Методические рекомендации подвижные игры

Раздел Физкультура
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Российская Федерация

Иркутская область

Шелеховский район

Администрация Шелеховского муниципального района


Управление образования, молодежной политики и спорта


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Методические рекомендации подвижные игры



«Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте»





Автор составитель:

Леонтьева

Светлана Александровна,

учитель физической культуры

МОУ «СОШ №4»




Шелехов

2010



РЕЦЕНЗИЯ

«Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных

сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте»

Леонтьевой Светланы Александровны,

учителя физической культуры МОУ «СОШ № 4»

Представленные на рецензию «Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте» содержат следующие компоненты: титульный лист, пояснительную записку, содержание, описание разделов, примерное распределение игр на уроках физической культуры, список литературы. Методические рекомендации имеют физкультурно-спортивную направленность и рассчитаны на обучение детей младшего школьного возраста.

Несомненным достоинством методических рекомендаций является разнообразие подвижных и сюжетных игр, предназначенных для физического развития детей младшего школьного возраста, что, по мнению автора, позволит содействовать укреплению здоровья и разностороннему развитию ребенка.

Важными разделами методических рекомендаций являются: «Анатомо-физиологические особенности младшего школьного возраста», «Специфика подвижных и сюжетных игр», «Техника формирования совершенствования двигательных умений и навыков детей через подвижные и сюжетные игры». Предусмотренные игровые задания помогают ребенку закрепить на уроках физической культуры полученную информацию и расширить двигательные навыки.

Рецензируемые методические рекомендации составлены в соответствии с интересами, возрастными особенностями и способностями детей младшего школьного возраста. Кроме того, музыка, считалки, элементы театрализации, применяемые в игровой деятельности, сделают занятия эмоционально насыщенными и эстетически привлекательными.

Исходя из вышеизложенного, рецензируемые «Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте» Леонтьевой С. А. актуальны и могут быть рекомендованы к реализации на практике, как в общеобразовательной школе, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

21.12.2010 г.

Старший методист

высшей квалификационной категории

МОУ ДОД ДЮСШ «Юность» Л.Т. Насыбулина

РЕЦЕНЗИЯ

«Методические рекомендации адаптивного типа

по применению подвижных сюжетных игр

на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте»


Методические рекомендации по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте разработаны учителем физической культуры высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» Леонтьевой Светланой Александровной на основе собственного педагогического опыта.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему, гармоничному развитию личности, формирование установки на сохранение здоровья, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знаний и навыков в области физической культуры, освоение новых способов осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности. Учитывая психо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, учитель рекомендует применять на уроках физической культуры подвижные сюжетные игры. Обучая детей младшего школьного возраста физическим упражнениям, надо всегда помнить, что двигательная деятельность имеет исключительно большое значение для формирования познавательных процессов. Следовательно, уроки физкультуры автор рекомендует проводить так, чтобы получаемые на них конкретные представления детей увязывались с содержанием других учебных предметов. Применение подвижных сюжетных игр на программной основе позволит рационально использовать уроки физической культуры для формирования у детей правильного поведения, умения действовать в коллективе, воспитание навыков личной гигиены.

Автором методических рекомендаций сформулированы организационно-методические указания, составлен примерный план проведения подвижных и сюжетных игр в течение учебного года, дано примерное распределение игр по содержанию их основной направленности. Подобранные подвижные сюжетные игры распределены в группы на развитие ловкости, быстроты и других качеств. Предлагается примерное распределение игр в соответствии с этапами урока. Автор предлагает список литературы по данной проблеме.

Методические рекомендации могут применяться в работе учителями физической культуры, учителями начальных классов, воспитателями в группе продленного дня и родителями.

Главный специалист по развитию массового спорта

и организации физкультурно-оздоровительных

мероприятий отдела по молодёжной политике

и спорту управления образования, молодёжной

политики и спорта Администрации Шелеховского

муниципального района О.В. Гузина

Пояснительная записка


В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему, гармоничному развитию личности. Установка - на крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, освоение новых способов осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Особое значение имеет физическое воспитание подрастающего поколения, осуществляемое школой, в частности начальной, в которой закладываются основы физического воспитания детей. Одна из важных задач - обеспечить воспитание, с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.

Физическое воспитание обучающихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественному труду. В итоге, решения развивающих и образовательных задач у обучающихся должно быть выработано умение, заниматься самостоятельно физическими упражнениями и подвижными играми в свободное время, и воспитан интерес к ним.

Гармоничное развитие личности для реализации цели, включают в занятия нетрадиционные средства физического воспитания.

Считалки, загадки, сказки, музыка и т.д. делают занятия эмоционально насыщенными и эстетически привлекательными.

Содействие укреплению здоровья физическому развитию обучающихся - эта задача является важнейшей во всей работе по физическому воспитанию в школе, она должна быть в центре внимания каждого учителя, всего педагогического коллектива, школьного врача и родителей.

Выполняя задачи улучшения здоровья школьников, школа стремится к тому, чтобы все обучающихся систематически и активно занимались физическими упражнениями. При этом больше занятий выносится на открытый воздух, а при проведении занятий в закрытом помещении создаются соответствующие гигиенические условия.

Программа по физической культуре для школ построена так, чтобы дети, систематически занимались на уроках физической культуры, дома, в спортивных секциях, овладели жизненно важными двигательными навыками, применяли бы их в повседневной жизни. Кроме того, необходимо обучать детей выполнению различных упражнений, не имеющих непосредственного прикладного характера, но необходимых для всестороннего физического развития. С детьми надо больше играть, так как в играх раскрывается всё богатство разнообразных движений.

