- Преподавателю
- Физкультура
- Программа дополнительного образования Настольный теннис
Программа дополнительного образования Настольный теннис
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чефонова Н.А. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к общеразвивающей программе дополнительного образования детей
«Настольный теннис» (далее программа).
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры - настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств - выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Цель программы: Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
Задачи:
Обучающие:
-
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта - спортивные игры (настольный теннис);
-
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
-
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие:
-
развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
-
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
-
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные:
-
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
-
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
-
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
По уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Отличительные особенности программы
Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе типовых программ декоративно-прикладной направленности, с учетом использования различных материалов и технологий, а также способствует расширению и повышению физкультурно-спортивной культуры детей.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 10 до 15 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 2 года.
Обучение по программе рассчитано на 36 рабочих недель.
Режим занятий
1 год - 72 часа из расчета 2 раза в неделю по 40 минут, с перерывом в 15 минут.
2 год - 72 часов из расчета 2 раза в неделю по 40 минут, с перерывом 15 минут.
Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми.
Формы занятий:
-
групповая;
-
игровая;
-
индивидуально-игровая;
-
в парах;
-
индивидуальная;
-
практическая;
-
комбинированная;
-
соревновательная.
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
знать:
-
что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
-
как правильно распределять свою физическую нагрузку;
-
правила игры в настольный теннис;
-
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
-
правила проведения соревнований;
уметь:
-
проводить специальную разминку для теннисиста
-
овладеют основами техники настольного тенниса;
-
овладеют основами судейства в теннисе;
-
составлять график соревнований в личном зачете и определять победителя;
Разовьют следующие качества:
-
улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
-
улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
-
повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
-
коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
Личностные результаты - развитие положительных личностных качеств учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).
Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
понимать задачи, поставленные педагогом;
-
знать технологическую последовательность выполнения работы;
-
правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
-
научиться проявлять творческие способности;
-
развивать сенсорные и моторные навыки.
Коммуникативные УУД:
-
учиться работать в коллективе;
-
проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Предметные результаты - формирование навыков игры в настольный теннис, применения технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.
Виды и формы контроля ЗУН учащихся:
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры внутри группы, а также участие в районном турнире по настольному теннису.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Способы проверки ЗУН учащихся:
-
начальная диагностика;
-
промежуточная диагностика;
-
итоговая аттестация.
Формы подведения итогов программы:
-
участие в соревнованиях;
-
участие в олимпиадах;
-
защита творческих работ и проектов.
Материально - техническое обеспечение программы
Для занятий по программе требуется:
спортивный школьный зал 9x18
спортивный инвентарь и оборудование:
-
теннисные ракетки и мячи на каждого обучающегося
-
набивные мячи
-
перекладины для подтягивания в висе - 2 штук
-
скакалки для прыжков на каждого обучающегося
-
секундомер
-
гимнастические скамейки - 3 штук
-
теннисные столы - 3 штуки
-
сетки для настольного тенниса - 2 штуки
-
гимнастические маты - 4 штук
-
гимнастическая стенка
-
волейбольный, футбольный, баскетбольный мяч
Техническое оснащение
-
проектор;
-
экран;
-
видео - диски;
-
магнитофон;
-
компьютер.
Дидактическое обеспечение программы
-
Картотека упражнений по настольному теннису (карточки).
-
Картотека общеразвивающих упражнений для разминки
-
Схемы и плакаты освоения технических приемов в настольном теннисе.
-
Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»
-
«Правила игры в настольный теннис».
-
Видеозаписи выступлений учащихся.
-
«Правила судейства в настольном теннисе».
-
Регламент проведения турниров по настольному теннису различных уровней.
Санитарно - гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
-
светлое просторное помещение;
-
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
-
в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.
Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей образовательной программой. В ходе реализации программы возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей детей.
Первый год обучения
Цель - овладеть приёмами игры в настольный теннис и приобрести хорошие технические навыки.
1. Обучающие:
-
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта - спортивные игры (настольный теннис);
-
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
-
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
2. Развивающие:
-
развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
-
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
-
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
-
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
-
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
-
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Предполагаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся должны:
знать:
-
правила одиночных игр;
-
иметь представление об олимпийской системе соревнований;
-
технику выполнения основных ударов (плоский удар, кач, накат);
-
историю развития игры в России.
уметь:
-
выполнять основные технические приемы игры;
-
судить одиночные и парные игры;
-
выполнять сложные движения (перемещения у стола, удары) с определенной силой и скоростью.
Приобрести навыки:
-
основ техники некоторых упражнений;
-
выполнения возрастных нормативов;
-
приема водных процедур, воздушных, солнечных ванн.
Второй год обучения
Цель - овладеть приёмами игры в настольный теннис и приобрести хорошие технические навыки.
1. Обучающие:
-
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта - спортивные игры (настольный теннис);
-
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
-
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
2. Развивающие:
-
развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
-
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
-
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
-
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
-
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
-
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Предполагаемые результаты
К концу второго года обучения учащиеся должны:
знать:
-
тенденции развития настольного тенниса в наши дни;
-
технику выполнения основных нападающих и оборонительных технических приѐмов;
-
круговую и олимпийскую системы соревнований;
-
технику выполнения несложных комбинаций ударов;
-
историю развития игры за рубежом.
