Методы воспитания выносливости у учащихся 8 – 9 классов на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методы воспитания выносливости у учащихся 8 - 9 классов на уроках физической культуры

Здоровые дети - это здоровая нация в будущем.

Выносливость является одним из основных физических качеств человека. А что такое физическое качество? Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека.

Учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья, физического развития, трудовой деятельности и успешной воинской службы, актуальность данной темы вне всяких сомнений.

Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях, от клеточного и до целостного организма

Для развития общей выносливости на уроке физической культуры в 8 - 9 классах наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом учитель физической культуры придерживается следующих правил.

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям учащихся. Учитывается возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону её усложнения. Таким образом, доступность нагрузки должна соответствовать требованиям, которые создают оптимальные предпосылки воздействия на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. На первых уроках по воспитанию выносливости должна сочетаться нагрузка с отдыхом. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо, прежде всего, определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140-150 уд./мин. для школьников в возрасте 14-15 лет - 20-30 мин.(12, с.103).

При развитии выносливости используют метод переменного упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении стартов и ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.

При составлении конспектов по развитию общей выносливости использую упражнения В.И. Лях:

1. Бег в равномерном темпе (со скоростью 2,5-3 м/с) с постепенным увеличением продолжительности бега (например, с 10 до 25-30 мин).

2. Бег в равномерном темпе (от 20 до 40 мин при ЧСС 130-170 уд/мин), чередуемый с ускорениями на отрезках произвольной длины (т.е. бег с переменной скоростью).

3. Бег по пересеченной местности (кросс) 2000-5000 м при ЧСС 140-160 уд/мин.

4. Челночный бег 4 х 100 м.

5. Плавание в равномерном темпе (до 30 мин).

6. Безостановочное длительное плавание (от 10 до 30 мин) в медленном темпе, прерываемое произвольными ускорениями.

7. Марш-бросок на 3-4 км и более (примерная схема: 100-200 м ходьба, 600-800 м бег и т.д.).

8. Продолжительное передвижение на лыжах до одного часа в равномерном темпе (оптимальная ЧСС 140-160 уд/мин).

9. Лыжные гонки на 5-10 км (на время).

10. Спортивные игры (футбол, баскетбол) 40-60 мин.

11. Подвижные игры «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Эстафета-поезд» и др.

12. Прыжки через короткую скакалку. Длительность непрерывных прыжков 3 мин и более. Темп прыжков - 135-140 раз в минуту.

13. Преодоление несколько раз подряд отдельных элементов и их сочетаний из полосы препятствий.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем (19,с.106).

Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника: интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

Средствами развития общей выносливости являются разнообразные физические упражнения, преимущественно циклического характера при соблюдении следующих условий:

-активное участие в работе крупных групп мышц;

-значительная продолжительность работы;

-интенсивность выполняемой работы должна быть умеренно-большой, но не выходить за пределы аэробного энергообеспечения.

При выполнении большинства физических упражнений суммарная нагрузка на организм достаточно полно характеризуется по В.И.Зацирскому следующими компонентами:

- интенсивность упражнений;

- продолжительность упражнений;

- число повторений;

- продолжительность интервалов отдыха;

- характер отдыха.

В процессе воспитания выносливости необходимы специальные меры повышения устойчивости к неблагоприятным сдвигам внутренней среды организма. При этом решаются две задачи:

- повышения физиологических границ устойчивости (увеличение буферной емкости крови, тканевая адаптация к недостатку кислорода и избытку углекислоты и т. п.);

- повышения психологических границ устойчивости.

Начинать урок рекомендуют с дозированной быстрой ходьбы, соединяя ее с бегом трусцой, вначале преобладает ходьба. Постепенно преобладание дается бегу, соединяя его с дозированной ходьбой и доводят беспрерывный бег до оптимальной продолжительности.

Закрепившись на достигнутом времени можно постепенно повышать нагрузку.

В 8-9 классах на уроках физической культуры используются подвижные игры с длительным бегом. Эти уроки обычно проводят в конце урока, однако игры «Круговорот», «Семена лидеров» в 8 - 9 классах часто применяют в начале урока для разминки. В играх «Кто меньше?», «Кто точнее?» длина дистанции для девочек равна 600м, для мальчиков 800м с повторением не более двух раз; темп невысок (4 мин. на 800 и 3мин. на 600м). Благодаря последовательному применению длительного бега расширяются возможности организма, есть смысл вводить интервальный бег.