Для достижения этой цели все занятия с детьми необходимо организовывать и проводить живо, эмоционально, интересно по содержанию и форме, использовать новые введения сюжетные игры, музыкальное сопровождение, танцы и т.д. А также в атмосфере большой доброжелательности со стороны руководителя занятиями, создавая лучшие условия для проявления дружеских взаимоотношений занимающихся.

Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим разнообразием форм, которые требуют от обучающихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям, физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

В начальных классах на уроках физической культуры основное внимание уделяется развитию разнообразных координационных, скоростных способностей и выносливости, а так же овладению школой движений, формированию элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

Многие физические упражнения (прыжки в высоту, с высоты, через препятствия, равновесие, спуски на лыжах с гор), способствуют воспитанию смелости. Игровые действия (помощь товарищу, личный риск ради успеха команды) способствуют чувства дружбы.

Весь процесс физического воспитания способствует формированию моральных и волевых качеств обучающихся

Подвижные и сюжетные игры как эффективное средство физического воспитания детей младшего школьного возраста

Результативность работы по формированию общественной направленности у детей младшего школьного возраста находиться в прямой зависимости от целенаправленной организации подвижных и сюжетных игр в учебном процессе.

Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей как подвижные, так и сюжетные игры.

Характерной особенностью подвижных игр и сюжетных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча). Сюжетные игры - то, о чём повествуется в игре; развитие действия игры. К числу сюжетных игр относится русская народная игра " Гуси лебеди " (имитация охоты). Двигательные действия мотивированны её сюжетом (темой, идеей). Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

Сюжетные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими учащимися. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих: быстро добежать до цели, точнее бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или убежать от него.

Двигательные действия устанавливаются правилами игры, от сложности игры и правил зависит и сама сложность игры.

Собственно подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площадки, также варьируется и инвентарь (волейбольный мяч, маленькие мячи, гимнастическая или простая палка, ленточки, колокольчики и другие нетрадиционные принадлежности к играм).

Подвижные игры используются как средство общего физического воспитания детей, а также как средство подготовки к спортивным играм, и другим видам спорта.

Особое педагогическое значение имеют коллективные подвижные игры, в которых участвует группа играющих или класс.

(Коллективным подвижным играм присущ соревновательный элемент - каждый за себя или каждый за свой коллектив), а также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения установленной цели. Характерной чертой для коллективных игр является всё время меняющаяся ситуация, требующая от игроков быстроты реакции.

Каждая подвижная игра имеет свои содержание, форму, методические особенности.

Содержание подвижной игры составляют: сюжет, правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.

Обучая детей, младшего школьного возраста, физическим упражнениям надо всегда помнить, что двигательная деятельность в их возрасте имеет исключительно большое значение для формирования и познавательных процессов. Это обусловлено возрастными особенностями их психики: восприимчивостью ко всему конкретному, что можно увидеть, услышать, потрогать. Следовательно, уроки физкультуры надо проводить так, чтобы получаемые на них конкретные представления детей увязывались с содержанием других учебных предметов. Например, в программе обучения родному языку ставятся, в частности, такие задачи: научить детей общаться друг с другом, говорить не спеша, выразительно, с интонациями, обогащать и уточнять активный словарь. Решению этих задач могут способствовать игры с сюжетом, речитативом, игры-задания, сопровождаемые яркими, образными объяснениями учителя. Этому же способствует привлечение детей на уроках физкультуры к взаимному контролю над выполнением упражнений, а так же к объяснению друг другу правил выполнения упражнений и игр.

При проведении сюжетных и имитационных подвижных игр детей надо учить выразительной передаче игровых образов. Это весьма действенное средство развития двигательной фантазии, творческого воображения.

Надо рационально использовать уроки физической культуры для формирования у детей правильного поведения, умения действовать в коллективе, воспитание навыков личной гигиены.

В начальных классах изучение, предусмотренных программой, основ знаний и усвоение практического материала предоставляет большие возможности для формирования, и дальнейшего обучения движениям, или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как: ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность, а также воспитание коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Техника формирования совершенствования двигательных умений и навыков детей младшего школьного возраста через сюжетные игры


Быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость - физические качества необходимые каждому человеку. Развитие этих качеств тесно связано с формированием у детей двигательных навыков. С детьми надо больше играть, так как в играх раскрывается всё богатство разнообразных движений.

Обучение важным двигательным навыкам и умениям в первом классе осуществляется при освоении ходьбы, бега, прыжков, бросания и ловли мяча, танцевальных, акробатических упражнений и упражнений в равновесии, а также во время подвижных и сюжетных игр.

Важнейшая задача каждого учащегося - овладеть техникой выполнения этих упражнений. Поэтому, формируя жизненно важные навыки, учитель должен найти новые нетрадиционные способы воздействия на детей, чтобы они стремились к высокой двигательной культуре.

Воспитание интереса и стремления к физическому совершенствованию, потребности заниматься физкультурой с первого класса.

Наряду с этим дети приобретают знания о значение правильного режима дня и всестороннего развития, и укрепления здоровья.

Подвижные и сюжетные игры выполняют особую роль в физическом воспитании. В сюжетные игры нужно включать сюжет из сказки (например "Колобок"), а также бег, прыжки и т.д. Они способствуют совершенствованию навыков основных движений, развивают быстроту, ловкость, выносливость, положительно влияют на эмоционально-волевую сферу.

