Программа дополнительного образования Настольный теннис

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к общеразвивающей программе дополнительного образования детей

«Настольный теннис» (далее программа).

Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Направленность программы - физкультурно-спортивная.

Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.

Актуальность программы

Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.

Выбор спортивной игры - настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.

Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.

Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств - выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.

В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.

Цель программы: Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.



Задачи:

Обучающие:

  • дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта - спортивные игры (настольный теннис);

  • научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;

  • обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.

Развивающие:

  • развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;

  • развивать двигательные способности посредством игры в теннис;

  • формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

Воспитательные:

  • способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;

  • воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;

  • пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;

По уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.

Отличительные особенности программы

Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе типовых программ декоративно-прикладной направленности, с учетом использования различных материалов и технологий, а также способствует расширению и повышению физкультурно-спортивной культуры детей.

Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.

В реализации программы участвуют дети в возрасте от 10 до 15 лет.

Продолжительность образовательного процесса - 2 года.

Обучение по программе рассчитано на 36 рабочих недель.

Режим занятий

1 год - 72 часа из расчета 2 раза в неделю по 40 минут, с перерывом в 15 минут.

2 год - 72 часов из расчета 2 раза в неделю по 40 минут, с перерывом 15 минут.

Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми.

Формы занятий:

  • групповая;

  • игровая;

  • индивидуально-игровая;

  • в парах;

  • индивидуальная;

  • практическая;

  • комбинированная;

  • соревновательная.











Ожидаемые результаты освоения программы

К концу обучения по данной программе учащиеся должны

знать:

  • что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;

  • как правильно распределять свою физическую нагрузку;

  • правила игры в настольный теннис;

  • правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;

  • правила проведения соревнований;

уметь:

  • проводить специальную разминку для теннисиста

  • овладеют основами техники настольного тенниса;

  • овладеют основами судейства в теннисе;

  • составлять график соревнований в личном зачете и определять победителя;

Разовьют следующие качества:

  • улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;

  • улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;

  • повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;

  • коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.

Личностные результаты - развитие положительных личностных качеств учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).

Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • понимать задачи, поставленные педагогом;

  • знать технологическую последовательность выполнения работы;

  • правильно оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • научиться проявлять творческие способности;

  • развивать сенсорные и моторные навыки.

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в коллективе;

  • проявлять индивидуальность и самостоятельность.

Предметные результаты - формирование навыков игры в настольный теннис, применения технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.

Виды и формы контроля ЗУН учащихся:

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.

В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры внутри группы, а также участие в районном турнире по настольному теннису.

Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Способы проверки ЗУН учащихся:

  • начальная диагностика;

  • промежуточная диагностика;

  • итоговая аттестация.

Формы подведения итогов программы:

  • участие в соревнованиях;

  • участие в олимпиадах;

  • защита творческих работ и проектов.

Материально - техническое обеспечение программы

Для занятий по программе требуется:

спортивный школьный зал 9x18

спортивный инвентарь и оборудование:

  • теннисные ракетки и мячи на каждого обучающегося

  • набивные мячи

  • перекладины для подтягивания в висе - 2 штук

  • скакалки для прыжков на каждого обучающегося

  • секундомер

  • гимнастические скамейки - 3 штук

  • теннисные столы - 3 штуки

  • сетки для настольного тенниса - 2 штуки

  • гимнастические маты - 4 штук

  • гимнастическая стенка

  • волейбольный, футбольный, баскетбольный мяч

Техническое оснащение

  • проектор;

  • экран;

  • видео - диски;

  • магнитофон;

  • компьютер.

Дидактическое обеспечение программы

  • Картотека упражнений по настольному теннису (карточки).

  • Картотека общеразвивающих упражнений для разминки

  • Схемы и плакаты освоения технических приемов в настольном теннисе.

  • Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»

  • «Правила игры в настольный теннис».

  • Видеозаписи выступлений учащихся.

  • «Правила судейства в настольном теннисе».

