Программа по спортивному туризму

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

«ТУРИЗМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»


Срок реализации 3 года Возраст учащихся 7-10 лет

Старший тренер-преподаватель Муслимов Р.М.



Пояснительная записка.

Программа юный турист - путешественник имеет туристско-краеведческую направленность является адаптированной при ее разработке была использована типовая программа Юный турист -путешественник. В отличии от действующих в данной программе уделяется большое внимание практической деятельности школьников исследованиям природы родного края, что способствует развитию туристско-краеведческой деятельности (ТКД)учащихся.

Важнейшей задачей начальной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения. ТКД учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности. ТКД обладает большими возможностями, позволяя в комплексе решать образовательные, развивающие, воспитательные, оздоровительные задачи. Походы выходного дня дают ребятам заряд бодрости и энергии, правильно организованное физическое воспитание способствует у детей развитию логического мышления, памяти, инициативы. Хорошая физическая подготовка является базой для туристской подготовки. Данная программа разработана для детей младшего школьного возраста, занимающихся в учебной группе «Туризм в начальной школе». Содержание программы рассчитано на работу с детьми 7-10 лет первого- третьего года обучения. Программа включает разделы: краеведение, мир природы, туризм, физ. подготовка, ориентирование, азбука безопасности.

Цель: воспитание в детях любви к родному краю, используя средства туристско-краеведческой деятельности

Педагогические задачи:

Образовательные


  • Заложить фундамент туристско-краеведческих и экологических знаний.

  • Воспитание бережного отношения к природе.

  • Оздоровление и физическое развитие детей, обогащение их духовного мира.

  • Гармоничное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

  • Познакомить с основными правилами техники безопасности .

  • Организация быта в походе экспедиции

  • Сформировать умение работать в спортивном и тренажерном зале

Воспитательные

  • Воспитать учащихся ответственных за свои поступки и владеющими навыками грамотного поведения

  • Воспитать учащихся с собственным мнением и самостоятельным взглядом на жизнь

  • Создать условия для общения и сотрудничества в коллективе.

Развивающие

  • Развить у учащихся наблюдение и внимание

  • Развить у учащихся физические качества необходимые в повседневной жизни

  • Развить когнитивные качества личности любознательность эрудированность пытливость проницательность

Структура и содержание составлены с учетом психолого-педагогических особенностей

учащихся .Возраст учащихся участвующих в программе 7-10 лет.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием разнообразных форм работы, в том числе игровых. Практические занятия проводятся во время туристско-спортивных мероприятия, экскурсий, а также на местности, в помещении (в классе, спортзале).

Режим занятий

Программа предусматривает 3года обучения по 216часов в год рассчитана на учащихся 1-3 классов 7-10лет.Теоритеческие и практические занятия проводятся на базе СДЮШОР 2-3 р в неделю 3 часа в помещении, 4часа прогулки на природе,8часов поход.

Основные методы и формы

-изучение источников по истории родного края, экологии, природы

-проведение занятий в форме игр, конкурсов, творческих работ, викторин,

конкурсно- игровых программ.

-организация экскурсий ,походов, с целью изучения родного края

-участие в мероприятиях СДЮШОР

-участие в уроках туризма

-участие в экологической акции «День Земли - Марш парков»

Прогнозируемый результат.

К концу года дети должны владеть минимумом эколого-краеведческих, туристских знании и умений, иметь хорошую физическую подготовку. Критерии оценки: Дети должны уметь и знать

  • показать на карте город Нижневартовск

  • знать правила техники ТБ и соблюдать их

  • уметь ориентироваться в своем микрорайоне

  • уметь рассказать про свою семью

  • уметь собраться в поход

  • правильно и грамотно вести себя в природе

-устраивать бивуак ,ставить палатку, разжигать костер

-ориентироваться на местности, работать с картой и литературой

-находиться в хорошей физической форме

Учебный план

Наименование тем, разделов

Общее кол-во часов

Теория

Практика

I.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

1.10.

1.11.

Основы туристской подготовки.

Туристские путешествия. История развития туризма.

Воспитательная роль туризма.

Личное и групповое снаряжение.

Организация туристского быта, Биваки.

Питание в туристском походе.

Подготовка к походу, путешествию.

Туристские должности в группе.

Правила движения в походе.

Техника безопасности при проведении тур. походов и занятий.

Подведение итогов похода.

Туристские походы и прогулки.

