Методическая статья Основы образования в области физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Педагогический процесс на уроках физической культуры по ФГОС.

1.2. Основы образования в области физической культуры.

Образовательный процесс по освоению основ содержания физической культуры включает в себя три взаимосвязанных процесса: формирование учебных знаний, обучение двигательным действиям и развитие физических качеств. Каждый из этих процессов характеризуется собственным составом средств и методов, формами организации учебной деятельности школьников. Формирование системы знаний у младших школьников осуществляется в единстве с обучением двигательным действиям и развитием физических качеств. Основными источниками, из которых ученики приобретают знания, являются предшествующий
двигательный опыт, словесное и наглядное восприятие действий и объяснений учителя, а также систематическое расширение и углубление знаний, содержание которых представлено в учебниках по физической культуре.

Планируя освоение учащимися учебных знаний, учитель должен ориентироваться на методическое правило подачи материала от общего к частному. Например, раскрывая особенности истории возникновения физической культуры, учитель рассказывает о появлении первых упражнений, которые, по сути, представляли собой действия людей во время охоты. При этом учитель подчёркивает, что охотники часто использовали метание камней. Далее учитель рассказывает об особенностях выполнения метания малого мяча на точность и на дальность, а также о значимости этих двигательных действий для современного человека, его физического развития, физического развития самих учащихся. Ознакомив, таким образом, школьников с историей возникновения метания предметов и охарактеризовав значимость этого действия для жизнедеятельности людей, учитель приступает к решению задач по обучению
школьников метанию малого мяча сначала на точность, а затем на дальность. При этом в процессе освоения данного двигательного действия школьникам даются знания об особенностях обучения движениям, вводятся понятия техники и способа его выполнения,
раскрывается природа возникающих ошибок и приёмы их устранения. В завершение учитель рассказывает, как организовать занятия по самостоятельному совершенствованию данного двигательного действия, какие упражнения необходимо при этом выполнять и в какие подвижные игры лучше всего играть. Как видно из представленного примера, преподавание учебного материала в подобной логике позволяет школьникам увидеть природу физических упражнений и возможность их последующего использования в собственной жизнедеятельности, понять смысл упражнений и активно включиться в их освоение. Помимо этого, важным условием освоения учебных знаний является обеспечение межпредметных связей, которые позволяют достичь целостности образовательного процесса школьников. Отрабатывая межпредметное содержание, включающее учебный материал общеобразовательных дисциплин и физической культуры, учитель должен ориентироваться на следующие методические положения:

  1. Включение дидактических единиц (учебных тем) по разделу «Знания о физической культуре» в общеобразовательные предметы не должно нарушать логику прохождения учащимися учебного материала, в содержание которого включаются соответствующие
    знания.

  2. Содержание учебных тем по физической культуре должно органически вписываться в соответствующее содержание тем образовательных учебных предметов, дополнять или их конкретизировать.

  3. На уроках физической культуры в процессе освоения школьниками учебного материала должно быть обеспечено постоянное обращение к знаниям, освоенным (или осваиваемым) учащимися по другим учебным предметам, нужно по возможности объяснять с их помощью вопросы, возникающие во время занятий физическими упражнениями (иначе говоря, создавать условия для постоянного востребования всего комплекса освоенных школьниками знаний). Особое значение в формировании знаний о физической культуре имеет учебник, который определяется в первую очередь как одно из эффективных средств включения школьников в самостоятельную учебную деятельность. По своей целевой ориентации он призван формировать заинтересованность учащихся в укреплении собственного здоровья и повышении функциональных возможностей организма, воспитывать потребность в проведении регулярных занятий физическими упражнениями и организации здорового образа жизни, содействовать развитию самостоятельности и творчества.

Вместе с тем по своим образовательным функциям учебник по физической культуре должен нести следующую образовательную нагрузку:

  • обеспечивать повышение объёма двигательной активности учащихся на уроках физической культуры за счёт предварительного (в рамках домашних заданий) ознакомления с учебным материалом и его последующего закрепления в самостоятельных формах занятий физическими упражнениями;

  • формировать познавательный интерес учащихся к индивидуальным особенностям развития собственных физических возможностей и способностей, практическим результатам самостоятельной физкультурной деятельности, включать учебные задания по контролю техники выполнения двигательных действий, динамики показателей физического развития и физической подготовленности, функционального состояния организма;

  • создавать образное представление о технике разучиваемых двигательных действий, включать чёткую их иллюстративную демонстрацию с соответствующим адаптированным описанием (в известных учащимся понятиях и терминах);

  • нацеливать учащихся на творческое использование разученного материала в разнообразных формах самостоятельных занятий физическими упражнениями, индивидуальной и коллективной организации активного отдыха. С учётом деятельностного характера учебного предмета «Физическая культура» учебники составлены таким образом, чтобы учитель сам мог определять и планировать логику освоения учебного материала, комплексировать содержание разных разделов и тем, исходя из решаемых задач и времени их решения в цикле учебного года и учебной четверти. Во всех учебниках материал представлен в соответствии с учебной программой и включает в себя учебные темы основных её разделов: «Основы знаний по

физической культуре», «Способы организации и проведения физкультурной деятельности», «Физическое совершенствование».