  • Регламент проведения турниров по настольному теннису различных уровней.

Санитарно - гигиенические требования

Для реализации программы необходимо иметь:

  • светлое просторное помещение;

  • в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;

  • в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение программы

Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.

Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей образовательной программой. В ходе реализации программы возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей детей.

Первый год обучения

Цель - овладеть приёмами игры в настольный теннис и приобрести хорошие технические навыки.

1. Обучающие:

  • дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта - спортивные игры (настольный теннис);

  • научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;

  • обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.

2. Развивающие:

  • развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;

  • развивать двигательные способности посредством игры в теннис;

  • формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

3. Воспитательные:

  • способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;

  • воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;

  • пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;

Предполагаемые результаты

К концу первого года обучения учащиеся должны:

знать:

  • правила одиночных игр;

  • иметь представление об олимпийской системе соревнований;

  • технику выполнения основных ударов (плоский удар, кач, накат);

  • историю развития игры в России.

уметь:

  • выполнять основные технические приемы игры;

  • судить одиночные и парные игры;

  • выполнять сложные движения (перемещения у стола, удары) с определенной силой и скоростью.

Приобрести навыки:

  • основ техники некоторых упражнений;

  • выполнения возрастных нормативов;

  • приема водных процедур, воздушных, солнечных ванн.











Второй год обучения

Цель - овладеть приёмами игры в настольный теннис и приобрести хорошие технические навыки.

1. Обучающие:

  • дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта - спортивные игры (настольный теннис);

  • научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;

  • обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.

2. Развивающие:

  • развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;

  • развивать двигательные способности посредством игры в теннис;

  • формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

3. Воспитательные:

  • способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;

  • воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;

  • пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;

Предполагаемые результаты

К концу второго года обучения учащиеся должны:

знать:

  • тенденции развития настольного тенниса в наши дни;

  • технику выполнения основных нападающих и оборонительных технических приѐмов;

  • круговую и олимпийскую системы соревнований;

  • технику выполнения несложных комбинаций ударов;

  • историю развития игры за рубежом.

уметь:

  • выполнять без ошибок основные технические приемы;

  • выполнять технические приемы и их сочетания;

  • судить одиночные и парные игры на уровне судьи 2-й категории.

Приобрести навыки:

  • владения двигательными умениями и навыками в пределах возрастных нормативов;

  • достижения уровня физической подготовленности соответственно возрастным нормативам;

  • самостоятельно тренироваться на тренажерах и снарядах;

  • контроля тренировочной нагрузки.

Учебно- тематический план

Первый год обучения:

п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

теор. практ. всего

Введение в курс программы

1

Введение, техника безопасности, правила дорожного движения

1

-

1

2

Физическая культура и спорт в России, области, городе

1

-

1

- история развития настольного тенниса

1

-

1

3

Валеология

2

-

2

Лекции о вреде наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения

1

-

1

Безопасность поведения - залог сохранения здоровья

1

-

1

4

Основы техники и тактики игры

10,5

36,5

47

Хватка ракетки

0,5

1,5

2

Игровая стойка у стола

0,5

1,5

2

Перемещение у стола

0,5

1,5

2

Набивание мяча на ракетке

1

2

3

- одной стороной ракетки

0,5

0,5

1

- 2-мя сторонами ракетки поочередно

0,5

0,5

1

- набивание мяча на постоянную и на разную контрастную высоту

-

1

1

Плоский удар (откидка)

2

6

8

- слева

0,5

1,5

2

- справа

0,5

1,5

2

- перемещение влево-вправо при выполнении плоского удара

0,5

1,5

2

- "Треугольник" плоским ударом

0,5

1,5

2


Подача

2

6

8


- плоским ударом без вращения

0,5

1, 5

2


- с верхним вращением

0,5

1,5

2


- с нижним вращением

0,5

1,5

2


- прием подач плоским ударом, накатом, качем

0,5

1,5

2


Накат

1,5

7,5

9


- справа и слева по диагонали

0,5

2,5

3


- справа и слева по прямой

0,5

2,5

3


- "Треугольник" накатом

0,5

2,5

3


Кач (срезка)

