Здоровье человека через воспитание

Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов физического образования, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем. Кроме того, очевидно, что педагогика  физиче...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровье человека через воспитание.

Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов физического образования, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем. Кроме того, очевидно, что педагогика физического образования, как главный предмет среди дисциплин, на основе которых ведется подготовка учителей физкультуры, сосредоточена на вопросах школьного спорта и преподавания физкультуры, в результате чего у нее остается мало возможностей для изучения проблем большого спорта с позиций педагогики.

С другой стороны, если педагогика ФИ до сих пор перепоручала исследование большого спорта другим наукам (например, медицине, психологии, социологии), то происходило это, возможно, также и потому, что мы живем в мире, который насыщен разного рода педагогическими мероприятиями. Повсюду ощущаемая "педагогизация" современного мира, пропитывание его педагогической теорией и практикой, что нашло свое выражение в бесчисленных педагогических предписаниях, распоряжениях и запретах, заполняющих наш повседневный быт, продолжило бы свой победный марш и в области большого спорта. Вряд ли удастся скрыть то обстоятельство, что большим спортом движут отнюдь не педагогические мотивы. Можно было бы задать вопрос, на каком основании и эта сфера деятельности, подобно многим другим, должна быть охвачена педагогикой? Не лучше ли было бы в условиях всеобщей "педагогизации" освободить большой спорт от такой участи? Напрашивается и третий аргумент, вытекающий из представлений и предубеждений относительно научного характера педагогики спорта. Если предположить, что люди, действующие в области большого спорта, особенно тренеры, хотят использовать результаты различных наук для максимизации возможностей своих "подопечных", то педагогика спорта - это явно не тот партнер, с которым им следовало бы иметь дело для выполнения этой задачи. С чисто прагматической точки зрения, руководствуясь критерием эффективности, учитывая уровень развития науки, педагогику спорта следует признать неэффективной. Она на самом деле не может дать абсолютно надежной информации о том, как можно максимально быстро, оптимально и тем самым "успешно" подготовить спортсмена к достижению рекорда. С точки зрения тренера, спортивного функционера и атлета педагогика спорта может показаться на первый взгляд бесполезной наукой.

Это впечатление подкрепляется нередко встречающимся мнением о том, что опытный тренер вполне может отказаться от советов педагогов, опирающихся на положения своей науки. Вместо этого он предпочитает полагаться на свой педагогический "здравый смысл". Поскольку многие тренеры считают себя опытными педагогами, принимать рекомендации от "эксперта по педагогике" в лице ученого им кажется совершенно лишним, равносильным для них признанию в собственной некомпетентности.

Не будет ошибкой предположить, что и эта довольно распространенная точка зрения способствовала развитию пассивности педагогики спорта в изучении проблем большого спорта, ее отставанию в этой области. Совершенно очевидно, что причины этого явления лежат на различных уровнях и взаимообусловлены. С одной стороны, это какая-то нерешительность педагогики спорта, лишь время от времени, спорадически проявляющей готовность заниматься проблемами большого спорта, с другой - те, кто причастен к большому спорту, как кажется, не очень-то заинтересованы в сведениях, которыми располагает педагогика спорта, поскольку она не может предоставить им чисто технические данные о выполнении тех или иных движений и действий.

Несмотря на отсутствие достаточно эффективного диалога между педагогикой спорта и большим спортом, налаживанию которого в немалой степени мешают существующие предрассудки, педагогические аспекты большого спорта нельзя игнорировать. Поэтому уже сейчас, в предвидении будущего, можно сформулировать следующий тезис - все многообразие проблем большого спорта всецело входит в сферу компетенции педагогики спорта. Наша задача, в частности, будет состоять в том, чтобы в общих чертах показать, какие педагогические проблемы могут возникнуть в связи с феноменом большого спорта. Но прежде чем рассматривать эти вопросы с точки зрения педагогической науки, сначала выясним, что же представляет собой сам спорт. При этом мы увидим, что спорт, ориентированный на достижение рекордов, конституируется в результате установления определенных спортивных результатов, высоких показателей и достижений рядом замечаний междисциплинарного характера. Только на этом "фоне" можно достаточно четко очертить контуры педагогической проблематики.

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "СПОРТ"

Вопрос "Что такое спорт?" не является ни особенно оригинальным, ни новым, однако поставить его необходимо. С того момента, как мы определили предмет педагогики спорта, мы ввели понятие "спортивная двигательная активность" и до сих пор молчаливо действовали так, словно эта форма человеческой деятельности - занятия спортом - является самым простым и обычным делом, не требующим никаких дополнительных разъяснений. Каждый по-своему понимает такое явление, как спорт, у каждого есть "свое" понятие о спорте, причем эти представления зачастую могут довольно-таки отличаться друг от Друга.

