Статья «Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста «в

В статье раскрывается сущность гендерного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, его актуальность для воспитания дошкольников, показаны возможности подхода в организации занятий физической культурой, проведении подвижных игр, физкультурных досугов, даны описания некоторых примерных упражнений. В статье приведены результаты исследований ученых (С.Ярнесакса, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковского) в области особенностей физического развития девочек и мальчиков, определены отлич...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гендерный подход в физическом воспитании детей

старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период интенсивной полоролевой социализации, формирование представлений о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что совпадает с бурным усилением половой дифференциации деятельности. Своеобразие первичной полоролевой социализации старших дошкольников связано с различающимися интересами и предпочтениями, установками, стилями поведения.

Физическое воспитание дошкольников, как и все дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на «условного ребенка», а не на «мальчика» и «девочку». На физкультурных занятиях практически не существует различий между мальчиками и девочками при подборе упражнений, физической нагрузки, методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Ученые С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно - силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.

Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, что проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики предпочтут по нему бегать, соскакивать с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.

По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Двигательную активность мальчиков отличают:

  • простота, угловатость;

  • силовой, атлетический стиль;

  • четкая целенаправленность;

  • отсутствие вычурности, эстетической завершенности;

  • элементы атаки, нападения, преследования.

Движения девочек чаще всего бывают:

  • пластичными, плавными;

  • вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами);

  • с элементами боязни, пассивности;

  • более связанными с музыкой, танцами;

  • в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.

Эти различия необходимо учитывать при организации физкультурных занятий. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет отличия. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими.

Часть занятия проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание).

На этих занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, т.к. имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт половых особенностей позволяет добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Подобный подход учитывается в подборе общеразвивающих упражнений для развития и укрепления мышц плечевого пояса, используя разные предметы, по выбору детей (для мальчиков - гантели, мячи, кегли; для девочек - косички, ленты, обручи).

Развитию силы рук и мышц плечевого пояса способствуют подтягивания на высокой и низкой перекладине. Упражнения на высокой перекладине рекомендуются мальчикам и выполняются из положения виса, не касаясь ногами пола, хватом сверху. Упражнения на низкой перекладине - для девочек - выполняются хватом сверху из положения виса лежа.

На протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях - исходное положение; в метании - расстояние до цели; в упражнениях на развитие силы мышц - дозировка).

Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому важно создание благоприятной доброжелательной обстановки во время занятий, поощрение стремления детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям - женщинам ближе тихие игры. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Воспитатель должен научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Необходимо учитывать эту разделительную тенденцию, интересы мальчиков и девочек при проведении подвижных игр. Например, в подвижной игре «Охотники и птицы» дети тренируются в метании, при этом мальчики изображают орлов, демонстрируя движения мужского характера, девочки - лебеди показывают в своих движения мягкость, нежность, стремление к красоте.

Гендерный подход к организации физкультурных праздников может заключаться, например, в постановке показательных выступлений, на которых мальчики демонстрируют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве. Мышечная сила, то есть способность мышцы преодолевать сопротивление или противодействие ему - это необходимое качество для любого мальчика. Данное физическое качество развивается в основном методом тренировок, которые включаются в физкультурные досуги и развлечения.

Проведение занятий с учётом гендерной социализации ведет к повышению интереса детей к физкультурным занятиям, а также повышению уровня физической подготовленности детей.

Задача дошкольного учреждения - найти рациональные формы организации жизни детей, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Это ориентирует на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Занятия физической культурой должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволяет педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Литература:

  1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3 - 4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка- Пресс, 2009.

  2. Дифференцированный подход при организации физического развития мальчиков и девочек в условиях дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации / автор-сост. Н.А.Аптина. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009.

  3. Мелехина Н.А. Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // научно - практический журнал: инструктор по физкультуре, 2011г., № 2.


© 2010-2022