ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.Используя компьютер на уроке, можно реализовать возможность обучения учащегося с учетом его скорости восприятия, понимания и усвоения материала.Компьютер дает возможность сделать уроки более интересными, увлекательными и современны...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.Используя компьютер на уроке, можно реализовать возможность обучения учащегося с учетом его скорости восприятия, понимания и усвоения материала.Компьютер дает возможность сделать уроки более интересными, увлекательными и современными. Использование компьютеров учителем физики не ограничивается только применением готовых программ, но и своих собственных. Для этой цели в компьютерах установлено мощное программное обеспечение в виде продуктов MS Office 2003, который состоит из следующих продуктов:

  • Word - текстовый процессор;

  • Excel - табличный процессор;

  • Access - базы данных;

  • PowerPoint - электронные презентации.

Каждый из этих приложений имеет специфическую методику использования при изучении физики. Ниже будут рассмотрены методические аспекты использования этих продуктов. Текстовый редактор Word позволяет создавать различные формулы (физические, математические и др.), через редактор формул. Формулы в физике имеют исключительное значение. Если Вы хотите узнать природу, оценить ее красоту, то нужно понимать язык, на котором она разговаривает. Он дает информацию лишь в одной форме, и мы не вправе требовать от нее, чтобы она изменила свой язык, стараясь привлечь наше внимание. При использовании компьютеров на уроках физики необходимо уметь вводить формулы. Табличный процессор или электронные таблицы Excel - очень мощное средство для автоматического вычисления, различных данных записанных в табличной форме. Excel на уроках физики можно использовать при проведении и проверки лабораторных работ, во время решения задач и для создания диаграмм, которые в свою очередь могут быть использованы в других документах: текстах, презентациях. Ученика надо приобщать к радости умственного труда, дать ему возможность испытать удовлетворение от творчества, открытия, победы. Чем чаще учитель будет предоставлять ученику такие возможности, тем глубже будет его интерес к предмету. Ученику интересно, когда изучение физики представляется для него как решение конкретной задачи, как постоянная работа мысли. Однако здесь необходимо отметить, что важным условием воспитания на уроке интереса к предмету является посильность и доступность выполнения задания для каждого школьника. Покажем использование Excel на примере решения задачи. Автомобиль массой m при трогании с места проходит путь s за время t. Коэффициент сопротивления движению равен. Найти:1) скорость υ в конце разгона: 2) приобретенную кинетическую энергию Ek. 3) работу Атр.; 4) среднюю полезную мощность N. Приложение Access позволяет создавать, просматривать и редактировать базы данных. Применительно к физике можно создать базу данных о знаменитых физиках, наличии оборудования и наглядных пособий в кабинете физики. Такая информация позволяет учителю оперативно находить и использовать данные об известных физиках, включать е е на уроке и во внеклассной работе.Приложение Microsoft PowerPoint входит в состав Microsoft Office и предназначено прежде всего для создания и показа презентаций делового характера (бизнес докладов и различных рекламных презентаций). Мы предлагаем расширить сферу его использования на учебные демонстрации. Презентации позволяют показать ученикам то новое, что может поразить и удивить их, знакомить учащихся с историей науки, что поднимает в их глазах авторитет предмета, возбуждает в них желание самим делать открытия, показать жизненную значимость изучаемого материала. Применение теоретических знаний, полученных на уроке, вызывает потребность у ученика объяснения хорошо известных ему явлений, даже таких простых, как растворение сахара в стакане чая, впитывание чернил промокательной бумагой, выбивание пыли из ковра и т.д. Рассмотрим основные этапы нескольких вариантов использования Power Point в учебном процессе: лекционные демонстрации, тестирование учащихся, самостоятельная работа, самоконтроль уровня знаний. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность.В процессе информатизации образования в последние годы многое сделано для создания технологической и материальной базы общего образования: приобретается компьютерное оборудование для школ, идет подключение школ к сети Интернет.

Эффективно использовались Интернет ресурсы на следующих уроках:

Урок физики "Броуновское движение", работа с компьютерной моделью "Броуновское движение" образовательного портала «Открытый колледж» проект компании ФИЗИКОН.

Зачет по теме "Механическая работа" в виде электронной презентации, материал для презентации взят с учительского мультипортала «Кирилл и Мефодий».