В процессе игр дети усваивают правила поведения в коллективных действиях, убеждаются в необходимости совместных согласованных действий для достижения поставленной перед коллективом цели. А. С. Макаренко подчёркивал, что играм следует давать такую направленность, при которой дети приучались бы ставить интересы коллектива выше своих, уважать своих товарищей по игре, в том числе и своих соперников.

Планировать занятия следует с учётом особенностей сезона и материально-спортивной базы. Подвижные игры и сюжетные игры можно включать в разные сезоны.

На одном уроке целесообразно предусматривать три, четыре игры. Всегда следует, стремится к тому, чтобы на занятии обеспечилось разностороннее влияние на организм. Особое внимание следует обращать на ловкость, быстроту и скоростно-силовые качества, выносливость к умеренным нагрузкам: от уровня их развития зависит во многом физическая работоспособность ребёнка, результаты выполнения таких естественных движений, как бег, прыжки, метания и др.

Развитие ловкости движений имеет первостепенное значение. Оно играет важную роль в подготовке к выполнению точных движений, необходимых и в учёбе, и в самообслуживании. На развитие ловкости благоприятно влияют упражнения и методические приёмы, которые совершенствуют восприятие учащимися своих движений, обогащают знаниями о правильных способах выполнения определённых действий. Этому особенно способствуют упражнения в бросании и ловле мячей, метания в цель, подвижные игры и сюжетные игры. Например «Чехарда» (русская народная игра) развивает ловкость, реакцию, прыгучесть. Очень увлекательна, «Ловись рыбка!», симпатичная, весёлая, динамичная игра. Вариант салок, где каждый играющий одновременно выполняет задание водящего. Кроме физических качеств - быстроты, ловкости, - развивает чувство юмора.

Развитие быстроты движений осуществляется при помощи подвижных и сюжетных игр скоростного характера, например «Салки», «Обезьяны и салки», «Круговая охота», «Бегуны», и т.д. Но при использовании игр с максимальной интенсивностью, нужно чётко контролировать допустимые нагрузки.

Развитие скоростно-силовых качеств у детей 1-3 классов требует определённой осторожности. Используются динамические упражнения и игры, не требующие длительного напряжения. Лучше применять кратковременные скоростно-силовые упражнения (например, прыжки, метания, упражнения с набивными мячами) и игры с их применением. Это такие игры как «День ночь», «Рывок за мячом» и др.

Выносливость развивают постепенным увеличением продолжительности физических нагрузок. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к утомлению. Приобретает способность выполнять движения продолжительное время и быстрее восстанавливать силы. Различают выносливость общую и специальную. Общая выносливость - это способность продолжительное время выполнять обычные двигательные действия, например через игру «Расколдуйте меня вороного коня», «Хитрая лиса» и др. Преимущественно эту выносливость и надо развивать в начальных классах. Нагрузка, регулируется, продолжительностью и интенсивностью выполняя упражнения, средней трудности. Развитию выносливости способствуют подвижные игры «Удочка прыжковая», «Гонка с выбыванием», «Поймай лягушку» и др.

Гибкость специфичное, но чрезвычайно важное для ребёнка качество. Подвижность в суставах, эластическая упругость мышц и связок - это способность выполнять движения с широкой амплитудой движения без затраты больших усилий и излишнего напряжения. От развития гибкости во многом зависит способность расслаблять мышцы. Всё это подчёркивает, насколько важно развивать гибкость всеми имеющимися средствами, в том числе и при помощи подвижных игр, например «Бег раков», «Мостик и кошка» и др. Подбирать такие игры надо специально, ибо они призваны оказывать строго целенаправленное, зачастую локальное воздействие на отдельные мышечные группы, связки и суставы.

При организации игр, направленных на развитие основных двигательных качеств у учащихся начальной школы, надо предварять им соответствующую разминку, чтобы избежать растяжений связок и разрывов мышечных волокон.


Анатомо-физиологические особенности детей

младшего школьного возраста.


Средства и методы для развития двигательных качеств выбирают в соответствии с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей. В начальной школе решающее значение приобретают следующие особенности.

1. Большая пластичность организма, его органов и систем, легко поддающихся воздействию физических упражнений - положительному при правильном применении их и отрицательному при перегрузках, использовании упражнений, не соответствующих возрасту и подготовленности детей.

2. Большой расход энергии на жизнедеятельность. У детей чаще дыхание, быстрее ритм сокращения и расслабления сердечной мышцы, большее потребление кислорода, более возбудима нервная система (процессы возбуждения преобладают над процессами торможения). Без отдыха, снижения нагрузки и смены движений - дети сильно утомляются.

3. Ускоренный обмен веществ, благоприятствующий быстрому восстановлению сил у детей 7 - 10 лет. В течение дня свободно играющий ребёнок этого возраста может проделать огромную физическую нагрузку, например: пробежать со значительной скоростью 2 - 3 километра, выполнить несколько сот лёгких прыжков через скакалку, многочисленные движения в бросках и ловле мяча и т.п. Но, в отличие от взрослого человека, ребёнок в своих играх пробегает небольшие расстояния, чередуя бег с ходьбой, остановками, отдыхом.

4. Неприспособленность детского организма к однообразной длительной работе. Даже понравившееся упражнение, при длительных, непрерывных, повторениях его, вызывает у ребёнка апатичное, сонливое состояние, оно возникает в результате торможения, охватывающего работающие участки коры головного мозга.

Поэтому, для начальных классов используется игровой метод.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты.

