Социальный проект: «Школа-территория здоровья»

Раздел Физкультура
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


КГУ « Петровская средняя школа»

село Петровка Тайыншинского района

Северо -Казахстанской области.


Социальный проект:

«Школа- территория здоровья»

Социальный проект: «Школа- территория здоровья»

Направление: Общее среднее образование

Апробирован на базе КГУ «Петровская С.Ш.»

Автор - учитель Красовский А.А.

2015 год



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

«Школа- территория здоровья»


Название проекта

Школа- территория здоровья

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Создание здоровьесберегающей среды школы, содействующей здоровью, сохранению и укреплению физического и нравственного состояния учащихся.

Задачи проекта:

  1. Разработка комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.

  2. Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения

  3. Реализация творческого потенциала учащихся как субъекта самостоятельной учебной деятельности;

  4. Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

  5. Формирование навыков ЗОЖ;

  6. Воспитание культуры общения;

  7. Формирование чувства ответственности за свое здоровье;

  8. Координация деятельности всех специалистов и служб школы, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся

  9. Пропаганда здорового образа жизни: популяризация знаний о культуре здоровья, актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, риска потери здоровья, социальных влияний

Наименование организации-заявителя

КГУ « Петровская средняя школа »

Тайыншинского района

Телефон (факс)

8 (715-36) 7-01-51

Разработчики проекта

Временная творческая группа учителей физкультуры и медицинского работника школы.

Координатор проекта

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Консультант проекта

Заместитель директора по учебной работе

Этапы реализации проекта

1 этап - 2013-2014 год

Аналитическо-диагностический

2 этап- 2014-2015 годы

Экспериментальный ( основной)

3 этап-2015-2016 год

Рефлексивно - обобщающий

Организация управления проектом и контроль за ходом его реализации

Управление реализацией и контроль осуществляет администрация школы

Родительская общественность

Сроки реализации проекта

2013-2016 годы

Новизна проекта

Новизна проекта определяется:

созданием собственной модели здоровьесберегающей среды в школе

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта определяется:

Увеличением доли учащихся активно стремящихся к здоровому образу жизни

Уменьшением доли учащихся с вредными привычками (от общего количества учащихся)

Отсутствием отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного процесса.

Положительной динамикой мониторинга уровня физической подготовленности учащихся.

Положительной динамикой охвата учащихся спортивно- оздоровительной досуговой деятельностью.





Этапы проекта

Подготовительный и проектировочный этапы: (2013-2014 г.г.):

- формирование рабочей группы и планирование работы;

- изучение соответствующей методической и учебно-методической литературы;

- разработка содержания мониторинга состояния здоровья детей;

- диагностика и учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности;

- проведение изучения состояния образовательной среды школы и условий

проживания школьников;

- создание модели здоровьесберегающей образовательной среды школы и

принятие решения о ее реализации;

- обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, семинарах, консультациях;

Основной этап реализации проекта (2014-2015 г.г.):

- апробация школьной модели здоровье сберегающей среды;

- организация работы новых спортивных секций, кружков;

-- внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

- повышение здоровьесохраняющей компетентности всех участников образовательного процесса: участие в конкурсах, конференциях, проектах.

- использование в интерьере образовательного учреждения комнатных растений, благоприятно воздействующим на микроклимат в школьных помещениях;

- приведение в соответствие с санитарно-гигиенической оценкой обучения школьников: школьной мебели, расписания - динамическая пауза в начальной школе, эстетического вида классных комнат и здания школы;

- совершенствование школьной системы организации и проведения работы по профилактике правонарушений и потребления алкогольной продукции;

- проведение индивидуальных консультаций для всех участников реализации проекта.



Аналитический этап (2015-2016 г.г.):

- оценка и анализ результатов создания здоровьесберегающей образовательной среды;

- оценка эффективности и результативности используемых здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности;

- оценка эффективности системы оказания учащимся (в первую очередь,входящим в группу риска) психолого-педагогической поддержки и сопровождения на всех ступенях обучения

- оценка результативности разработанной системы профилактики различных заболеваний;

- выявление влияния созданных условий на снижение заболеваемости учащихся;

- обобщение и презентация результатов реализации проекта



I.Пояснительная записка.

