- Преподавателю
- Физкультура
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по настольному теннису (-базовый уровень)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по настольному теннису (-базовый уровень)
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильясов К.З. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РЕКОМЕНДОВАНО
Методическим советом
пр.№___________
«02» сентября 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ
Колледж связи №54
_________ Павлюк И.А.
«02 » сентября 2015 г.
Н А П Р А В Л Е Н Н О С Т Ь: Ф И З К У Л Ь Т У Р Н О - С П О Р Т И В Н А Я
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа «Настольный теннис»
Уровень: базовый
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 15 - 18 лет
СОСТАВИТЕЛЬ:
Педагог дополнительного образования
Ильясов К.З.
г. Москва, 2015 г
Содержание
стр.
1. Пояснительная записка……………………………………………………....... 3
2.Учебно-тематический план……………………………………………….......... 5
3. Содержание……………………………………………………………………… 6
-
Методическое обеспечение …………………………………………............... 9
5. Литература………………………………………………………………......... ...10
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Настольный теннис» (далее Программа) относится к физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность: Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры - настольный теннис - определился популярностью ее в подростковой и молодежной среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой, естественно, подготовленностью самого учителя.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств - выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества обучающихся: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Новизна Программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
В Программе представлены основные разделы спортивной подготовки теннисистов, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю процесса спортивной подготовки теннисистов.
Основополагающие принципы:
- Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки.
- Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок.
- Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
Цель Программы: обучить основам и правилам настольной игры в теннис.
Создать условия для массового привлечения детей и подростков к занятиям настольным теннисом в спортивно-оздоровительных группах.
Задачи Программы:
1 Формирование интереса к занятиям.
2. Развитие физических способностей, и навыков здорового образа жизни посредством укрепления здоровья, закаливания организма.
3. Воспитание специальных способностей: гибкости, быстроты, выносливости,
равновесия, анаэробных возможностей, координационных способностей
для успешного овладения навыками игры.
5. Обучение основным приёмам техники игры и тактическим действиям.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности.
Необходимость составления Программы обусловлена рядом особенностей, присущих работе с обучающимися в современных условиях. Несмотря на внешнюю простоту игры, техника и тактика настольного тенниса очень сложна. Ведущую роль в настольном теннисе играют быстрота, сила, ловкость и выносливость в определённых сочетаниях. При этом первостепенное значение имеют скорость мышечного сокращения и регулирование скорости движений, а также пространственная точность движений, кроме того, настольный теннис требует быстрого решения сложных двигательных задач в каждой игровой ситуации. Все сложности предъявляют особые требования к физической, технической и тактической подготовке теннисиста.
Подготовка обучающихся является фундаментом, на котором в дальнейшем, на учебно-тренировочном этапе, строится подготовка теннисистов.
На первом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и ознакомление с основами техники выбранного вида спорта - настольного тенниса.
Программа рассчитана на 96 часов подготовки. Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса, контроль над состоянием физического развития, физической подготовленности обучающихся определяется контрольными испытаниями. Перечень и порядок проведения контрольных испытаний для обучающихся, а также нормативные требования по общей, специальной физической и технической подготовке для обучающихся спортивно-оздоровительного этапа, учитывают требования для данного возраста и скорректированы с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Учебно - тематический план
№
п/п
Наименование темы
Теория
Практика
Количество часов
-
Теоретическая подготовка
1.1
Физическая культура и спорт в России.
1
-
1
1.2
История игры
1
-
1
-
Общая физическая подготовка
2.1
Силовые упражнения
Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса
1
3
4
2.2
Упражнения для шеи и туловища
Упражнения для всех групп мышц
-
4
4
2.3
Упражнения для развития гибкости
Упражнения для развития ловкости
1
3
4
3. Специальная физическая подготовка
3.1
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести
1
5
6
3.2
Упражнения для развития игровой ловкости
-
3
3
4. Техническая подготовка
4.1
Исходные положения (стойки)
1
5
6
4.2
Способы передвижения
-
6
6
-
Тактическая подготовка
5.1
Техника нападения
1
5
6
5.2
Техника защиты
1
5
6
-
Игровая подготовка
6.1
Подвижные игры
2
13
15
6.2
Игровые спарринги
2
32
34
Итого:
12
84
96
Содержание Программы
Раздел III. 1. Теоретическая подготовка
Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие настольного тенниса в России.