В «сюжетной» игре, деятельность играющих организуется в соответствии с образом или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определённой цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например, имитацией охоты, трудовых, бытовых действий в элементарных подвижных играх), либо специально создаётся, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих (что особенно характерно для современных спортивных игр).

Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет, как правило, комплексный характер, т.е. включает в себя различные двигательные действия - бег, прыжки, метания, броски и так далее.

5. Повышенная потребность в кислороде детского организма. В связи с этим детям противопоказаны упражнения, связанные с задержкой дыхания, натуживанием, а также вызывающие относительно продолжительное кислородное голодание тканей организма.

6. Опасность деформации (организма) скелета, особенно позвоночника, костей кисти и стопы, испытывающих в моменты опоры значительные нагрузки. Это требует крайне внимательного подбора и проведения упражнений, сильно воздействующих на опорно-двигательный аппарат.

Чем младше дети, тем ярче проявляются перечисленные возрастные особенности. В младших классах надо тщательно выбирать и дозировать упражнения и игры.

На конец, не следует упускать из виду, что детей в начальных классах необходимо, прежде всего, научить правильно, выполнять упражнения, так как только при этом условии можно обеспечить наиболее благотворное воздействие на организм. Особое внимание важно уделять формированию хорошей осанки, умению глубоко и ровно, ритмично дышать в соответствии с темпом игр.

Осанка выражается внешне в привычной для каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела. Осанка, характеризуется такой позой, которая способствует сохранению статического или динамического равновесия и создаёт благоприятные условия для функционирования организма. Формирование рациональной осанки, её закрепление и совершенствование предусматривается в числе важных задач физического воспитания, особенно в начальных классах.


Методика распределения программного материала по сюжетным играм


Каждый урок физической культуры должен иметь целевую направленность, конкретные и чёткие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решатся, как правило, комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

В начальной школе основное внимание уделяется развитию разнообразных координационных, скоростных способностей и выносливости, а также овладению школой движений. В итоге, должно быть выработано умение, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и подвижными играми в свободное время, и воспитан интерес к ним.

Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию обучающихся нравственных и волевых качеств, дисциплинированность, доброжелательность, честность, отзывчивость, смелость, а также развитию памяти, мышления и др.

Каждый урок физической культуры - последовательно направлен на освоение учебного материала.

Важнейшее требование современного урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния их здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Организация и методика проведения урока в начальной школе во многом зависит от возрастных особенностей обучающихся. При обучении двигательным действиям предпочтение следует уделять игровому методу, подвижным и сюжетным играм.

Младших школьников отличает большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность, поэтому на уроках чёткая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определённой свободы и самостоятельности действий. С заданиями, играми, стимулирующими творчество и инициативу.

Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются для того, чтобы стимулировать стремление учеников к совершенствованию и самоопределению, к повышению активности на занятиях физическими упражнениями и в играх.

Оценка успеваемости должна складываться из качественных критериев уровня достижений обучающихся. К ним относятся: качество овладения программным материалом, включая теоретические и методические занятия, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Особого внимания при оценке должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умение самостоятельно заниматься и уровень знаний в области физической культуры. А также, оценивая достижения учеников, следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.

На занятиях необходимо учитывать интересы и склонности детей, их индивидуальные особенности. Практика показала, что на уроке можно провести четыре-шесть игр и более: сначала - игры средней интенсивности, затем - высокой и, наконец - малой интенсивности.

Включаемые в урок игры могут быть знакомы детям по предыдущим урокам, а также использовать и сюжетные игры, которые не знакомы ребятам. Это способствует повышению интереса к проводимым занятиям. Предлагая игры ранее изученные, желательно видоизменить, внести элементы новизны. Этого можно достичь за счёт введения дополнительных правил, изменения способов передвижения, исходного положения, использования различных препятствий, другого инвентаря.










Примерный годовой план проведения подвижных и сюжетных игр


п-п


Игра

Четверти учебного года

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.


8.

С элементами общеразвивающих упражнений.

С элементами равновесия.

С элементами ориентирования в пространстве.

С элементами ходьбы и бега.

С элементами прыжков.

С элементами метаний.

С катанием на санках, игры на зимней площадке.

Двигательные способности.

Координация движений.

Скорость.

Сила.

Выносливость.

Гибкость.

+



+

+

+




+

+



+

+

+

+


+





+

+

+

+

+

+

+

+

+


+

+



+

+


+

+

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+



Примерное распределение игр по содержанию и основной их направленности


Основная направленность игр

Разделы и номера игр

Подвижные игры эстафеты и аттракционы.

Игры с сюжетом

  1. С элементами обще развивающих упражнений.

  2. С элементами равновесия

  3. С элементами ориентирования в пространстве

  4. С элементами бега и ходьбы

  5. С элементами прыжков

  6. С элементами метаний

  7. С катанием на санках игры на зимней площадке

  8. Двигательные способности

На координацию движений

На скорость

На силу

На выносливость

На гибкость ловкость

28


14,36,48,52

25,50


10,21(а),23

1,11,13,37

8,41,

45,46,47



7,37,36

2,61

35,48,49

12,30

14,36

16,19


31,33,34

17,24


4,5,18,21(б),27,40,51,53


26,42

12,29,44



38,39

20


9,22

15,43





Литература для педагогов


  1. Васютин Н.И., Черевков Н. Подвижные игры - М.: 1975 г. - 140 с.

  2. Голомазов В.А. Волейбол в школе: пособие для учителя - М.: 1976 г.-110 с.

  3. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе - 1978 - 207 с.

