• Преподавателю
  • Физкультура
  • «Использование фитнес-технологий в режиме третьего урока физической культуры в общеобразовательной школе»

«Использование фитнес-технологий в режиме третьего урока физической культуры в общеобразовательной школе»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование фитнес-технологий в режиме третьего урока физической культуры в общеобразовательной школе»



Апашкина Н.В.

МБОУ СОШ № 106

Преобразования, проходящие в России, обусловили поиск и формирование новых подходов к преподаванию физической культуры, концептуальными направлениями которого являются интересы государства, нужды и запросы общества в физическом совершенствовании граждан.

Правительством страны принята и реализуется Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года.

В наши дни физическая культура и спорт пользуются большой популярностью. И это не дань моде, а отображение того места в современном обществе, которое заняли в нем физическая культура и спорт. Особенное значение приобретает последовательное развитие способа жизни, при котором физическая культура и спорт выступают как факторы формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Физическая культура и спорт - средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Развитие физической культуры и спорта в современном обществе является важнейшим социальным фактором. Соответственно, одной из основополагающих задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления, является создание условий для развития физической культуры и спорта, привлечения, прежде всего, детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, к занятиям спортом.

В современных социально-экономических условиях жизни ни один школьный предмет не имеет столь разнообразных условий осуществления учебного процесса, как предмет «Физическая культура». Это единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, укреплению здоровья и самосовершенствованию, участвует в формировании здорового образа жизни.

Физическое развитие ребенка всегда было важной составляющей воспитания. Но для сегодняшних детей оно становится обязательной необходимостью. Гиподинамия и проблемы со здоровьем поглотили не только взрослых, но и детей. Они стали более ленивы и не представляют себе времяпровождения без телевизора и компьютера.

Основой здоровья и долголетия являются регулярные занятия физическими упражнениями, продолжительностью не менее 30 минут, три раза в неделю. Врачи и специалисты по профилактике заболеваний рекомендуют увеличение физической активности в качестве основного средства, улучшающего здоровье. Регулярно занимающиеся люди живут дольше и чувствуют себя лучше.

Много здоровья не бывает, бывает мало физкультуры, - решили в Министерстве образования и предложили ввести в школьную программу третий, дополнительный урок физической подготовки.

Особую актуальность в современных изменяющихся условиях имеет внедрение фитнес-технологий в физкультурное образования, в частности, при введении третьего урока физической культуры в школьную программу.

Слово фитнес происходит от английского прилагательного "fit" - "находящийся в хорошей форме, здоровый". Действительно, основа основ в фитнесе - это здоровье. Целью фитнеса является не достижение высоких спортивных результатов, а стремление помочь людям вести здоровый образ жизни. Все занятия строятся на основе принципа безопасности и максимальной пользы для здоровья. Именно поэтому в МБОУ СОШ № 106 третьим уроком проводится фитнес в старших классах для девушек и юношей (раздельно).

Занятия фитнесом - это отличный способ поддерживать себя в хорошей форме и заботиться о собственном здоровье. Фитнес тренирует мышечную силу, выносливость, развивает гибкость, увеличивает в крови количество кислорода, ускоряет обмен веществ и способствует скорейшему выводу из организма продуктов распада.

Занятия фитнесом помогают восстановить умственную работоспособность, улучшить сопротивляемость организма человека вирусам и стрессам, а также уменьшить вероятность подверженности психики самой распространенной болезни - депрессии. Роль фитнеса в поддержании здоровья организма могут недооценивать только недостаточно просвещенные в этой области люди.

Занимаясь фитнесом можно эффективно похудеть, повысить свою самооценку, выносливость, уверенность в себе, желание ставить и добиваться новых целей. Вместе с лишним весом уйдет и неуверенность, самокритика и комплексы. Занятия фитнесом так гармоничны и эстетичны, что это создает ощущение праздника. Человек сам по себе прекрасен от природы и фитнес это лишний раз подчеркивает.

Фитнес-аэробика - один из самых молодых видов спорта и привлекает не только девочек, но и мальчиков. Доступность и увлекательность, высокая эмоциональность, многообразие двигательных действий и функциональные нагрузки позволяют использовать данный вид спортивной деятельности как одно из средств физического и психического развития школьников.

