Учительский проект: Предмет физическая культура в системе внутришкольного управления

     Данный проект предназначен для учителей любого изучаемого предмета как в школе, так и в других учебных заведениях. В данной статье рассказывается, какой уровень образования дает школа в наши дни на примере КГУ "Экономическая школа-лицей" города Риддера по предмету "физическая культура". По ходу проекта решаются следующие задачи:    - изучение качества образовательных услуг по нескольким параметрам в системе комплексного мониторинга по предмету физическая культура;     - дается сравнительная...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Предмет «физическая культура» в системе внутришкольного

управления

Качество образования сегодня является предметом многих дискуссий и обсуждений. Это свидетельствует об озабоченности уровнем подготовки современных выпускников школ, поскольку образованность подрастающего поколения определяет потенциал развития общества.

Общее школьное образование обеспечивает базисные знания, которые необходимы человеку в его дальнейшей жизни, в том числе, для перехода на последующие образовательные ступени. С одной стороны, как показывают результаты исследований, возможности получения качественного образования определяются ресурсами социальной группы, к которой принадлежит индивид.

С другой стороны, чрезвычайно значимо то обстоятельство, что образовательное пространство школьных учреждений дифференцировано, поэтому от качества получаемого в них образования во многом зависят шансы индивида на реализацию лучшей или худшей образовательной траектории.

Какой уровень образования дает школа будет рассмотрено на примере КГУ «Экономическая школа - лицей» города Риддера.

Актуальность исследования данной темы обуславливается:

- требованиями социума к прогнозированию развития образовательных услуг и традиционным подходом руководителей образовательных учреждений к выявлению образовательных потребностей учащихся, родителей и повышению профессиональной компетентности педагогов;

- социальным заказом общества на развитие ученика в соответствии с его природными задатками, интересами и возможностями и отсутствием соответствующей этому заказу образовательной среды в школе.

Основой для определения сущности проблемы является необходимость теоретического обоснования системы управления качеством образовательных услуг в системе внутришкольного управления.

Предметом исследования является оценка качества деятельности обучающих, оценка индивидуальных достижений обучающихся.

Соответственно, цель исследования - установить, как система внутришкольного управления реализует свою работу по управлению качеством образовательных услуг.

Объект исследования - предмет «физическая культура» в системе внутришкольного управления.

Практическая значимость заключается в том, чтобы на основе данных мониторинговых исследований оценить качество подготовки на образовательном маршруте и выполнить анализ деятельности в комплексе показателей по предмету физическая культура.

Гипотеза исследования заключается в том, что опираясь на данные комплексного мониторинга качества подготовки на образовательном маршруте, оценку изменений показателей сформированности готовности к профессиональной деятельности по результатамобучения, на анализ полученных результатов, и строится концептуальная модель управления качеством в сфере образования внутри данного учебного заведения, планируется и реализуется контроль за качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг.

В соответствие с целью, объектом, предметом и гипотезой выдвигаются следующие задачи исследования данной темы:

- изучить качество образовательных услуг по нескольким параметрам в системе комплексного мониторинга по предмету физическая культура;

- дать сравнительную характеристику по данным параметрам за несколько лет;

- выявить условия, обеспечивающие успешность управления качеством образовательных услуг по предмету физическая культура.

В ходе исследования были использованы следующие методы: изучение литературы, изучение и анализ качественного состава учителей, качества знаний обучающихся по итогам годовых оценок, сдачи промежуточного тестирования, итогов участия учащихся в спортивных мероприятиях различного уровня.

КГУ «Экономической школа - лицей» является одной из стабильно работающих школ г. Риддера с хорошо отлаженной системой управления учебно - воспитательным процессом.

Школа, которая не имеет системы менеджмента, соответствующей самым современным требованиям рынка, не может эффективно и востребовано создавать новые знания и управлять ими.

Исходя из этого перед педагогическим коллективом ежегодно ставятся следующие задачи:

1. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся с целью саморазвития, самореализации, самоопределения в условиях быстро меняющегося мира.

2. Повышение качества и эффективности образовательного процесса через совершенствование системы мониторинга качества УВП.

3. Способствование дальнейшему совершенствованию методической работы школы, повышению уровня квалификации и профессиональной компетентности педагогов.

4. Работа по воспитанию казахстанского патриотизма, любви к своему краю, по духовно- нравственному воспитанию личности, по правовому воспитанию учащихся, по формированию здорового образа жизни.

5. Совершенствование политического воспитания учащихся через развитие школьного самоуправления, деятельности ДШО « Новое поколение».

В качестве базы исследовательской работы выступает КГУ «Экономическая школа-лицей» города Риддера, предмет физическая культура.

С целью подробного изучения данной темы, мною был проведен анализ работы учащихся и учителей по физической культуре за несколько лет.