Глава 2. Методические особенности воспитания выносливости у детей 8 - 9 класса на уроках физической культуры

Методы воспитания специальной выносливости.

Воспитание специальной выносливости характеризуется двумя основными особенностями. В то время как общая выносливость воспитывается преимущественно посредством циклических движений, специальная выносливость - с помощью тех видов физических упражнений в которыҳ спортсмен специализируется. Другая особенность заключается в том, что упражнения при воспитании специальной выносливости выполняются с интенсивностью, адекватной соревновательной или близкой к ней. Однако воспитанию специальной выносливости должно предшествовать воспитание общей выносливости.

Методы развития скоростной выносливости

Для воспитания скоростной выносливости применяются преимущественно методы комбинированных и соревновательных упражнений.

Развития скоростной выносливости посвящают отдельное занятие. При возможности происходит на комплексных уроках, в объединении:

- воспитательная техника + развитие скоростной выносливости;

- скоростная - силовая подготовка + скоростная выносливость;

- усовершенствование коронационных способностей или гибкости + развитие скоростной выносливости;

- развитие скоростной выносливости + усовершенствование силовой выносливости.

Неуместно в одном занятии развивать общую и скоростную выносливость.

В недельном цикле развития выносливости посвящается от двух до четырех занятий .

Методы развития силовой выносливости

Выносливость в каком-либо силовом упражнении обычно характеризуется числом возможных повторений его (предельным числом подтягиваний, отжиманий в упоре лежа, приседаний на одной ноге и т. д.). Так же как и во всех аналогичных случаях, здесь существуют абсолютные парциальные показатели выносливости. Абсолютные показатели существенно зависят от силы: люди с большей силой могут, как правило, и большее число раз повторить силовое упражнение. Однако эта зависимость наблюдается лишь тогда, когда величина силового напряжения достаточно велика: не менее 25 -30% от уровня максимальной силы .

При развитии силовой выносливости ног с помощью упражнений используют прыжки: со скакалкой; с отталкивание двумя ногами и передвижениям в разные направления; с ноги на ногу; прыжки на одной ноге. При этом необходимо придерживаться таких правил:

- прыжок необходимо выполнять пружинисто;

- при приземлении напрягать мышцы ног;

- не выполнять прыжки на жесткой поверхности;

- при их применении хорошо укрепите опорно-двигательный аппарат;

- не форсируйте тренировочные нагрузки.

Основные методы воспитания общей выносливости

Начинать воспитания общей выносливости целесообразно с применения метода беспрерывной стандартизированного упражнения.

Способы воспитания выносливости

Физические упражнения как основной способ усовершенствования выносливости должны отвечать таким требованием:

быть простыми по технике исполнения и доступными для всех учеников;

при их исполнении должны активно функционировать большинство скелетных мышц; их исполнение должно вызывать активность функциональных систем, что лимитирует проявление выносливости;

их исполнение позволяет дозировать и регулировать тренировочные нагрузки;

возможность их выполнения продолжительное время (от нескольких минут до нескольких часов).

К перечисленным требованиям следует отнести циклические упражнения (ходьба, бег, плаванье, лыжня и т.д.), но монотонность и низкий уровень эмоциональности делает их мало эффективными для детей и подростков. Для них остаточно эффективными способами развития являются спортивные и подвижные игры, танцы и аэробика .

Дополнительными способами комплексного развития выносливости является дыхательные упражнения. Они сводятся к регулированию изменений частоты, глубины и ритма дыхания, легочной гипервентиляции и нормирования задержки дыхания, целесообразно синхронизировать дыхания с фазами движений, выборочными применениями дыхания разного типа - ротового и носового, грудного и брюшного.