1

5

6


- справа и слева по диагонали

0,5

2,5

3


- справа и слева по прямой

0,5

2,5

3


Атака с кача (срезки)

1

5

6


-справа и слева по диагонали

0,5

2,5

3


- справа и слева по прямой

0,5

2,5

3


Игры

0,5

1,5

2


- один против всех

0,5

1,5

2

5

Методика обучения

1

-

1

6

Правила игры

2

2

4


- правила одиночных игр

1

2

3


- олимпийская система соревнований

1

-

1

7

Участие в соревнованиях

1

5

6

8

Индивидуальная работа

0,5

3,5

4

9

Разминка перед занятием

-

3

3

10

Контроль нормативов физического развития

-

3

3

Итого:

19

53

72


Краткое содержание изучаемого материала.

1-й год обучения.

Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на занятиях.

Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. История развития настольного тенниса.

Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице.

Основы техники и тактики игры. Изучение базовых приемов игры настольного тенниса. Изучение технических приемов. Контроль нормативов по технико-тактической подготовке воспитанников.

Краткое описание содержания практических занятий по разделу. Изучение хватки ракетки; стойки у стола; перемещения у стола. Набивание мяча на ракетке. Плоский удар, накат, кач (срезка) в простых комбинациях («треугольник», «восьмерка»), атака с кача (срезки), подача без вращения, с верхним и нижним вращением, игра «один - против всех». Основная задача практических занятий - освоение основных элементов игры.

Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально- волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок.

Правила игры. Ознакомление с правилами одиночных игр.

Участие в соревнованиях. Выступление на соревнованиях районного и областного уровня.

Индивидуальная работа. Отработка технических приемов настольного тенниса.

Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных физических упражнений.

Контроль нормативов физического развития. Проверка физического развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по отжиманию, бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину и высоту, прыжкам через скакалку, подтягиванию. Проводится 2 раза: вначале и в конце учебного года.


Учебно- тематический план

Второй год обучения:

п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

теор. практ. всего

Введение в курс программы

1

Введение, техника безопасности

1

-

1

2

Физическая культура и спорт в России, области, городе

2

-

2

- тенденции развития тенниса в мире

1

-

1

- развитие настольного тенниса в России

1

-

1

3

Валеология

4

-

4

Опасность вредных привычек

2

-

2

- наркомания, токсикомания и курение

1

-

1

- алкоголизм

1

-

1

Безопасность поведения - залог сохранения здоровья

2

-

2

- поведение дома и в школе

1

-

1

- безопасное поведение на улице и в общественных местах

1

-

1

4

Основы техники и тактики игры

16

26

42


Подача

2

2

4


- с верхним вращением

0,5

0,5

1


- с нижним вращением

0,5

0,5

1


- с боковым вращением

0,5

0,5

1


- индивидуальная

0,5

0,5

1


Прием подачи

1,5

1,5

3


- накатом

0,5

0,5

1


- подрезкой

0,5

0,5

1


- подставкой

0,5

0,5

1


Накат

1,5

6,5

8


- справа по диагонали

0,5

0,5

1


- слева по диагонали

0,5

0,5

1


- справа и слева по прямой

0,5

0,5

1


- "Треугольник" в правый угол

-

1

1


- «Треугольник» в левый гол

-

1

1


- «Восьмѐрка» с углов

-

1

1


- «Восьмѐрка» по прямой

-

1

1


- совершенствование техники и тактики игры накатом

-

1

1


Контрудар

1

1

2


- справа

0,5

0,5

1


- слева

0,5

0,5

1


Кач (срезка)

1,5

6,5

8


- справа по диагонали

0,5

0,5

1


- слева по диагонали

0,5

0,5

1


- справа и слева по прямой

-

1

1


- «Треугольник» в правый угол

-

1

1


- «Треугольник» в левый угол

-

1

1


- «Восьмерка» по диагонали

-

1

1


- «Восьмерка» по прямой

-

1

1


- совершенствование техники и тактики игры качем

0,5

0,5

1


Атакующий удар с кача (срезки)

