• Преподавателю
  • Физкультура
  • Применение соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры с целью активизации двигательной деятельности обучающихся

Применение соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры с целью активизации двигательной деятельности обучающихся

Использование соревновательно-игрового метода для активизации двигательной деятельности позволяет совершенствовать физические качества учащихся. В этом методе создаются предпосылки для развития быстроты реакции, соревновательного духа учеников. Подвижные игры способствуют тренировке большинства групп мышц, что очень благоприятно влияет на опорно-двигательную систему. Игровой метод вызывает положительные эмоции у учащихся, вырабатывает волю к победе. Соревновательно-игровой метод позволяет разнообразить процесс проведения урока, повысить интерес учащихся к предмету. Игроки могут выполнять различные действия, способствующие развитию двигательной активности.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Казахстан, г. Семей

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.Г. Чернышевского»

Учитель физической культуры первой категории Ташлыков С.П.



Применение соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры с целью активизации двигательной деятельности обучающихся

Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом…

В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

А.С. Макаренко


Игры имеют различное значение в жизни человека. Важную роль они приобретают в учебной деятельности. Использование игр на уроках физической культуры позволяет решить следующие задачи: повышение интереса к предмету, активизация двигательной деятельности учащихся, формирование положительных эмоций у учеников.

Игра выполняет несколько основных функций:

  1. обучающая функция - развитие памяти, внимания, быстроты реакции;

  2. развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на уроках, превращение урока в соревнование;

  3. коммуникативная функция - объединение учащихся в команды, установление эмоциональных контактов;

  4. релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного учебной нагрузкой на других занятиях.

При подготовке урока с применением соревновательно-игрового метода учитель должен заранее продумать весь ход игры и подготовить необходимый инвентарь. Чаще всего учитель выполняет роль «ведущего» игры, управляет всем процессом игры и подводит итоги соревнования.

Во время игр задействованы все учащиеся, что способствует формированию атмосферы соревнования, борьбы. Проведение игр способствует сплочению коллектива учащихся. При таких условиях воспитываются инициативные, умелые и энергичные дети. Учитель должен ориентироваться на то, чтобы преподавание физической культуры вызывало у учеников живой, неослабевающий интерес. Поэтому игровой метод приобретает важное значение в преподавании.

Игра оказывает большое влияние на формирование души и физических сил ребенка. По мнению социологов, подвижные игры вызывают наибольший интерес у детей. Применение соревновательно-игрового метода на уроках позволяет решить ряд образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Моя педагогическая практика складывается в основном из преподавания в старшем звене. Поэтому в своей статье я остановлюсь на особенностях развития детей 15-17-летнего возраста.

Особенности развития учащихся 9-11 классов позволяют применять на уроках усложненные варианты игр, повышающих точность выполнения различных технических приемов. На уроках можно использовать элементы военизированной эстафеты, поединки, конкурсы, игровые упражнения. Необходимо включать в игровые комплексы эстафеты, в которых действия выполняются в парах (волейбольные и баскетбольные передачи), а также преодоление полосы препятствий, различные конкурсы.

Учет интересов учащихся, особенностей развития организма, физических возможностей учеников, знание соревновательно-игровых методов позволяют успешно провести урок при правильном подходе к его организации.

Учебный процесс в старших классах характеризуется увеличением учебной нагрузки. Поэтому в этом возрасте важно чередовать учебные занятия с физической нагрузкой. При выборе игр следует обратить внимание на то, что старшеклассники имеют значительный двигательный опыт, а по уровню физической подготовки нередко не уступают взрослым. Во время урока учащиеся совершенствуют тактические приемы (броски, удары по воротам с различных дистанций, передача мяча, действия в нападении и обороне и др.).

Участие учащихся в школьных и внешкольных спортивных мероприятиях способствует оптимальному соотношению между умственной и физической нагрузкой, укреплению здоровья, повышению двигательной активности, повышению уровня физической подготовки.

Ценность игры как метода состоит в достижении цели, связанной с проявлением физических и психических усилий. Игра доставляет учащимся чувство радости, удовлетворения. Эмоциональные переживания учеников влияют на качество двигательной деятельности, на развитие мышления, что связано с умственным и физическим развитием.

Игровой комплекс может содержать разные по характеру игры. Учитель должен знать их структурные отличия и ориентироваться на взаимоотношения учащихся. Ниже приведена примерная группировка игр по этим признакам.

Сюжетно-«конфликтные» игры - соприкосновение с противником. Здесь необходима активная борьба двух сторон и результат игры зависит от личных усилий каждого участника (например, перетягивание каната).

В играх без вступления в соприкосновение с противником участники действуют согласованно между собой, но не оказывают непосредственного влияния на ход игры в другой команде или не затрудняют действий игроков команды противника (например, игры на площадке, разделенной средней линией).

Игры-эстафеты - в них тоже нет соприкосновения с командой противника. Действия каждого игрока производятся в порядке очередности, одинаковой направленности, связаны с перемещением по площадке. Такие игры могут быть «линейными» (команды игроков стоят в параллельных колоннах), «встречными» (команды игроков распределяются по двум колоннам, выстроенных друг против друга на противоположных сторонах площадки).

Игровые гонки имеют эстафетное построение, но игроки не передвигаются, а стоят (сидят) на месте и передают друг другу какой-либо предмет (мяч, гимнастическую палку, обруч, кубик и др.). Гонки могут быть комбинированными, т.е. с передачей предмета и бегом игроков.

В играх-поединках, парных играх, игровых упражнениях соревнуются по очереди представители каждой команды.

Включаемые в комплекс игры должны быть разнообразны по характеру деятельности. Основные виды движений в играх: бег, прыжки, преодоления препятствий, метания, упражнения на внимание и др.

Соревновательно-игровой метод помогает ребенку раскрыться в процессе игры, учит коммуникабельности, развивает положительные эмоции.

Список литературы:

  1. Геллер Е.М., Коротков И.М. Веселые старты. М., «Физкультура и спорт», 1978 г. - 119 с.

  2. Баранцев С.А. и др. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

  3. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - 256 с.




© 2010-2022