2

2

10

6

4

10

4

4

6

8

16

2

2

6

4

4

6

4

2

6

8

-

-

-

4

2

-

4

-

2

-

-

16

II.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

Топография и ориентирование.

Понятие о карте.

Условные знаки.

Ориентирование по горизонту. Азимут.

Компас.

Ориентирование по местным предметам.

6

6

6

8

10

4

6

4

4

4

2

-

2

4

6

III.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Краеведение.

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

Туристские возможности края, обзор объектов, музеи.

Общественно-полезная работа в походе, охрана природы и памятников культуры.

Участие в конкурсах по краеведению.

4

14

8

8

4

4

-

8

-

10

8

-

IV.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Личная гигиена туриста.

Походная аптечка.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Приемы транспортировки пострадавшего.

4

4

4

2

2

2

2

-

2

2

2

2

V.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

Общая и специальная физическая подготовка.

Краткие сведения о строении организма человека.

Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение травм на тренировках.

Общая физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка.

2

4

44

10

2

4

-

-

-

-

44

10

ИТОГО: 216 94 122


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»

1-й год обучения

1. Введение 1.1.Оздоровительная роль туризма

Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.

Практические занятия

Знакомство детей с помещениями {учебным классом, спортивным залом) и сооружениями (туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки.

1.2.Правила поведения юных туристов

Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу). Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.

Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.

Правила поведения участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Права и обязанности участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Командир туристской группы, его права и обязанности, взаимоотношения с участниками туристских соревнований.

История и традиции выполнения юными туристами общественно полезных дел.

Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел:

охране природы, заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) вокруг школы, дома и на улице и в своем микрорайоне (населенном пункте).

Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле - здоровый дух», «Чистота - залог здоровья». Юные туристы - хорошие товарищи и коллективисты.

Подготовка к туристским прогулкам, экскурсиям; к спортивно-оздоровительным состязаниям, играм и соревнованиям.

Подготовка, организация и выполнение порученного объединению (звену,

группе) задания по ходу экскурсии или туристской прогулки.

Практические занятия

Прогулка в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. Прогулка по микрорайону школы. Оформление впечатления о прогулках под руководством педагога (родителей) в рисунках, поделках и др.

2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста

2.1. Основы безопасности в природной среде

Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк (лес). Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в парке (лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной (городской) среде с представителями животного мира (в том числе домашними животными). Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экс­курсионной) группы. Взаимопомощь в туристской группе.

2.2. Основы безопасности дома и в школе

Правила поведения в учебных и досуговых учреждениях, музеях. Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Телефоны аварийных служб.

Практические занятия

Игры на темы: «Что делать в случае ... (задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха газа, посторонних предметов и пр.)?», «Действия в чрез­вычайной ситуации во время экскурсии, на туристской прогулке», «Правила перехода улицы».

2.3. Личное снаряжение и уход за ним

Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор и пр.); личная посуда; средства личной гигиены. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за личным снаряжением. Практические занятия

Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окрестностям школы) в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям.

2.4. Питьевой режим на туристской прогулке

Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки. Практические занятия

Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки (экскурсии), Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии). Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки).

2.5. Групповое снаряжение и уход за ним

Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение. Устройство палаток и правила ухода за ними. Стойки и колышки для палатки.

Кухонное и костровое снаряжение: котелки (каны), таганок, саперная лопатка, рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания.

Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих заданий. Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии).

Завхоз туристской группы и его обязанности на туристской прогулке.

Практические занятия

Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во время туристской прогулки.

2.6. Индивидуальный и групповой ремонтный набор

Состав ремонтного набора (иголки, нитки, булавки, набор пуговиц, набор заплаток, запасные шнурки, клей и пр.). Назначение предметов ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Ремонт личного и группового снаряжения.

Практические занятия

Игра-состязание «Ремонт личного снаряжения» (способы штопки, наложения заплат, заклеивания дыр, пришивания пуговиц и пр.).

2.7. Организация биваков и охрана природы

Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков.

Требования к бивакам (наличие дров и источника питьевой воды, безопасность, эстетичность). Устройство и оборудование бивака (места для установки палаток, приготовления и приема пищи, отдыха, умывания, забора воды и мытья посуды, туалеты).

Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к

месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы.

Практические занятия

Планирование места организации бивака по плану (спорткарте) местности. Планирование и организация бивака на местности во время туристской прогулки. Организация бивачных работ.

Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки.

Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке или в парке), 2.8. Туристская группа на прогулке (экскурсии)

Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки (экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Правила перехода дорог, улиц. Взаимопомощь в туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке. Охрана природы на туристской прогулке или во время экскурсии.

Практические занятия

Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).

3. Азбука топографии

3.1. Мой дом, моя школа, школьный двор

Планировка дома (квартиры), школы и школьного двора; назначение и расположение различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора. Практические занятия

Экскурсия по зданию школы, кабинетам и другим помещениям. Экскурсия на школьный двор и пришкольный участок (назначение различных построек и объектов).

3.2. План местности

История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества.

Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы). Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или плане. Практические занятия

Рисовка плана стола (парты), класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора.

Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где герои использовали планы местности или рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей).

3.3. Условные знаки

Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, ис­кусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки.

Знакомство с изображением местности, школьного двора (ближайшего парка, леса). Роль топографа в туристской группе. Легенда туристского маршрута. Практические занятия

Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Рисовка условными знаками поляны, лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии.

Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристской прогулки. Составление легенды движения группы условными знаками.

4. Туристское и экскурсионное ориентирование

4.1.Ориентирование по сторонам горизонта

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам. Практические занятия

Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса) или пришкольного участка.

4.2.0риентирование на местности

Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы ориентирования на местности. Линейные ориентиры (дорожки, тропы, линии электропередачи и др.), точечные ориентиры и объекты. Рельеф.

Ориентирование по звездному небу, солнцу. Измерение расстояний на местности: временем движения, парами шагов и пр. Ориентирование по описанию (легенде). Разведчик туристской группы, его обязанности и действия на туристской прогулке (экскурсии).

Практические занятия

Ориентирование с использованием легенды в школе, парке, микрорайоне школы. Ориентирование в парке по дорожно-тропиночной сети.

4.3.Виды туристского ориентирования

Знакомство с основами правил соревнований по туристскому ориентированию. Виды туристского ориентирования и их особенности. Права и обязанности участников соревнований. Номер участника и его крепление. Упаковка и обеспечение сохранности карты (схемы).Основные правила, технические приемы и условия соревнований туристского ориентирования на маркированной трассе. Способы маркировки дистанции.

Обозначенный маршрут на схеме, плане местности. Необходимость повышенного внимания участников соревнований на обозначенном маршруте. Основные правила, технические приемы и условия соревнований по ориентированию на обозначенном маршруте.

Маршруты ориентирования по выбору. Основные правила, технические приемы и условия соревнований туристского ориентирования по выбору. Условия определения победителей на дистанциях по выбору. Выбор оптимального пути движения (планирование маршрута) и количества контрольных пунктов (КП).

Оборудование КП: призма, компостер, карандаш. Способы отметки на КП компостерные и карандашные.

Практические занятия

Движение по плану (схеме).

Прохождение дистанции «Маркированный маршрут» совместно с педагогом.

Прохождение дистанции «Обозначенный маршрут» совместно с педагогом.

Прохождение дистанции «Ориентирование по выбору» совместно с педагогом. Обучение навыкам отметки на КП компостером в карточке участника. Игра-состязание на местности (школьный двор, стадион) «Отметься на КП».

4.4. Экскурсионное ориентирование

Экскурсионные объекты; памятники истории, архитектуры, искусства, природы и т. п. в микрорайоне школы, на своей улице (населенном пункте). Выявление и нанесение на бумажную основу (план микрорайона школы, улицы, двора) различных памятников и других интересных объектов.

Практические занятия

Чтение'легенды. Движение по легенде в микрорайоне школы, по улице с отслеживанием указанных в легенде объектов, расстояний и направлений. Работа туристской группы при движении по легенде на экскурсии. Прохождение дистанции под руководством педагога.

5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь

5.1. Личная гигиена юного туриста

Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов. Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом. Зарядка. Утренний и вечерний туалет. Закаливание организма, необходимость принятия душа после выполнения физических упражнений. Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения. Обязанности санитара туристской группы. Практические занятия

Выполнение правил личной гигиены на привале, при организации перекуса. Работа санитара туристской группы. Обсуждение правил личной гигиены с организацией чаепития.

5.2. Походный травматизм и возможные заболевания

Соблюдение гигиенических требований в походе. Профилактика заболеваний и травматизма.

Порезы, ссадины, ушибы, мозоли. Причины, характеристика травм. Необходимая помощь, Способы обработки.

Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов, химических жидкостей, газов. Необходимая помощь.

Причины ожогов и обморожений. Профилактика обморожений и защита организма от мороза. Признаки и виды ожогов и обморожений.

Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание первой помощи при тошноте, рвоте.

Причины теплового и солнечного удара. Признаки заболевания. Необходимая помощь.

5.3. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок
Правила и способы обработки ран, ссадин. Правила наложения повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок.
Практические занятия

Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).

5.4. Индивидуальная и групповая медицинская аптечка

Состав медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для туристской прогулки.

Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение срока годности для использования. Обязанности санитара группы.

Практические занятия

Упаковка и маркировка аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка ее комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки.

5.5. Способы транспортировки пострадавшего

Организация транспортировки пострадавшего при несложных травмах. Простейшие средства для транспортировки пострадавшего в условиях туристской прогулки (похода, экскурсии). Способы транспортировки пострадавшего на руках. Взаимопомощь в туристской группе при транспортировке пострадавшего. Практические занятия

Изготовление транспортных средств из курток, штормовок. Транспортировка условно пострадавшего на слабо пересеченном рельефе на руках, простейших транспортных средствах.

6. Основы краеведения

6.1. Родословие

Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники.

Практические занятия

Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Рисование на темы: «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Моя комната», «Моя любимая игрушка».

6.2.Моя школа

Изучение истории школы: «Моя школа», «Мой класс», «Мои учителя». Учителя и выпускники школы. Выдающиеся люди, ветераны войн.

Практические занятия

Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах.

б.З.Природа родного края

Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения в природе. Растения и животные своей местности в разные времена года.

Значение наблюдений за погодой. Правила поведения на природе и наблюдения за ней во время экскурсии. Приборы для наблюдений за погодой.

Практические занятия

Организация наблюдений за погодой, ведения календаря наблюдений. Экскурсии в парк (лес). Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и зарисовывание отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.).

Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц.

7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма

7.1. Пешеходный туризм

Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления простейших естественных препятствий (без специального туристского снаряжения); организация движения группы в лесу по слабопересеченной и равнинной местности. Преодоление простых водных преград (ручьев, канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы).

Практические занятия

Просмотр видеофильмов о способах преодоления простейших естественных препятствия (без снаряжения).

Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну. Преодоление завалов. Движение по лесным массивам. Движение по песчаным склонам (спуски и подъемы).

7.2.Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна)

Естественные и искусственные препятствия. Дистанция соревнований, этап дистанции. Разметка и маркировка дистанции. Старт и финиш. Способы преодоления препятствий. Правила безопасного преодоления препятствий. Личное и командное прохождение дистанции полосы препятствий. Вза­имодействие и взаимопомощь членов спортивной туристской команды. Права и обязанности юного спортсмена-туриста в команде на соревнованиях.

Практические занятия

Соревнования по преодолению полосы препятствий.

Переправа через болото по кочкам; переправа по гати, по наведенным кладям (жердям); переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»; установка и снятие палатки; спуски и подъемы, в том числе по песчаным склонам.

7.3.Лыжный туризм

Правильный подбор лыж и лыжных палок для занятий на местности. Стойка лыжника на различном рельефе. Передвижение ступающим и скользящим шагом (просмотр видео- или диафильмов). Техника безопасности при ходьбе на лыжах. Правила движения в строю на лыжном маршруте. Одежда для лыжной прогулки или занятий. Предохранение обуви от намокания (бахилы).

Практические занятия

Подбор лыж и снаряжения юными туристами и их родителями. Управление

лыжами на месте: поочередное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево; поочередное поднимание носков лыж; переступание на месте вокруг пяток и носков лыж.

Ходьба на лыжах ступающим и скользящим шагом с палками и без палок; толчок палками; передвижение на лыжах по лыжне до 600-700 м; игры на лыжах (эстафеты до 50 м); движение боковыми приставными шагами; пере­движение без палок и с палками по глубокому снегу без груза и с грузом до 1 -2 кг в рюкзачке; передвижение в среднем темпе.

Лыжные прогулки.

Наблюдение окружающих объектов природной среды (растительный и животный мир; живая и неживая природа).

8. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка

8.1. Общая физическая подготовка и оздоровление организма

Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности. Комплекс утренней физической зарядки. Гигиена при занятиях физическими упражнениями.

