Методическая разработка - круговая тренировка

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ

Методическая разработка



Тема: «Моделирование воспитания физических качеств методом круговой тренировки»

Составила: инструктор-методист МБОУДОД ДЮСШ

г.о. Лосино-Петровский

Анисимова Людмила Юрьевна









2014 г.

Содержание:

Введение

1. Моделирование воспитания физических качеств методом круговой тренировки

2. Организация круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе по физическому процессе по физическому воспитанию.

3. Разновидности круговой тренировки

4. Планирование круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе.

5.Заключение

6.Список литературы









Введение.

В настоящее время, тема использования метода круговой тренировки на учебно- тренировочных занятиях становится всё более актуальной, так как на тренировках комплексно используются различные методы и приемы, но предпочтение всегда отдаётся методу круговой тренировки, так как этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств обучающихся. Жизнь требует улучшения физической подготовленности обучающихся. В этих целях используют метод круговой тренировки, который имеет большую популярность. Значительному числу учащихся она позволяет упражняться одновременно и самостоятельно, добиваясь высокой моторной плотности. На таких занятиях появляется реальная возможность использования максимального количества разнообразного инвентаря и оборудования. Упражнения комплексов круговой тренировки хорошо увязываются с материалом уроков, способствуют общему физическому развитию. Исследования подтвердили эффективность круговой тренировки даже при использовании ее в 50% уроков. Там, где она внедрена, значительно повышается уровень развития силы, возрастает динамометрия правой и левой кисти, увеличивается становая сила. Анализ изменений физической подготовленности позволяет отметить эффективное влияние круговой тренировки на улучшение статической силовой выносливости и быстроты движений.







1. Моделирование воспитания физических качеств методом круговой тренировки

Физические упражнения относятся к произвольным движениям, в основе которых лежат рефлекторные механизмы. И.М. Сеченов рассматривал произвольные движения как заученные, сознательные и подчиненные воле человека, возникающие под влиянием условий жизни и воспитания. И.П. Павлов указывал, что произвольность этих движений обусловливается суммарной деятельности коры головного мозга. Без мышечных движений невозможна практическая деятельности человека и, значит, развитие и совершенствование его в процессе Таким образом, воздействие физических упражнений тесно связано с деятельностью мышц, органов чувств, внутренних органов, коры головного мозга. В физическом воспитании применение круговой тренировки дает возможность самостоятельно приобретать знания, развивать физические качества. Круговая тренировка приучает учащихся к самостоятельному мышлению, развитию физических способностей, вырабатывает алгоритмы двигательных действий. Очень существенным является то, что она позволяет обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, эффективно использовать время, планируемое на физическую подготовку.

В процессе внедрения круговой тренировки тренер дает ученикам конкретную программу действий, контролирует ее выполнение, производит оценку выполненной программы, при необходимости исправляет, уточняет отдельные упражнения. Ученики получают задание, осмысливает его, выполняют. Качество их работы оценивается устно или письменно.

При проведении круговой тренировки должны быть определены способ и порядок передачи информации от тренера к обучаемым и наоборот.

В круговой тренировке под алгоритмическим предписанием понимается строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом, в заданном временном интервале. На всех этапах круговой тренировки сохраняется прямая и обратная связь между тренером и учащимися, ведется строгий контроль физического развития и состояния здоровья.

Физическое воспитание является многогранным, длительным процессом, органически взаимосвязанным с воспитанием физических качеств, к которым прежде всего относят силу, быстроту, гибкость, выносливость, ловкость.( схема № 1).

Сила

Методы воспитания силы в круговой тренировке основаны на закономерностях, действующих при чередовании работы с отягощениями и отдыха, а также на взаимоотношениях между интенсивностью и объемом нагрузки.

Быстрота движений

Двигательная реакция является одной из основных форм проявления быстроты, имеющей большое прикладное значение. Воспитание быстроты на станциях круговой тренировки заключается в развитии скоростных движений и быстрых двигательных реакций. Развитию быстроты способствует выполнение многократных движений, совершаемых с предельной скоростью.