Эти же упражнения целесообразно применять для развития скоростной выносливости. Для развития силовой выносливости применяется циклические упражнения в усложненных условиях (бег в горку, плавание против течения) и ациклические движения с дополнительной нагрузкой. Приложение 1

Уровень физической подготовленности учащихся 8 - 9 классов. В.И.Лях

Физические способности

Контрольное упражнение

(тест)

Класс

Мальчики

Девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Скоростные

Бег 30 м,с

9

5,5

5,3-4,9

4,5

6,0

5,4

4,9

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине из виса( мальчики);

На низкой перекладине из виса лёжа (девочки), количество раз

9

3

7-8

10

5

12-13

16

Выносливость

бегна лыжах3 км.мин/с

9

14.30

15.00

16.00

19.00

19.30

20.30

Приложение 2

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии специальных видов выносливости (по В.И. Ляху, 1998)

Вид выносливости

Нагрузка

Отдых

Упражнение (средство)

Метод

Число повто-рений

Длитель-ность

Интен-сивность

Силовая

От 10 до 15-30

От 10 до 30 с

От средней до субмакси-мальной

Не полный,

20-40с

Круговая тренировка:

20-30 с- работа, 20с -отдых

Интервальный

Скоростная, основанная на анаэробно-креатинфосфатном энергетическом источнике

3-5

От 8 до

45 с

Максима-льная

Пассивный

3×100м, 4×60м

Повтор-ный

Скоростная, основанная на анаэробно-гликолитическом механизме

1-2

От 45 с до 2 мин

Субмакси-мальная -

85-95% от максима-льной мощности

Не полный,

30-60с

Темповый бег 2×200м

Интервальный

Скоростная, основанная на анаэробно-аэробном механизме

1-3

2-10 мин

Средняя -

от 60-65 до 70-75 %

от максима-льной мощности

Не полный

Бег 2×3 мин,

минимум 1 мин активного отдыха

Интервальный

Координационная

1-3

2-10 мин

То же

Без пауз

Игровые упражнения и игры, специально подобранные гимнастические упражнения и др.

Игровой

Приложение 3

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей

(аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 7-17 лет (по В.И. Ляху, 1998)

№ п/п

Метод

Нагрузка

Отдых

Упражнение

Число повторений

Длительность

Интенсивность

1

Слитного (непрерывного) упражнения

1

Не меньше чем 5-10 мин (1-4 кл.), 10-15 мин (5-9 кл.), 15-25 мин (10-11 кл.)

Умеренная и переменная, ЧСС от 120-130 до 160-170 уд / в мин

Без пауз

Ходьба, бег, передвижение

на лыжах, велосипед и др.

2

Повторного интервального упражнения

3-4

1-2 мин (для начинающих), 3-4 (для тренированных)

Субмаксимальная, ЧСС от 120-140 до 170-180 уд. в мин

Активный, неполный

То же

3

Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы

1-3 круга

Время прохождения круга от 5-10 мин, длительность работы на одной станции 30-60 с

Умеренная

или большая

Без пауз

Повторный максимум каждого упражнения

4

Круговая тренировка в режиме интервальной работы

1-2 круга

5-12 мин, длитель-ность 30-45 с

Субмакси-мальная переменная

Отдых между станциями 30-60 с, между кругами 3 мин

Бег, многоскоки, приседания, отжимания

в упоре и др.

5

Игровой

1

Не менее 5-10 мин

Переменная

Без пауз

Подвижные и спортивные игры типа «Минибаскетбол»

6

Соревновательный

1 (проводить

не чаще

4 раз в год)

В соответствии с требованием программы

Максимальная

Без пауз

6 или 12-минутный бег, бег 600-800м (1-4 кл.), 1000-1500м (5-9 кл.), 2000-3000м (10-11 кл.)

Приложение 4

Оценка выносливости бег на лыжах 3 км

ФИ учащегося

Первичный эксперимент

Вторичный эксперимент

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1А.Ира.