Практические занятия

Освоение основ техники бега. Бег в колонне по одному по пересеченной ме­стности, бег по лестнице, бег «серпантином», бег с препятствиями.

Прыжки в длину и высоту.

Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и координационных способностей. Гимнастические упражнения.

Спортивные (в том числе народные) игры.

8.2. Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование занимающихся

Входное тестирование и диагностика (проводится осенью)

Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Рисование детей на тему «Моя семья».

Выявление психолого-педагогического портрета окружения обучающихся. Режим дня, физическое развитие и подготовленность, самоконтроль учащихся.

Проведение тестов с целью выявления темперамента, воображения, типа памяти и пр.

Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью определения (выявления) общего физического и функционального уровня развития вос­питанников.

Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной)

Организация самоконтроля за соблюдением режима дня, ведение (совместно с родителями воспитанников) дневника наблюдений за параметрами физического развития организма занимающихся.

Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального развития воспитанников за год.

Зачетный летний поход (вне сетки часов)

Движение группы по маршруту протяженностью до 4-5 км с использованием плана местности (легенды) или спорткарты. Организация лагеря туристской группы, бивака совместно с родителями. Участие в заготовке дров и сборе хвороста. Посильное участие в приготовлении пищи на костре (совместно с родителями). Сервировка дежурными туристского походного стола. Соблюдение правил и требований гигиены. Туристские и другие игры и состязания («Спортивная семья» и пр.). Конкурс знатоков растений на поляне привала. Операции «Помоги братьям меньшим» и «Помоги природе» (очистка ближайших окрестностей от бытового мусора) и др.

ПРОГРАММА.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Пояснительная записка

В предлагаемой программе представлено содержание оздоровительно-поз­навательной деятельности с учащимися начальной школы. Учебно-воспита­тельный процесс требует от учащегося начальной школы в основном умст­венного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка на­правлена на активную физическую деятельность и непосредственное позна­ние окружающего его мира.

Цель занятий в объединении туристской направленности состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся младших классов, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оз­доровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих основных задач:

  • оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;

  • формирование координационных функций;

  • развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;

  • вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность сред­ствами туризма.

Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма под руководством педагогов таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-вос­питательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действитель­ностью - окружающей природной и социальной средой. При этом адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам предполагает необходимость их строгого дозирования по объему, продолжительности и напряженности в со­ответствии с полом и возрастом, а также индивидуальным уровнем функци­онального и биологического развития занимающихся.

Содержание программ рассчитано на четыре года занятий с учащимися на­чальной школы, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года обучения - 15 человек, 2-го и последующих лет - не менее 12 человек.

Примерная учебная программа каждого года занятий рассчитана на 216 часов, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятии, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

В основе замысла программы лежит- идея развивающего обучения (В.В.Да­выдова и др.) в процессе совместной деятельности детей и специально подго­товленного организатора детской оздоровительно-познавательной, турист­ской деятельности (учитель, родитель, старший школьник, студент педаго­гического училища, педагогического вуза). Содержание программы опира­ется на концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружаю­щий мир» (А.А.Останец-Свешников, М.И.Богатов, О.И.Мотков) и предпола­гает активное участие детей и их родителей в туристско-краеведческой оздо­ровительно-познавательной деятельности.

Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образо­вательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.

Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздорови­тельно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (экскурсии, беседы; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов).

«Образовательные маршруты» должны проходить через такие образова­тельные области, как словесность, естествознание, искусство, физическая культура и оздоровительно-познавательный туризм, социальная практика, технология, психологическая культура и др. Они должны способствовать ос­воению занимающимися основ краеведения; приобретению санитарно-гиги­енических навыков, организации туристского быта в полевых условиях; ориентирования на местности в условиях своего микрорайона (школьного двора); формированию физкультурно-туристских знаний, умений и навыков; обучению двигательным навыкам и действиям; общему укреплению здоровья и закаливания организма; развитию физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей и скоростно-силовых качеств); овладению техникой преодоления простейших естественных и искусственных препятствии во время экскурсии в природу, туристских прогулок, походов выходного дня.

Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей после интен­сивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для вос­становления ими затраченных сил. Каждое мероприятие - туристская про­гулка, мини-соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие -должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.

Содержание программ составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоро­вительно-познавательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, использования должностно- ролевой системы творческого са­моуправления и развития творческой самодеятельности участников детского объединения.

