Понятие «координационные способности», виды координационных способностей

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренерский совет

Протокол № 7 от 26.10.2015

Жданов Д.Н. - тренер-преподаватель по греко-римской борьбе

Понятие «координационные способности», виды координационных способностей

Техника и тактика на «поле боя» обусловлены прочностью двигательных навыков, а также часто связаны со способностью строить и координировать движения с высшим проявлением этой способности - ловкостью. Чем выше эти качества, тем успешнее овладевает спортсмен все более совершенной техникой, все более эффективным ее применением.

Улучшение этой способности основывается на богатой возможности совершенствования врожденных механизмов координации движений, под влиянием все возрастающих и осложняющихся требований к этим механизмам.

Здесь мы еще раз подчеркиваем, что любая техника спортсмена основывается не только на динамическом стереотипе, но и на подвижности двигательных навыков, их вариативности. По существу спортивная техника - это всегда комплекс из многих двигательных навыков, сочетаемых последовательно, параллельно и одновременно. Учитывая множество ранее образовавшихся двигательных навыков, нетрудно представить себе, что динамический стереотип нервных процессов, определяющий выполнение спортивной техники, всегда гармонично сочетает в себе весьма подвижную и вариативную систему из множества навыков. Эти навыки, словно детали разной величины, из которых мысленное проектирование строит и приводит в действие требуемое действие.

Из этого следует важный вывод - чем больше различных двигательных навыков в «арсенале» спортсмена, чем разнообразнее они, тем больше у него возможностей одной лишь мыслью своей мгновенно проявить их, соединив в требуемое действие. Практика убедительно показывает, что спортсмен, обладающий значительным двигательным опытом, легко и быстро построит те движения и действия, которые необходимы в данный момент. Кроме того, удивительная послушность всего накопленного двигательного опыта, всех определяющих его навыков, мысленным, волевым «приказом» спортсмена позволяет ему без труда импровизировать в своих движениях и действиях, создавать все новые и новые комбинации из них.

Крупнейшие ученые в области построения движений человека, считают, что ловкость - это способность выбирать и выполнять нужные движения или действия правильно, быстро, находчиво. Следовательно, ловкость - это способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, когда на раздумывание нет ни секунды времени. Ловкость - это высшая способность спортсмена координировать свои движения.

Конечно, ловкость не нужна в простых, знакомых движениях. Но чем неизвестнее, сложнее они, чем быстрее надо проявить ловкость, тем больше необходимости в этом качестве, особенно при неожиданно возникающей двигательной задаче, требующей быстроты, ориентировки и безотлагательного выполнения.

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, то есть наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеет высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых, нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстрота перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

С позиции некоторых теории следует несовместимость координационных способностей со знаниями, умениями, двигательными навыками, которые выработаны у человека в данный момент. Но нельзя утверждать полную несовместимость между ними, некоторая зависимость, всетаки, существует и чем большим числом умений, навыков владеет человек, чем богаче его, двигательный опыт, тем будет выше его уровень координационных способностей, тем легче и быстрее они будут поддаваться развитию, тем своевременнее и находчивее будут двигательные действия.

Виды координационных способностей

Координационные способности - это способности точно управлять своими двигательными действиями и регулировать их. Основными составляющими этих способностей являются: правильность, быстрота, рациональность, находчивость. Они в свою очередь имеют качественные и количественные характеристики. Такие как: адекватность, своевременность, целеустремленность, точность, скорость, экономичность, стабильность, быстрота реагирования, ориентация в пространстве, соединение отдельных частей в целое движение. Все вышеназванные критерии изолированно, особенно друг от друга, встречаются редко. Обычно они находятся в различных системах взаимоотношений с целым рядом других. Они специфично проявляются в реальных видах двигательной деятельности и в различных сочетаниях друг с другом.

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц - антогонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростных способностей, динамической силы, гибкости и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными, временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные особенности.

Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий - низкая.

В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движения. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной систем, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

В онтогоническом развитии двигательных координаций, способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно подающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

В процессе управления сложными действиями спортсмен может координировать свою двигательную деятельность по одному критерию. Например, в общеразвивающих упражнениях без предметов почти всегда критерием является правильность выполнения. Но так, как критерии координационных способностей связаны между собой, то спортсмен в этом случае может координировать свою двигательную активность по двум и более критериям. Например, в ходьбе на лыжах по - скорости и экономичности.

Для спортивной тренировки всегда особенно интересны данные о периодах (фазах, этапах, стадиях) характеризующихся степенью реагирования детей определенных возрастно - половых периодов на воздействия, направленные на развитие и совершенствование их жизненно важных двигательных качеств. В. И. Лях, опираясь на большой практический и экспериментальный и материал ученых разных стан мира, вывел примерную общую закономерность становления координационных способностей в сенситивных (чувствительных, благоприятных) периодах. В итоге наибольшее число благоприятных периодов координационных способностей оказалось в младшем и первой половине подросткового возраста - 7-12 лет. В среднем школьном возрасте, после временного спада с 12 до 13 лет мальчики от 13 до 16 лет, имеют существенные предпосылки к развитию этих способностей, что связано с параллельным ростом у них силовых и скоростно - силовых качеств. Из выше сказанного следует, что самым благоприятным для развития координационных способностей является возраст 7-12 лет.



© 2010-2022