  4. Козленков Н.А. Физическое воспитание учащихся начальных классов - К - Рад. Шк. 1988 - 144 с.

  5. Комаров А.Г. Физическая культура в школе: развитие двигательных качеств на уроках - в 1-3 классах. - 1976 - 18 с.

  6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников - М.: 1998 г. - 79 с.

  7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры - М.:1991 г.

  8. Матвеев Л.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории - М.: 1991 г. - 368с.

  9. Мацулевич В.П. Физическое воспитание в школе учащихся 1-х классов; пособие для учителя - к: Рад. Шк. 1988 г. - 144с.

  10. Найминова Э.Б. Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры. Книга для учителя. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001-256с.

  11. Супонев М.Н., Школьникова Н.В. Абонент в страну здоровья - М.: 1983 г. - 80 с.

  12. Токмачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ - М.:1992 - 176с.

  13. Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха, книга для организаторов внеклассной работы - М.: 1991г.

Литература для обучающихся


  1. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры - М.: 1982г. - 224с.

  2. Володченко В., Юмашев В. Выходи играть во двор - М.: 1984г. - 112с.

  3. Коротков И.М. Подвижные игры - М.: Знание 1987 - 96с.

  4. Теляков Е.А. 365 развивающих игр - М., Рольф; Айрист 67 пресс, 1998г. - 304с.

Литература для родителей


  1. БаршайтВ.М. Физкультура в школе и дома. - Ростов на/Д: изд-во «Феникс», 2001. - 256с. (серия «Мир вашего ребёнка»)

  2. Шишкина В.А. Движения + движения: Книга для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1992.-96с.: ил.нига для воспитателя дет. коле и дома. 21212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121

  3. Бутин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 80с.: ил. (Б-ка учителя начальной школы).



Развитие в подвижных и сюжетных играх физических качеств.

Развитие ловкости

1. «Чехарда» (русская народная игра)

Игра развивает ловкость, реакцию, прыгучесть. Очень увлекательна.

Играющие дети, вступают друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову пригибают, сгибаются, насколько возможно, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний стоящий игрок, разбегается и по очереди перепрыгивает каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Затем становится впереди. Играющие, постепенно выпрямляются, высота прыжков увеличивается. Кому не удаётся прыжок, - выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся два победителя.

2. «Ловись рыбка!»

Каждый играющий привязывает к своему поясу сзади (как хвостик) нитку длиной примерно 2 метра. К концу нитки прикрепляется «рыбка» то есть маленькая деревяшка. Можно использовать старый карандаш. Играющие разбегаются и стараются поймать как можно больше «рыбы», то есть наступить на нитки или рыбки» других играющих. При этом «рыбка» отрывается и её нужно подобрать с пола. Тот, у кого оторвалась « рыбка» выходит из игры. В этой игре побеждает тот, кто поймал больше всего «рыбы».

Развитие быстроты

3. «Салки»

Простые салки. Играющие разбегаются по площадке, а водящий их ловит. Игрок, которого водящий коснулся рукой, меняется с ним ролью.

4. «Обезьяньи салки»

Такой вариант вносит в обычные салки разнообразие и много веселья. Кроме того - тренирует способность к подражанию.

От обычных салок отличается лишь одним правилом. Водящий должен по обезьяньему подражать убегающему от него игроку.

Например, если преследуемый неожиданно поскачет на одной ноге, то и водящий должен скакать за ним на одной ноге, если поскачет, как лягушка, то и тот должен делать также.

Если водящий не успел вовремя повторить движение убегающего игрока, то «осаливание» не считается и убегающему даётся 5 секунд, чтобы убежать снова.

5. «Круговая охота»

Игроки, разбившись на две команды, образуют два круга. По сигналу они двигаются приставными шагами или скачками в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего круга разбегаются, а игроки внутреннего круга пытаются их осалить, преследуя по всей площадке. Когда все игроки пойманы, команды меняются ролями и игра повторяется. Выигрывает команда, которая в короткое время сумеет осалить игроков другой команды. Салить разрешается только игрока, который стоял против догоняющего в начале игры.

6. «Бегуны»

Играют до 20 человек. Участники располагаются на беговой дорожке стадиона, на одинаковой дистанции друг от друга. Например, если играют 16 человек, то на 400 - метровой дорожке они встают в 25м один от другого.

Описание. По сигналу все игроки начинают бег. Задача каждого - не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время коснуться рукой впереди бегущего. Осаленные игроки, выбывают из борьбы и идут в середину бегового круга. Остальные продолжают гонку. Игру можно закончить, когда на беговой дорожке останутся три самых выносливых спортсменов. Можно выделить и единоличного победителя.

Примечание. Если игра проводится в зале, то не далеко от его углов устанавливаются поворотные стойки, которые можно оббегать только с внешней стороны. Число участников - до 10 человек. В этой игре юноши и девушки соревнуются отдельно.

7. «День и ночь»

Посредине площадки поперёк неё чертится две параллельные линии на расстоянии 1 - 1,5 м, а по обе стороны от них - в 10 - 20 м параллельно им - линии «домов». Играющие делятся на две равные команды, которые выстраиваются у своих средних линий и поворачиваются лицом к своим домам. Таким образом, он стоят спиной друг к другу. Играющих детей можно построить и боком друг к другу (лицом к руководителю). По жребию одна команда «День», другая - «Ночь».