Занимающиеся 1-2-го года непосредственно знакомятся с окружающим их миром - своей семьей, своим классом, школой, микрорайоном (населенным пунктом), ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них фор­мируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

Занимающиеся 3-4-го года расширяют зону познания окружающего мира и знакомятся с достопримечательностями микрорайона школы, с зелеными массивами своего района; участвуют в одно-двухдневных мини-походах по родному краю - ближайшим окрестностям своего населенного пункта; за­крепляют и совершенствуют навыки здорового образа жизни, охраны окру­жающей природной среды и безопасности жизнедеятельности.

Систематическую оздоровительно-познавательную, туристско-

краеведческую деятельность с младшими школьниками 1-4-х классов необходимо строить на непрерывно сменяющих друг друга, а в некоторых случаях и накладывающихся друг на друга циклах (макро-, микро- и мезо-), каждый из которых должен включать подготовку к мероприятию, его организацию и проведение и подведение его итогов (оформление выставки творческих работ; творческие отчеты - инсценировки, рассказы и пр.; оформление стенных фотогазет; проведение вечеров, состязаний и КВНов, совместный анализ достижений и промахов на состязаниях и мини-соревнованиях).

Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе, на школьном дворе или в парке (лесопарке). В осенние, зимние и весенние каникулы предполагается активное участие занимающихся в туристско-краеведческих и спортивно-оздоровительных мероприятиях в рам­ках программы «Каникулы».

Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый занимающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения соответствующих его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам игровых должностей (ролей): организационно-хозяйственных (командир, физорг, ремонтный мастер, штурман, дежурный, заведующий снаряжением, санинструктор и т. д.) и познавательно-краеведческих (знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток улицы, знаток достопримечательностей и т. д.)- При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм.

Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2-х раз в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования занимающихся с целью конт­роля за влиянием занятий на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке совместно с семьей и школой (классный руководитель, школьный психолог, школьный медицинский работник, организатор внеклассной и внешкольной работы) личностно ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника.

Календарно-тематический план

дата

Раздел программы, название темы.

Форма занятий

Кол-во

часов

Организационное собрание группы «Расскажи мне о себе».

Беседа

2

Виды туризма. Особенности пешеходного туризма.

Беседа

2

Подготовка к походу, проверка снаряжения.

Практич. занятие

2

ОФП

Практич. занятие

2

Однодневный поход.

Практич. занятие

8

Подведение итогов похода. Конкурс творческих работ.

Практич. занятие

2

Праздник младших кружковцев.

Праздник

4

ОФП

Подвижные игры

2

«Здравствуй, осень!».

Конкурс поделок

2

Наш край. Знакомство с Нижневартовским районом.

Беседа

Наш край.

Экскурсия

4

ОФП

Практич. занятие

2

Посещение театра

Экскурсия

6

Резервы организма. Гигиена.

Беседа

ОФП

Ппактич.

2

-

занятие

Моя семья.

Творческие

2

работы

2

Творческая мастерская «Умелые руки»

Праздник

Город, в котором мы живем.

Экскурсия по микрорайону

4

Моя семья.

Практич.

2

Игры бабушек и дедушек.

занятие

Тур. подготовка. Групповое снаряжение.

Беседа

2

Tvn. полготошся. Питание r тупистском похоле.

Кеселя

Организация туристского быта. Биваки.

Беседа

2

ОФП

1

Практич. занятие

2

Подготовка к походу.

Практич. занятие

2

Поездка в театр Барабашка

Экскурсия

6

Азбука безопасности. Правила движения в походе.

Беседа

2

Поговорим о воспитании. Группа на маршруте.

Беседа

2

ОФП

Веселые старты

Новогодний праздник

Праздник

4

2-6 01 2011

Зимний оздоровительный лагерь на базе лагеря МИР

ПОЕЗДКА В бассейн

Практич. Занятие,Конкурс

Ы,Викторины,экс

48

Выезд в музей

скурсии

Изучаем родной край.

Поход

8

Подведение итогов похода.

Конкурс рисунков

2

Лыжная прогулка.

Практич. занятие

2

Режим и особенности питания. Весовые

Беседа

2

нормы. Составление меню.

Практич. занятие

2

Понятие о карте. Условные знаки.

Беседа

2

Ориентирование по горизонту. Азимут. Ориентирование по местным предметам.

Беседа

2

Компас. Работа с ним. Действия в случае потери ориентировки.