Важной особенностью работы с учебником является выбор формы учебной деятельности, которая должна ориентироваться:

  • на уроки физической культуры, на которых осуществляется самостоятельное выполнение учебных заданий по закреплению и совершенствованию техники ранее разучиваемых двигательных действий, а также способов организации и проведения отдельных форм занятий физкультурной деятельностью (например, подвижные игры, когда школьники по описанию в учебнике готовят место игры, распределяются по командам, выполняют непосредственно игровые действия);

  • на самостоятельные формы занятий физической культурой, на которых предполагается:

а) освоение учебных знаний, формирующих представления об истории физической культуры, её современных средствах, способах и формах организации;

б) освоение доступного для самостоятельного закрепления практического материала, изученного на уроках физической культуры (например, уточнение техники выполнения танцевальных шагов, самостоятельное нахождение и исправление ошибок, закрепление

правильного варианта техники);

в) предварительное ознакомление с учебным материалом, подлежащим освоению на предстоящем очередном уроке физической культуры (например, предварительное ознакомление с техникой опорного прыжка, освоение которого будет осуществляться на

предстоящем уроке физической культуры);

г) выполнение практических заданий, связанных с разработкой комплексов физических упражнений, тестированием физических качеств, ведением дневника самонаблюдения и т. д.

Примерные формы работы с учебником

в структуре урочных и самостоятельных занятий


Уроки физической культуры

Самостоятельные занятия

Освоение учебных знаний:

  • о технике выполнения разучиваемых движений, об уточнений отдельных ее элементов, связок, исходных положений;

  • о способах устранения ошибок
    при совместных формах учебной
    деятельности;

  • по правилам техники безопасности и профилактике травматизма;

по правилам выполнения комплексов упражнений разной функциональной направленности;

  • по правилам организации самостоятельных занятий подвижными играми, утренней зарядки, физкультминутки и физкультпауз.

Освоение учебных знаний:

  • об истории становления и развития физической культуры и спорта;

  • о физических качествах и способах их тестирования;

  • о закаливающих процедурах и правилах их проведения;

  • о правилах и содержании подвижных игр;

  • о режиме дня и правилах его составления;

  • о технике выполнения разучиваемых движений, об уточнении
    отдельных её элементов, связок,
    исходных положений.

Освоение способов двигательной деятельности:

  • определение частоты сердечных
    сокращений во время выполнения физических нагрузок;

  • выполнение игровых действий и способов взаимодействия во время игровой и учебной деятельности;

  • контроль техники выполнения

разучиваемых движений;

  • проведение комплексов общеразвивающих упражнений с группой (классом) занимающихся

Освоение способов двигательной деятельности:

  • планирование режима дня;

  • отбор и составление комплексов утренней зарядки;

  • взаимодействие с товарищами при самостоятельной организации и проведении спортивных игр и простейших соревнований;

  • проведение закаливающих процедур;

  • контроль динамики показателей физического развития и физической подготовленности


Выполнение физических упражнений и технических действий:

  • совершенствование техники простейших гимнастических и акробатических упражнений;

  • совершенствование техники простейших беговых и прыжковых упражнений, упражнений в метании;

  • совершенствование техники передвижения на лыжах, спусков и подъёмов;

  • совершенствование техники игровых действий в футболе, волейболе, баскетболе;

  • участие в подвижных играх;

  • выполнение комплексов упражнений разной функциональной направленности


Обучение движениям. Приступая к раскрытию основ процесса обучения двигательным действиям, необходимо дать характеристику таким понятиям, как: движение, двигательное действие, умение, навык и техника движения.

Движение. Движение - это перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени. Выделяют произвольные (приобретённые) и непроизвольные (врождённые) движения. Для практики физического воспитания наибольшую ценность имеют произвольные движения.

Каждое произвольное движение характеризуется тремя признаками: во-первых, оно всегда является функцией сознания; во-вторых, приобретается человеком в результате его жизнедеятельности (включая процесс обучения); в-третьих, обучение движениям повышает степень их подчинённости воле человека.

Двигательное действие. Двигательное действие - это целенаправленное проявление человеком двигательной активности, с помощью которой решается двигательная задача. Кроме этого, в педагогике очень часто двигательное действие раскрывается как движение, имеющее определённый смысл, т. е. подчинённое сознанию человека. Поэтому в педагогической структуре двигательного действия выделяют побуждение (мотив) к совершению данного двигательного действия; осознание задачи, которую стремится решить ученик, выполняя данное двигательное действие; построение плана решения задачи и его практическую реализацию. Большинство двигательных действий формируется на основе знаний, имеющегося двигательного опыта и определённого количества попыток выполнить данное действие.

