Проект Технология стимуляции и сохранение здоровья учащихся

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Тема проекта:


Технология стимуляции и сохранение

здоровья учащихся.





Выполнил

Сабиев А.Р. Троицкая СШ



















2015






Оглавление

Введение ........................................................................................................................1

Основная часть………………… …………………………….…………………………..….2

Заключение……………………..…………….....................................................................3

Список использованной литературы ….……………………………….…………………4





Актуальность темы проекта.

Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого учащегося. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный учащемуся природой.

От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения учащимися умениями и навыками, которые им прививаются в школе и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у учащихся разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.

Основным содержанием проекта является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к своему здоровью.

Проблема: Как сохранить своё здоровье?

Цель работы:

- сохранять и укреплять здоровье детей.

- формировать у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

На сегодняшний день организация работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся детей в школе является актуальной.

Задачи:

- способствовать формированию потребности здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

- выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь;

- развивать физические качества: силу, ловкость, гибкость, ориентировку в пространстве, координацию движений, быстроту, равновесие, двигательное творчество;

- формировать основы валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-образовательной работы;

- повышать интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

Место исследования: методы теоретического исследования (работа с литературой, анализ, обобщение).

Практическая значимость исследования:

Исследование может представлять интерес для учителей физической культуры.

Введение.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого учащегося, но и всего

общества.

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в ирархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим учащихся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только личностно, интеллектуально, духовно, но и физический.

Действительно нигде так не раскрывается ребенок, как в играх. Здесь кроме удовлетворения личных интересов, ребенок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учится побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

Из Послания Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Республики Казахстан: «Наше молодое государство вырастет и возмужает, наши дети и внуки вырастут вместе с ним. Они будут ответственными и энергичными представителями своего поколения, хорошо образованными, обладающими прекрасным здоровьем… По мере того, как мы строем свое общество, необходимо применять нарастающие усилия в том, чтобы наши граждане были здоровыми на протяжении всей жизни, и их окружала здоровая природная среда. Наша стратегия в реализации этой цели состоит из следующих компонентов: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни»



Основная часть

Основные шаги по реализации проекта:

- тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;

- мониторинговые процедуры (анкетирование);

- поход с детьми и родителями в лес на лыжах (или на стадион);

- экскурсии;

- праздники и досуги;

- интегрированные занятия;

- беседы;

- игры, эстафеты, викторины, конкурсы;

- консультации для родителей, тренинги;

- выставки;

- театрализованное представление;

- детское творчество.

Ожидаемый результат:

- обогатить социальный опыт дошкольников, расширить их кругозор;

- повысить интерес детей к физическим упражнениям и спорту;

- обогатить воспитанников новыми знаниями, яркими впечатлениями;

- сформировать у родителей представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья - детский сад»;

- разработка методических рекомендаций для родителей по организации и проведению праздников, развлечений, досугов;

- оформление фотогалереи «Мы за активный отдых!», творчества детских работ и создание групповой стенгазеты «Мы здоровью скажем «Да»;

- создание картотеки «Сундучок бабушкиных рецептов».

- создание справочника «Подвижные игры для учащихся»



Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетенции педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий мы считаем их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и, как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Некоторые методики оздоровления долгие годы использовались сугубо в коррекционных целях и предназначались для детей образовательных учреждений «специального образования» компенсирующего вида. В последнее время большинство методик используется в обычных образовательных учреждениях для обычных детей в профилактических либо оздоровительных целях.

Все здоровьесберегающее педагогические технологии условно можно разделить на три категории:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья,

  • Технологии обучения здоровому образу жизни,

  • Коррекционные технологии.

Если в прошлом, двадцатом веке основные надежды по сохранению здоровья связывались с деятельностью медицинского персонала и выполнением требований санитарных правил норм (СанПин), то разработки новых стратегий здоровья идет смещение акцента с лечебной медицины на педагогические методы сохранения здоровья детей.

Стало очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья подрастающего поколения не может быть решена в системе образования ни только медицинскими, ни только педагогическими или психологическими средствами. Не случайно в 80-е годы двадцатого столетия возникла потребность в создании новой науки - валеологии.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность учебно-воспитательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, если буду созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья учащихся, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей учащихся.

































Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Название технологии

Определение

Особенности методики проведения

Возрастная категория

Физкультурная минутка

Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы дыхательной гимнастики и.т.п. Проводится во время занятий по мере утомляемости учащихся. Продолжительность - 2-3 мин.







Все классы

Подвижные игры

Эти игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Спортивные игры-игры, по которым проводятся соревнования.

Подбираются в соответствии с возрастом учащегося, местом и временем проведения.






Все классы






Пальчиковая гимнастика

Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.

Проводится в любое время.

Рекомендуется всем учащимся.

Все классы

Бодрящая гимнастика

Поднятие настроения и мышечного тонуса учащихся с помощью контрастных физических упражнений.

Формы проведения: легкий бег, ходьба по ребристым дощечкам и.т.п.

Длительность 5-10 мин.

Все классы

Дыхательная гимнастика

Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие учащегося.

Обеспечить проветривание помещения. Проводится в разные формах физкультурно-оздоровительной работы.

Все классы

Ритмопластика

Система физических упражнений, выполняемых под музыку., способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.

Обратить внимание на величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям учащегося. Проводить учитель физической культуры. Хореограф.

Все классы

Гимнастика ортопедическая

Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Рекомендуется учащимся с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно- оздоровительной работы.

Все классы



Технологии обучения здорового образа жизни



Название технологии

Определение

Особенности методика проведения

Возрастная категория

Физкультурное занятие

Организованная форма обучения. 3 раза в неделю в спортивном зале.

Занятия проводятся в соответствии с требованиями программы.

Все классы

Занятия из серии «Здоровье»

Занятия по ознакомлению учащихся со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье.

Может быть включено в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Все классы

Коммуникативные игры.

3 - раза в неделю. Игры направленные на развитие коммуникативных навыков учащихся.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят игры разной степени подвижности.

Все классы

Зарядка

Направленно на развитие физических навыков учащихся

Проводится перед началом урока для физического настроя перед игрой.

Все классы







От чего зависит здоровье.

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

  • наследственность - 20%;

  • окружающая среда - 20%;

  • уровень медицинской помощи - 10%;

  • образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти цифры выглядят так:

· человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое

здоровье - 15%);

· экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

· социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

· медицинский фактор - 10%.

Составляющие здорового образа жизни учащегося.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Структура внедрения здоровьесберегающих технологий
Проект Технология стимуляции и сохранение здоровья учащихся

Заключение.

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях, особенно в дошкольных, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка. Анализ литературы позволил определить педагогические технологии, наиболее востребованные в образовательных учреждениях: если раньше в основном использовались медицинские технологии (массаж, витамины, водные процедуры, воздушные и солнечные ванны), пропагандировался детский спорт, гигиеническая организация среды, то на сегодняшний день популярными становятся педагогические здоровьесберегающие технологии.

Таким образом, можно сказать, что учет определенных педагогических условий, обеспечивающих применение комплекса педагогических здоровьесберегающих технологий в работе образовательного учреждения, позволил сохранить и укрепить здоровье учащихся.































Список используемой литературы.


1. Ты и Я./ Под ред. Капцова Л.В. - М.- Молодая гвардия. - 1989.

2. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней. - М., 1992.

3.Космолинский Ф. П. Физическая культура и работоспособность - М.: 1983.

4. Интернет ресурсы


© 2010-2022