Самое ценное, что есть у человека - это жизнь, а самое ценное в его жизни - здоровье. Сегодня проблема сохранения здоровья детей все более отчетливо осознается представителями системы образования как профессионально значимая. Это объясняется, прежде всего, тем, что само понятие «здоровье» трактуется более широко, чем просто отсутствие заболеваний. Под здоровьем сегодня понимается естественное состояние организма, полное физическое, психическое, духовное, моральное и социальное благополучие, уровень физического развития, соответствующий возрасту.

Коллектив нашей школы рассматривает здоровье как цель, содержание и результат педагогического процесса, как условие, фактор и критерий успешности взаимодействия учителей и учащихся в образовательной деятельности. Деятельность педагога к педагогическому процессу направлена как на обучение, так и на обеспечение условий для сохранения и укрепления их здоровья.

Проект «Школа-территория здоровья» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива, медико-психологической службы, общественности по формированию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Данный проект направлен на решение задач по профилактике и пропаганде здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - это отражающая совокупность индивидуальных разумных способов организации жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно- нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к своему здоровью и оздоравливают социокультурные условия жизни человека. То есть, здоровый образ жизни - это есть индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, реализующаяся на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнедеятельности.

Для решения проблемы по существу необходимы не просто профилактические мероприятия (санитарно-гигиенические, медицинские мероприятия по улучшению показателей заболеваемости, физического и нервно-психического развития и т.п.),а создание целостной системы обучения и воспитания в данном учреждении, которая способствовала бы формированию потенциала здоровья и здоровой личности ребенка и вела к оздоровлению всего школьного коллектива.

План деятельности по реализации проекта


№ п/п

Наименование и содержание

Сроки

Ответственные


2013

2014

2015

2016

1

Проведение анализа нормативно-правовой базы школы и приведение ее в соответствие с законом «Об образовании» и др.документами

+




Совет школы

Пед.совет

2

Создание медицинского Совета школы и нормативно-правовой базы для работы ЗОЖ

+



Совет школы


3

Семинар с учителями по ознакомлению с системой комплексного обучения с здоровьесохраняющими технологиями и ее организацией в начальной школе


+

+

+

+

Зам. директора Психолог разработчики


4



Создание системы мониторинга результатов реализации программы «Школа Здоровья»

+




Зам. директора по УВР

5

Создание диагностики оценки и самооценки уровня развития, учащихся по физическому, нравственному, психическому, социальному здоровью

+

+

+

+

Метод Совет

6


Разработка программно-методического обеспечения:


+


Метод обьединения

7

Обеспечение психолого-педагогического и экологичес­кого сопровождения учебно-воспитательного процесса:

-педагогическое тестирование и психологическое иссле­дование учащихся;

-проведение логопедического обследования учащихся начального звена;

-организация сезонного оздоровительного лагеря.

+

+

+

+

директор Зам.по УВР

8

Проведение «Дней здоровья» в течение учебного года.

+

+

+

+

Учителя физической культуры

культурыры

9

Внеурочная работа (олимпиады, предметные недели, семинары, спортивные мероприятия, работа кружков) в течение года

+

+

+

+

Заместитель по УВР

Учителя физкультуры

метод совет

10

Режим учебно-воспитательного процесса школы состав­лен с учетом организации занятий в 2 смены.

+

+

+

+

Заместитель по УВР

11

В начальном звене школы учебные кабинеты оборудова­ть установками для организации питьевого режима

+

+

+

+

Директор

Учителя

родители

12

Журналы и инструкции по технике безопасности в каждом учебном помещении.

+

+

+

+

Зам.по УВР

13

В учебном плане школы на физическую культуру выде­лить 3 часа в неделю в соответствии с существующими нор­мативами

+

+

+

+

Зам.по УР

14

Организовать занятия спортивных секций:

Футбол.

