- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа Здоровье (1-9 классы)
Рабочая программа Здоровье (1-9 классы)
Раздел | Физкультура |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Волосникова О.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКОУ «Верхнесуерская средняя общеобразовательная школа»
Филиал Ошурковская ООШ
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
Охрана и укрепление здоровья участников
образовательного процесса,
развитие физической культуры среди обучающихся.
Обоснование программы
Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагоги, обслуживающий персонал, администрация школы.
Социально-экономическое развитие страны, уровень развития современного общества требуют того, чтобы молодежь была лучше подготовлена к взрослой жизни, к выполнению своих обязанностей перед государством, обществом, семьей, а значит, была более здоровой. В связи с этим необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физической культуре, формируются навыки здорового образа жизни, сексуального поведения и одновременно появляются факторы риска хронических заболеваний. Резко изменяется структура угрозы здоровью и жизни подростка, включающая алкоголь и наркотики, ранние половые связи . Особенностью организации образовательного процесса школы является то обстоятельство, что именно в школе участники образовательного процесса проводят большую часть своего рабочего времени.
В связи с этим забота о здоровье участников образовательного процесса, включая его сохранность и укрепление, формирование у подрастающего поколения приоритетного отношения к собственному здоровью как жизненной ценности, в том числе, посредством развития физической культуры, продление трудового долголетия педагогов, становится одной из функций образования.
Реализация данной функции связана с принятием мер, направленных на минимизацию в условиях образовательного процесса факторов, негативно влияющих на здоровье, введение в практику работы школы здоровьесберегающих технологий, проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, создание организационных условий для полноценного обеспечения обучающихся занятиями по физической культуре в рамках образовательного процесса в школе.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Цели:
- формирование в школе системы, направленной на сохранение, восстановление и укрепление здоровья, развитие физической культуры участников образовательного процесса.
Задачи:
- формирование у школьников ЗОЖ и приоритетного отношения к собственному здоровью как жизненной ценности;
-принятие мер, направленных на минимизацию в условиях образовательного процесса школы факторов, негативно влияющих на здоровье;
- введение в практику работы школы здоровьесберегающих технологий;
- создание организационных условий для полноценного обеспечения обучающихся занятиями по физической культуре в рамках образовательного процесса в школе;
-проведение профилактических и оздоровительных мероприятий.
Этапы программы
2015-2016
-
Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Формирование у ученика основы здорового образа жизни. Выполнение элементарных правил здоровьесбережения.
2016-2017
-
Этап углубленного изучения. Формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни.
2017-2018
-
Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Ожидаемые результаты программы:
- наличие в школе условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса;
- овладение участниками образовательного процесса формами, методами и навыками ведения здорового образа жизни;
- внедрение системы самооценки уровня здоровья и самооздоровления человека;
- снижение показателя количества детей с низким уровнем физического развития к концу реализации Программы;
- проведение в школе мониторинга состояния здоровья обучающихся
План мероприятий по основам здорового образа жизни
МКОУ «Верхнесуерская средняя общеобразовательная школа»
Филиал Ошурковская ООШ
Цели проводимой работы:
1) развитие и охрана здоровья школьников с учетом процессов интенсивного роста и развития детского организма, меньшей толерантности к неблагоприятным воздействиям среды вследствие относительной морфофункциональной незрелости
2) четкая регламентация всех условий, определяющих жизнедеятельность школьника в период обучения в школе
Основные задачи сохранения здоровья учащихся в период обучения в школе:
1) научить детей определять свое состояние и ощущения;
2) сформировать активную жизненную позицию;
3) сформировать представления о своем теле, организме;
4) учить укреплять и сохранять свое здоровье;
5) понимать необходимость и роль двигательной активности;
6) обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;
7) уметь оказывать элементарную помощь при травмах;
8) формировать представления о том, что полезно и вредно для организма.
Основные направления деятельности:
1) рациональное питание
2) оптимальная для организма двигательная активность
3) соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов)
4) предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек
5) повышение психоэмоциональной устойчивости
№
МЕРОПРИЯТИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
УЧАСТНИ-КИ
СРОКИ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
1
Входная диагностика «Здоровье»
Обсуждение плана работы на учебный год.
Совещание при зам. по УВР
Учителя
Сентябрь
Администрация
2
Организация питания в школе и дома.
Реализация программы «Разговор о правильном питании» (нач.школа)
Мониторинг организации питания Внедрение в учебный процесс гигиенических требований и рекомендаций, предусмотренных санитарными нормами и правилами питания школьников
Анализ состояния здоровья.
