Статья по теме: «Физическая культура в условиях реализации ФГОС»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Физическая культура в условиях реализации ФГОС»

Хачатурян Э.В.

ГБПОУ КК «Курганинский аграрно - технологический техникум»


Почему в условиях реализации ФГОС необходимо уделять внимание сохранению здоровья на уроках физкультуры?

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», программы модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентира - развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования и сохранения и укрепления состояния здоровья обучающихся и педагогов, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий, концепций. В рамках этих преобразований формулируются задачи создания на всех уровнях управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья обучаемых, ориентированные на состояние здоровья обучающихся и педагогов.

Каковы условия эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры?

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной работе преподавателя физической культуры будут реализованы наиболее эффективно, если:

  • личностный подход будет рассматриваться как основной, приоритетный (доминирующий) компонент в стратегии учебно-воспитательной здоровьесберегающей деятельности преподавателя физической культуры;

  • в процессе работы преподавателя физической культуры будет моделироваться специфическая система способов (структурно-динамическая модель) реализации личностно-ориентированной здоровьесберегающей педагогической технологии;

  • личностно-ориентированный образовательный процесс будет проектироваться преподавателем физической культуры на основе диагностики здоровья учащихся и собственной профессиональной готовности к реализации здоровьесберегающих личностно-ориентированных технологий.

Данные условия состоят в том, чтобы придать учебному процессу характер здоровьесбережения, изменить его организационные формы, опираясь на базовый комплекс технологий личностно-ориентированного образования.

Специфика личностно-ориентированного подхода в здоровьесберегающей деятельности педагога физической культуры обусловлена, с одной стороны, формированием потребностей, мотивов и целей обучающихся, а с другой, - эффективному процессу их продвижения к здоровому образу жизни, ценностям здоровья, его сохранению, саморазвитию в целом на основе приоритетной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии образовательно-воспитательной деятельности преподавателя физической культуры - это комплексный инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении к здоровью обучающихся, их учебной деятельности, педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса.

Какие этапы нужно пройти преподавателю для внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры?

Выбор и освоение на теоретическом и практическом уровнях здоровьесберегающих образовательных технологий преподавателем физической культуры осуществляется в несколько этапов:

  • формирование общей компетентности в области современных образовательных технологий;

  • углубленное изучение теоретических основ новой избранной педагогом здоровьесберегающей личностно-ориентированной технологии;

  • изучение методических разработок на этой основе, и опыта реализации данной технологии другими преподавателями;

  • методическая разработка собственных учебных занятий на основе данной технологии, их адаптация к содержанию учебного курса, специфике своей педагогической деятельности и возрастным и личностным особенностям обучающихся;

  • экспериментальная апробация технологии, измерение ее педагогической эффективности и корректировка; освоение технологии в практической деятельности.

Наиболее результативным подходом в реализации личностно-ориентированных здоровьесберегающих технологий является разработка интегративных личностно-ориентированных технологий, в которых в качестве «ведущих» могут выступать проектные, игровые, исследовательские (проблемные) технологии, а «обеспечивающих» - диалогово-дискуссионные, технологии сотрудничества и педагогической поддержки.

Многие техникумы сейчас включены в инновационную деятельность, потому что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства. А также потому, что в соответствии с решением Правительства Российской Федерации был издан Федеральный закон о новом понимании содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС). Что это значит для техникума, для педагога физической культуры? Это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС.

Что нужно сделать, чтобы добиться высоких результатов по предмету физическая культура ?

В результаты освоения предмета входят:

  • предметные - это знания и способы двигательной деятельности, умение творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой,

  • личностные - это положительное отношение занятиям двигательной деятельностью, умение использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных потребностей, достижение личностно значимых результатов в физическом совершенстве,

  • а также метапредметные - это уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и практической деятельности (умение учиться). Все это входит в область культуры, в которой проявляются результаты: познавательные, нравственные, трудовые, эстетические, коммуникативные, физкультурные.

Традиционный урок физической культуры решает две задачи: оздоровительную и тренирующую. А для модернизации системы физического воспитания формулируются задачи, такие как развитие индивидуальных способностей ребенка, создание условий для их совершенствования средствами физической культуры, обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

Чаще всего встречается трудность - недостаточное развитие УУД (универсальных учебных действий). Такая как нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде (группе), обучающиеся не обращают внимания на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями. Для того чтобы преодолеть трудность и внедрить творческо-инновационную деятельность преподавателя необходимо помнить, что любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других. Развивать внутреннюю мотивацию - это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед обучающимися, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т. е. они должны быть значимы для него. Нужно создать атмосферу успеха, помогать ребятам учится легко, обретать уверенность в своих способностях, а также не скупиться на поощрения и похвалу.


© 2010-2022