Ловкость

Ловкость-это способность точно управлять своими движениями в различных условиях, быстро осваивать новые движения. Ловкость является общим качеством для всех видов спортивной подготовки. Воспитание ловкости на круговой тренировки связано с совершенствованием функций различных анализаторов, и в первую очередь двигательного.

Гибкость

Гибкость-это способность выполнять движения с большой амплитудой. Упражнения на гибкость выполняются на круговой тренировки с разной быстротой: медленно-мало подготовленными учащимися, быстро-хорошо подготовленными.

Выносливость

Выносливость-это способность совершать работу определенной интенсивности в течение как можно большего времени, преодолевая сопротивление как внешней, так и внутренней среды. Перед учащимися ставиться задача добиться как можно большего числа повторений на каждой станции.

2. Организация круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе по физическому процессе по физическому воспитанию.

Круговая тренировка возможна при наличии определенного места ее проведения, инвентаря, станционных плакатов. Необходимо ознакомить учащихся с формой проведения занятий.

В условиях учебного процесса с применением круговой тренировки организм тренируемого вступает в сложные взаимодействия с окружающей средой. На протяжении всего учебно-тренировочного процесса сохраняется прямая и обратная связь между спортсменом и преподавателем.

Образовавшаяся при этом замкнутая система посредством прямой и обратной связи позволяет управлять величиной воздействия за счет изменения объема, интенсивности, длительности и сложности выполняемых упражнений в комплексе круговой тренировки. В учебном процессе круговая форма организации занятий приобретает особое значение, так как позволяет большему числу учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.

Время, планируемое на проведение круговой тренировки, будет зависеть от задач, которые необходимо решить в процессе общей и специальной подготовки. В зависимости от планируемых задач круговая тренировка может планироваться в начале или в конце основной части урока. ЕЕ применение будет зависеть от контингента учащихся, от года обучения, от физической подготовленности.

Применение круговой тренировки в начале основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большом объеме. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью, органически связаны с профессионально-прикладной и специальной подготовки. В них должно быть достаточное количество силовых и скоростно-силовых упражнений.

В конце основной части урока комплексы круговой тренировки планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке не достаточна. Цель комплексов-сохранение и закрепление достигнутого уровня физического развития, а также совершенствование пройденного учебного материала.

Круговая тренировка на уроках хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастике, способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

3.Разновидности круговой тренировки.

Круговая тренировка представляет собой целостную самостоятельную организационно-методическую форму занятий и в то же время сводиться к какому-либо одному методу. Она включает ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным и общим воздействием на организм занимающегося.

Различают следующие основные разновидности круговой тренировки:

-по методу непрерывного упражнения ( преимущественная направленность на выносливость)

-по методу интервального упражнения с жестким интервалами отдыха(преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость)

-по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха(преимущественная направленность на силу, ловкость и специализированную выносливость).

Круговая тренировка по методу непрерывной работы проводиться без перерывов и состоит из нескольких повторений прохождения круга в зависимости от количества станций.

По методу непрерывного упражнения можно применять на уроках по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке и гимнастике.

Круговая тренировка, организованная по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха, проводиться с краткими перерывами, паузы между упражнениями, так и между кругами.

При использовании круговой тренировки по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха количество занимающихся на станциях подбирается так, чтобы один-два учащихся выполняли упражнения, отдыхали и выполняли упражнения на расслабление, не нарушая полный цикл работы и отдыха.

Круговая тренировка по методу интенсивно-интервальной работы с полным интервалом отдыха отличается от предыдущих методов и их вариантов не только организацией поведения. Учащиеся на каждой станции занимаются не одновременно, так как размещены по 2-4, а выполняют задание поочередно. Применение этого метода направленно на совершенствование скоростной силы и скоростной выносливости.

4.Планирование круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе.

