обучения

Целью физического воспитания в школе является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Задачи обучения

- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитания ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

- обучение основам базовых видов двигательных действий;

- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развития волевых и нравственных качеств;

- выработку представлений по физической культуре личности и приемах самоконтроля;

- углубление представления об основных видах спорта соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий оказание первой помощи при травмах;

- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

- воспитание инициативности, самостоятельности, дисциплинированности, чувства ответственности.

Предполагаемые формы обучения

Уроки физической культуры - это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. Особенностью урочных занятий является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка). Углубляются знания о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, цнс, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. В основной школе рекомендуются три типа уроков физической культуры: с образовательно-познавательной направленностью; с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью.

Предполагаемые результаты

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

По окончании 3 класса учащиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «демонстрировать».

Место предмета в федеральном базисном плане

на изучение физической культуры по предлагаемой программе отводится 102 часа (3 часа в неделю).


Учебно-тематический план


№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Основы знаний о физической культуре

в процессе урока

2

легкая атлетика

25

3

Подвижные игры

18

4

Начальные спортивные игры

18

5

гимнастика с элементами акробатики

18

6

лыжная подготовка

18

7

футбол

5

Содержание тем учебного курса

В курсе физической культуры 4 класса рассматриваются следующие темы:

основы знаний о физической культуре:

естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиями движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры;

социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей , влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и знаний. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах;

культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека. Самостоятельное выполнение заданий учителя на уроках физической культуры;

легкая атлетика:

обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям. Развитие и совершенствование кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей;

спортивные игры:

в качестве базовых игр рекомендуются игры с элементами баскетбола и волейбола или футбола. Обучение технике игры основывается на приобретенных простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия ( с мячом и без мяча) в нападении и в защите. Обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми;

гимнастика с элементами акробатики:

более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах. После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации. Упражнения на снарядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов, развивают силу, гибкость, улучшают осанку;

лыжная подготовка:

в начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохождение дистанции длиной до 1-1,5 км. Затем с увеличением скорости передвижения дистанция сокращается. Повышение скорости планируется постепенно к концу занятий лыжной подготовкой, что обеспечит суммарную нагрузку и подготовит учащихся к сдаче контрольных нормативов. Умению распределять силы на дистанции учащиеся обучаются на кругах длиной до 1 км без фиксации времени прохождения каждого круга и последующим анализом результатов. Рекомендуется также провести 1-2 темповые тренировки, что помогает распределить силы на всей дистанции и улучшает функциональные показатели школьников. На каждом занятии необходимо уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих при увеличении скорости передвижения на различных дистанциях. Задача педагога приучить учащихся к самостоятельным занятиям лыжной подготовкой;

футбол: стойки игрока, перемещения в стойке, приставными шагами, боком и спиной вперед, ускорения, старты.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения учащиеся должны

Знать:

- основы гигиенических правил человека;

-правила техники безопасности и профилактики травматизма, оказание доврачебной помощи.

Уметь:

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; в равномерном темпе бегать до 10 минут; после быстрого разбега с 7-9шагов совершать прыжок в длину и приземляться в яму для прыжков; выполнять прыжок в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов; правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; стартовать из различных исходных положений; прыгать с поворотами на 180-360 градусов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий;

в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега 1-3 шагов; метать мяч 150 г с места и 3-х шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 5-6 м; толкать и метать набивной мяч из различных исходных положений;

в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 4 класса; ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты ритма; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами; лазать по гимнастической лестнице, стенке, канату и др. на расстояние 4 м; слитно выполнять кувырок вперед и назад; осуществлять опорный прыжок через козла с мостика высотой 100 см; выполнять висы и упоры; прыгать через скакалку;

в подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, с прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр;

в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам в мини-баскетбол, мини-футбол, пионербол).

Демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

мальчики

девочки

скоростные

Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с

7,5



8,0

силовые

Прыжок в длину с места, см

Сгибание рук в висе лежа

(кол-во раз)

125

6

130

6

К выносливости

Бег 1000 м

Передвижение на лыжах

1,5 км

Без учета времени

Без учета времени

К координации

Челночный бег 3 х 10 м, с

10,5

11,5

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять другие рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; быть честным, активным во время проведения игр и др. заданий.

Форма аттестации.

Практические двигательные умения, навыки и способности, сдача контрольных нормативов.