20.00

19.45

2Дмитрий А

16.00

15.47

3Алина А

19.30

19.28

4Василий Б

15.00

14.56

5Алина В

19.36

19.30

6Анна В

19.07

19.00

7Денис Г

14.39

14.30

8Светлана З

20.30

20.21

9Ульяна З

19.38

19.41

10Виктория К

19.36

19.30

11Анастасия Л

19.04

19.00

12Александр М

14.37

14.30

13Анна М

20.10

20.01

14Виктория М

14.30

14.24

15Надежда Н

19.32

19.30

16Вадим Н

16.00

15.49

17Алина Н

14.31

14.25

18Кирилл Н

14.41


19Полина П

19.30

19.36

20Эмиль П

16.00

15.52

21Лариса П

14.34

14.30

22Никита П

15.02

15.00

23Сергей П

14.29

14.28

24Полина С

19.00

18.53

25Павел С

14.37

14.30

Показатель выносливости

Первичное исследование, кол-во уч-ся

Вторичное исследование, кол-во уч-ся

мальчики

девочки

мальчики

девочки

низкий

4

5

2

4

средний

6

5

6

5

высокий

3

2

5

3

Приложение 5

Оценка скоростных способностей учащихся 9 класса

ФИ учащегося

Первичный эксперимент

Вторичный эксперимент

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1А.Ира.

5.3

5,0

2Дмитрий А

5,5

5.3

3Алина А


4Василий Б

5,1

4,9

5Алина В

6,0

5,8

6Адрей В

4,5

4,4

7Денис Г

5,5

5,5

8Светлана З

5,6

5,4

9Ульяна З

5,3

5,0

10Виктория К

5,7

5,4

11Анастасия Л

4,9

4,6

12Александр М

5,2

5,0

13Анна М

5,4

5,2

14Виктория М

4,9

4,7

15Надежда Н

5,4

5,1

16Вадим Н

5,5

5,4

17Алина Н

6,0

5,7

18Кирилл Н

4,9

4.9

19Полина П


20Анна П

5,0

4,8

21Лариса П

5,3

4,9

22Никита П

5,5

5.4

23Сергей П

5,1

5,3

24Полина С

5,1

4,9

25Павел С

4,7

4,5


Показатель выносливости

Первичное исследование, кол-во учащихся

Вторичное исследование, кол-во учащихся

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Низкий

4

4

3

2

Средний

6

4

6

6

Высокий

3

2

4

4

Приложение 6

Оценка силовых способностей учащихся 9 класса

ФИ учащегося

Первичный эксперимент

Вторичный эксперимент

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1А.Ира.

12

13

2Дмитрий А

3

5

3Алина А

12

14

4Василий Б


5Алина В

12

14

6Адрей В

7

8

7Денис Г

8

10

8Светлана З

12

13

9Ульяна З

12

15

10Виктория К

12

14

11Анастасия Л

12

15

12Александр М

3

5

13Анна М

12

14

14Виктория М

9

12

15Надежда Н

16

17

16Вадим Н

7

8

17Алина Н

7

9

18Кирилл Н

10

11

19Полина П

8

10

20Анна П

7

8

21Лариса П

16

18

22Никита П

7

8

23Сергей П

8

10

24Полина С

12

15

25Павел С

10

11


Показатель выносливости

Первичное исследование, кол-во учащихся

Вторичное исследование, кол-во учащихся

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Низкий

2

3

0

2

Средний

9

7

9

8

Высокий

2

2

4

2

Приложение 7

Комплекс упражнений для 8 и 9 классов в лыжной подготовке.

1.Повторение всех изученных ранее ходов.

2.Преодоление дистанции девочки 2 км, мальчики 3 км.

3. Эстафета преследования.

Круг 1 км, делим учащихся на команды по 5 человек. Расставляем участников по своим номерам ( через каждые 200 метров). По команде 1ые номера начинают движение в сторону 2ых номеров, добегают до них, передают эстафету и остаются на месте 2 номера, и т.д. Выигрывает та команда, у которой все участники встанут на свои начальные номера.

4. Игра гонка с выбыванием.

Круг 300, все учащиеся становятся на стартовую линию, по команде все участники начинают движение по кругу, участник который приходит последний выбывает из игры, а остальные продолжают движение. Выигрывает тот участник, который останется один.

5. Салки на горе. Упражнение выполняется без палок.

Все учащиеся находятся на горке, выбирается один или несколько водящих (в зависимости от кол-ва учеников), цель водящего запятнать рукой другого участника, а цель остальных убежать от водящего. После того как водящий запятнал игрока, игрок становится водящим.

6.Преодоление дистанции девочки 1км, мальчики 2км.

Размещено на Allbest.ru


© 2010-2022