Содержание: Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи.
История развития настольного тенниса в мире и нашей стране. Достижения теннисистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире.
Тема 2. Воспитание нравственных и волевых качеств обучающегося. Влияние физических упражнений на организм.
Содержание: Мотивация к регулярным занятиям спортом. Спортивно-эстетическое воспитание. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам.
Тема 3. Гигиенические требования к занимающимся теннисом.
Содержание: Понятия о гигиене. Гигиена тела. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятия о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию обучающихся. Закаливание организма.
Тема 4. Основы техники и техническая подготовка.
Содержание: Основные сведения о технике игры, о её значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация и анализ техники изучаемых приёмов игры.
Обучающиеся должны знать:
- история развития настольного тенниса в России и терминология игры;
- основные правила игры в теннис.
Уметь:
- технически правильно выполнять приемы игры.
Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП)
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса
- Упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития ловкости
- Упражнения типа «полоса препятствий»
- Упражнения для развития общей выносливости
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении упражнений (ОФП)
Уметь:
- Выполнять строевые упражнения на месте и в движении
- Выполнять комплекс разминки
Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП) -
- Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести
- Упражнения для развития игровой ловкости
- Упражнения для развития специальной выносливости
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
-Упражнения с отягощениями
Раздел 4. Техническая подготовка -
Основные технические приемы:
1.Исходные положения (стойки)
а) правосторонняя
б) нейтральная (основная)
в) левосторонняя
2.Способы передвижений
а) бесшажный
б) шаги
в) прыжки
г) рывки
3.Способы держания ракетки
а) вертикальная хватка-«пером»
б) горизонтальная хватка-«рукопожатие»
4. Подачи
а) по способу расположения игрока
б) по месту выполнения контакта ракетки с мячом
5. Технические приемы нижним вращением
а) срезка
б) подрезка
6. Технические приемы без вращения мяча
а) толчок
б) откидка
в) подставка
7. Технические приемы с верхним вращением
а) накат
б) топс- удар
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении технических упражнений
- Основные приёмы техники выполнения ударов.
Уметь:
- Выполнять упражнения самостоятельно и при помощи партнёра,
с изменением скорости, амплитуды, с отягощениями и без них.
- Выполнять технические элементы на учебно-тренировочных занятиях
- Соблюдать технику безопасности при выполнении технических элементов.
Раздел 5. Тактическая подготовка
Техника нападения.
Техники передвижения. Бесшажный способ передвижения(без переноса ОЦТ; с незначительным переносом ОЦТ; с полным переносом ОЦТ).Ш аги( одношажный, приставной, скрестный).Прыжки(с двух ног, с двух ног на одну, с одной ноги на другую). Рывки ( с правой ноги, с левой ноги, с поворотом туловища, с наклоном туловища)
Техники подачи. Подброс мяча. Траектория и направление полета мяча. Точки пересечения плоскостей вращения мяча .Прием подач. Формы распознавания подач соперника.
Игра в нападении. Накат слева, справа.
Техника защиты.
Техники передвижения. Сочетание способов передвижения с техническими приемами игры в защите. Срезка, подрезка.
Обучающиеся должны знать:
-Основные приёмы тактических действий в нападении и при противодействии в защите
Уметь:
- Выполнять элементы тактики на учебно-тренировочных занятиях
Раздел 6. Игровая подготовка
Подвижные игры:
- на стимулирование двигательной активности обучающихся
- на разностороннее развитие и совершенствование основных движений обучающихся
Эстафеты с элементами настольного тенниса (на развитие):
- скоростно-силовых качеств
- быстроты действий
- общей выносливости
- силы
- гибкости
- ловкости
- Игровые спарринги:
- 1 х 1, 1 х 2, 2 х 2
Обучающие должны знать:
- Технику безопасности при выполнении игровых упражнений
- Основные правила настольного тенниса
Уметь:
- Выполнять основные технические и тактические игровые приёмы
Методическое обеспечение Программы
Для усиления интереса обучающихся к занятиям в объединении "Настольный теннис" наиболее эффективным является построение учебного процесса следующим
образом:
1. В начале освоения каждого нового приема игры учащиеся знакомятся с
правильным его выполнением и применением в игре.