Шорт-трек

Дартс.

+

+

+

+

Зам.по УВР

Учителя физкультуры

15

Бесплатным горячим питанием обеспечить учащихся из малообеспеченных семей.

+

+

+

+

директор

16

Медицин­ское наблюдение осуществлять специалистами (медицин­скими работниками. Медицин­ские работники проводят своевременную профилактическую работу, осуществляют обработку данных по посещаемости учащихся, проводят диспансеризацию учащихся, системати­зируют информацию по состоянию их здоровья и вносят ре­комендации на соответствующую страницу классных журна­лов, отслеживают изменения в состоянии здоровья детей, имеющих хронические заболевания.

+

+

+

+

Зам.по УВР

медики

17

Грамотное дозирование домашних заданий, необходимость введения динамических пауз в сере­дине дня, профессиональные рекомендации и консультиро­вание родителей по соблюдению режима дня школьников, создание комфортных условий пребывания в классе.

+

+

+

+

Зам.по УВР

Учителя физкультуры


Почему у школьников ухудшается здоровье

Из-за переутомления

Уже с самых первых дней учебы у малышей может быть не четыре, а пять или шесть уроков. На выполнение домашних заданий в младшей и основной школе уходит не менее 1,5 часов, а иногда и весь вечер. Фактически школа отнимает все свободное время: дети учатся по 6- 7 часов, потом идут заниматься в кружках или в спортивную секцию, делают дома уроки и ложатся спать совершенно без сил. У школьников нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому хронической усталости. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для здоровья детей.

Из-за гиподинамии

По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и основной школе дефицит активности у детей достигает 30-40 %, а у старшеклассников - уже 80 %. В среднем общее время занятий, включая продолжительность уроков, факультативов и выполнения домашней работы, составляет более 9 часов. Приходя домой, многие дети около двух часов проводят за компьютером или перед телевизором. Таким образом, тело школьника находится без движения почти половину суток - как минимум 11 часов. В результате у ребенка появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, патологическое изменение осанки, снижение иммунитета.

Из-за стрессов

Ухудшение здоровья детей в школе связано с перегрузкой нервной системы из-за нехватки времени. Ребенок постоянно торопится: ждет окончания урока, выходных, каникул и т. д. Все это приводит к хроническому эмоциональному перенапряжению. Кроме того, школа - это особая социальная среда, в которой впечатлительному, импульсивному или неуверенному в себе малышу или подростку не всегда бывает просто находиться. К стрессу чаще всего приводят конфликты с педагогами и одноклассниками. Эмоциональные перегрузки подрывают как психическое, так и физическое здоровье детей.

Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Озеленение пришкольной территории оказывает оздоровительное влияние на жизнь учащихся. Аллеи, сад, цветники доставляют им возможность здорового отдыха, оказывает благотворное влияние на физическое самочувствие и на психику. Мы давно знаем, что растительность смягчает микроклимат, улучшает температурный и ветровой режим. Воздух в озеленённой зоне бывает более влажным за счет постоянных и обильных испарений от листвы. Она же задерживает и уменьшает солнечную радиацию. Врачи отмечают также благотворное действие отдыха среди лесной природы на душевное состояние и настроение человека

Известно, что в местах большого скопления людей наряду с изменением химического, механического, физического - особое значение имеет биологический (бактериальный) уровень загрязнения воздуха, где микроорганизмы могут находиться в трёх формах аэрозоля : пылевом, капельном, ядерно - капельном.

Таким образом, задачами фитодизайна являются очистка и оздоровление воздуха пришкольной территории, увлажнение, ионизация и обогащение его веществами, благотворно влияющими на здоровье человека, а также создание комфортной и эстетически приятной обстановки.

Чтобы стать достойными защитником Родины, нужно обладать высокими политическими, морально-боевыми и психологическими качествами, в совершенстве владеть оружием, уметь действовать в различных условиях боя, быть физически развитым и закаленным.