Совет школы
Родительские собрания
Родители, учителя
В течение года
Администрация,
Учителя нач.классов
3
Психологическая адаптация в школе. Психическое здоровье учащихся. Эмоции
Психолого-педагогическое просвещение всех участников пед. процесса
Практическое занятие по психологии. Собрание
1-9 классы
Сентябрь
Психолог
4
Беседа «Оптимальный двигательный режим»
Утренняя гимнастика, обтирание, обливание, душ, состояние и нарушения осанки, плоскостопие.
Классные часы
1-9 классы
2 неделя
сентября
Классные руководители
5
Профилактика табакокурения, употребления наркотических средств, алкоголя
Вредные привычки. Анализ проблемы по школе. Организация школьного патруля «Нет курению!»
Классные часы, информационные школьные листы, антиреклама
4-9 классы
В течение года
Классные руководители,
социальный педагог
6
Правила здорового образа жизни в осенний период
Как одеваться, чем питаться, режим дня школьника. Игры на свежем воздухе
Экскурсия
1-4 классы
Сентябрь
Классные руководители,
7
Проведение подвижных игр для правильной осанки
Практическое занятие для учителей и воспитателей
Физкультминутка
1-6 классы
В течение года, понедельник
Учителя физкультуры
8
Упражнения для укрепления мышц
Спортивная форма на уроке. «Мышечный корсет», шея, пояс, туловище, ноги
Физкультминутка
1-6 классы
В течение года, вторник
Учителя физкультуры
9
Беседа о личной гигиене
Уход за кожей тела, волосами, полостью рта, ушами
Операция «Мойдодыр», Классный час
1-4 классы
2 неделя ноября
Классные руководители, учитель биологии
10
Личная гигиена девочки (девушки)
Уход за кожей тела, личная гигиена, культура внешнего вида
Индивидуальные беседы
1-9 классы
В течение года
Классные руководители, фельдшер ФАП
11
Личная гигиена мальчика (юноши)
Уход за кожей тела, личная гигиена, культура внешнего вида
Индивидуальные беседы
1-9 классы
В течение года
Классные руководители,
фельдшер ФАП
12
Гигиена одежды и обуви
Отличие взрослой и детской одежды и обуви, сезоны в природе, спортивная форма, самостоятельный уход за одеждой и обувью
Классный час
1-9 классы
В течение года
Классные руководители,
учитель биологии
13
Гигиена помещения
Гигиеническое содержание помещения в школе и дома, проветривание (в школе - каждая перемена), температурный режим (16-18 С)
Экспертная оценка гигиенического содержания школы, классов
Совет школы
Конец четверти
Учителя, администрация
14
Правила здорового образа жизни в зимний период
Как одеваться, чем питаться, режим дня школьника, особенности передвижения на зимней дороге
Подвижные игры на свежем воздухе
1-6 классы
1 неделя
декабря
Классные руководители,
15
Беседа о правильном дыхании.
Дыхание через нос, правила дыхания, скороговорки для дыхательных упражнений
Физкультминутка
1-9классы
В течение года
Классные руководители,
фельдшер ФАП
16
Углубленный медицинский осмотр
Педиатр, окулист, хирург, и др. Анализ состояния здоровья учащихся. Разработка индивидуальных маршрутов оздоровления, сохранения здоровья
Медосмотр, педагогический совет
1-9 классы
Ноябрь,
Администрация,
фельдшер ФАП
17
Беседа о закаливании
Что такое закаливание, водные процедуры, солнечные ванны, умывание, обтирание, обливание, душ, купание, закаливание носоглотки, обливание стоп, хождение босиком
Родительское собрание
1-9 классы, родители
В течение января
Учителя физкультуры,
фельдшер ФАП,
учитель биологии
18
Профилактика заболеваний у школьников. Нарушения осанки
Правила посадки за партой, правила рассаживания с учетом состояния здоровья детей, подбор мебели, освещение, смена мест
Контроль на уроке. Беседа
1-9 классы
На каждом уроке
Учителя-предметники,
фельдшер ФАП
19
Профилактика инфекционных заболеваний
Пути заболеваний, карантин, дезинфекция, правила гигиены во время простудного заболевания
Классный час
1-9 классы
Осень, весна
Классные руководители
20
Профилактика близорукости
Работа зрительного аппарата, рациональные условия (посадка, освещение и др.), рекомендации
Родительское собрание
1-9 классы, родители
Ноябрь
Классные руководители
21
Практическое занятие «Профилактика близорукости»
Упражнения для глаз, релаксационные упражнения для мимики лица
Контроль на уроке. Беседа
1-9 классы
На каждом уроке
Учителя-предметники
22
Профилактика повреждений и травм у младших школьников
Детский травматизм, различие травм, причины травматизма. Техника безопасности в школе на уроке и перемене
Беседы
1-4 классы
В течение учебного года
Классные руководители, учитель ОБЖ
23
Оказание первой медицинской помощи при травмах
Открытые раны, ушибы, перелом, вывих, растяжение связок.