Описание игры. Руководитель встаёт сбоку у средних линий и неожиданно произносит: «День!» после этого сигнала игроки команды «Ночь» убегают в свой дом, а игроки команды «День» их догоняют и осаливают. Осаленные игроки подсчитываются (записывается их число) и отпускаются к своей команде. Затем команды опять становятся у средних линий спиной к ним. Руководитель возгласом подаёт сигнал, стараясь, чтобы он был неожиданным для игроков (строгое чередование нежелательно). Можно в игре использовать кружок с одной стороны белый, с другой - чёрный. В этом случае руководитель подбрасывает кружок и в зависимости от того, какой стороной он упадёт (чёрной или белой), командует: «Ночь!» или «День!». Такой вариант удобен для проведения игры с самими детьми. Перед сигналом руководитель, чтобы отвлечь внимание играющих игроков, может предложить им делать различные упражнения (например, поднять руки вверх, вперёд, опустить вниз или присесть, встать, подняться на носки и т.п.). Неожиданно руководитель произносит: «Ночь!» или «День!». Упражнение можно проводить с музыкальным сопровождением. Каждый раз пойманные игроки подсчитываются и отпускаются. Игра проводится несколько раз, после чего подсчитываются пойманные ребята, в каждой команде за одинаковое количество раз. Допустим, «День» вызывали 4 раза, а «Ночь» - 3 раза. Пойманные подсчитываются за 3 первых игры. Побеждает команда, поймавшая больше игроков.

Правила. 1. Запрещается убегать в свой дом до того, как руководитель «Ночь!» или «День!». 2. Ловить или осаливать можно только до черты дома. 3. Пойманные игроки после подсчёта опять участвуют в игре наравне с другими.

Эту игру можно проводить и с учащимися 3-го класса.

8. «Рывок за мячом»

Команды в колонны по одному, за линией старта, перед которой на расстоянии 2-3 метров установлены высокие планки на высоте 2-3 метров (или шнур натянуть). В руках направляющего большой надувной мяч. По сигналу он бросает мяч вверх вперед через планку, пробегает вперёд и ловит этот мяч, не давая ему упасть на пол. Затем бежит с мячом назад и передаёт его следующему участнику.

9. «Вороной конь»

Выбирают двух водящих на группу 10-15 человек. Убегающие после того, как их заденет водящий, встают на месте, ноги врозь, "расколдуйте меня вороного коня", расколдовать можно, пролезая под ногами. Игра на ловкость и выносливость.

10. «Хитрая лиса»

Все играющие становятся в круг спиной к центру и закрывают глаза. Ведущий ходит внутри круга и незаметным движением прикасается к кому-либо из детей. Так он назначает того, кто будет лисой. Дети поворачиваются и говорят: - «Лиса, где ты?» 3 раза, на третий раз лиса выпрыгивает вперёд и начинает ловить всех убегающих зайцев, если он присел на корточки, то его не ловят. Кого задели, тот выходит из игры.

11. «Удочка прыжковая»

Выбирается рыбак. В землю вбивается палка, к ней привязывается верёвка. Все дети - рыбки - собираются около палки. Рыбак хватает верёвку и начинает бегать по кругу, если верёвку заденут ногами, то считается пойманным. Менять рыбака через 3-5 минут. Побеждает рыбак, поймавший больше рыбок.

12. «Гонка с выбыванием»

Участники игры одновременно начинают бег по кругу, после каждого круга выбывает один участник, который пересёк линию старта последним. Побеждает единственный лидер.

13. «Поймай лягушку»

Все играющие принимают позу «лягушки», двое водящих в том же положении догоняют, каждый, кого осалили становится водящим, участник, пойманный последним считается победителем.

14. «Бег раков»

Во встречных колоннах побеждает тот, кто финишировал первым.

15. «Мостик и кошка»

По сигналу первые номера выбегают вперёд и, оказавшись в первом круге, делает «мост», затем второй во втором круге «кошка», прогнув спину, первый встает и пролазит под руками и ногами «кошки», после оба игрока бегут к своей команде, так игра продолжается, пока не пробегут все.

16. «Пчёлки».

Играющие: поднимая высоко ноги, говорят: - «мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенёчки, кто высоко так шагал - не споткнулся, не упал". После этих слов останавливаются вблизи от пчелок. «Глянь дупло высокой ёлки, вылезают злые пчёлки», пчёлки «Ж-ж-ж хотим кусать! Быстроногих не догнать!» «Нам не страшен пчёлок рой убежим скорей домой». Ужаленные игроки становятся пчёлками, выигрывает тот, кто не разу не был ужален.

17. «У медведя в бору»

На одной стороне берлога, а на противоположной опушка леса. Дети подходят к медвежьей берлоге и начинают имитацию сбора ягод, грибов, и в тоже время приговаривают « У медведя во бору, грибы, ягоды беру, а медведь не слышит, и на нас рычит". Когда дети произнесут последнее слово - «рычит» медведь с рычанием выскакивает из берлоги и старается догнать. Пойманных игроков ведет в берлогу. Игра кончается, когда поймано пятеро ребят.

18. «Два мороза».

Мороз красный нос

Мы два брата молодые

Мороз синий нос.

Два мороза удалые:

Я мороз красный нос, Я мороз синий нос,

Кто из вас решится

В путь дороженьку пустится.

Ребята отвечают:

Не боимся мы угроз,

И нестрашен нам мороз!

И начинают перебегать из одного города в другой. Морозы их ловят. Кого поймали, заморозили их на месте стоят, где поймали. Победители те, кого не поймали.

19. «Если нравится тебе»

Ребята свободно располагаются на площадке. Водящий запевает песню и показывает движения.

