ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ


О.Н.Якимова

БОУ «Чебоксарская общеобразовательная

школа для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья №1»

Минобразования Чувашии


Начало школьного обучения связано с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, ведет к повышенной заболеваемости. За период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Годы учёбы для каждого ребёнка - период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в пристальном внимании не только со стороны медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе.

Усилия педагогических работников коррекционных образовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения образовательных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной школы. Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений являются:

1)рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

2)рациональная организация двигательной активности учащихся, включая предусмотренные программой уроки физической культуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;

3)организация рационального питания учащихся;

4)система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальная коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Полноценная социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья невозможна без формирования системы нравственно-эстетических норм и социального поведения, что осуществляется в процессе физического воспитания личности учащихся коррекционной школы.

Оптимально организованная двигательная деятельность обучащихся способствует улучшению их физического состояния, коррекции двигательной сферы и в целом, социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Общий объём активной двигательной деятельности ученика в течение дня должен составлять не менее 2 часов. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации образовательного процесса в школах должны ввести в практику следующую систему оздоровительных мер:

  • основной можно считать утреннюю гимнастику, выполняемую ребёнком дома. Она помогает сохранить время от сна к бодрствованию. Недаром она называется зарядкой, «заряжая» детей бодростью на предстоящий рабочий день, прогоняя остатки сна. Контроль выполнения утренней гимнастики возлагается на родителей;

  • гимнастика до занятий помогает ребёнку быстрее включиться в работу, создавать бодрое настроение. Гимнастика ускоряет вхождение организма в работу, в учебную деятельность. Гимнастику рекомендуется проводить при открытых форточках и под музыкальное сопровождение. Комплекс упражнений рекомендуется менять каждые две недели;

  • физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки. Физкультминутки занимают 3-5 минут, проводятся на уроках под руководством педагогов или физоргов класса. Комплексы профилактических упражнений выполняются школьниками в ходе урока, на рабочем месте. Необходимость проведения динамической паузы на том или ином этапе урока определяет педагог;

  • подвижные игры на переменах или динамические перемены. Игры являются одним из компонентов двигательного режима детей в течение дня. Игра как средство и метод двигательной активности, используемая в адаптивном физическом воспитании, синтезирует в себе те функции, которые способствуют социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра развивает мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, помогают освоению элементарных математических представлений и т.п., т.е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. Кроме того, игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции детей в общество здоровых сверстников. Игра активизирует образно-эмоциональное мышление, внимание, память, снимает умственное утомление, повышает самоотдачу, создает творческую атмосферу, способствует устранению замкнутости, застенчивости. Игра позволяет моделировать ролевые отношения, вступать во взаимодействие с партнерами, что необходимо для формирования навыков общения среди детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • урок физической культуры является самой важной формой занятий по физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Если в общеобразовательной школе урок физической культуры состоит из трех частей, то в коррекционной - из четырех. Каждая часть урока решает конкретные задачи. При проведении урока следует исходить из общих принципов коррекционно-развивающего обучения. Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ребенка дефектов развития. Эта работа осуществляется в процессе обучения и воспитания и в конечном итоге нацелена на общее развитие ребенка.

Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.

Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.

Решение лечебно-оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Задача учителя- подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития и моторики.

Отдельно рассматриваются коррекционно-компенсаторные задачи. Они предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений, как в физическом, так и в интеллектуальном развитии:

  • работа спецгрупп по физической культуре. Для реабилитации детей с ограниченными возможностями в вариативной части учебного плана должны быть выделены часы для занятия групп лечебной физической культуры, которые должен вести специально подготовленный учитель физической культуры;

  • в общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития. Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся.

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «Дни здоровья», «Весёлые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья» и т.п. В комплексную программу по физическому воспитанию должны быть включены внеклассные формы занятий физкультурой и спортом: занятия в школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре. Главная задача внеклассной работы - привлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья к активной двигательной деятельности;

  • внешкольная работа по физической культуре осуществляется путем участия в мероприятиях, проводимых по линии «Специальная Олимпиада России». Специальная Олимпиада - это круглогодичные тренировки и участие в соревнованиях по различным видам спорта для лиц старше 8 лет с нарушением интеллекта. Эта программа предоставляет возможность развивать свою физическую форму, проявлять мужество, испытывать радость и делиться своими достижениями, навыками и дружескими чувствами со своими семьями, другими спортсменами и обществом в целом. Через занятия спортом детям предоставляется возможность адаптироваться к жизни в обществе, стать полноценным гражданином, а также помочь обществу принять их на условиях понимания и уважения. Соревнования по видам спорта проводятся согласно правилам соревнований, утвержденных Международными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта. Систематические занятия физической культурой и спортом детей с проблемами интеллекта обеспечивают занятость детей во внеурочное время, а это и предупреждение правонарушений, и улучшение дисциплины в целом, а главное, это открытие умственно отсталых детей с положительной стороны.

В процессе занятий физической культуре и спортом человек не только социализируется, но и самоопределяется, создает свое понимание, видение, ощущение мира, строит социальное окружение.

© 2010-2022