Одновременный одношажный ход (скоростной вариант). Лыжные эстафеты

Раздел Физкультура
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Одновременный одношажный ход (скоростной вариант). Лыжные эстафеты.

Цели:

  • Разучить технику одновременного одношажного хода (скоростной вариант);

  • Повторить технику ранее изученных лыжных ходов;

  • Повторить технику поворота переступанием в движении.

Задачи:

  • Учить технике одновременного одношажного хода (скоростной вариант).

  • Организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью катания на лыжах.

  • Совершенствовать технику выполнения изученных лыжных ходов.

  • Воспитывать трудолюбие, ответственность, дисциплинированность.

Спортивный инвентарь: секундомер, лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки, флажки и ограничители.

Место проведения занятий: лыжный стадион

Открытый урок по лыжной подготовке для учащихся 8 класса

№ n/n

Части урока

Дозировка

Организационно - методические указания

ПОДГО

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

1. Построение, рапорт, приветствие.2. Сообщение темы и задач урока.3. Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки.4. Строевые упражнения на месте с лыжами в рукахØ Построение по команде «Становись!»
Ø Команда «Равняйсь!»

Ø Команда «Смирно!»

Ø Команда «Вольно!»

Ø Повороты на месте направо и налево с лыжами в руках.

Ø Команда «Лыжи - на плечо!»

Ø Из положения лыжи на плече переход в строевую стойку выполняется по команде «Лыжи - к ноге!».

Ø Команда «На лыжи становись!»

5. Строевые упражнения на лыжах.

Строевая стойка на лыжах принимается по команде «Смирно!»: голова прямо, палки стоят около креплений, верхние концы немного отводятся от себя. По команде «Равняйсь!» голова поворачивается направо, верхние концы палок подтягиваются к груди.

Повороты перестроением на месте направо или налево вокруг пяток лыж.

«Переступанием вокруг пяток лыж - направо (налево)!»

6. Комплекс упражнений на лыжах с лыж. палками

Ø И. п. - стоя ноги врозь вращать руками в плечевом суставе вперед, назад.

Ø И. п. - стоя ноги врозь правая вверху, левая внизу. Рывки руками вперед-назад.

Ø И. п. - стоя ноги врозь руки за голову в замок. Повороты туловища влево, вправо.

Ø И. п. - приседание с опорой на лыжные палки.

Ø И. п. - стоя на лыжах, опираясь на лыжные палки. Раскатывают лыжи вперед-назад 30 с.

Ø И. п. - выпад правой вперед опереться на палки, пружинящие движения на растяжку мышц ног

Ø И. п. - стоя на лыжах, опираясь на лыжные палки. На счет «раз» - поставить правую лыжу на пятку; на счет «два» - вернуться в исходное положение; на счет «три» - поставить левую лыжу на пятку; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение.

Ø И. п. - стоя на лыжах, опираясь на лыжные палки. На счет «раз» - отвести правую ногу максимально назад; на счет «два» - вернуться в исходное положение; на счет «три-четыре» - то же самое левой ногой.

Ø И. п. - стоя на лыжах, лыжные палки произвольно. На счет «раз» - повернуть правую лыжу на 90°; на счет «два» - вернуться в исходное положение; на счет «три-четыре» - то же самое левой лыжей.

Напомнить основную схему движений рук и ног при передвижении любым лыжным ходом.

7. Выход на учебный круг

Для начала движения на лыжах подается команда: «Группа (класс), за направляющим (за мной) справа (слева) по одному марш!».

1-2 мин.3-4 мин.

3 мин.

5 мин.

Проверить у детей соответствие формы одежды к занятиям на улице.Проверить исправность лыжного инвентаря. Напомнить основные требования безопасности при занятиях на уроках лыжной подготовки.

По этой команде скрепленные лыжи ставятся у носка правой ноги скользящими поверхностями вперед и удерживаются с небольшим наклоном вперед правой рукой за грузовые площадки.

Прижимать лыжи к плечу, повернуть голову направо.

Принимается строевая стойка: голова прямо, носки лыж слегка подаются вперед.

Ослабив одну ногу, принимается свободное положение.

При поворотах на месте по предварительной команде лыжи приподнимаются, после поворота опускаются на снег.

Выполняется в два приема) скрепленные лыжи поднимают правой рукой и кладут на левое плечо скользящими поверхностями вперед и, подхватывая их левой рукой за нижние концы, опускают правую руку.

По этой команде правой рукой берут лыжи выше креплений и опускают их вниз, пятками к носку правой ноги, одновременно придерживая левой рукой выше кисти правой; затем левую руку опускают, а правой ставят лыжи на снег.

Постановка на лыжи выполняется после размыкания строя на необходимые интервалы и дистанцию по команде. Сначала снимают палки с лыж и втыкают в снег справа (или кладут кольцами назад); затем разъединяют лыжи, и, положив их справа и слева от себя, лыжники встают на лыжи и прикрепляют их к обуви, берут палки и принимают строевую стойку.