Перечень учебно-методического обеспечения

Настольная книга учителя физической культуры /авт.-сост. Г.И. Погадаев; под ред. Л.Б. Кофмана.-М. : Физкультура и спорт. 1998.

Физическая культура 1-4 классы/ В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М. Просвещение,2010,

Спортивное оборудование, спортивный инвентарь, специальные технические средства для повышения эффективности занятий.

Список литературы:

Каинов,А.Н. Методические рекомендации планирования прохождения материала по предмету «Физическая культура» в начальной школе на основе баскетбола: программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича /А.Н. Каинов, Н.В. Колышкина,-Волгоград: ВГАФК, 2005.

Лях В.И. комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/ В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М. :Просвещение, 2008г.

Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ // Физкультура в школе.-2006.-№6.

Рабочая программа учебного курса по физической культуре.

4 класс.

Пояснительная записка:

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности по средствам формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Решая задачи физического воспитания, необходимо ориентировать деятельность учителя на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.

Статус документа:

Рабочая программа составлена на основе комплексной программы физического воспитания для 4 класса общеобразовательных учреждений. Авторы программы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. Москва «Просвещение» 2008г. Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту по физической культуре.

Структура документа:

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки и развития учащихся, перечень контрольных нормативов и показателей развития физических способностей и индивидуальных возможностей учащихся.

Место предмета в учебном плане:

На изучение физической культуры по предлагаемой программе отводится 105 часов (3 часа в неделю).

Цели и задачи изучения физической культуры:

-укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

-овладение школой движений;

- развитие координационных (точности движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

-формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

-выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

-приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Основное содержание.

В курсе физической культуры 4 класса рассматриваются следующие темы:

- основы знаний о физической культуре умения и навыки: естественные основы. Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положение тела в пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Работа органов дыхания и сердечно - сосудистой системы, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.

Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнений и подвижных игр с использованием основных форм движений. Измерение роста , веса, окружности плеча и силы мышц (динамометрия).

Социально-психологические основы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их самостоятельного выполнения, обучение движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.

Выполнение жизненно-важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазанье, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, плавание) различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.

Приемы закаливания : воздушные ванны; водные процедуры; хождение босиком.

Способы саморегуляции: овладение приемами, саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения.

Способы самоконтроля. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Тестирование физических способностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости.

Подвижные игры: направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка.

Гимнастика с элементами акробатики: в программный материал входят простейшие виды построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах.

Легкоатлетические упражнения: бег, прыжки и метания занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников. Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно на открытом воздухе в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие.

Лыжная подготовка: в задачи лыжной подготовки и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения. К числу основных способов передвижений относятся: попеременный двухшажный ход, подъемы ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке, поворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате обучения учащиеся должны

знать:

-об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;

-о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

-работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

Об обучении движениям , роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;

-о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

- о физических качествах и общих правилах их тестирования;

-об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;

-о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

-составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки; вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

-организовывать и проводить самостоятельные занятия;

-уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.

Двигательные умения, навыки, способности.

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; в равномерном темпе бегать до 10 минут; после быстрого разбега с 7-9шагов совершать прыжок в длину и приземляться в яму для прыжков; выполнять прыжок в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов; правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; стартовать из различных исходных положений; прыгать с поворотами на 180-360 градусов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий.

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега 1-3 шагов; метать мяч 150 г с места и 3-х шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 7-10 м; толкать и метать набивной мяч из различных исходных положений.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 4 класса; ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты ритма; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами; лазать по гимнастической лестнице, стенке, канату и др. на расстояние 4 м; слитно выполнять кувырок вперед и назад; осуществлять опорный прыжок через козла с мостика высотой 100 см; выполнять висы и упоры; прыгать через скакалку.

В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, с прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр.

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам в мини-баскетбол, мини-футбол, пионербол).

Демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

мальчики

девочки

скоростные

Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с

6,5



7,0

силовые

Прыжок в длину с места, см

Сгибание рук в висе лежа

(кол-во раз)

130

5

125

4

К выносливости

Бег 1000 м

Передвижение на лыжах

1,5 км

Без учета времени

Без учета времени

К координации

Челночный бег 3 х 10 м, с

10,0

11,0

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять другие рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности. Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; быть честным, активным во время проведения игр и др. заданий.

Форма аттестации.

Практические зачеты по двигательным умениям, навыкам и способностям, сдача контрольных нормативов.







12


© 2010-2022