Беседа

2

Привалы и биваки. Требования к бивакам,

Беседа

2

ОФП.

Практич. занятие

Гигиенические требования к походу. Лыжная

Беседа

2

подготовка.

Практич. занятие

2

Строй тур. группы. Построение колонны.

Беседа

2

Весовые нагрузки.

занятие

Конкурс инсценированной песни

Краеведение. Наши дороги.

Конкурс

творческих

работ

4

2

Подвижные игры.

занятие

2

Подготовка к экологическому конкурсу

Теоритич. занятие

2

Подготовка к экологическому конкурсу

Практич. занятие

ПОДГОТОВКА к конкурсно-экологической

Конкурс

2

программе.

творческих

Мы рисуем мир

работ

Тур. подготовка. Правила поведения туриста в

беседа

2

походе. Культура взаимоотношений с местными жителями.

ОФП. Тренажерный зал. |

Практич.

2

Физическая подготовка

занятие

Врачебный контроль и оказание первой

Беседа

2

медицинской помощи.

Практич. занятие

2

Мы в природу идем

Игры на свежем воздухе.

Прогулка

2

«Живая аптека»

Праздник

Подготовка к экологическому конкурсу.

Беседа

2

Конкурсно -игровая программа по экологии для младших школьников

Конкурс творческих работ

2

Собираемся в поход. Маршрут. Нормы

Беседа

2

поведения. Организация движения.

Практич. :занятие

2

Состав аптечки, Виды повязок. Наложение повязок.

Беседа Практич. занятие

2

Знаешь ли ты свой край?

Поход

8

Подведение итогов похода. ОФП. Тренажерный зал.

Конкурс творческих

работ Практич. занятие

2

Общественно-полезная работа в походах

де. Охрана природы.

Беседа Практич.

занятие

2

Наш край.

Ориентирование по местным предметам.

Прогулка Беседа

2

Действия в случае потери ориентировки.

Практич. занятие

2

Общественно-полезная работа, охрана природы и памятников культуры. «Экология и мы».

ОФП. Тренажерный зал.

Прогулка

Субботник по благоустройству

Практич. занятие

4

«Марш парков. День Земли». Собираемся в поход.

Участие в городской акции

Беседа Практич занятие

4

Тур. подготовка. Тренажерный зал.

Беседа

Практич. занятие

2

Итоговый праздник младших школьников. Моя семья. Игры на свежем воздухе.

Подготовка к походу.

Праздник Прогулка в лес

Беседа Практич. занятие

4

Итоговое занятие. Тур. поход.

Поход

8



6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая педагогом для разработки программы и

организации образовательного процесса:


  1. Алешин В. М, Серебреников А. В. Туристская топография, М., 1985.

  2. Военная топография, М, 1986.

  3. Балабанов И. В. «Узлы» - М., 2007. - 80 с.

  4. Баленко С. В. «Школа выживания». Приложение к журналу «Зарубежное военное обозрение» ч. 1. Москва. 1992 г.

  5. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний: Учебно-практ. пособие». - М., ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 252 с.

  6. Волович В.Г. «Академия выживания». - М., Толк, 1995. - 368 с.

  7. Воробьев Ю.Л., Локтионов Н.И., Фалеев М.И., Шахраманьян М.А., Шойгу С.К., Шолох В.П. «Катастрофы и человек». - М., АСТ-ЛТД, 1997. - 256 с.

  8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии» - М.: Просвещение, 1986.- 272 с.

  9. «Грибы наших лесов», ред.Э.Карклина, Минск, «Урожай», 1970.

  10. Дрогов И.А. «Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. Учебно-методическое пособие». - М., ФЦДЮТиК, 2004. - 132 с.

  11. Дэвис Б. «Энциклопедия выживания и спасения», пер. с англ. - М., Вече, 1997. - 448 с.

  12. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. «Для тебя и о тебе». - М.. Просвещение, 1991.

  13. Ильин А.А. «Большая энциклопедия городского выживания». - М., Изд-во Эксмо, 2003. - 576 с.

  14. Ильин А.А. «Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях». - М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 384 с.

  15. Калошина Н.В. Спортивный туризм., М., Советский спорт, 1998.

  16. Константинов Ю.С. «Туристские слеты и соревнования учащихся. Учебно-методическое пособие» - М., Издательство ЦДЮТиК МО РФ, 2000.

