НАРУШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НАРУШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И

ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.



В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Однако состояние здоровья детей вызывает в последнее время обоснованную тревогу. По данным Минздрава и Госкомэпиднадзора России, лишь 14%детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40%-хронические заболевания.

В структуре хронической патологии ведущие места занимают болезни органов пищеварения, ЛОР-органов, аллергические заболевания. Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы, причём основная масса таких детей обучается в обычных классах.

Неблагоприятные экологические факторы (высокое содержание в воздухе, воде, почве примесей техногенного происхождения, превышающее в 3-15 раз нормативное, повышенная радиация на многих территориях), нарушения санитарно-гигиенических условий существенно увеличивают число бронхолегочной патологии, особенно респираторных аллергозов, приводит к возрастанию заболеваний желудочно-кишечного тракта, вегетативных нарушений, неврозоподобных состояний. Наиболее чувствительны к экологическим воздействиям иммунная, эндокринная и кроветворная системы. При этом неврозы, неврозоподобные состояния, психоматические расстройства становятся проблемой у детей уже в возрасте 10 лет. Причины данных расстройств можно разделить на три основные группы - физиологические, психологические и социальные.

Современный сложный переход развития нашей страны, обостривший ряд экономических и социальных проблем, отрицательно сказался на образе жизни детей. Постоянно распространённость среди подростков курения (до 60 % подростков - активные курильщики), употребления алкоголя, наркотиков. Это свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов валеологического воспитания подрастающего поколения, как в организационных коллективах, так и в семье. При этом установлено, что в благополучных семьях нервно-психические расстройства у детей встречаются в 3 раза реже, выраженные заболевания органов пищеварения - в 2,5 раза, количество часто болеющих различается в 6 раз.

За период обучения с 1 по 11 класс число здоровых детей уменьшается в 4 раза, а детей с близорукостью увеличивается с 3 до 30 %, с нервно-психическими расстройствами- с 15 до 40%. Именно школа, согласно научным и статистическим данным, невольно способствует возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребёнка, приводя к существенной утрате резерва здоровья. У 45 % учащихся дефекты состояния здоровья вызывают различные ограничения в выборе будущей профессии. Столь же велик процент допризывников, освобождённых от службы в армии.

Крайне опасны неудовлетворённость детей процессом обучения и психотравмирующие ситуации, возникающие в школе, поскольку, не находя продуктивного выхода из школьных затруднений, многие дети, главным образом переходного возраста, тянутся к психотропным веществам.

Образовательные учреждения в последние годы активно используют инновации в обучении, но очень часто делают это без комплексных медико-психологических обоснований, без учёта состояния здоровья основной массы учащихся.

Усугубляют проблему нездоровья детей и воздействия различного рода неблагоприятных факторов: ухудшение материального положения многих семей учащихся, учебные и эмоционально-стрессовые перегрузки, нарушение валеологических принципов в педагогическом процессе, нарушение санитарно-гигиенических условий (температурный режим, освещённость и плохая вентиляция и пр.).

Интенсификация воспитательно-образовательного процесса и существующая его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, приводит к искусственному сокращению объёма произвольной двигательной активности учащихся. В настоящее время 70 % детей школьного возраста страдают гиподинамией, последствиями которой являются снижение работоспособности, общей реактивности организма и рост числа заболеваний, причём это не компенсируется организацией физического воспитания в школе, ибо во многих школах спортивные залы перегружены, ограничены возможности занятий детей плаванием, бегом на лыжах, туризмом.

Всё это вместе взятое требует разработки программы здорового образа жизни школьников, при этом каждый учащийся должен знать, что здоровье- это средство для самовыражения, самосовершенствования, здравотворчества, здравосозидания на протяжении всей человеческой жизни.

В этой связи особенно актуально звучит тема дополнительного образования, позволяющая обозначить именно эту образовательную систему как доминирующую в формировании физической компетентности учащихся. Дополнительное образование расширяет социокультурное пространство самоактуализации и самореализации детей. Посредством организации нестандартных процессов жизнедеятельности дополнительного образование обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успеха и привлекает новые возможности для его дальнейшего развития. Кроме того, дополнительное образование, особенно в летние каникулы, конкретно решает вопросы внедрения в систему образования здоровьесберегающей педагогики, компенсируя проблемные зоны в системе общего образования.

Дополнительное образование в период летних каникул создаёт адаптивную оздоровительную, психологически безопасную среду деятельности, которая интегрирует развитие ребёнка на основе не только психологии и педагогики, но и физиологии и физической культуры. Физическая активность, осуществляемая в каникулярное время, может быть обозначена как физическая рекреация, ибо конечный результат её функционирования выражается в оптимизации физического, психического и социального состояния растущего человека. Рекреация - одна из функций досуга. Она всегда есть деятельность. А основой физической рекреации является двигательная деятельность с активным использованием физических упражнений. Кроме того, в современном понятии физическая рекреация явно просматривается и присутствие социально-психологических и культурных факторов, влияющих на возникновение у детей потребности в организации своего досуга с помощью использования двигательной активности.

Результаты физической рекреационной деятельности, а, следовательно, эффективность оздоровительно - образовательной среды можно выразить в следующих значениях:

биологическое - способствует восстановлению функций организма ребёнка после учебного года, оптимизирует состояние его здоровья;

социологическое - способствует интеграции детей в социальную общность, усвоению социального опыта, культурных ценностей, интенсифицирует процессы приобретения коммуникативных и социальных компетентностей;

психологическое - формирует эмоциональное состояние освобождения от напряжения и стрессов, возникающих в процессе исключительно образовательной деятельности;

эстетическое - формирует ответную реакцию на красоту своего тела, окружающего мира, возможность его познания в более широком значении.

Оздоровительно - образовательная среда в дополнительном образовании, обладает адаптационным потенциалом, который позволяет именно физическое и психологическое здоровье (а не уровень знаний, умений и навыков) считать показателем эффективности деятельности в данной среде.



© 2010-2022