В зависимости от периода подготовки и уровня развития двигательных качеств обучающихся планируется соотношение общей и специальной физической подготовки, проводимой методом круговой тренировки. Применительно к требованиям избранного вида спорта она направлена на укрепление органов и систем, повышение функциональных возможностей, а также целевое развитие двигательных качеств. Физическое воспитание следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения, в каждом из них циклически повторяется программа, но на качественно более высоком уровне. В связи с этим особое место в нем занимает планирование общей специальной и профессионально-прикладной физической подготовки, осуществляемой по методу круговой тренировки. Для циклического планирования круговой тренировки следует использовать комплексы упражнений, направленные в первую очередь на общефизическую подготовку курсантов с учетом профиля избранной профессии и программного материала, который изучается на уроках физического воспитания. Избранный комплекс применяется на четырех - шести смежных занятиях, после чего проводится его коррекция, предусматривающая замену одного, нескольких или всех упражнений комплекса с тем, чтобы повысить его направленность на решение конкретных задач физической подготовки обучающихся. Материал по общей, специальной и профессионально-прикладной физической подготовке планируется на все уроки в течение учебного года в соответствии с программой физического воспитания. По усмотрению преподавателя, этот материал может быть объединен в комплексы круговой тренировки или пройден раздельно в любой из частей урока. Целевая направленность комплексов круговой тренировки имеет то преимущество, что позволяет решать три важные задачи общего, специального и профессионально-прикладного характера одновременно и взаимосвязано в относительно короткий промежуток времени, а главное, с большой эффективностью. На первом году обучения применение круговой тренировки можно испытать по упрощенному варианту, когда учет в карточках достижения не ведется и предлагается дифференцированный подход к обучающимся с использованием стандартной нагрузки и разных вариантов упражнений. Круговую тренировку целесообразно планировать, используя на первом году обучения 30 - 50 %, на втором - 50 %, на третьем году - 50 - 70 % времени, запланированного по всем разделам программы физической подготовки. Какой раздел программы проходить, используя метод круговой тренировки, целиком зависит от преподавателя. При наличии определенных условий и соответствующей подготовки круговую тренировку можно включать во все разделы учебной программы. Контрольные нормативы (тесты) по ППФП

планируются и определяются с учетом характерных особенностей изучаемых

профессий. Такими нормативами могут быть учебные нормативы, предлагаемые программой для оценки физической подготовленности обучающихся. На контрольных уроках, как правило, планируется проведение зачетов по одному, максимум двум видам физических упражнений

5. Заключение.

Используя метод круговой тренировки, происходит комплексное воспитание физических качеств, упражнения направлены на развитие различных двигательных действий. Применяя метод круговой тренировки во время уроков, необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся и их подготовленность. Увеличивая физическую нагрузку, обязательно надо учитывать индивидуальные особенности, физическую подготовленность. Уроки по методу круговой тренировки являются очень эффективными: обеспечивают оптимальный уровень нагрузки адекватный физическому состоянию обучающегося, что способствует положительной динамике показателей физической подготовленности, воспитывают устойчивый интерес к уроку физической культуры и занятиям спортом. На уроках по методу круговой тренировке решаются вопросы

оздоровительной направленности. В нашем современном мире компьютеризации, автоматизации, механизации, где двигательная активность не велика, именно такие уроки помогают привить интерес к физическим упражнениям, желание не только увлеченно заниматься на уроках физкультуры, но и во внеурочное время заниматься в секциях и вести здоровый образ жизни. Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений обучающимися и контролем за ее воздействием на систему организма. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все обучающиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.

6.Список использованной литературы:

1. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей

человека, - М.: Физкультура и спорт, 1987 г.

2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки

спортсменов. - М.: Физкультура и спорт; 1988 г.

3. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом

воспитании студентов: Дис. канд. пед. наук. -М., 1987г.

4. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические

основы развития физических качеств. - М.: Ленос, 1994.

5. Матвеев Л.П. Методы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт,

1996 г.

6. Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке. //

Вильчковский Э.С. Физкультура в школе 1971, №7

7. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств /

Гуревич И.А. - Минск: Высшая школа, 1985. - 256 с.

8. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера / Деркач А.А., Исаев А.А. М.:

Физкультура и спорт, 1981.-375 с

9. Дихтярев В.Я Круговая тренировка//Дихтярев В.Я Физическая культура в

школе - 2005г. № 5

© 2010-2022