Если нравится тебе, то делай так…(два хлопка)

Если нравится тебе, то делай так…(два хлопка)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи

Если нравится тебе, то делай так…(два хлопка по коленям) и т.д.

20. «Волки во рву»

По сигналу козлы бегут на пастбище, не выходя изо рва, волки пытаются осалить как можно больше «коз», после четырёх перебежек выбираются новые волки, и игра продолжается.

21. « Лабиринт» (а)

Выбирается убегающий и догоняющий, остальные становятся в шеренги по пять человек. В одном из коридоров находится, убегающий его преследует догоняющий. Если догоняющий осалит убегающего, то они меняются местами. Игра продолжается.

22. «Белые медведи»

Два водящих водят, догоняя третьего, отводят в берлогу, догоняя четвёртого, третий и четвёртый становятся водящими и т.д. Побеждают последние двое.

23. «Пустое место»

Играющие становятся в круг. Водящий с мячом в руках идёт около круга, кому положит мяч в руки, тот бежит в противоположную сторону от водящего, и кто первый займёт пустое место.

24. «Выше ноги от земли»

Водящий догоняет убегающих и пытается засалить их, а убегающие должны успеть сесть на пол и поднять ноги вверх. Кого задели, тот выходит из игры. Побеждают те, кого не смогли осалить водящие.

25. «Успей занять место»

Играющие располагаются в кружки, заранее подготовленные на площадке, на 2-4 меньше чем играющих по игре «День и ночь», по второму сигналу все занимают места, кому не хватило тот встаёт по первому сигналу и делает заранее оговоренные упражнения.

  1. «Мяч в воздухе»

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Водящий в середине круга. По сигналу руководителя играющие передают друг другу мяч, чтобы его не смог коснуться водящий. Он в кругу пытается задеть мяч. Если ему это удалось сделать, то на его место идёт играющий, после броска, которого или в чьих руках мяч был осален.

  1. «Кошки-мышки»

Участвуют две команды. Одна «мышки» размещается на длинной стороне площадки, другая на середине площадки образует мышеловку: в 3 шеренги, взявшись за руки, лицом к «мышкам». В коридорах по одной «кошке». По сигналу «мышки» бегут на другую сторону площадки, под руки стоящих в кругу, «кошки» их ловят. По второму сигналу стоящие отпускают руки и поворачиваются на право и снова берутся за руки.

  1. «Падающая палка»

Играющие образуют круг и берут по гимнастической палке и по сигналу отпускают свою палку и ловят впереди стоящую палку по кругу. Тот, кто уронил палку выходит из игры. Побеждает последний.

  1. «Салки со снежками»

Игра проводится на площадке примерно 30х15 метров. В центре чертят круг - место водящего и его помощников. Выбирается водящий, остальные разбегаются. Задача водящего - осаливать снежками участников, которые становятся его помощниками и получают право осаливать других. Игра заканчивается, когда останется один не осаленный игрок. Победитель может стать водящим при повторе игры.

  1. «Цепные салки»

Водящий, догоняет убегающих, все кого он поймает, становятся с ним за руки, водящими. Игра заканчивается, когда один остается, не пойман.

  1. «Ходун» Научить.

32, 33 «Жмурки»

Одному из играющих завязывают глаза платком, в середине комнаты, несколько раз поворачивают, затем говорят:

  • Кот, кот, на чём стоишь?

  • На квашне.

  • А что в квашне?

  • Квас.

  • Лови мышей, а не нас.

После этих слов играющие разбегаются, а жмурка их ловит. Дети могут увёртываться, приседать, хлопать в ладони. Если жмурки может удариться, то дети кричат «огонь!». Пойманного должен угадать, если назвал имя, то он становится жмуркой.

34. «Жмурки по-японски»

Игроки становятся в круг, один по середине с завязанными глазами. Остальные ходят по кругу и говорят: «Птичка, птичка это я» (2 раза). Играющие проходят ещё круг и спрашивают: «Кто стоит за тобой», если угадывает, то тот становится птичкой.

35. «Цепи кованные»

Играющие становятся в две шеренги напротив друг друга на 10 метров.

1) Цепи кованые раскуйте нас 2)Кем из нас? 3) Сергеем: кого разбивает, того забирает к себе в команду.

36. «Пронеси, не урони»

Для игр необходимо 4 табурета.

37. «Воздушная тревога».

Играющие становятся в круг, у каждого в руках теннисный (резиновый) мяч. В центре стоит руководитель и держит волейбольный мяч. По сигналу руководитель подбрасывает мяч вверх, а играющие стремятся попасть мячом в летящую цель. За каждое попадание играющему начисляется очко. Побеждает тот, кто за 8 - 10 попыток набрал больше очков.

38. «Жмурки-носильщики»

Для игр необходимо 4 табурета и 10 мелких одинаковых предметов (кеглей, городков, мячей). На противоположных концах площадки (10-15 метров) стоят по две табуретке, в пяти шагах одна от другой. На табуретках находящихся в одном конце площадки, размещают по 5 предметов, а в противоположном конце площадки становятся двое играющих. Участники игры должны с закрытыми глазами перенести все предметы по одному на свои табуреты. Побеждает тот, кто раньше перенесёт свои предметы на свою табуретку.

39. «Рыбак и рыбки»

Играющие становятся в круг. Водящий с удочкой в кругу. Крутит в правую, левую стороны. Пойманные рыбки выходят из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

40. «Гуси лебеди» 1 - волк, 1 - хозяйка гусей.