Среди разнообразных средств физического воспитания детей и подростков большое значение придается организации и проведению различных коллективных подвижных игр.

Игра - это сознательная деятельность, направленная на достижение определенной цели. Игры всегда использовались в воспитательных целях и вместе с развитием общественных отношений постоянно изменялись, совершенствовались и усложнялись их формы и содержание.

В игровой деятельности детей и подростков значительное место занимают подвижные игры. Подвижными называются игры, содержащие разнообразные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний и других движений, а также инициативных действий, направленных на выполнение условно поставленной задачи. В настоящее время большую популярность приобрели игры на местности. Так называются игры, проводимые в лесу, на лужайке, вблизи озера, реки, в горах, в поле или в степи. Эти игры можно проводить во время экскурсий, походов, на сборах, звеньев и отрядов.

Компонентами игр на местности являются марш броски, восхождения на возвышенности, спуски с них, однодневные и двухдневные походы с ночевкой, лазание по канату. Эти и другие способы передвижения и преодоления препятствий сочетаются с упражнениями, способствующими развитию наблюдательности, глазомера, слуха, и требуют от участников проявления инициативы и силы воли.

Игры на местности очень ценны с педагогической точки зрения. Цель каждой такой игры - предоставить детям возможность применять в процессе игровой деятельности практические навыки и умения, полученные ими в походах и на сборах.

Учитывая целевую установку и способы организации, различают простейшие игры и более сложные подвижные военизированные и военно-спортивные игры.

При проведении военизированных игр чрезвычайно важна тактическая находчивость, смекалка, инициатива и физическая подготовленность. Играющим необходимо уметь пользоваться компасом, картой, разбираться в следах, дорожных знаках, сигнализации .

В военно-спортивных играх наряду с совершенством владения двигательными навыками необходимо высокая организованность отдельных игроков или групп играющих. Для таких игр характерно коллективная борьба участников за победу своей команды.Игры развивают способность видеть, слышать и запоминать важное, умение скрытно передвигаться, хорошо маскироваться, правильно ориентироваться в различных ситуациях и условиях естественной обстановки, преодолевать различные препятствия.

Военно-спортивная игра - более высокая ступень развития военизированной игры. Сложность военно-спортивных игр заключается в том, что при проведении необходимо высоко организованная тактика действий больших коллективов. В ходе этих игр отчетливо проявляются специальная физическая, техническая и тактическая подготовленность игроков.

Огромную роль военно-спортивные игры занимают в системе военно-патриотического воспитания. Воспитательная роль военно-спортивных игр повышается благодаря тому, что юноши с большим интересом относятся к ним, играют в них охотно. Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается прежде всего в том, что эти игры способствуют развития у юношей высоких нравственных чувств, моральных качеств. В процессе игр у юношей воспитываются и закаливаются волевые качества, создаются благоприятные условия для воспитания у них дисциплинированности, настойчивости, выносливости.

В военно-спортивных играх юноши приобретают некоторые военные знания, умения и навыки, подготавливают ребят к успешному усвоению программы начальной военной подготовки.

Военно-спортивные игры является одной из важных форм работы школьников, способствующей освоению программы начальной военной подготовки в средних классах, военно-патриотическому и физическому воспитанию школьников.

Однако опыт показывает, что нередко одни и те же игры на местности можно делать увлекательными и доступными для учащихся различных возрастов, регулируя нагрузку, увеличивая или уменьшая время на игру, упрощая или усложняя правила и задачи, уменьшая или увеличивая количество заданий, препятствий и район игры, применяя различный инвентарь (учебное оружие, средства имитации, приборы, топографические карты, технические средства связи и др.). Поэтому организатору военно-спортивных игр на местности независимо от того, с какой категорией учащихся он работает, целесообразно ознакомиться с содержанием всех игр.