Каждое двигательное действие состоит из системы движений. Используя одни и те же Движения, можно выполнять разные двигательные действия (например, при передвижении с мячом в баскетболе в одном случае обводят соперника, а в другом - совершают прорыв под кольцо). Как видим, здесь система движений одна и та же, а двигательные действия разные. Вместе с тем двигательное действие можно осуществлять разными движениями (например, в одном случае штангу поднимают рывком, в другом - с помощью жима).

Двигательные умения и навыки. Двигательное умение - это такой уровень владения двигательным действием, при котором необходимо следить за выполнением каждого входящего в него движения. Двигательный навык - это способность выполнять действия, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях.

Степень владения двигательным действием проявляется при решении двигательной задачи и при изменении условий выполнения упражнения. Например, если ученик имеет хорошее физическое развитие, но слабо владеет техникой прыжка в высоту, то при решении двигательной задачи (преодоление препятствия высотой 90 см) вероятность достижения положительного результата минимальна. Другой пример: если ученик показывает хорошие

результаты в беге на 30 м, но при изменении условий бега значительно снижает результат, то это свидетельствует о неустойчивости его навыка в выполнении бегового упражнения.

Техника выполнения двигательного действия представляет собой способ наиболее рационального и эффективного решения двигательной задачи. Например, можно бежать с высоким подниманием колен, но это будет неэффективно и нерационально для достижения максимальной скорости. В практике физического воспитания выделяют основу техники, её определяющее звено и детали. Основа техники включает пространственно-временные характеристики определённой системы движений, их состав и последовательность воспроизведения. Именно различия систем движений, их пространственно-временные и силовые характеристики отличают один способ выполнения упражнения от другого. Например, дистанцию 25 м можно проплыть кролем на груди, на спине или брассом. Различия названных способов плавания состоят в разных наборах движений, положений тела, скоростях перемещения его звеньев и т. д. Определяющее звено техники - это наиболее важная часть

двигательного действия. Например, при беге определяющее звено техники составляет отталкивание опорной ногой и быстрое вынесение её вперёд. Детали, техники представляют собой индивидуальные особенности в выполнении того или иного упражнения, не нарушающие основу техники. Например, в зависимости от ростовых показателей одни школьники развивают скорость бега преимущественно за счёт увеличения темпа движений; а другие - за счёт длины шага.

Структура обучения движениям. Обучение любому двигательному действию обусловлено закономерностями формирования двигательных навыков и проходит на протяжении определённого периода. В практике выделяют три этапа в формировании двигательных действий: этап ознакомления с двигательным действием; этап разучивания двигательного действия и этап его совершенствования. Этап ознакомления с двигательным действием решает следующие задачи: создать у обучающихся представление об изучаемом двигательном действии, заинтересовать их в. сознательном и активном овладении упражнением. Формирование представлений о двигательных действиях - одна из наиболее специфических

особенностей обучения. В процессе образования представлений условно выделяют три взаимосвязанных звена: а) осмысление задачи обучения; б) осмысление проекта её решения; в) попытка выполнить действие в целом или его отдельную часть. Осмысливая задачи обучения, ученик должен понять задачи на всю серию уроков, посвящённых изучению конкретного двигательного действия, и на данный урок. Ученики должны также вникнуть в основу техники,

определить ведущее звено изучаемого упражнения. Детали техники познаются на последующих этапах обучения. Проект решения задачи обучения создаётся учеником на основе рекомендаций учителя, понимания задачи, предшествующих знаний и имеющегося двигательного опыта. Составленный проект подкрепляется, а часто корректируется при первых же попытках выполнения упражнения путём его опробования. В зависимости от сложности упражнения

опробование его можно проводить в целом или частями.

На этапе ознакомления с упражнением обычно используют словесные и наглядные методы, а также методы разучивания в целом или частями, но только в плане предварительного ознакомления с изучаемым двигательным действием.

На этапе разучивания двигательного действия ставятся задачи по формированию двигательного умения и дальнейшего его совершенствования вплоть до перехода в навык. В основе формирования умения лежит процесс многократного повторения отдельных движений и двигательного действия в целом. В этом процессе выделяют стадию образования двигательного умения и стадию его совершенствования. На стадии образования двигательного умения учатся основам техники и ведущим движениям двигательного действия; устранению излишних мышечных и психических напряжений при его выполнении; предупреждению возникновения лишних движений. На стадии совершенствования умения в двигательном действии происходит завершение формирования основного варианта техники его выполнения, проявляются некоторые признаки двигательного, навыка. При относительно высокой сложности отдельных

движений, их точности в пространстве и во времени двигательное действие; на этой стадии обучения; легко нарушается. Поэтому главными задачами здесь являются закрепление основ техники выполнения двигательного действия, достижение его стабильности.

На этапе разучивания двигательного действия широко используют словесные и наглядные методы обучения, однако преимущество здесь имеют практические методы - разучивание частями, в целом и т. д. На стадии совершенствования формируется двигательный навык, который характеризуется закреплением двигательного действия для постоянных условий реализации, когда автоматизм выполнения движений не препятствует решению двигательной задачи.

© 2010-2022