В нашей стране сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основой этой системы является обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе «Физическая культура. Учебная программа для 5-9 классов общеобразовательной школы. Астана, 2013, министерство образования и науки Республики Казахстан, Национальная академия образования им. И. Алтынсарина».

Физическая культура играет важную роль в формировании здоровья школьников и имеет большое значение для обучения необходимым в жизни двигательным умениям, навыкам, овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности.

Это овладение ЗУН по легкой атлетике, спортивным играм, спортивной гимнастике, лыжной подготовке.

Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально - экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям).

Отсюда следует, что:

а) в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач;

б) развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях;

в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.

Пластичность растущего организма и его высокую тренированность следует как можно шире использовать в физическом воспитании детей и подростков, что позволит реализовать их потенциальные возможности и достичь наилучших результатов.

Повышение качества и эффективности образовательного процесса по физической культуре осуществляется через совершенствование системы мониторинга качества учебно-воспитательного процесса.

В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели.

Использование в педагогике мониторинга рассматривается как система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовании для проведения научного исследования или организации управленческого контроля (набора методик оценки состояния системы).

Достоверную картину, описывающую эффективность систем подготовки школьников, можно получить, анализируя результаты промежуточных педагогических измерений физической подготовленности учащихся 5-11 классов, проводимых в ходе обучения.

В частности, учителями физической культуры, ежегодно проводится анализ физической подготовленности учащихся в системе мониторинга. Для изучения физической подготовленности учащихся используются различные тесты. Так, на примере рассмотрим некоторые из них: бросок мяча из-за головы двумя руками из положения сидя (сила), 3*10 м (челночный бег) - (скорость), прыжок в длину с места (скоростно - силовые качества), результаты которой отражены на рисунках ниже.

Рисунок -1 Сравнительные данные показателя силы за 3 года

Рисунок -2 Сравнительные данные показателя прыгучести за 3 года

Рисунок -3 Сравнительные данные показателя скорости за 3 года

Рисунок -4



Рисунок - 5

Рисунок -6

Рисунок - 7

Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

Учитель на основе полученной информации из мониторинга имеет возможность управлять процессом обучения, следующим образом:

1) анализировать результаты тестирования всего класса и отдельного ученика. Имея абсолютный результат тестирования, принять оптимальное методическое решение по конкретному ученику, группе учащихся или всему классу;

2) результаты тестирования по содержанию в целом позволяют учителю сделать вывод о необходимости организации повторения той или иной структурной единицы для достижения максимальной результативности уровня обученности;

3) учитель может проследить динамику обученности ребенка по предмету и своевременно сделать вывод о соответствии уровня тестирования возможностям ученика в данный момент.

Для повышения управления качеством образовательных услуг по физической культуре на уроках используются элементы таких педтехнологий как: ГСО, КСО, ЛОО, технологию разноуровневого обучения, обучение в сотрудничестве.

На протяжении многих лет в школе большое внимание уделяется выявлению одаренных детей и созданию условий для развития их способностей.

В частности в школе организованы и проводятся учебно-тренировочные занятия с группой девушек и юношей в количестве 45 человек четыре раза в неделю.

Так же ежегодно учителями физической культуры активно проводится спортивно-массовая работа в школе. Это такие мероприятия как:

- Декада физкультуры и спорта;

- Туриада;

- Метелица;

- Последний герой;

- День ГО;

- Спортивные соревнования по:

- легкой атлетике;

- туризму;

- баскетболу;

- хоккею;

- футболу;

- волейболу;

- пионерболу.

Таблица 1- Одаренные дети

% одаренных детей от

общего количества учащихся

в 2011-2012 учебном году

% одаренных детей от

общего количества учащихся

в 2012-2013 учебном году

% одаренных детей от

общего количества учащихся

в 2013-2014 учебном году

18

9

7,2

Таблица 2- Типы одаренности

Тип одаренности

Количество

учащихся

2011-2012

уч.год (%)

2012-2013

уч.год (%)

2013-2014

уч.год (%)

1

Интеллектуальная

79

53

49

40

2

Художественная

7

4

3,1

2,8

3

Музыкальная

25

17

14

10,1

4

Хореографическая

29

19

5

4,3

5

Спортивная

10

7

30

28,9

Процент одаренных детей по отношению к общему количеству обучающихся в школе увеличился в два раза, который показан в таблицах 1, 2.

Учащиеся, активно занимающиеся физкультурой и спортом привлекаются к участию в соревнованиях городского и областного уровня. Все это позволяет добиваться хороших результатов во внеурочной деятельности. Очень часто учащиеся нашей школы занимают призовые места. Это видно из представленных на рисунке 13 итогов участия школьников в городских соревнованиях.