Игры «Алау» и «Улан», руководство которыми осуществляется опытными военачальниками и командирами, представляют собой высший этап развития игровой деятельности. Содержание таких игр направлено на разрешение задач разностороннего физического развития. Игра «Алау» помимо определенных действий на местности включает в себя комплекс мероприятий военно-патриотического воспитания. Ее содержание предусматривает проведение обще военной, боевой, стрелковой, строевой, физической подготовки и туризму. Это различные сборы, создание военно-патриотических клубов школьников.

Военно-спортивная игра «Улан» - составное звено активных мероприятий военно-патриотического воспитания школьников и учащихся профессионально-технических училищ, молодежи. По существу, эта игра является продолжением игры «Алау». Игра «Улан» способствует углублению знаний и навыков по НВП.

Важным элементом в системе физической подготовки являются нормативные требования, уровень которых должен соответствовать решаемым задачам. Выполнение нормативных требований определяется проверкой физической подготовленности личного состава. Результаты проверки должны показывать командиру, в какой степени решены задачи физической подготовки и давать основания для дальнейшего планирования работы по этому важному предмету боевой подготовки.

Военно-прикладную направленность физической подготовки обеспечивается преимущественных включением в содержание физической подготовки военно-прикладных физических упражнений и видов спорта.

Военно - спортивные игры, делают юношей настоящими мужчинами, выносливыми, сила и выносливость - основа спорта. Сплав их дает новое качество - силовую выносливость. А эти качества необходимы в разных жизненных ситуациях, в учебе и, особенно на военной службе.

Военно-спортивная игра «Алау» является одной из важных форм работы школьников, способствующей освоению программы начальной военной подготовки в средних классах, военно-патриотическому и физическому воспитанию школьников .

Военно-патриотическое воспитание молодежи, ее подготовка службе в Вооруженных Силах РК - объективная необходимость.

Ежегодно в армию приходит хорошее пополнение. Молодые воины в короткий срок успешно овладевают специальностью и всей воинской службой, добросовестно выполняют требования воинских уставов, активно участвуют в общественной жизни подразделений. Их успехи в жизни объясняются и той большой целенаправленной работой по военно-патриотическому воспитанию, которая проводится с молодежью в учебных заведениях. Молодежную военно-спортивную игру "Улан" по праву называют школой мужества, отваги, патриотизма. Она не только воспитывает юных в духе патриотизма, но и закаляет их физически и морально, способствует более прочному закреплению знаний и навыков по НВП, лучшей готовности к военной службе.

Исследования показали, что основными мотивами, поражающими у учащихся интерес к военно-спортивной игре, являются следующие.

Во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы в возможности проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться.

Во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, в защите своего Отечества.

Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.







Ожидаемые результаты.

  1. Сформированность у учащихся определенных знаний, умений и действий (в соответствии с образом выпускника у учащихся школы на каждой ступени обучения).

  2. Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного процесса .

  3. Положительная динамика мониторинга уровня физической подготовленности учащихся.

  4. Положительная динамика охвата учащихся спортивно- оздоровительной досуговой деятельностью.

  5. Уменьшение доли учащихся с вредными привычками( от общего количества учащихся).

  6. Выпуск методических рекомендаций, брошюр с целью распространения опыта работы школы в направлении работы школы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.





ЛИТЕРАТУРА

1. Министерство обороны РК « Наставление по физической подготовке» М.- 1987г.

2. Министерство обороны РК «Методическое пособие по физической подготовке и спорту в ВС РК» Алматы 2002г.

3. В.Б.Спекторов «Военно- спортивные игры» М.-1985г.

4. Военно- спортивная игра «Улан ».Астана.МО РК.2008г.

5. П.Д. Лукашов «Военно- спортивные игры школьников на местности » М.-1978г.


Социальный проект: «Школа- территория здоровья»Социальный проект: «Школа- территория здоровья»Социальный проект: «Школа- территория здоровья»Социальный проект: «Школа- территория здоровья»Социальный проект: «Школа- территория здоровья»Социальный проект: «Школа- территория здоровья»

© 2010-2022