  17. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.

  18. «Красная книга Московской области», отв.ред. В.А.Зубакин, В.Н.Тихомиров. - М.: Аргус: Рус.ун-т, 1998. - 560 с.

  19. Куликов В. М., Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в туристском путешествии» - М., ЦДЮТиК МО РФ, 2004.

  20. Личная безопасность./ Гл.ред. В.Володин - М.. «Аванта+», 2001.

  21. Маслов А.Г. «Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 160 с.

  22. Маслов А.Г. «Программа детского объединения участников движения «Школа безопасности» - М., ФЦДЮТиК, 2007.

  23. Маслов А.Г., Константинов Ю.С. «Программа обучения жизненным навыкам в системе дополнительного образования». - М., МТО-ХОЛДИНГ, 2001. - 96 с.

  24. Меньчуков А.Е. «В мире ориентиров». Издание четвертое переработанное и дополненное, Москва, «Недра», 1973.

  25. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ Сост. А.Т.Смирнов. Б.И.Мишин; под общей ред. А.Т.Смирнова. - М., Просвещение, 2001. - 160 с.

  26. Методические материалы МОУ ДОД «Городской станции юных туристов» г.Ногинск.

  27. Питание в туристском путешествии. - М., Профиздат, 1986. - 176 с.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

по предлагаемой программе:

  1. Баленко С. В. «Школа выживания». Приложение к журналу «Зарубежное военное обозрение» ч. 1. Москва. 1992 г.

  2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний: Учебно-практ. пособие». - М., ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 252 с.

  3. Волович В.Г. «Академия выживания». - М., Толк, 1995. - 368 с.

  4. Воробьев Ю.Л., Локтионов Н.И., Фалеев М.И., Шахраманьян М.А., С.К.Шойгу, Шолох В.П. «Катастрофы и человек».-М., АСТ-ЛТД, 1997.-256 с.

  5. Гостюшин А. В. «Энциклопедия экстремальных ситуаций» - М., изд. «Зеркало», 1995.

  6. Дэвис Б. «Энциклопедия выживания и спасения», пер. с англ. - М., Вече, 1997. - 448 с.

  7. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. «Для тебя и о тебе». - М.. Просвещение, 1991.

  8. Ильин А.А. «Большая энциклопедия городского выживания». - М., Изд-во Эксмо, 2003. - 576 с.

  9. Ильин А.А. «Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях». - М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 384 с.

  10. Карманная энциклопедия туриста./ Автор-сост. Шабанов А.Н. - М., «Вече», 2000.

  11. Краткий справочник туриста. Автор-составитель Штюрмер Ю.А., М., Профиздат, 1985.

  12. Куликов В. М., Ротштейн Л. М., Константинова Ю.В. «Словарь юного туриста» - М., ЦДЮТ, 2003. - 76 с.

  13. Личная безопасность./ Гл.ред. В.Володин - М.. «Аванта+», 2001.

  14. Майсак Г. Н. «Среди нехоженых дорог одна твоя…» - Ногинск МО, Городская станция юных туристов, 1994.

  15. Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В. Орлова. Киев, 1997.

  16. Рахманова С.М. «Популярная психология для тинейджеров». - Ростов н/Д, Феникс, 2005. - 224 с.

  17. Садикова Н.Б. «1000 + 1 совет туристу: Школа выживания». - Минск, Современный литератор, 2000. - 352 с.

  18. Смирнов А.Т., Литвинов Е.Н., Фролов М.П., Латчук В.Н., С.В.Петров, Богоявленский И.Ф. «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник для 7-11 кл. - 1-е изд. - М., Издательство АСТ, 1996. - 160 с.

  19. Справочные материалы по историческому краеведению IХ-ХIХ века. Ногинский район. Издание 2-е, исправленное, дополненное. - Ногинск, ООО «Шерна», 2005.

  20. Справочные материалы по историческому краеведению. ХХ век. Ногинский район./Сост. Егорова Е.В. - Ногинск, МОУ ДОД «Городская станция юных туристов», 2006.

  21. Справочные материалы по краеведению. Ногинский район. Природа родного края. - Ногинск, МОУ ДОД «Городская станция юных туристов», ТОО «Принт», 1994.


  1. Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. - М., «Физкультура и спорт», 1998.

  2. Энциклопедия туриста. Гл.ред. Тамм Е.И., М., Большая российская энциклопедия, 1993.


© 2010-2022