Рисунок -8

За прошлый учебный год учащиеся нашей школы завоевали 1 мест-3, 2 мест-4, 3 мест-2. В сравнении с прошлым годом мы видим, что количество 1 мест уменьшилось на 3. Количество призовых мест уменьшилось, потому что старшая группа баскетбольной команды окончили школу, а «замена им еще подросла», и произошел спад призовых мест. В городских соревнованиях по баскетболу девушки и юноши заняли только пятые места.

Задачей на следующий учебный год можно поставить: контроль за набором, отбором и посещаемостью секции по баскетболу девушками, юношами и увеличить тренировочные занятия пере выступлениями по другим видам.

По результатам участия учащихся в различных соревнованиях выявляются сильнейшие, одаренные и затем привлекаются к занятиям тем или иным родом деятельности, но уже на начальных ступенях различных видов спорта. Увеличилось количество одаренных детей, которые занимаются в спортивных секциях города.

Таким образом, соотнесение потенциальных возможностей ребенка и реально показываемых результатов позволяет оценить эффективность работы учителя с ребенком (соотношение целей и результатов как показатель качества обучения).

Мониторинг как педагогическая технология образовательного процесса, способствует решению актуальных образовательных задач.

О том, что задачи, поставленные перед учителями физической культурой выполнены, свидетельствуют данные анализа результативности учебного процесса, которые показаны в таблице 3.





Таблица 3 - Качество знаний по итогам 3-х лет

ФИО учителя

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2011-2012

2012-2013

2013-2014

качество знаний

процент

успеваемости

средний балл

Оспанканов Ш.М.

83,3 %

84 %

89,6 %

100 %

4,2

4,1

4,2

Коляко Г.В.

83,5 %

84,9 %

72,5

100 %

4,1

4,2

3,9

Березовская Е.Г.

84,7 %

100 %

4,1

Рисунок - 9



Особую роль в оценке деятельности учителей по физической культуре играют показатели выпускных экзаменов за курс основной и средней школы, которые показаны на рисунке 10.



Рисунок 10 - Результаты экзаменов по физической культуре в

сравнении за 3 года

Анализ результатов показал, что в основном учащиеся подтвердили свои оценки, полученные на тестировании, в сравнении с результатами годовых.

Очевидно, что оценка качества системы образования не может ограничиваться исключительно измерениями уровня знаний выпускников школ (зачет-экзамен по физической культуре).

На протяжении многих лет в школе - лицее уделяется большое внимание развитию оптимальных условий для качественной методической работы, повышению мотивации учителей на достижение высокого уровня квалификации и профессиональной компетентности. Учителя физической культуры КГУ «Экономическая школа-лицей» имеют высшую категорию, стаж свыше 17 лет.

Повышение профессионального роста педагогического коллектива осуществляется через обучение на курсах ВКО ИПК ПРО, за счет получения второго высшего, высшего при наличии среднего специального образования.

Для достижения оптимальных конечных результатов УВП продолжается совершенствование системы его управления. В школе создана такая модель методической службы, которая обеспечивает реализацию поставленных перед нею задач.

Деятельность всех звеньев этой структуры координируется через работу методического совета, совещаний при директоре и завуче, педсоветов, методических совещаний, заседаний Школы молодого учителя и творческих групп по изучению и внедрению педагогических технологий.

Все перечисленные формы и содержания методической работы, весь комплекс мероприятий позволили создать необходимые условия для достижения оптимального уровня профессиональной компетенции учителей школы, для успешного решения целей и задач обучения и воспитания учащихся.

Поскольку корневое понятие «образование» распространяется и на «образование» как результат (образованность) и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу.

Данная в ходе анализа сравнительная характеристика качества образовательных услуг по нескольким параметрам комплексного мониторинга дала возможность определить соответствие реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям в системе управления по физической культуре.

Менеджмент качества образовательных услуг является кровеносной системой организма - школы, вуза, а к кровеносной системе можно отнести менеджмент знаний.

Современная теория управления знаниями дает на этот вопрос однозначный ответ - продукцией школы являются знания, полученные учениками в ходе обучения, знания, не задокументированные в виде конспектов лекций, а подтвержденные экзаменами, тестами, выпускными экзаменами и т.д.

Из вышесказанного следует, что создание документированной системы менеджмента знаний является важной задачей, но это только видимая часть айсберга. Система менеджмента качества знаний должна непрерывно и эффективно работать и развиваться, ее неотъемлемой составляющей должен стать постоянный мониторинг знаний и умений учащихся, модуль непрерывного улучшения системы.

КГУ «Экономическая школа-лицей», создав свою систему менеджмента качества и убедившись в ее позитивном влиянии на деятельность школы в целом, стремится развивать и совершенствовать ее, особенно в части управления образовательным процессом как основным, чтобы реализовывать высокое качество предоставления образовательных услуг при постоянно меняющихся внешних условиях и запросах потребителя.





© 2010-2022