уметь:
-
выполнять без ошибок основные технические приемы;
-
выполнять технические приемы и их сочетания;
-
судить одиночные и парные игры на уровне судьи 2-й категории.
Приобрести навыки:
-
владения двигательными умениями и навыками в пределах возрастных нормативов;
-
достижения уровня физической подготовленности соответственно возрастным нормативам;
-
самостоятельно тренироваться на тренажерах и снарядах;
-
контроля тренировочной нагрузки.
Учебно- тематический план
Первый год обучения:
№
п/п
Раздел
Тема
Кол-во часов
теор. практ. всего
Введение в курс программы
1
Введение, техника безопасности, правила дорожного движения
1
-
1
2
Физическая культура и спорт в России, области, городе
1
-
1
- история развития настольного тенниса
1
-
1
3
Валеология
2
-
2
Лекции о вреде наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения
1
-
1
Безопасность поведения - залог сохранения здоровья
1
-
1
4
Основы техники и тактики игры
10,5
36,5
47
Хватка ракетки
0,5
1,5
2
Игровая стойка у стола
0,5
1,5
2
Перемещение у стола
0,5
1,5
2
Набивание мяча на ракетке
1
2
3
- одной стороной ракетки
0,5
0,5
1
- 2-мя сторонами ракетки поочередно
0,5
0,5
1
- набивание мяча на постоянную и на разную контрастную высоту
-
1
1
Плоский удар (откидка)
2
6
8
- слева
0,5
1,5
2
- справа
0,5
1,5
2
- перемещение влево-вправо при выполнении плоского удара
0,5
1,5
2
- "Треугольник" плоским ударом
0,5
1,5
2
Подача
2
6
8
- плоским ударом без вращения
0,5
1, 5
2
- с верхним вращением
0,5
1,5
2
- с нижним вращением
0,5
1,5
2
- прием подач плоским ударом, накатом, качем
0,5
1,5
2
Накат
1,5
7,5
9
- справа и слева по диагонали
0,5
2,5
3
- справа и слева по прямой
0,5
2,5
3
- "Треугольник" накатом
0,5
2,5
3
Кач (срезка)
1
5
6
- справа и слева по диагонали
0,5
2,5
3
- справа и слева по прямой
0,5
2,5
3
Атака с кача (срезки)
1
5
6
-справа и слева по диагонали
0,5
2,5
3
- справа и слева по прямой
0,5
2,5
3
Игры
0,5
1,5
2
- один против всех
0,5
1,5
2
5
Методика обучения
1
-
1
6
Правила игры
2
2
4
- правила одиночных игр
1
2
3
- олимпийская система соревнований
1
-
1
7
Участие в соревнованиях
1
5
6
8
Индивидуальная работа
0,5
3,5
4
9
Разминка перед занятием
-
3
3
10
Контроль нормативов физического развития
-
3
3
Итого:
19
53
72
Краткое содержание изучаемого материала.
1-й год обучения.
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на занятиях.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. История развития настольного тенниса.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице.
Основы техники и тактики игры. Изучение базовых приемов игры настольного тенниса. Изучение технических приемов. Контроль нормативов по технико-тактической подготовке воспитанников.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу. Изучение хватки ракетки; стойки у стола; перемещения у стола. Набивание мяча на ракетке. Плоский удар, накат, кач (срезка) в простых комбинациях («треугольник», «восьмерка»), атака с кача (срезки), подача без вращения, с верхним и нижним вращением, игра «один - против всех». Основная задача практических занятий - освоение основных элементов игры.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально- волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок.
Правила игры. Ознакомление с правилами одиночных игр.
Участие в соревнованиях. Выступление на соревнованиях районного и областного уровня.
Индивидуальная работа. Отработка технических приемов настольного тенниса.
Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных физических упражнений.
Контроль нормативов физического развития. Проверка физического развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по отжиманию, бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину и высоту, прыжкам через скакалку, подтягиванию. Проводится 2 раза: вначале и в конце учебного года.
