КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. ШАХМАТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮНЫЕ ШАХМАТИСТЫ

Раздел Физкультура
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 4. Шахматные фигуры: Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Запретная фигура", "Поиграем - угадаем", "Что общего?", "Большая и маленькая".

В начале урока повторение пройденного материала. Покажите шахматную доску, белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали. Раздайте детям шахматные доски и попросите детей показать на них две белые и две черные диагонали, большую белую и большую черную диагонали (они тянутся из угла в угол).

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕТВЕРТОГО УРОКА

На этом занятии начинается знакомство детей с шахматными фигурами, и ученики уже не расстаются с ними до самого последнего занятия. У вас на столе заранее приготовлены 12 шахматных фигур: белая и черная пешка, белая и черная ладья, белый и черный конь, белый и черный слон, белый и черный ферзь, белый и черный король. Желательно, чтобы эти фигуры, как и фигуры, которые вы потом раздадите детям, были крупного размера, но, разумеется, фигуры должны свободно размещаться на шахматных полях (наиболее предпочтительны деревянные "Турнирные шахматы"). Необходимо выбирать такие комплекты шахматных фигур, чтобы разноименные фигуры рельефно отличались друг от друга. К сожалению, наша промышленность все еще выпускает подчас такие шахматные фигуры, что и взрослый может перепутать ферзя с королем, а пешку со слоном.

Неплохо, если у вас под рукой есть самые разнообразные виды наборов фигур. Вы можете продемонстрировать ученикам и миниатюрные дорожные шахматы, и более крупные магнитные шахматы и показать даже фигуры гигантских шахмат (ими играют отдыхающие в домах отдыха).

Лучше всего занимательно "обыграть" появление шахматных фигур перед учениками (например, педагог вынимает их из волшебного сундучка). Перед показом шахматных фигур педагог объясняет, что в шахматы играют особыми шахматными фигурами. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это БЕЛЫЕ. Другой шахматист командует армией темных фигур. Это ЧЁРНЫЕ. Детям показываются первые шахматные фигуры: белая и черная пешка. ! #

Ученики хором повторяют три раза: "Пешка!" Так же происходит знакомство с белой и черной ладьей белым и черным конем% ' , белым и черным слоном) + , белым и черным ферзем 1 3 , белым и черным королем 5 7 .

На шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом деле. Педагог показывает детям шахматные фигуры демонстрационных шахмат (они такие же, как на диаграммах).

Учитель раздает каждому из ребят коробочку с шахматными фигурами, дети высыпают их на парты, в беспорядке расставляют на парте. Начинается закрепление пройденного материала. Учитель по одной поднимает шахматные фигуры, просит ребят назвать их и поднять такую же.

Затем проводится просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране" (при наличии). В этом диафильме-сказке изложен материал первых четырех уроков. Этот диафильм дети смотрят с большим удовольствием, сопереживая Юре и Клеточке, негодуя против козней злого Задиры, радуясь встрече с Веселым Гномиком.

Педагоги, использующие на занятиях пособие "Приключения в Шахматной стране", инсценируют на этом занятии его четвертую главу "Чудесные фигуры". Она опубликована также в журнале "Мурзилка" (1993 г., № 9), но, к сожалению, в очень сокращенном виде.

Далее педагог на выбор проводит некоторые из следующих дидактических игр:

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана. В другом варианте игры в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определенную фигуру.

"Угадайка". Словесно опишите какую-нибудь из фигур и предложите ребятам определить ее.

"Запретная фигура". Все фигуры выстроены на столе учителя в один ряд, дети стоят рядом и по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "запретной", которая выбирается заранее. Вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Поиграем - угадаем". Педагог загадывает одну из фигур (или прячет ее в кулаке), а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две фигуры и спрашивает учеников, чем эти фигуры похожи? чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе учителя 6 разных фигур. Дети подходят туда по одному, называют самую высокую фигуру и отставляют ее в сторону... Вскоре все фигуры стоят по росту.

Можно предложить детям нарисовать в тетрадях полюбившиеся фигуры. В конце урока задайте детям такие вопросы…

…10. "Зачёркивание". Закрась лишние буквы в каждой строке таким образом, чтобы оставшиеся буквы образовали слова, обозначающие шахматные фигуры.

КРЕСЛОНОТЫ (Слон.)

БАЛКОНДЕНЬ (Конь.)

УСПЕХШКАФ (Пешка.)

БАЛБАДЬЯ (Ладья.)

ФЕРМАКНЯЗЬ (Ферзь.)

ЛИНКОРОЛЬХА (Король.)



© 2010-2022