• Преподавателю
  • Физкультура
  • Доклад УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Доклад УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нургожин С.Г.

Учитель физической культуры

Нургожина А.А.

Заместитель директора по учебной работе

КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №1 для детей с ограниченными возможностями в развитии» Республика Казахстан

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье исследуется некоторые требования к методике физического воспитания на уроке в специальной (коррекционной) школе VIII вида, основанных на своеобразии физического развития ребенка с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, физические упражнения, специальная коррекционная школа, нарушение интеллекта.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Распространение наркомании и алкоголизма за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Особое значение в этой системе принадлежит уроку физического воспитания, который, с одной стороны, должен отвечать всем требованиям урока специальной (коррекционной) школы VIII вида, с другой - иметь свои особенности, определяющиеся спецификой содержания материала, общими задачами физвоспитания и коррекции ребенка с нарушением интеллекта.

Применение методики физвоспитания, используемой массовой школе, часто невозможно из-за того, что дети с нарушением интеллекта (особенно в младших классах) не понимают требований учителя, не осмысливают задания, трудно усваивают последовательность движений в упражнениях, плохо запоминают свое место в строю. Навык выполнения физического упражнения у них формируется медленнее, чем у нормального ребенка. А.Н.Граборов обращает внимание на то, что, несмотря на оздоровительную роль физического труда, на уроке в специальной школе надо предусмотреть, что «все же в каждом виде труда, с точки зрения физического воспитания, есть свои недостатки: столярный труд упражняет главным образом правую половину тела; швейное, слесарное мастерство осуществляются при помощи крайне ограниченных движений; кроме того, в швейном деле очень долго приходится держать одну и ту же позу и т. д.».

На уроках физвоспитания надо подбирать для учащихся специальной школы такие упражнения, игры, которые бы гармонично развивали их. Эти и другие особенности требуют разработки особой методики для уроков физвоспитания. Мы остановимся только на некоторых требованиях к методике физвоспитания на уроке в специальной школе, основанных на своеобразии физического развития ребенка с нарушением интеллекта.

Занятия следует чаще переносить на открытый воздух, упражнения подбирать разнообразные по движениям, но простые для выполнения.

В специальной школе необходимо проведение общеобразовательных и прикладных физических упражнений. Из них особо важную роль играют первые. В задачу таких упражнений входит развитие и укрепление здоровья ребенка, развитие координации движений, равновесия. Например, для развития координации на уроке используют упражнения с предметами: кубиками, флажками, мячами и др. Все они имеют также очень большое значение для профессионально-трудовой подготовки учащихся специальной школы, так как вырабатывают точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы.

И упражнения, и игры подбираются с учетом их корригирующего значения. От учителя физвоспитания в специальной школе требуется особая четкость в работе, строгая продуманность содержания и методики урока. Во время занятий требуется постоянное внимание ко всем ученикам и к каждому в отдельности, постоянное наблюдение за поведением класса, его настроением. Спокойное, ровное поведение, бодрый тон команды, подтянутость, уверенность и четкость движений - таким должен быть учитель физического воспитания на уроке.

Внеклассная работа по физическому воспитанию в специальной школе - это массовые физкультурные и спортивные мероприятия, организация дней здоровья, занятия с учащимися в спортивных секциях и кружках, а также совершенствование индивидуальных спортивных достижений учащихся по некоторым видам спорта.

Для эффективной работы учащихся с особыми возможностями здоровья на уроке физической культуры необходимо обеспечить максимальную занятость каждого, дифференцировать нагрузку, осуществлять контроль за состоянием учащихся на уроке, за выполнением упражнений, обеспечивать страховку и своевременно оказывать помощь, следить за дисциплиной и порядком, использовать адекватные методы организации учащихся. Урок начинается строго по расписанию, заканчивается чётко по звонку. Чтобы дети не уставали, в конце урока должно быть достаточное количество игр, упражнение на внимание.

Не стоит рассчитывать, что в условиях специальной школы этот требуемый порядок и дисциплинарные правила будут сами собой осознаны учащимися, что они с желанием будут идти на урок. Детей надо учить всему, особенно в начальных классах: своевременно переодеваться, правильно складывать одежду, переходить к месту занятий строем, убирать инвентарь; нужно учить сдавать рапорт, слушать команду, самим давать распоряжения.

