Занятие с элементами тренинга «Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе». с педагогами

Предупреждение профессионального «выгорания» требует психологической иммунизации, т.е. актуализации личностных ресурсов, которые и являются тем самым иммунитетом против «выгорания» и других проблем личности взрослого человека. Глубокая психопрофилактическая работа позволяет обучить человека психогигиеническим навыкам поведения, умению самостоятельно выстраивать вектор собственной жизни. Цель: создать условия для личностного роста участников и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости. Личностные ресурсы, развиваемые в тренинге: - принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, самоуважения; - отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; - развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков; - овладение эффективными способами снятия внутреннего напряжения и саморегуляции. Тренинг способствует: -  улучшению настроения, приливу сил и энергии, повышению работоспособности; -  снижению общей тревожности и психологического напряжения; - повышению ответственности, усилению внутренней мотивации на работу, на достижение профессионального успеха и преодоление трудностей; -  приобретению новых умений, необходимых для профессионального роста. Тренинг приносит ощутимые результаты благодаря тому, что: - в ходе тренинга применяется индивидуальный подход, проводится подробный анализ случаев из практики самих участников; - есть возможность отрабатывать и усваивать совершенно иные, ранее несвойственные варианты поведения, ощущая при этом атмосферу доверия и доброжелательности. Режим занятия.  Продолжительность – от часа до двух. Структура тренингового занятия: I. Ритуал приветствия. II. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности. III. Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений и приемов. IV. Рефлексия занятия – оценка занятия. V. Ритуал прощания.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предупреждение профессионального «выгорания» требует психологической иммунизации, т.е. актуализации личностных ресурсов, которые и являются тем самым иммунитетом против «выгорания» и других проблем личности взрослого человека. Глубокая психопрофилактическая работа позволяет обучить человека психогигиеническим навыкам поведения, умению самостоятельно выстраивать вектор собственной жизни.

Цель: создать условия для личностного роста участников и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Личностные ресурсы, развиваемые в тренинге:

- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, самоуважения;

- отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста;

- развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;

- овладение эффективными способами снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.

Тренинг способствует:

- улучшению настроения, приливу сил и энергии, повышению работоспособности;

- снижению общей тревожности и психологического напряжения;

- повышению ответственности, усилению внутренней мотивации на работу, на достижение профессионального успеха и преодоление трудностей;

- приобретению новых умений, необходимых для профессионального роста.

Тренинг приносит ощутимые результаты благодаря тому, что:

- в ходе тренинга применяется индивидуальный подход, проводится подробный анализ случаев из практики самих участников;

- есть возможность отрабатывать и усваивать совершенно иные, ранее несвойственные варианты поведения, ощущая при этом атмосферу доверия и доброжелательности.

Режим занятия. Продолжительность - от часа до двух.

Структура тренингового занятия:

I. Ритуал приветствия.

II. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности.

III. Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений и приемов.

IV. Рефлексия занятия - оценка занятия.

V. Ритуал прощания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.

Упражнение «Снежный ком».

Цель: формирование благоприятного психологического микроклимата.

Каждый участник по кругу называет свое имя и любое качество и имена всех уже представившихся до него.

II.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…Мы с тобой отличаемся тем, что…»

Цель: сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия.

Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят партнерам фразу «Мы с тобой похожи тем, что…». Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…». По команде ведущего участники внешнего круга передвигаются, меняя партнера.

III.

- Следующие упражнения направлены на обратную связь и носят общее название «Я в зеркале группы». В ходе групповой рефлексии участники развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. Они получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокого самоанализа.

Упражнение «За что мы любим».

Инструкция: «Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся или нет. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует вам. Укажите 5 качеств, которые особенно вам нравятся в этом человеке. Итак, не указывая самого человека, укажите 5 качеств. Теперь прочитайте вашу характеристику, а мы попробуем определить человека, к которому она относится».

Обратная связь.

Упражнение «Дом, дерево, дорога».

Группа разбивается на микрогруппы по 3-4 человека.

«Сначала каждый участник задаст сам себе вопросы и ответит на них про себя, затем каждый по очереди спрашивает участников микрогруппы: «Если бы я был домом, то каким?..Деревом?...Дорогой?...» Участники группы дают вам ответ и вы сравниваете его со своим ответом. Совпадает ли ваше мнение о себе с мнением окружающих или нет? Почему?

- Следующее упражнение на осознание стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий. «Выгорание» связано с использованием неконструктивных моделей поведения в проблемных или профессионально трудных ситуациях. «Выгоранию» способствует пассивное поведение (чрезмерная осторожность, постоянное откладывание решений на потом) или стратегия ухода (избегания) от поиска решения проблем. «Неудачное» поведение активизирует психологическую защиту и не способствует развитию личности. Лица, умеющие использовать конструктивные (здоровые) модели поведения подвержены наименьшему риску «выгорания», повышаются адаптивные возможности. В этом упражнение необходимо обратить внимание на свои привычные модели поведения и попытаться найти новые.