Урок в 8 классе на тему «Фазовые переходы воды»

Цель урока: Закрепить у учащихся навыки:

Решение задач с использованием электронной таблицы.

Моделирование задачи в среде MS Excel: условие задачи - вопрос задачи - результат решения задачи - последовательность действий, которая привела к решению задачи - построение диаграмм.

Составление алгоритма решения задачи в среде MS Excel.

Работа с компьютерной моделью на сайте Открытый Колледж.

Урок «Решение задач»

Цель урока: Закрепить у учащихся навыки:

Решение задач с использованием электронной таблицы.

Решение тестов на компьютере с сайта Физика.ru

Решение задач с компьютерной проверкой с сайта Открытый Коллежд

Моделирование задачи в среде MS Excel: условие задачи - вопрос задачи - результат решения задачи - последовательность действий, которая привела к решению задачи - построение диаграмм.

Составление алгоритма решения задачи в среде MS Excel.

Много времени уходит для подготовки ребят к олимпиадам, для этого используется материал из следующих сайтов Интернет: сайт олимпиад по физике, fizolimp.narod.ru/, олимпиады школьников Москвы: mccme.ru/olympiads/, физика вокруг нас physics03.narod.ru/index.htm, научная лаборатория школьников nsu.ru/materials/ssl/.Применение компьютера на уроке позволяет реализовать индивидуальный подход в процессе обучения. Конечно, это не решает задачи полностью индивидуального подхода, но является одним из его методов. Используя компьютер на уроке можно реализовать возможность обучения учащегося с учетом его скорости восприятия, понимания и усвоения материала. Таким образом, всестороннее использование возможностей ВТ на уроках физики позволяет повысить эффективность обучения, улучшить учет и оценку знаний учащихся, освободить больше времени для оказания помощи учащимся.

«Попугай Кеша» или мультзадачник для начальной школы

Еще в дореволюционной России Д.Н. Кайгородов, как автор серии научно-популярных книг о природе, видел задачу школьного изучения природы в том, чтобы научить детей «видеть, слышать и понимать природу, сливаться с ней, чувствовать себя нераздельной частью ее и приобщаться ею великих животворных сил».

Видеть и осязать истинную природу на уроке физики очень сложно. Те примеры, которые мы приводим в своем рассказе, те слова, которые мы при этом говорим, те опыты, которые мы затем проводим, не есть на самом деле изучение природы, так как они отчуждены от своего живительного источника. Наши слова и наши опыты скорее средства для подтверждения правила или закона выведенного людьми. Природа более многогранна, чем она предстает в учебном изложении, но это беда не авторов, которые пишут учебники, а, скорее, нас, тех, кто читает эти учебники и учит эти правила, потому что мы не способны охватить все сразу, что предъявляет нам природа в каждое мгновение нашей жизни.

Одним из возможных средств преодоления этого недостатка обучения природоведению - учебное кино, в том числе один из его множества вариантов - мультипликационные задачи.

Различные виды средств обучения являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Такое представление о средствах обучения служит теоретическим обоснованием дифференцированного подхода к их использованию. Дифференцированный подход к средствам обучения предполагает их мотивированный отбор с учетом содержания учебного материала и последующее включение в учебный процесс в соответствии с дидактическими возможностями. При неправильном выборе средства обучения для решения данной познавательной задачи никакие методические ухищрения не дадут положительного результата.

Мультфильмы говорят с учеником на языке образов: зрительных (в рисунках, в отличие от фотографий, присутствует только существенное), эмоциональных (кто-то на картинках очень удивляется, широко улыбается и т.д.), моторных (кто-то бежит, прыгает), словесных (надписи передают речь героев).

Применение мультипликационных задач порождает следующие мотивы к изучению учебного материала:

1. Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность…);

2. Перспективно-побуждающие (понимание протекающих в сюжете процессов, формирование мировоззрения…);

3. Интеллектуально-побуждающие (формирование познавательного интереса, потребности к учению…).