Во время урока учитель оценивает действия ученика, группы детей, даёт каждому возможность оценить действия своего товарища. Очень важно давать чёткие задания, в начальной школе сочетать объяснение с показом и внимательно следить, как усвоили ученики инструкцию, понимают ли они её. Осознанность будет успешной, если: учитель хорошо знает возможности учащихся класса (физические, интеллектуальные); приучает детей к физкультурной терминологии. Контроль со стороны учителя за выполнением заданий в основном визуальный. Деятельность учащихся при разучивании, закреплении упражнений организуется различными способами.

Фронтальный способ используется при выполнении ходьбы, бега, общеразвивающих и коррекционных упражнений. Этот способ предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми учащимися одновременно. Преимущество этого способа заключается в том, что все учащиеся выполняют упражнение одного уровня, синхронно - сразу видно, кто не справляется с поставленной задачей. Этот способ используют при выполнении построения, перестроения, ходьбы, бега, упражнений с предметами, гимнастических упражнений на осанку. Дети, которые по состоянию здоровья не могут наравне с другими выполнять упражнения, выполняют индивидуальные задания.

Часто на уроках физкультуры в специальной школе используется поточный способ выполнения упражнений. Суть этого способа заключается в том, что ученики выполняют упражнения последовательно друг за другом. Один ученик ещё не закончил выполнять упражнение, а второй - уже приступает к выполнению. Это могут быть упражнения с продвижением вперёд, передачей предметов, броски и ловля мяча, упражнения в равновесии. Доминирует этот метод в старших классах, когда осуществляется совершенствование двигательных умений и навыков.

Посменный способ организации деятельности учащихся на уроках заключается в том, что они выполняют упражнения сменами по нескольку человек одновременно (от двух и больше). В начале обучения, когда учитель обязан контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются сменами по два-три ученика. По мере овладения навыками выполнения упражнений количество учащихся может увеличиваться, если обучение протекает медленно - уменьшаться. На уроках физкультуры учащихся делят на смены из-за их разных возможностей. Например, сильные ученики (4-5 чел.) выполняют упражнение с обручами на гимнастической скамейке; в это же время более слабые (4-5 чел.) выполняют на такой же гимнастической скамейке более простое упражнение с гимнастической палкой.

При групповом способе учащиеся распределяются на группы (по усмотрению учителя) и каждая группа по его заданию занимается на том или ином снаряде. Одна группа выполняет лазание по гимнастической стенке, другая - упражнения на равновесие. Затем группы меняются местами. Но в при этой форме организации занятий трудно держать в поле внимания всех, так как многие не всегда правильно понимают двигательную установку.

Круговой способ предполагает выполнение учащимися упражнений на различных снарядах друг за другом. Например: последовательно ученики выполняют опорный прыжок, затем упражнения в равновесии и переходят к ходьбе по ориентирам. После этого порядок выполнения предложенных упражнений повторяется. Учитель должен владеть всеми этими способами и всегда использовать тот, который, по его мнению, наиболее рационален. При любом способе организации надо размещать детей в зале (на площадке) таким образом, чтобы они могли видеть не только показ упражнений учителем, но и выполнение этого упражнения другими учащимися.

По сравнению с указанными способами проведения занятий по физкультуре значительно большее значение имеет индивидуальная работа. При индивидуальном способе ведения занятий можно оперативно определить вид ошибок и помочь устранить их. Кроме этого, появляется возможность больше внимания уделять учащимся со слабой двигательной подготовленностью, помочь им в выполнении упражнений.

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Чем скорее ребёнок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дмитреев А.А. Физическая культура в специальном образовании. - М.: Инфра-М, 2012. -359 с.

  2. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2012.- 140 с.

  3. Мозговой В.М. Развитие двигательных возможностей учащихся коррекционной школы в процессе физвоспитания. - М.: Омега, 2011. - 420 с.

  4. Мозговой В.М. Развитие и коррекция двигательных функций учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физвоспитания. - М.: Омега, 2014. - 308 с.

  5. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: учебное пособие. - М.: Велби, 2012. - 284 с.



© 2010-2022