Упражнение «Рисование вдвоем».

На двоих участников один лист бумаги и один карандаш.

Инструкция: «Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи».

Вопросы для рефлексии:

1) Является ли картина совместным произведением?

2) Учитывались ли желания, понимали ли вы друг друга?

3) Кто был инициатором сюжета? Кто был ведомым, а кто - ведущим?

4) Была ли борьба за власть?

5) Комфортно ли было ведомому, ведущему?

6) Какую позицию вы чаще всего занимаете в жизни?

- А сейчас мы немного расслабимся и проведем упражнение «Массажная цепь».

Инструкция: «Встаньте друг за другом в круг. Положите руки на плечи впереди стоящего. А теперь - массаж! Каждый начинает массировать спину, плечи и шею. можно говорить друг другу, что вам нравится, а что нет». Через некоторое время все поворачиваются на 1800 и повторяют процедуру с другим партнером. После этого упражнения мы продолжим работу.

- Следующее упражнение направлено на осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладению социально приемлемыми формами проявления чувств, контролю динамики переживания, устранению застревания и неполного отреагирования.

Упражнение «Магазин чувств».

Группа разбивается на микрогруппы по 3-4 человека.

Инструкция: « Представьте, что вы пришли в магазин. Но это не простой магазин - здесь можно продать любое свое чувство и получить взамен другое, какое хотите. Любой из вас будет продавцом в этом магазине, потом меняемся ролями. От каких чувств вы хотите избавиться и приобрести взамен что-то другое? Кто будет первым покупателем?»

Примечание. В процессе торга продавец говорит, что потом нельзя будет вернуть назад чувство, поэтому нужно взвесить все за и против. Предлагает описать чувство: как оно выглядит, на что похоже, его размер, тяжелое или легкое и т.п.

- Следующие приемы саморегуляции можно использовать для избежания стресса. Но самое главное - это научиться прислушиваться к собственному организму, к тем сигналам усталости, которые он посылает. Лучше немного отдохнуть до того, как вы будете валиться с ног.

Упражнение «Земляничная поляна».

Инструкция: «Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там».

- Следующее упражнение направлено на работу с негативными чувствами. Ситуация стресса может мобилизовать к продуктивной активности, но может вызвать в нас и различные негативные чувства, такие как обида, злость, ощущение отчаяния и другие. Самое главное - выговориться. Если такой возможности нет, то можно изложить свои чувства и мысли на бумаге (написать или нарисовать что-то).

Упражнение «Прощальное письмо».

Инструкция: «Напишите прощальное письмо своему страху (обиде, злости или другому чувству). Это может быть гневное или достаточно дружелюбное письмо. Поблагодарите его за заботу о вас (опишите в чем она выражалась) и скажите, что вы теперь не нуждаетесь в таком количестве страха, а силы вам нужны для другого. На негативные чувства тратится много энергии, поэтому придумайте, куда вы ее хотите направить».

- Следующее упражнение на целеполагание. Это упражнение поможет членам группы осознать, сформулировать и обсудить свои личные и профессиональные цели.

Упражнение «Ассоциации к словам».

Инструкция: «Придумайте ассоциации к слову свобода (выбор, ответственность, любовь, здоровье, счастье…)

IV.

- Следующие упражнения на осознание своих личностных ресурсов. Личностные ресурсы похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других «вредностей» профессии и современной жизни. Личностные ресурсы - это активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста.

Упражнение «Я умница и молодей…».

Инструкция: «Каждый из нас в разное время выступает в определенной роли. Это роли матери, жены, сестры, дочери, профессионала и многие другие. Вспомните, какие роли есть у вас. В какой роли вы чувствуете, что вы умница и молодей? Теперь пусть каждый по кругу продолжит фразу: «Я умница и молодец, как…». Постарайтесь назвать не менее трех своих ролей.

Упражнение «Комплимент с плюсом».

Два круга: внешний и внутренний. Количество участников должно быть одинаковым.

Инструкция: «Посмотрите друг на друга. у вас сейчас есть возможность сказать друг другу теплые слова. Пусть это будет комплимент. Сложность этого упражнения в том, чтобы достойно принять комплимент и добавить о себе что-то хорошее. Когда вы услышите комплимент, скажите: «Да, я…(повторите сказанный комплимент), а кроме того, я еще и…».

V.

Упражнение «Пожелания по кругу».

Все сидят в кругу, и каждый по очереди высказывает свои пожелания сначала одному участнику, затем другому, и так всем участникам занятия.

МУ «Управление дошкольного образования»


Занятие с элементами

тренинга


«Как жить полной жизнью

и

не «сгореть» на работе».


с педагогами










Подготовила: педагог-психолог ДОУ № 47

Бакеева Р.Н.








г.Альметьевск, 2010г.

© 2010-2022