Внедрение программы по фитнес-аэробике разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования было принято и одобрено со стороны учащихся, родителей и учителей в МБОУ СОШ № 106. На основе этой программы в младших классах разработаны уроки ритмики (как вид детского фитнеса). Урок ритмики ориентирован в основном на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных умений и навыков. Занятия ритмикой формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Уроки ритмики сориентированы на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

Программы физического воспитания в большей степени ориентированы на юношей: быть сильными, выносливыми, защитниками Отечества, подготовленными к высокопроизводительному труду. И при работе с девушками возникают трудности. «С девушками проводить занятия намного труднее, чем с юношами» - такое часто можно услышать из уст учителя физической культуры. Да это и немудрено: ведь женский организм имеет свои секреты, которые, к сожалению, еще не все педагоги учитывают в своей работе. Почему-то у нас мало принято говорить о красоте тела. До сих пор мы не можем понять до конца простую истину: физическая, телесная красота столь же самоценна, как и красота души, помыслов. Каждая же девушка хочет быть стройной, иметь правильную осанку, изящно двигаться. Проще сказать, быть красивой.

Введение фитнес - технологий на третьем уроке помогают решать эту проблему. Девушки-старшеклассницы отмечают, что доминирующим мотивом, побуждающим их к занятиям физическими упражнениями на уроках, является не столько контрольные упражнения, тесты, сколько желание обрести и сохранить красивую фигуру, правильную осанку, быть привлекательными, женственными. Обрести эти качества и позволяют уроки фитнес-аэробики.

Определенным преимуществом фитнеса является то, что урок можно проводить не только в спортивном зале, но и в актовом зале, залах для хореографии и ритмики, других помещениях.

Цель занятий: формирование потребности в занятиях физической культурой средствами фитнес-аэробики для укрепления и сохранения собственного здоровья, организации активного отдыха.

Задача фитнес-урока состоит в привитии вкуса к полноценной жизни, где царствуют радость, движение, энергия, красота, молодость и умение открывать для себя все новые краски и все новые горизонты.

Структура проведения занятий: физические упражнения объединяются в комплексы для вводной части занятий, основной и заключительной. Вводная часть занятий - различные виды ходьбы, бега, танцевальные шаги, упражнения по хореографии. Продолжительность разминки 20-25% от общего времени. В основной части дозировка определяется в зависимости от системы упражнений и от уровня подготовленности занимающихся. Продолжительность основной части 65-70% от общего времени. Заключительная часть занятий - это комплекс восстановительных упражнений - стретчинг (растяжка), упражнения релаксации, а также успокаивающие, отвлекающие и дыхательные упражнения, ходьба, медленные танцевальные упражнения с плавным движением рук. Время выполнения - 5-19% от общего времени.

Простота упражнений, умеренный темп их выполнения, паузы для отдыха и восстановления, возможность дифференцировать нагрузку делают занятия доступными для старшеклассниц различной физической подготовленности.

Включение в программу уроков фитнес-технологий предполагает отход от жёсткой регламентации занятий, повышает их эмоциональную насыщенность. Благодаря своей яркости - музыкальному сопровождению, танцевальным ритмам и разнообразию - такие занятия являются более привлекательными для школьниц, нежели основная базовая программа физического воспитания общеобразовательной школы. Двигательная активность, достигаемая при помощи таких занятий, достаточно надежное и доступное средство для нормального функционирования организма, укрепления здоровья и хорошего самочувствия. Занятия способствуют развитию силы, выносливости, координации - качествам, без обладания которыми трудно овладеть предусмотренными учебной программой двигательными умениями, справляться с нормативами. Упражнения воздействуют на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, дают возможность откорректировать недостатки фигуры. Такие уроки создают возможность для реализации на практике принципа оздоровительной направленности и способствуют гармоничному развитию девушек.

Введение в школьный урок физической культуры фитнес-технологий является целесообразным, ввиду их направленности на оздоровление, доступности и популярности. Элементы фитнеса осовременивают урок и становятся все более необходимыми с уменьшением количества детей с I группой здоровья.

Уроки по фитнес-аэробике благодаря своей инновации становятся перспективными в области физического воспитания учащихся. Учащиеся положительно реагируют на инновации. Уроки фитнеса воспринимаются ими как более интересные, поднимающие настроение и тонус. Таким образом решается приоритетное направление в оздоровлении подрастающего поколения.



Список информационных источников:

  1. wikipower.ru/index.php5/%D4%E8%F2%ED%E5%F1

  2. ukzdor.ru/fitness.html

© 2010-2022