При выполнении этого поворота, например, налево лыжник переносит масса тела на правую ногу и, приподнимая носок левой лыжи, отводит его в сторону; затем, перенося масса тела на левую лыжу, приставляет к ней правую, одновременно переставляется и одноименная палка. Выполняя несколько таких переступаний, лыжник принимает нужное положение.

Резче рывки, руки не опускать

Полный сед

Повторить 4 раза в медленном темпе.

Не ставить на носок

Повторить 4 раза.

Повторить 4 раза.

Руки работают попеременно, при выносе руки вперед, рука слегка согнута в локтевом суставе, поднимается не выше горизонтали. Во время отталкивания когда рука отводится назад - мах до упора.

Соблюдать интервал во время движения 3-4 метра, акцентировать внимание у обучающихся на скольжение.

Построить детей чтобы сильные ученики оказались впереди.

Все упражнения выполняются с максимальной амплитудой.

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

35

1. Одновременный одношажный ход Различают два варианта одновременного одношажного хода. Отличие связано с изменением согласованности в работе рук и ног.Основной вариант - руки выносят палки вперед до начала толчка ногой, толчок руками начинается сразу после окончания отталкивания ногой (два толчка следуют непрерывно один за другим). Стартовый вариант - одновременно с толчком ногой палки выносятся вперед, а отталкивание палками выполняется после небольшого проката на одной лыже.1). Одновременный одношажный ход (основной вариант)Цикл одновременного хода состоит из одного скользящего шага и одновременного толчка палками с последующим скольжением на обеих лыжах

1. После окончания толчка руками лыжник скользит на лыжах.

2. Медленно выпрямляясь, выводит палки вперед.

3. Предварительно перенеся вес тела на левую ногу, лыжник выполняет толчок левой ногой одновременно с постановкой палок на снег.

4. В момент окончания толчка ногой начинается отталкивание руками, которое выполняется так же, как и в других одновременных ходах.

5-6.Лыжник скользит на правой лыже, продолжая толчок руками. Левая нога активным маховым движением выносится вперед и приставляется к опорной в момент окончания толчка руками.

7.Толчок руками закончен, лыжник скользит на двух лыжах. Цикл движений повторяется.

Существенные ошибки: преждевременное начало толчка палками; при отталкивании палками не используются усилия туловища; незаконченный толчок палками (до бёдер); слишком большое выпрямление туловища после толчка палками.

Мелкие ошибки: нет смены толчковой ноги.

2). Одновременный одношажный ход (скоростной вариант)

Вторым вариантом одновременного одношажного хода является «скоростной» Цикл движения начинается с отталкивания ногой и одновременного выноса палок вперед, затем следует прокат на опорной ноге. После небольшой паузы (проката) выполняется толчок руками с одновременным приставлением маховой ноги, далее следует более длительный второй прокат. Этот вариант позволяет быстро набрать скорость, он часто применяется при старте, поэтому его иногда называют еще стартовым. Ввиду одновременности в работе рук и ног школьники довольно легко овладевают координацией этого хода. Скоростной вариант одновременного одношажного хода последние годы все шире применяется в соревнованиях по лыжным гонкам. Лыжники, перейдя при необходимости на этот ход, могут значительно повысить частоту движений и на коротком отрезке сразу заметно увеличить скорость по сравнению с основным вариантом. В таком случае движения могут даже выполняться с меньшей амплитудой.

1) пройти разминочный круг на лыжах, используя изученный ход.

2) пройти на лыжах разминочный круг, используя любой лыжный ход.

3) движение по лыжне с заданиями:

Ø попеременным двухшажным ходом

Ø одновременным бесшажным и двухшажным ходом

Ø одновременным одношажным ходом

Ø на поворотах использовать умение поворачиваться переступанием.

Чередование всех ходов во время движения.

2. Подвижная игра на лыжах «Все по местам» (в процессе игры учащиеся стараются применять все ранее изученные виды лыжных ходов)

Эта игра проводится зимой на лыжах ребятами среднего и старшего школьного возраста. В нее можно играть только на большой снежной поляне или на реке, замерзшей и покрытой снегом. Количество участников - от 5 до 40 человек.

Правила:

1. Лыжники идут за водящим только после приглашения.

2. Двигаясь за водящим в колонне, нельзя никого обгонять.

3. Эстафета на лыжах «Собери флажки». (в процессе игры учащиеся стараются применять все ранее изученные виды лыжных ходов). На склоне горы (15-20°) зигзагообразно расставляются пять пар маленьких флажков. Рядом с каждым из них ставятся флажки большого размера. Лыжники (без палок) делятся на две команды. Все нечетные номера каждой из команд становятся на верху горы, четные номера - внизу.

15-20мин.

5-7 мин.

5 мин.