Самообразование учителя, просвещение родителей и учащихся
Родители, 5-9 классы
Уроки ОБЖ
Классные руководители, учитель ОБЖ,
фельдшер ФАП,
учитель биологии
24
Оказание первой медицинской помощи
Укус насекомых, отравления, ожог, солнечный и тепловой удар, отморожения, поражения током и молнией
Попадание различных предметов в дыхательные пути, пищевод, желудок, ухо, нос
Искусственное дыхание
Самообразование учителя, просвещение родителей и учащихся
1-9 классы
В течение учебного года
Классные руководители,
фельдшер ФАП,
учитель биологии
25
Правила здорового образа жизни в весенний период.
Как одеваться, чем питаться, режим дня школьника, особенности передвижения на весенней дороге
Подвижные игры на свежем воздухе
1-6 классы
1 неделя
марта
Классные руководители
26
Лечебная физкультура при неврозах
Диагностика и психокоррекция. Невроз, неврастения, истерия, переутомление, упражнения для лечения и профилактики неврозов
Родительское собрание
Родители
Апрель
Психолог
27
Психофизическая тренировка в системе педагогики оздоровления школьников
Психотренинг педагога- психолога (классного руководителя)
Самообразование учителя, просвещение родителей и учащихся
Учителя, воспитатели
В течение года
Психолог
28
Правила здорового образа жизни в летний период. Подвижные игры на свежем воздухе
Как одеваться, чем питаться, режим дня школьника, правила поведения на воде, в лесу и др. Работа летних оздоровительных лагерей
Внеклассное занятие
1-4 классы
1 неделя мая
Классные руководители
30
Забота о здоровом образе жизни в семье. Борьба с вредными привычками
Наблюдение и индивидуальные беседы в течение учебного года
Классный час. «Реклама» здорового образа жизни
4-9 классы
В течение года
Социальный педагог
31
Профилактические прививки
Совместная работа с медсестрой школы, оповещение родителей
ФАП, информация
1-9 классы
По плану ФАП
фельдшер ФАП
32
Расписание уроков, учебная нагрузка школьников. Режим дня.
Соблюдение физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса. Проведение рейдов по селам (соблюдение режим дня школьниками)
Родительские собрания. Информационный бюллетень
Родители
Октябрь
Совет школы, администрация, социальный педагог
33
Пропаганда спорта и занятий физкультурой, здорового образа жизни
Оформление стенгазет, плакатов. Развитие и охрана здоровья детей (просвещение)
Шефство старшеклассников, внеклассная работа
1-9 классы
В течение года
Учителя, старшеклассники
34
Профилактика заболеваний, психического переутомления у педагогов школы
Самообразование по вопросам сохранения здоровья
Самообразование учителей
Педагогический коллектив
В течение года
Администрация
35
Проблемы здоровья у детей до 14 лет
Заболевания органов дыхания. Инфекционные и паразитарные болезни. Болезни нервной системы и органов чувств. Заболевания органов желудочно-кишечного тракта
Родительские собрания
1-9 классы
Октябрь,
апрель
Учителя,
фельдшер ФАП
36
Проблемы здоровья у подростков
Заболевания органов дыхания. Болезни нервной системы и органов чувств. Заболевания органов желудочно-кишечного тракта. Вопросы полового воспитания. ВИЧ (СПИД)
Родительские собрания, классные часы
9классы
Октябрь,
апрель
Учителя,
фельдшер ФАП
37
Пропаганда медицинских профессий
Беседы о медицинских профессиях, рассказы о знаменитых врачах
Классные часы, встречи с интересными людьми
8,9 классы
Март
Классные руководители
38
Мониторинг и анализ состояния здоровья в классе
Изучение медицинских карт, планирование работы по воспитанию здорового образа жизни на следующий учебный год. Диагностическая работа «Здоровье»
Родительское собрание, внеклассная работа
Педагогический коллектив
Сентябрь, конец года
Администрация, медработник