Ввиду большого разнообразия видов спортивной деятельности общепринятое традиционное разделение спорта на школьный, любительский и большой, профессиональный представляется весьма поверхностным и мало что говорящим о сущности спорта. Это разделение оправдано лишь в том смысле, в каком необходимо более точно рассмотреть и описать особенности различных сфер спорта.

Стремление дать определение понятию "спорт" нередко отождествляется с попыткой проникнуть в его глубинную сущность.

Резко разграничивая такие понятия, как "не связанная со спортом деятельность" и "профессиональный спорт", который приравнивается к профессии "устроителя ярмарочных аттракционов", Дим ставит спорт в непосредственную близость к игре как бескорыстной деятельности, не связанной с достижением определенной цели и извлечением пользы. "Спорт как комплекс физических упражнений представляет собой относящееся к сфере бескорыстной, не преследующей прагматических целей деятельности явление, проникнутое торжественным чувством красоты и праздничности, исполненное радости бытия и борьбы, беспрекословно повинующееся тончайше разработанному кодексу правил, руководимое стремлением к совершенству".

Ввиду целого ряда теоретических возражений и сомнений холистическая концепция, задающаяся вопросом о надвременной сущности спорта, уже не находит всеобщего и безоговорочного признания.

Большей популярностью в настоящее время пользуется определение различных функций спорта - методология, нашедшая отклик и в социологии спорта. Представляя позиции целого ряда ученых, Хайнеман выделяет шесть социальных функций современного спорта (социо-эмоциональная, социализации, социально-интегративная, политическая, мобильности и биологическая), не скрывая того факта, что они нуждаются в эмпирическом исследовании и нередко являются причиной неоправданно высокой, завышенной оценки значения спорта для жизни общества.

Возможность более глубокого постижения многообразия спортивной деятельности связана, кроме того, с попытками философской интерпретации этого феномена, которые вместо рассмотрения вопроса о сущности спорта основное внимание уделяют также изучению его многомерности. В этой области Ленк систематизировал различные интерпретации и сформулировал одиннадцать вариантов истолкования.

Между тем было бы ошибкой исчерпывать содержание спорта одной из этих интерпретаций. Спорт включает в себя все множество этих функций и значений иногда в большей, иногда в меньшей степени.

Не менее излюбленным способом определения специфики спорта, чем перечисление его функций и осуществление философских интерпретаций, которые, впрочем, до известной степени также сводятся к выявлению и характеристике функций спорта, является методика, направленная на выявление наиболее заметных признаков спорта.

Другой наглядный пример представляет собой исследование, проведенное Гутманом (1979) и ориентированное как на философские, так и на исторические критерии. Задача этого исследования была в том, чтобы выявить "специфические характеристики" современного спорта. Гутман выделяет шесть типичных признаков: обращенность к миру, земной, светский характер спорта; равенство шансов и возможностей для всех, занимающихся спортом; ролевая специализация; бюрократизация; ориентация на количественные показатели и критерии; "жажда рекордов". Приведенные результаты исследований подтверждают, что описание функций и признаков спорта дают более точное и главное более наглядное представление о всем комплексе спортивной деятельности, чем какие-либо абстрактные дефиниции.

К этому мнению приходят и авторы разработанных в последнее время теоретических концепций, стремящиеся овладеть монополией в области науки и спорта. В центре внимания этих теорий, опирающихся на различные основополагающие прин-

ципы и положения, очень часто находится задача определения не только "своеобразия" спорта, но и границ сферы его компетенции, что часто ведет к обособлению спортивной деятельности от всей прочей человеческой деятельности вообще или от других видов деятельности (например, от игрового поведения).

К этому склоняется и Франке, утверждающий, что сам по себе двигательный процесс, чисто физическую деятельность еще нельзя назвать спортом. Более важное значение имеет ситуационно обусловленное значение этих действий, которое им придает их исполнитель. Спорт представляет собой такую сферу деятельности, которая конституируется только благодаря приданию определенным физическим действиям таких значений. Вопрос о том, можно ли определить то или иное действие как спортивное, зависит от обусловленного конкретной специфической ситуацией значения, придаваемого этим действиям, значения, являющегося результатом определенной мыслительной конструкции, системы определенных представлений. "Спортивный характер того или иного действия проявляется не в виде... объективно существующего качества, которое можно отнести к определенному классу интенциональных действий, а определяется той особой функцией, какую выполняют действия человека в определенной ситуации. Спортивные действия - это всегда такие действия, которые формируются с учетом таких показателей, как "рефлексивность", "специфическое время" и т.д.". Вопрос о том, можно ли считать то или иное действие спортивным, зависит от того, какое "значение", обусловленное данной ситуацией и контекстом, придает этому действию тот, кто его совершает.