Беседа. Основной вариант более экономичен (общее время цикла примерно на 0,4 с больше, чем в скоростном), так как частота движений ниже. Естественно, что скорость скольжения в основном варианте чуть меньше, чем в скоростном (на 1-2 м/с).Вначале занятие ведётся на учебной лыжне. Учитель исправляет замеченные ошибки. Чаще всего ошибкой является короткий скользящий толчок ногой и, следовательно, короткий скользящий шаг. Так же часто наблюдается слабый, незаконченный толчок палками и поэтому короткий прокат на обеих лыжах. Некоторые учащиеся поздно начинают отталкиваться палками - когда уже резко снизилась скорость от толчка ногой, а иногда даже после того, как приставили ногу. При отталкивании мало используется нажим туловищем. Толчок палками заканчивается преждевременно. После толчка руками тело очень резко и излишне выпрямляется. Дальнейшее закрепление техники хода проводится на большей скорости, на отрезках 70-100 м. При этом ошибки выявляются ещё явственнее. В заключение ученики проходят дистанцию, проложенную по среднепересечённой местности. Им даётся задание использовать одновременный одношажный ход там, где это указано учителем (расставляются ориентиры) или где сами учащиеся найдут ему наилучшее применение.Основной вариант выполняется следующим образом Изучение этого хода начинается целостным методом по общепринятой методике (рассказ - показ - объяснение). Кроме этого, целесообразно имитировать движение в цикле хода без палок -это позволит ученикам освоить ритм движений хода. Затем обучение продолжается при передвижении по учебному кругу.

При изучении данного варианта хода необходимо обратить внимание на энергичный маховый вынос рук вперед и постановку палок в снег ударом кольцами к себе (назад). Быстрый маховый вынос рук и выпад другой ногой увеличивают силу отталкивания опорной ногой. Толчку ногой предшествует быстрое и короткое подседание. Во втором варианте хода очень важно активно («ударом») поставить палки на снег и сразу резко увеличить давление на них, что способствует уменьшению давления лыж на снег и увеличению скорости скольжения.

С целью быстрого освоения скоростного варианта одновременного одношажного хода в начале обучения целесообразно проимитировать движения, добиваясь согласованности в работе рук и ног (по времени). Исходное положение для выполнения этого упражнения - положение проката на двух лыжах после окончания толчка палками: на счет «раз» - шаг ногой вперед и одновременный вынос рук с палками вперед (кольца назад); на счет «два» -одновременный толчок палками (обозначение) и приставление толчковой ноги к опорной. После освоения имитации работы рук и ног ученики выполняют на лыжне весь ход в целом в медленном темпе, но слитно. Затем скорость движений увеличивается.

В любом варианте хода большое значение имеет энергичный маховый вынос толчковой ноги вперед с быстрым торможением ее около опорной.

Существенные ошибки: преждевременное начало толчка палками; при отталкивании палками не используются усилия туловища; незаконченный толчок палками (до бёдер); слишком большое выпрямление туловища после толчка палками.

Мелкие ошибки: нет смены толчковой ноги.

Описание: Все играющие на лыжах с палками размещаются по большому кругу, размер которого зависит от количества участников. Расстояние между лыжниками - 3-4 м. Один участник - водящий. Он становится на лыжах без палок в стороне от круга. Все медленно двигаются один за другим по кругу. Водящий подъезжает к ним и по своему выбору приглашает кого-нибудь: «За мной!» Приглашенный оставляет палки на месте, воткнув их в снег, и следует за водящим. Так постепенно водящий приглашает всех лыжников, и они двигаются за ним в колонне по одному. Водящий отводит колонну в сторону от круга, на котором остались воткнутые палки игроков. Неожиданно он подает команду: «Все по местам!» (или свистком), и лыжники стремятся быстрее возвратиться в круг и взяться за любые воткнутые палки. Водящий также занимает место у любых палок. Тот, кто останется без палок, становится водящим.

По сигналу первые номера обеих команд, скатываясь вниз, собирают по дороге свои маленькие флажки и передают их вторым номерам своих команд; вторые номера, быстро поднимаясь в гору, расставляют флажки на прежние места (около больших флажков); третьи номера, скатываясь, снова собирают флажки, четвертые - опять расставляют и т.д., пока все не совершат спуски или подъемы.

Побеждает команда, раньше другой выполнившая задание. При повторном проведении игры четные и нечетные номера меняются местами и ролями.

ЗАКЛ.Ч. 5-7

1. Заканчивают кататься за 5-6 минут до конца урока.2.Построение в шеренгу, подведение итогов занятия3. Оценивание работы учащихся4.Домашнее задание.5.Уход с места занятий в раздевалку

Ученики собираются, снимают и чистят лыжи, выстраиваются в колонну, взяв лыжи на плечо и двигаются в зал.Разобрать ошибкиВыставление оценок за работу на уроке. Отметить наиболее отличившихся на уроке учащихся.Прочитать в учебнике В.И.Ляха Физическая культура 8-9 классы параграф «Лыжная подготовка»



© 2010-2022