На уроке кинофильм (мультипликационный фрагмент) позволяет:

1) воспроизводить на экране движение предметов и явлений действительности;

2) осуществлять анализ предметов и явлений с присущим им динамизмом в единстве с синтезом;

3) показать в концентрированном виде за короткое время большой по объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления действительности;

4) воспроизводить предметы и явления, недоступные непосредственному восприятию;

5) моделировать явления посредством мультипликации, показывая их в динамике.

Учебное кино или мультипликационный фрагмент применяют на разных этапах процесса обучения. При сообщении новых знаний кинофильм или мультипликационный фрагмент обогащает рассказ зрительными и слуховыми образами, способствует формированию у школьников основных природоведческих представлений и понятий.

При организации исследовательской деятельности учащихся учебный кинофильм или мультипликационный фрагмент может являться источником знаний. В этом случае можно рассчитывать на то, что в процессе просмотра кинофильма или мультипликационного фрагмента, у учащихся могут возникнуть различного рода вопросы, на которые позже можно будет найти ответы. В технологии развивающего обучения на основе мультфильма (фрагмента мультфильма) возможно построение учебного объекта познания самими учениками.

На этапе закрепления знаний конкретные мультипликационные задачи позволяют учителю легко и непринужденно получить обратную связь с учениками и скорректировать свою дальнейшую деятельность.

Кроме того, современная действительность заставляет нас констатировать факт, что существенно увеличился объем информации, в том числе недостоверной или просто лживой, обрушивающийся ежедневно на ученика через тексты, художественные фильмы, мультфильмы, рекламу, ответы одноклассников на уроках, факты, мифы, картины и т.п.

Это заставляет искать способы и разрабатывать методы развития критического мышления учащихся. Объектом критического мышления являются стереотипы, предрассудки, необоснованные допущения представленные явно или неявно в этих предметах культуры. Анализируя фрагменты популярных фильмов, мультфильмов, телевизионных передач и рекламы, ученик вскрывает основания, на которые опираются авторы этих произведений, оценивает происхождение знания, его достоверность и правдоподобность, отслеживает логическую правильность суждений, убедительность аргументации и доказательств, а также конструирует и исследует альтернативные пути решения возникающих проблем.

Мультипликационные задачи являются благодатной почвой для решения многих вышеобозначенных проблем. В мультзадачах сконцентрированы и сплавлены как истинные знания, так и различного рода заблуждения, ошибки. Никто не упрекает авторов мультфильмов в невежестве. Авторы иллюстрировали не законы природы, хотя такие мультфильмы тоже есть - «В стране невыученных уроков», «Ивашка из дворца пионеров», «Вовка в тридевятом царстве», «Коля, Оля и Архимед» и т.п. Авторы, следуя законам жанра и своему пониманию, что такое юмор и мораль, создавали, например, очередную анимационную версию вечной борьбы добра и зла.

Анализируя мультзадачи, ученик учится критически относиться к увиденному им материалу. Ученик опосредованно вступает в диалог с автором мультфильма, рекламы, фильма, компьютерной игры. А это организует процесс познания и выявления истины.

Электронные пособия, созданные авторами, позволяют обогатить технологию развивающего обучения, изменить условия постановки и решения учебных задач, предоставить неисчерпаемые возможности для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся. Первичная апробация их в целях развития действия моделировании, обучения проектированию показала их несомненную эффективность. Созданные мультимедийные пособия позволяют расширить сферу индивидуальной учебной деятельности учащихся, создать условия для удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся, включить их в самостоятельные поиски интересующей информации.

Под влиянием электронных мультимедийных средств активно развиваются все стороны мышления и эмоциональная сфера ребенка.

Современные электронные ресурсы создают предпосылки для улучшения деятельности педагогов, более качественного управления процессом образования, позволяют обогатить образовательное пространство, приблизить его к реальным природным процессам, визуализировать недоступные органам чувств человека природные объекты и явления, варьировать и преобразовывать систему исследовательских заданий. Педагогическая ценность таких дидактических средств бесспорна. Тиражирование созданных средств и изобретение новых электронных дидактических средств - актуальнейшая потребность педагогической практики.

Примеры задач из мультизадачника Гаряева А.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

Задача №20

- При распространении волн, переноса вещества не происходит, почему же на берег выбрасываются различные плавающие предметы (в том числе и деревянные башмачки)?

- Могут ли в воде утонуть деревянные башмачки?

