Физическое воспитание учащихся как необходимое

Кизиченко Ю.В. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ   Современная система физического воспитания учащейся молодежи является приоритетной в формировании здорового образа жизни как вида общей культуры и спортивного стиля жизнедеятельности молодого чело­века. Занятия спортом направлены на повышение физической подготов­ленности и спортивно-технических результатов учащихся, создают пред­посылки для развития физических качеств, поз...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Физическое воспитание учащихся как необходимое...











Кизиченко Ю.В.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ


Современная система физического воспитания учащейся молодежи является приоритетной в формировании здорового образа жизни как вида общей культуры и спортивного стиля жизнедеятельности молодого человека. Занятия спортом направлены на повышение физической подготовленности и спортивно-технических результатов учащихся, создают предпосылки для развития физических качеств, позволяют расширять круг общения молодежи, дают возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия. В последние годы приобретает особую значимость вопрос о влиянии характера этой деятельности на процесс социализации личности.

В настоящее время данная проблема продолжает оставаться актуальной по ряду причин. Значительно снизилось число абсолютно здоровых молодых людей, возросло количество учащихся с функциональными и хроническими заболеваниями, одна треть обучающихся составляет «группу риска». Перечень хронических заболеваний школьников достаточно широк, палитра патологий многообразна. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической ситуацией, низким уровнем культуры здорового образа жизни молодежи в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей у нее чувство хронической тревоги и неуверенности. Для подростков характерны: ограничение двигательной активности, снижение уровня физической подготовки, отсутствие у большинства из них рационального питания, что негативно сказывается на их состоянии здоровья.

Каждодневная напряженная работа, выполняемая на фоне нервно - психического напряжения, умственное переутомление без физической «разрядки» подрывают здоровье, являются источником болезней, падением общей работоспособности. Проведенные исследования нас настораживают, поскольку 54% обучающихся испытывают постоянное недомогание. Более того, у многих опрошенных наблюдается повышенная раздражительность, плохое настроение, сонливость. Данные симптомы ведут к головным болям, нарушению сна, высокой утомляемости. Некоторые учащиеся не умеют мобилизовать резервы своего организма.

Известно также, что психологический дискомфорт отрицательно влияет на состояние здоровья молодого человека. Так, 11% респондентов высказались о наличии сложных отношений с преподавателями и одноклассниками. Разорвать этот порочный круг можно только с помощью обучения методам целостной психофизической регуляции организма.

Кроме того, 9,5% респондентов не удовлетворены организацией питания, одна треть - медицинским обслуживанием в учебном заведении. Однако 41% подростков заявили, что профилактика здоровья в учебном образовательном учреждении поставлена на должном уровне.

Постараемся более подробно осветить роль физической культуры в формировании здоровья молодых людей.

В настоящее время система образования имеет реальную возможность в создании условий для проведения занятий физической культурой и спортом. Это подтверждено конкретными результатами. Так, с целью определения отношения школьников к физической культуре, а также самооценки их физического состояния был проведен социологический опрос. Результаты исследования оказались следующими: 79,2% относятся к физической культуре положительно; 0,8% - отрицательно; безразличное отношение у 7,2%; затруднились с ответом - 12,8%. Следует заметить, что 76,2% респондентов высоко оценивают социальную значимость физической культуры, считая ее важнейшим элементом общей культуры человека; 14,3% утверждают, что спорт не влияет на их культурный уровень; 0,5% затруднились в оценке социальной роли физической культуры в процессе формирования личности молодого человека [1].

Лучшим доказательством ее значимости в развитии человека может стать осмысление ценностного потенциала данного феномена. По мнению В.Д. Паначева, «главную ценность в развитии личности юноши и девушки видят в укреплении здоровья (89%); в развитии волевых и моральных качеств (62,3%); во всестороннем развитии способностей личностей с раннего возраста (40%). К тому же, к физкультурно-спортивной деятельности побуждает молодых людей потребность в движениях и физических упражнениях (72,3%); в эмоциональной разрядке и отдыхе (58,9%); в общении и проведении свободного времени (29,2%); в самоутверждении (24%); в эстетическом наслаждении (18,9%) [2]. Как видим, согласно рейтингам жизненных ценностей молодежи, здоровье входит в тройку наиболее важных. Отрадно, что более двух третей респондентов связывают здоровый образ жизни с регулярными занятиями спортом. Положительным моментом является увеличение количества молодых людей придерживающихся мнения о том, хорошее здоровье - обязательное условие успеха в жизни и карьере. Не случайно, учащиеся МБОУ «Лянторская СОШ №5» активные участники и неоднократные призеры, проводимых городских и районных спортивных соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу.

К сожалению, наряду с положительными моментами, есть и повод для беспокойства. В области физической культуры и спорта назрела необходимость проведения реформ, так как спортивные результаты без новейших достижений науки и образования невозможно реализовать на практике. Как правило, физическое воспитание в школе чаще всего направлено на повышение физической подготовленности и спортивно-технических результатов учащихся. При такой деформации цели физического воспитания личность школьника остается вне поля зрения. Зачастую, игнорируется формирование потребностно - мотивационной сферы подростков в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Это выражается, в низком уровне потребностей в использовании физических упражнений в целях укрепления своего здоровья среди школьников. А это значит, что процесс физического воспитания не преобразуется в процесс самовоспитания и самосовершенствования личности, что, в свою очередь, негативно сказывается на формировании ценностных ориентаций учащихся в сфере физической культуры. Для преодоления этого отрицательного явления необходимо раскрытие системы внутренних потенциальных сил, изучение механизмов и закономерностей их функционирования, без которых невозможно формирование личности школьника.

Следовательно, физическое воспитание содействует укреплению здоровья школьников, расширяет диапазон их профессиональной мобильности и востребованности на рынке труда.

Список литературы

Цветкова И.В. Здоровье как жизненная ценность подростков // Социологические исследования. - 2005. - № 11. - С. 105-106.

Паначев В.Д. Спорт и личность: проблемы социального управления. // Социологические исследования. - 2005. - № 11. - С.82-85.



© 2010-2022