Все игроки гуси-лебеди. Дом гусей и хозяйки в одном углу, на другой стороне - живёт волк под горой. Хозяйка выгуливает гусей через поле и мимо волка беспрепятственно.

Через некоторое время хозяйка зовёт гусей:

Хозяйка: Гуси, гуси. Гуси: Га-га-га.

Хозяйка: Есть хотите? Гуси: Да-да-да.

Хозяйка: Гуси, гуси на покой возвращайтесь домой.

Гуси: Мы не можем.

Хозяйка: Почему?

Гуси: Серый волк под горой не пускает нас домой.

Хозяйка: Гуси волка обманите и летите, как хотите.

Гуси бегут к дому, а волк их ловит и т.д. пока всех не поймает.

41. «Вышибалы» - I

42. «Вышибалы» - II

43. «Живая скульптура»

Играющих по 3 человека. 1 - скульптор, 2 - глина, 3 - скульптура.1 - лепит из 2, похожую скульптуру 3. Выражая не только жесты, но и мимику.

44. «Хоккей с ледяной шайбой»

Побеждает тот, кто льдинку первый забросит в ворота.

45. «Салки со снежками»

Кто устоит на снежном холме

46. «Перебежки»

По сигналы руководителя игроки обеих команд начинают перебегать на сторону противника, стремясь завладеть городками. Захватить городок играющий старается унести его на свою сторону. Игроки салят противника на своей стороне поля. Осаленный остаётся там, где его коснулись, а взятый городок возвращается на место. Осаленного может выручить игрок своей команды, коснувшийся его рукой. Вырученный участник игры вступает в общую игру. Играют установленное время. Выигрывает команда, сумевшая перенести на свою сторону больше городков.

Правила: 1. Салить противников можно только на своей половине поля. 2. Игрок, подбежавший к городкам противника, может взять только один городок. 3. Если игрок осален с городком, то городок отбирается и ставится на место, а игрок останавливается на том месте, где его осалили, и ждёт выручки.

47. «Ледяной городок»

Делают два валика из снега. На каждом ставят по 5 городков. Заготовляют снежки. Кто скорее собьет все чурки на своём валике.

48. «Петушиный бой»

Две команды стоят друг против друга. Их задача вытолкнуть соперников за обозначенную линию.

49. «Быстрей перетяни» По сигналу двое сидящих должны взять веревочку лежащую на полу. Выигрывает тот, кто первый перетянет верёвочку на свою сторону.

50. «Второй лишний»

Все играющие встают в круг, двое входящих, первый убегающий, второй догоняющий. По правилам убегающий должен встать впереди стоящего из круга.

51. «Сорви ленточку»

Играющие из ленточки и колечка делают хвостики, первый водящий без хвостика (ленточки) должен догнать и забрать хвостик убегающего тот, кто без ленточки, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не потерял хвостик.

52. «Бой петухов»

Капитаны посылают по одному игроку - «петуху» в круг. Каждый из них встаёт на одну ногу, другую подгибает, руки кладёт за спину. По сигналу руководителя петухи, прыгая на одной ноге, начинают выталкивать плечом друг друга из круга или стремятся заставить своего противника встать на обе ноги. Победитель выигрывает очко для своей команды. Затем идёт в середину следующая пара петухов (по усмотрению капитанов) и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли петухов. Выигрывает команда, игроки которой одержали больше всего побед.

Правила. 1. Петух, ставший на обе ноги или выскочивший из круга, считается побеждённым. 2. Если во время выталкивания оба петуха выйдут из круга, победа никому не присуждается, а на их место в круг идёт следующая пара. 3. Петухи вступают в бой только по сигналу. 4. Во время боя руки должны быть за спиной.

53. «Минутка»

В 1 минуте 60 сек. Все играющие ходят и про себя считают до 60, кто досчитал, тот присаживается на корточки. Выигрывает тот, кто присел ровно в 1 минуту.







Перечень игр и их примерное распределение в частях урока


Название игры

Части урока

Подготовите

льная

Основная

Заключи

тельная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Чехарда

Ловись, рыбка!

Салки

Обезьяньи салки

Круговая охота

Бегуны

День и ночь

Рывок за мячом

Вороной конь

Хитрая лиса

Удочка прыжковая

Гонка с выбиванием

Поймай лягушку

Бег раков

Мостик и кошка

Пчёлки

У медведя во бору

Два мороза

Если нравится тебе

Волки во рву


+



+






+

+


+

+


+

+


+

+


+

+

+

+

+

+

+


+








+











+

21,22

23

24

25

26

27

28

29

30,31,32

33,34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

Лабиринт (а, б), Белые медведи

Пустое место

Выше ноги от земли

Успей занять место

Мяч в воздухе

Кошки-мышки

Падающая палка

Салки со снежками

Цепные салки, Ходули, Чехарда (р. н. и.)

Жмурки, Жмурки по-японски

Цепи кованные

Пронеси, - не урони!

Воздушная тревога

Жмурки - носильщики

Рыбак и рыбки

Гуси, лебеди

Вышибалы - II

Вышибалы - III

Живая скульптура






+







+



++


+

+

+



+

+++


+

+



+

+


+





+



++




+



+

+

+

44

45

46

47

Зимой: Льдинка

Салки со снежками

Перебежки

Ледяной городок


+



+

+



+

48

49

50

51

52

53

Аттракционные игры:

Петушиный бой

Быстрей перетяни

Второй лишней

Сорви ленточку

Бой петухов, Минутка




+

+

+

+



+

+


© 2010-2022