Учебно- тематический план
Второй год обучения:
№
п/п
Раздел
Тема
Кол-во часов
теор. практ. всего
Введение в курс программы
1
Введение, техника безопасности
1
-
1
2
Физическая культура и спорт в России, области, городе
2
-
2
- тенденции развития тенниса в мире
1
-
1
- развитие настольного тенниса в России
1
-
1
3
Валеология
4
-
4
Опасность вредных привычек
2
-
2
- наркомания, токсикомания и курение
1
-
1
- алкоголизм
1
-
1
Безопасность поведения - залог сохранения здоровья
2
-
2
- поведение дома и в школе
1
-
1
- безопасное поведение на улице и в общественных местах
1
-
1
4
Основы техники и тактики игры
16
26
42
Подача
2
2
4
- с верхним вращением
0,5
0,5
1
- с нижним вращением
0,5
0,5
1
- с боковым вращением
0,5
0,5
1
- индивидуальная
0,5
0,5
1
Прием подачи
1,5
1,5
3
- накатом
0,5
0,5
1
- подрезкой
0,5
0,5
1
- подставкой
0,5
0,5
1
Накат
1,5
6,5
8
- справа по диагонали
0,5
0,5
1
- слева по диагонали
0,5
0,5
1
- справа и слева по прямой
0,5
0,5
1
- "Треугольник" в правый угол
-
1
1
- «Треугольник» в левый гол
-
1
1
- «Восьмѐрка» с углов
-
1
1
- «Восьмѐрка» по прямой
-
1
1
- совершенствование техники и тактики игры накатом
-
1
1
Контрудар
1
1
2
- справа
0,5
0,5
1
- слева
0,5
0,5
1
Кач (срезка)
1,5
6,5
8
- справа по диагонали
0,5
0,5
1
- слева по диагонали
0,5
0,5
1
- справа и слева по прямой
-
1
1
- «Треугольник» в правый угол
-
1
1
- «Треугольник» в левый угол
-
1
1
- «Восьмерка» по диагонали
-
1
1
- «Восьмерка» по прямой
-
1
1
- совершенствование техники и тактики игры качем
0,5
0,5
1
Атакующий удар с кача (срезки)
2
2
4
-справа по диагонали
0,5
0,5
1
- слева по диагонали
0,5
0,5
1
- справа по прямой
0,5
0,5
1
- слева по прямой
0,5
0,5
1
Подрезка
1
1
2
- справа
0,5
0,5
1
- слева
0,5
0,5
1
Удар по «свече»
0,5
0,5
1
- накатом
0,5
0,5
1
Игры
1,5
1,5
3
- «крутиловка»
0,5
0,5
1
- «один против всех»
0,5
0,5
1
- «попади в цель»
0,5
0,5
1
Топ-спин справа
1
1
2
- по диагонали
0,5
0,5
1
- по прямой
0,5
0,5
1
Прием топ-спина
1
1
2
- подставкой
0,5
0,5
1
- накатом
0,5
0,5
1
Комбинированные серии ударов
0,5
1,5
2
5
Психологическая подготовка
2
-
2
- настрой на подачу
1
-
1
- настрой на розыгрыш очка
1
-
1
6
Методика обучения
1
-
1
7
Правила игры
2,5
1,5
4
- парные игры, правила игры
0,5
0,5
1
- расписание игр
0,5
0,5
1
- круговая система соревнований
0,5
0,5
1
- судейская практика
1
-
1
8
Участие в соревнованиях
-
4
4
- товарищеские встречи
-
4
4
9
Индивидуальная работа
0,5
2,5
3
10
Разминка перед занятием
-
3
3
11
Контроль нормативов физического развития
-
3
3
Итого:
33
39
72
Краткое содержание изучаемого материала.
2-й год обучения.
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на занятиях, правила дорожного движения.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. Выступление российских спортсменов на мировой арене. Участие спортсменов города и области в региональных, областных, городских соревнованиях.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице.
Основы техники и тактики игры. Совершенствование приемов игры, освоенных ранее. Изучение технических приемов согласно приложению 4. Контроль нормативов по технико-тактической подготовке воспитанников проводится согласно приложению 3.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу.
Стабильная подача с различным вращением мяча, укороченная и длинная в различные точки стола. Техника игры накатом по диагонали и по прямой сериями (до 40 ударов). Техника игры качем (срезкой) по диагонали и по прямой сериями (до 40 ударов). Атакующий удар с кача (срезки) как средство завершения атакующих действий. Изучение технического приѐма «топ-спин» справа и его отражения, подрезки справа и слева, удара по свече накатом, контрудара, как средство перехвата инициативы в игре. Подраздел игры используется не только как способ обучения и усовершенствования техники, тактики, координации движения, «чувства мяча» физической подготовки, но и как интересный и полезный отдых для большой компании. Подраздел комбинированные серии ударов моделирует игровые ситуации, наиболее часто встречаемые в игре на счѐт. Необходим для выстраивания индивидуального стиля игры спортсмена, его умения создавать выигрышные ситуации в игре и выходить из них победителем. Подраздел способствует развитию скорости и вариативности мышления, а также творческих способностей воспитанников.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально- волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике и тактике игры занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок.
Правила игры. Закрепление правил соревнований в одиночных играх по круговой системе соревнований. Знакомство с олимпийской системой соревнований. Составление графиков соревнований, Судейская практика. Правила парных игр. Парные игры.
Участие в соревнованиях. Выступление на соревнованиях внутриклубного, межклубного и городского уровня.
Индивидуальная работа. Отработка технических приемов настольного тенниса, анализ игровой ситуации.
Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных физических упражнений.
Контроль нормативов физического развития. Проверка физического развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по отжиманию, бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину и высоту, прыжкам через скакалку, подтягиванию. Проводится 2 раза: вначале и в конце учебного года согласно.