2. Обучающиеся просматривают предлагаемые фотоматериалы с основными приемами игры.
3. Каждый обучающийся осваивает и отрабатывает новый прием игры с
другими обучающимися в паре.
Условия реализации Программы
Для успешной реализации Программы "Настольный теннис" необходим
спортивный зал, в котором установлено следующее оборудование:
-
столы для настольного тенниса - не менее 6 штук;
-
сетки для каждого стола - не менее 6 штук;
-
ракетки для настольного тенниса - не менее 30 штук;
-
мячи для настольного тенниса - не менее 60 штук;
-
Обучающимися приходят на занятия в спортивной одежде и обуви.
Общие правила игры
Игра начинается с подачи мяча одним из игроков (по жребию). После удара ракеткой по мячу, он должен сделать отскок от стола на стороне подающего, перелететь сетку, не задев ее, и коснуться стола на другой стороне.
При подаче играющий, а также его ракетка и мяч, должны находится за задней линией стола. Подача считается неправильной, если мяч подан над столом или с ходу («Правила игры в настольный теннис» от 01.09.2002г.).
Если мяч, при подаче, сделал отскок от стола на стороне подающего, перелетел сетку, задев ее или стойки сетки и коснулся стола на другой стороне, то проводят переподачу, а очко не засчитывают. Количество переподач не ограничено.
Принимающий отражает отскочивший на его стороне мяч обратно на сторону подающего; тот, в свою очередь, отправляет его на сторону принимающего, и так продолжается до тех пор, пока кто-либо из игроков не допустит ошибки.
Каждая ошибка дает противнику 1 очко. Играющий выигрывает очко, если противник: неправильно подаст мяч; отразит мяч с лета до его прикосновения к столу; отразит мяч за пределы стола; не сможет принять правильно посланный мяч; отражая мяч, тронет его ракеткой более одного раза или поймает мяч на ракетку, а потом бросит его; коснется мяча во время розыгрыша любой частью тела, находящейся над столом, или заденет сетку, стойку стола. После каждых 2 очков (до 1 сентября 2001 г. - каждых 5 очков) подача переходит к принимавшему игроку.
Партия считается выигранной после того, как один из игроков наберет 11 очков (до 1 сентября 2001 г. - наберет 21 очко) при перевесе не менее чем в 2 очка. При счете 10:10 (до 1 сентября 2001 г. - при счете 20:20) подачи чередуется после каждого очка. После каждой партии игроки меняются сторонами и очередностью подач.
Игра состоит из 5 или 7 партий (до 1 сентября 2001 г. - число партий было 3 или 5).
Для наглядности обучения применяются наглядные схемы (плакаты), отображающие основные технические приемы.
Обучающиеся выполняют реферат «Из истории настольного тенниса», материалы которого используются на теоретических занятиях. В рамках реализации Программы используются дидактические материалы: видео, фото, карточки, плакаты и методические учебные пособия.
-
Литература
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 сентября 2006 г. № 06-1479 (Д) «Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации».
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.декабря 2006 г. № 06-1844 (По состоянию на 23 января 2008 года).
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 14, пункт 5)
-
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212, от 08.08.2003 г. № 470)
-
Амелин А.Н. «Современный настольный теннис» М.: Ф и С, 1982год.
-
Байгулов Ю.П. «Основы настольного тенниса» М.: Ф и С, 1979год.
-
Барчукова Г.Б., В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004год.
-
Матыцин О.В. «Настольный теннис» Неизвестное об известном. М.: РГАФК,1995год.