Статья на тему ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Инструктор по ФИЗО: Гаврилович Е.С.

Как сказал немецкий философ Альберт Шопенгауэр: « Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый и нищий счастливее больного короля».

Видеть своего ребенка жизнерадостным, активным, инициативным и обязательно здоровым - естественное желание родителей.

О проблемах здоровья говорят все больше, а здоровых детей с каждым годом все меньше. Как мы, взрослые, можем помочь детям стать действительно здоровыми? Найти ответы на эти вопросы помогут методы и приемы здоровьесбережения, которые успешно применяются в нашем ДОУ.

Мы выстроили модель здоровьесберегающего пространства по основным направлениям:

- организация санитарно-эпидемиологического режима;

- обеспечение психологической безопасности детей;

- организация лечебно-профилактической работы;

- организация физкультурно-оздоровительной работы;

- создание предметно-развивающей среды;

- формирование у детей осознанного отношения к здоровью;

- организация работы по просвещению родителей.

Каждый педагог оказался задействованным в работе по формированию собственной здоровьесберегающей компетентности. Для большинства педагогов такая деятельность стала нормой. Об этом свидетельствуют: своевременное проведение физминуток, переключение видов деятельности, многообразие дидактического обеспечения, оптимальный подбор методов, приемов и средств здоровьесбережения воспитанников.

Ученые, в результате исследований подобрали надежный ключ к формированию здоровья ребенка, его умственной активности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ - движение! Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших - это фундамент настоящего и будущего здоровья.

В большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей ориентируется на «условного ребенка». Оно чаще всего практически не имеет различий для девочек и мальчиков. Одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка. О половых различиях вспоминают лишь тогда, когда необходимо тестировать уровень физической подготовленности детей.

Известный писатель и педагог Жан Жак Руссо говорил: «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать».

Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики, отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности, восприятие пространства практически не ограничено.

Тогда как, у девочек пространство не велико, но оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.

В центре внимания девочек находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления, привлекают домашние дела.

Гендер - социальный пол, психологический пол, полоролевые отношения. В настоящее время гендерные исследования остаются актуальными.

Учет гендерных особенностей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.

Наблюдая за детьми старших групп, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, заботливости, женственности), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы. В мальчиках так же нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

В программно-методическом обеспечении дошкольных учреждений России учитываются возрастные и психологические особенности детей, а не гендерные. Воспитывают детей чаще всего женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду женщины-воспитатели. По мнению ученых женщины не могут правильно воспитывать мальчиков, так как у них другой тип мышления. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей реализации дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам.

Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерного воспитания дошкольников.


«Дифференцированный подход

к физическому воспитанию дошкольников»

С целью педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в родительских уголках оформлялась наглядная информация, на родительских собраниях производился обмен опытом, специалистами предоставлялись индивидуальные консультации. Совместно с родителями проводилось культурно-досуговое мероприятие: «День матери».

3. В группах нашего детского сада создана предметно-развивающая среда, которая соответствует психофизическим особенностям, возможностям, интересам и потребностям мальчиков и девочек. Она не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основой их самостоятельной деятельности с учетом гендерных различий.

Я убеждена, что занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет этих особенностей позволяет добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Уверенна, что внедрению здоровьесбережения способствует использование комплекса методов и приемов дифференцированного подхода с учетом гендерных различий в физическом воспитании дошкольников.

В своей работе я использую методы и приемы, имеющие различия:

- в подборе упражнений, их дозировке;

- по продолжительности выполнения задания;

- в подборе оборудования;

- в обучении сложным движениям;

- в пространственных границах;

- в требованиях к качеству выполнения заданий;

- в расстановке и уборке снарядов;

- в оценке деятельности.

Для организации и проведения физкультурных занятий я разработала варианты двигательной деятельности:

- занятия физическими упражнениями одновременно всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют различия;

- занятия по подгруппам;

- «интегрированный вариант», когда дети другого пола демонстрируют свое мастерство.

Педагогический процесс при таком подходе имеет различную направленность. Для мальчиков - это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек - развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Специфика такой деятельности в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе идет углубленное понимание половой принадлежности «Я- мальчик», « Я- девочка».

Гендерно - ориентированная организация игровой деятельности предполагает в первую очередь соответствие методов руководства и определение содержания игр и специфики игровых стилей детей разных полов. Мальчикам - удовлетворять потребность их в соревновательности:

- большое количество участников, чёткость иерархии, «доминирование-подчинение», корпоративность, конкурентность, применение физической силы в борьбе за лидерство.

Девочки характеризуются меньшим количеством участников, спокойствием, невысокой корпоративностью. НО половая принадлежность НЕ ДОЛЖНА использоваться в качестве довода, против какой - либо деятельности ребенка.

Наработанный опыт я буду углублять и совершенствовать в дальнейшем.

н а с т а в л е н и я д л я д е в о ч е к, будущих мам:

Будь очагом - и твое жилище станет домом.

Будь солнцем - и семья не испытает страха ночи.

Будь фонарем - и твои дети не споткнутся на дороге жизни.

н а с т а в л е н и я д л я м а л ь ч и к о в, будущих пап:

Будь щитом - твой дом не разрушит ураган жизни.

Будь посохом - ты самая надежная опора семьи.

Будь светом - ты пробудишь в детях тягу к знаниям.

© 2010-2022