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТЗадача №28

- Чем отличается зеркальная поверхность льда от других ледовых поверхностей? Сопроводите доказательство рисунком.

- Что такое поликристалл? Какова причина возникновения поликристаллов?

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТЗадача №30

- Почему зимой обледеневает оконное стекло?

- С какой стороны оконное стекло покрывается льдом?

- Как и почему возникают на стекле ледяные узоры?

Задача №54

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ- Объясните физический принцип действия звука дудочки на мышей.

- Как зависит частота звука от длины дудочки?

Задача №89

- Почему у совы очень большие глаза?

- Говорят, что глаза совы в темноте светятся. Правда ли это?

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТЗадача №104

- Почему молния в воздухе распространяется не по прямой линии?


Технология использования средств ИКТ в преподавании дисциплин естественно-гуматинарного цикла

В основу технологии преподавания предметов естественно-гуманитарного цикла с применением ИКТ положены идеи необходимости оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса, учета индивидуальных особенностей студентов, обеспечение большей наглядности материала за счет использования анимации. Преподавателями биологии Н.П. Коркиной и информатики О.С. Пащенко осуществлен свой собственный подход и свое педагогическое видение к реализации названных идей. Так возникла технология использования интегрированных уроков с использованием ИКТ как средства выработки целостного представления об изучаемой проблеме и организации индивидуальной познавательной деятельности студентов. Модернизация содержания среднего профессионального образования привела к необходимости оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса. И это, в свою очередь, породило тенденцию все более активного внедрения в образовательный процесс информационных технологий. Эта тенденция связана, прежде всего, с востребованностью грамотных специалистов, имеющих навыки работы с компьютером, освоивших основные компьютерные технологии и способных применить свои знания на практике. Еще одним направлением развития образования является применение информационных и коммуникационных технологий не только в курсе информатики, но и во многих других дисциплинах. Нередко с этой целью проводятся интегрированные уроки, а также уроки с использованием ИКТ. Мы уже привыкли к урокам математики, физики, химии, которые либо проходят интегрировано с уроком информатики, либо на некоторых этапах этих уроков используется компьютер. Гораздо реже проходят такие уроки по биологии, географии, литературе и другим гуманитарным дисциплинам. Эти предметы традиционно считаются «плохо совместимыми» с информационными технологиями. Как показывает практика, такое утверждение ошибочно. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и формы проведения урока такие уроки оказываются очень интересными и для студента, и для учителя. Рассмотрим разработанную технологию на примере урока биологии с применением ИКТ. Предлагаемая разработка урока биологии позволяет не только объяснить новый материал и проверить его усвоение, но и осуществить индивидуальный подход к студентам. Проблема индивидуализации обучения относится к традиционным для психолого-педагогической науки, но в условиях массового образования она становится одной из самых важных. Как известно, люди отличаются не только по скорости усвоения материала и качеству его запоминания, но и по типу восприятия. Уче6ники с аудиальным, визуальным или сенсорным типами восприятия по-разному усваивают информацию, представленную в одной из возможных форм. Некоторым легче всего запоминается материал, произносимый учителем, некоторым нужно этот материал увидеть, и, по мнению психологов, легче и быстрее запоминается то, что интересно. Для того чтобы учащиеся лучше запоминали материал, мы постарались не только продублировать основные моменты лекции учителя в презентации, но и использовать в ней наглядный материал о строении молекул ДНК и принципе комплиментарности. Одним из важных моментов является возможность самих учащихся определить момент, когда они перейдут к работе над тестом, а также темп этой работы. Кроме того, использование компьютерного теста позволяет учесть и исправить недостатки традиционных приемов проверки усвоения материала:

  1. Проведение теста позволяет проверить степень усвоения материала у всех студентов, что невозможно, например, при устном опросе.

  2. Студент видит свой результат сразу после выполнения задания, а не по прошествии какого-либо времени, как при некомпьютерном варианте проверки, когда для него оценка теряет свою актуальность.

  3. Выставление оценки всегда объективно и не зависит от личного отношения преподавателя и студента.

Результатом работы ученика являются:

  • таблица, заполняемая на предлагаемом бланке во время лекции учителя и просмотра презентации;

  • оценка, полученная за работу над тестом.


© 2010-2022