2

2

4


-справа по диагонали

0,5

0,5

1


- слева по диагонали

0,5

0,5

1


- справа по прямой

0,5

0,5

1


- слева по прямой

0,5

0,5

1


Подрезка

1

1

2


- справа

0,5

0,5

1


- слева

0,5

0,5

1


Удар по «свече»

0,5

0,5

1


- накатом

0,5

0,5

1


Игры

1,5

1,5

3


- «крутиловка»

0,5

0,5

1


- «один против всех»

0,5

0,5

1


- «попади в цель»

0,5

0,5

1


Топ-спин справа

1

1

2


- по диагонали

0,5

0,5

1


- по прямой

0,5

0,5

1


Прием топ-спина

1

1

2


- подставкой

0,5

0,5

1


- накатом

0,5

0,5

1


Комбинированные серии ударов

0,5

1,5

2

5

Психологическая подготовка

2

-

2


- настрой на подачу

1

-

1


- настрой на розыгрыш очка

1

-

1

6

Методика обучения

1

-

1

7

Правила игры

2,5

1,5

4


- парные игры, правила игры

0,5

0,5

1


- расписание игр

0,5

0,5

1


- круговая система соревнований

0,5

0,5

1


- судейская практика

1

-

1

8

Участие в соревнованиях

-

4

4


- товарищеские встречи

-

4

4

9

Индивидуальная работа

0,5

2,5

3

10

Разминка перед занятием

-

3

3

11

Контроль нормативов физического развития

-

3

3

Итого:

33

39

72

Краткое содержание изучаемого материала.

2-й год обучения.

Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на занятиях, правила дорожного движения.

Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. Выступление российских спортсменов на мировой арене. Участие спортсменов города и области в региональных, областных, городских соревнованиях.

Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице.

Основы техники и тактики игры. Совершенствование приемов игры, освоенных ранее. Изучение технических приемов согласно приложению 4. Контроль нормативов по технико-тактической подготовке воспитанников проводится согласно приложению 3.

Краткое описание содержания практических занятий по разделу.

Стабильная подача с различным вращением мяча, укороченная и длинная в различные точки стола. Техника игры накатом по диагонали и по прямой сериями (до 40 ударов). Техника игры качем (срезкой) по диагонали и по прямой сериями (до 40 ударов). Атакующий удар с кача (срезки) как средство завершения атакующих действий. Изучение технического приѐма «топ-спин» справа и его отражения, подрезки справа и слева, удара по свече накатом, контрудара, как средство перехвата инициативы в игре. Подраздел игры используется не только как способ обучения и усовершенствования техники, тактики, координации движения, «чувства мяча» физической подготовки, но и как интересный и полезный отдых для большой компании. Подраздел комбинированные серии ударов моделирует игровые ситуации, наиболее часто встречаемые в игре на счѐт. Необходим для выстраивания индивидуального стиля игры спортсмена, его умения создавать выигрышные ситуации в игре и выходить из них победителем. Подраздел способствует развитию скорости и вариативности мышления, а также творческих способностей воспитанников.

Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально- волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике и тактике игры занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок.

Правила игры. Закрепление правил соревнований в одиночных играх по круговой системе соревнований. Знакомство с олимпийской системой соревнований. Составление графиков соревнований, Судейская практика. Правила парных игр. Парные игры.

Участие в соревнованиях. Выступление на соревнованиях внутриклубного, межклубного и городского уровня.

Индивидуальная работа. Отработка технических приемов настольного тенниса, анализ игровой ситуации.

Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных физических упражнений.

Контроль нормативов физического развития. Проверка физического развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по отжиманию, бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину и высоту, прыжкам через скакалку, подтягиванию. Проводится 2 раза: вначале и в конце учебного года согласно.



© 2010-2022