- Преподавателю
- Физкультура
- Применение соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры с целью активизации двигательной деятельности обучающихся
Применение соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры с целью активизации двигательной деятельности обучающихся
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пешкова В.Е. |
Дата | 03.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Республика Казахстан, г. Семей
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.Г. Чернышевского»
Учитель физической культуры первой категории Ташлыков С.П.
Применение соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры с целью активизации двигательной деятельности обучающихся
Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом…
В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
А.С. Макаренко
Игры имеют различное значение в жизни человека. Важную роль они приобретают в учебной деятельности. Использование игр на уроках физической культуры позволяет решить следующие задачи: повышение интереса к предмету, активизация двигательной деятельности учащихся, формирование положительных эмоций у учеников.
Игра выполняет несколько основных функций:
-
обучающая функция - развитие памяти, внимания, быстроты реакции;
-
развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на уроках, превращение урока в соревнование;
-
коммуникативная функция - объединение учащихся в команды, установление эмоциональных контактов;
-
релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного учебной нагрузкой на других занятиях.
При подготовке урока с применением соревновательно-игрового метода учитель должен заранее продумать весь ход игры и подготовить необходимый инвентарь. Чаще всего учитель выполняет роль «ведущего» игры, управляет всем процессом игры и подводит итоги соревнования.
Во время игр задействованы все учащиеся, что способствует формированию атмосферы соревнования, борьбы. Проведение игр способствует сплочению коллектива учащихся. При таких условиях воспитываются инициативные, умелые и энергичные дети. Учитель должен ориентироваться на то, чтобы преподавание физической культуры вызывало у учеников живой, неослабевающий интерес. Поэтому игровой метод приобретает важное значение в преподавании.
Игра оказывает большое влияние на формирование души и физических сил ребенка. По мнению социологов, подвижные игры вызывают наибольший интерес у детей. Применение соревновательно-игрового метода на уроках позволяет решить ряд образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Моя педагогическая практика складывается в основном из преподавания в старшем звене. Поэтому в своей статье я остановлюсь на особенностях развития детей 15-17-летнего возраста.
Особенности развития учащихся 9-11 классов позволяют применять на уроках усложненные варианты игр, повышающих точность выполнения различных технических приемов. На уроках можно использовать элементы военизированной эстафеты, поединки, конкурсы, игровые упражнения. Необходимо включать в игровые комплексы эстафеты, в которых действия выполняются в парах (волейбольные и баскетбольные передачи), а также преодоление полосы препятствий, различные конкурсы.
Учет интересов учащихся, особенностей развития организма, физических возможностей учеников, знание соревновательно-игровых методов позволяют успешно провести урок при правильном подходе к его организации.
Учебный процесс в старших классах характеризуется увеличением учебной нагрузки. Поэтому в этом возрасте важно чередовать учебные занятия с физической нагрузкой. При выборе игр следует обратить внимание на то, что старшеклассники имеют значительный двигательный опыт, а по уровню физической подготовки нередко не уступают взрослым. Во время урока учащиеся совершенствуют тактические приемы (броски, удары по воротам с различных дистанций, передача мяча, действия в нападении и обороне и др.).
Участие учащихся в школьных и внешкольных спортивных мероприятиях способствует оптимальному соотношению между умственной и физической нагрузкой, укреплению здоровья, повышению двигательной активности, повышению уровня физической подготовки.
Ценность игры как метода состоит в достижении цели, связанной с проявлением физических и психических усилий. Игра доставляет учащимся чувство радости, удовлетворения. Эмоциональные переживания учеников влияют на качество двигательной деятельности, на развитие мышления, что связано с умственным и физическим развитием.
Игровой комплекс может содержать разные по характеру игры. Учитель должен знать их структурные отличия и ориентироваться на взаимоотношения учащихся. Ниже приведена примерная группировка игр по этим признакам.
Сюжетно-«конфликтные» игры - соприкосновение с противником. Здесь необходима активная борьба двух сторон и результат игры зависит от личных усилий каждого участника (например, перетягивание каната).
В играх без вступления в соприкосновение с противником участники действуют согласованно между собой, но не оказывают непосредственного влияния на ход игры в другой команде или не затрудняют действий игроков команды противника (например, игры на площадке, разделенной средней линией).
Игры-эстафеты - в них тоже нет соприкосновения с командой противника. Действия каждого игрока производятся в порядке очередности, одинаковой направленности, связаны с перемещением по площадке. Такие игры могут быть «линейными» (команды игроков стоят в параллельных колоннах), «встречными» (команды игроков распределяются по двум колоннам, выстроенных друг против друга на противоположных сторонах площадки).
Игровые гонки имеют эстафетное построение, но игроки не передвигаются, а стоят (сидят) на месте и передают друг другу какой-либо предмет (мяч, гимнастическую палку, обруч, кубик и др.). Гонки могут быть комбинированными, т.е. с передачей предмета и бегом игроков.
В играх-поединках, парных играх, игровых упражнениях соревнуются по очереди представители каждой команды.
Включаемые в комплекс игры должны быть разнообразны по характеру деятельности. Основные виды движений в играх: бег, прыжки, преодоления препятствий, метания, упражнения на внимание и др.
Соревновательно-игровой метод помогает ребенку раскрыться в процессе игры, учит коммуникабельности, развивает положительные эмоции.
Список литературы:
-
Геллер Е.М., Коротков И.М. Веселые старты. М., «Физкультура и спорт», 1978 г. - 119 с.
-
Баранцев С.А. и др. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
-
Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - 256 с.