Таким образом, что именно считать спортом, определяют те интепрпретации, которые получают определенные действия, и те значения, которые в них вкладываются. Спорт (и в этой констатации заключается важный результат теоретической концепции Франке) представляет собой явление не просто "данное" в реальности, а "рефлексивно конструируемое, которое можно определить как самостоятельную форму взаимодействия, отличающуюся по своему строению, реализации и оценке от повседневно-бытовых интенциональных действий".

Еще одну возможность определения сущности спорта предлагает социологическая концепция Хайнемана, который, опираясь на процессы дифференциации, особенно на резко бросающуюся в глаза негомогенность современного спорта, выделяет четыре "модели спорта". Критериями разграничения ему служат различные сочетания переменных величин, определяющих структуру этих моделей, влияющих на процесс их формирования и сопутствующих ему.

Первой является так называемая экспрессивная модель, для которой характерны такие нормативные показатели, как "удовольствие", "радость", "коллективные действия" и др. С ней контрастирует "модель спорта, ориентированная на соревнование", для которой наивысшими ценностями являются соревнование, достижение, победа и поражение. Если "экспрессивная модель" до известной степени развивается как противовес повседневной действительности, противостоя ей, то в модели, ориентированной на соревнование, отражаются нормы, определяющие повседневный быт людей. Наряду с этими моделями Хайнеман выделяет еще "коммерческую модель спорта", согласно которой спорт представляет собой своего рода шоу, и 'функциональную модель", подчеркивающую инструментальный характер спорта.

Если придерживаться классификации Хайнемана, то "соревновательная модель" приобретает ведущее значение для дальнейшего изложения. Ведь большой спорт отличается прежде всего такими признаками, как достижение, победа, поражение, конкуренция и соревнование, хотя некоторые из этих факторов сплошь и рядом смешиваются с "экспрессивными", "коммерческими" и "функциональными" формами спорта.

Как бы то ни было, для дальнейшего хода наших рассуждений важно единственно то, что спортивное достижение представляет собой центральное понятие, главный критерий, которым в большом спорте измеряется, оценивается и регламентируется физическая активность. Большой спорт можно охарактеризовать как нацеленный на достижение рекордов, результаты которого доступны количественной оценке.

Прежде чем обратиться непосредственно к педагогическим вопросам большого спорта, мы курсорно (бегло) дадим читателю представление о том, как отдельные научные дисциплины, изучающие вопросы спорта, рассматривают проблему спортивных достижений, ибо лишь благодаря такому "введению" можно "наилучшим образом" продемонстрировать тот специфический круг интересов, который связывает педагогику спорта с большим спортом.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Когда сегодня говорят о спорте, то нередко отождествляют его именно с большим, профессиональным спортом, который за последние десятилетия претерпел бурное развитие и настолько г глубоко вошел в общественную жизнь, что она уже не мыслится без него. Не только периодически устраиваемые крупные международные соревнования (например, Олимпийские игры, футбольные чемпионаты и т.д.) оказывают свое сильнейшее психологическое влияние на жителей всех континентов Земли, привлекая миллионы и миллиарды людей, но и значительно более "скромные" по своим масштабам национальные соревнования (например, игры команд той или иной футбольной лиги) возбуждают огромный интерес общества. Большой спорт, к тому же умело рекламируемый средствами массовой информации, для большинства людей, видимо, стал постоянным спутником жизни.

Как бы ни объяснять этот фенономен, несомненно одно - спортивно-педагогическая теория как наука практическая, также не может оставаться в стороне от этого явления. Она проявила бы непростительное пренебрежение к животрепещущим проблемам современности, если бы игнорировала педагогические вопросы, связанные с развитием современного большого спорта. А вопросы эти настолько важны и интересны, что с полным основанием можно выдвинуть следующий тезис - феномен большого спорта позволяет наглядно, в парадигматически-образцовой форме представить и рассмотреть почти все главные проблемы педагогики спорта.

Конечно, это довольно смелая гипотеза - не существует целого ряда обоснованных аргументов, подтверждающих ее истинность. Вспомните еще раз, что подлинно педагогический подход к изучению проблем спортивного и игрового поведения становится возможным прежде всего благодаря таким сферам педагогической деятельности, как воспитание, образование и обучение в их соединении с социализацией. Поэтому сейчас мы должны выяснить, в какой степени этот круг педагогических задач со всей полнотой и наглядностью проявляется в сфере большого спорта.


© 2010-2022