Методическая разработка урока на тему Здоровье человека в его руках

Методическая разработка представляет собой комбинированный урок с применением здоровьесберегающих технологий на тему «Здоровье человека в его руках»,. Сегодня в современном мире персональный компьютер из роскоши уже давно превратился в одну из самых важных вещей в доме практически каждого человека. Не стоит игнорировать тот факт, что несмотря на весь тот вклад, который вложила компьютерная техника в развитие цивилизации, она также оставила "тёмный" отпечаток на здоровье человека. Именно поэтому...
Раздел Физкультура
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Методическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его рукахМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его руках

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМетодическая разработка урока на тему Здоровье человека в его руках

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №42

г.Шахты Ростовской области


346512Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Панфилова 42, тел./факс 8(8636) 22-77-60, e-mail: [email protected]





Материалы

урока физической культуры «Здоровье человека в его руках»,


проведенного в 3 «А» классе

учителем физической культуры МБОУ СОШ № 42 г.Шахты

Буренко Ириной Александровной

в рамках конкурса « Здоровая Россия - 2014»





Аннотация.

Представляю методическую разработку урока по физической культуре 3а класс. Методическая разработка представляет собой комбинированный урок с применением здоровьесберегающих технологий на тему «Здоровье человека в его руках»,.

Цель методической разработки;

обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении.

Приобщение учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях формирования здорового образа жизни, отношение детей к двигательной деятельности и развития физических качеств как средству достижения хорошего самочувствия и крепкого здоровья.

Реализацию данной цели планируется, решая следующие задачи:


  • Познакомить учащихся с основными приемами комплекса упражнений, направленных на формирование правильной осанки; мышечного корсета, развития моторики рук

  • Развивающие: развивать внимание, навык взаимодействия учащихся друг с другом


  • Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

  • Оздоровительные - способствовать формированию правильной осанки, укреплению мышц рук, спины, повышению функциональных возможностей организма.

В водной части урока подготовлена презентация из 14 слайдов. Просмотр слайдов предусмотрен на мультимедийном проекторе в классе. Данные слайды составлены с целью ознакомления учащихся с основами знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Показ слайдов позволяет усилить мотивацию, желание детей заниматься физическими упражнениями, проявлять заботу об укреплении здоровья. Материалы для создания презентации были взяты из книг Г.М.Куколевский «Здоровье и физическая культура», «Книга о здоровом образе жизни» Г.И.Куценко, Лях, В. И. Мой друг физкультура: 1-4 кл, набора открыток «Если хочешь быть здоров». Так же для наглядности и понимания видов приветствия учениками из других классов были продемонстрированы упражнения в форме приветствия в национальных костюмах .

В подготовительную часть урока включены ОРУ с гимнастическими палками под музыку. Применение музыкального сопровождения обогащает урок, делает его насыщеннее, интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся.

Специально подобранные упражнения для основной части урока способствуют тренировке мышц, укреплению связок и суставов, участвующих нормальной деятельности свода стопы, формированию правильной осанки, мышечного корсета. Одновременно с оздоровительными и воспитательными задачами на уроке реализуется образовательная задача: обучение видам приветствий разных стран мира. Данный комплекс упражнений (виды приветствия) является важным средством развития координационных способностей, ловкости, гибкости и совершенствования функции вестибулярного аппарата, а так же повышение эмоционально состояния ребят. Проведение групповых танцевальных комплексов из упражнений на приветствие способствует формированию осанки, профилактике плоскостопия. Специально подобранные упражнения на гимнастических ковриках позволили укрепить мышцы живота и мышцы третьего и второго шейного позвоночника для лечения шейного остеохондроза, так как данный диагноз является одним из главных заболеваний наших детей вследствие чрезмерного пользования телефонам, планшетом, компьютером.

В заключительной части урока проводились эстафеты направленные на развитие координационных способностей мелкой моторики рук. Они помогают снять воздействие физической нагрузки и восстановить организм для полноценной работы на последующих уроках, а также способствуют повышению эмоционального состояния учащихся.

Всё содержание урока подчинено решению поставленных задач и сохраняет все этапы современного урока физической культуры. Каждая часть урока реализована как по времени, так и по объему. На уроке используется следующие формы и методы работы. Фронтальный - при выполнении разминки; проблемный - в начале урока, с целью мотивации здорового образа жизни; словесный - при отработке навыков, а также наглядный метод- работа по образцу. Для достижения высокой моторной плотности урока учитель использует поточный и групповой методы.

С учётом физических возможностей учащихся учитель использует приемы дифференциации и индивидуализации обучения. В основу дифференциации положены не только объём и содержание, но и степень помощи со стороны учителя. Индивидуальная работа прослеживается через планирование нагрузки, которая соответствует данному этапу подготовки и через осуществление контроля по предупреждению и исправлению ошибок. Нагрузка регулируется количеством упражнений и количеством повторений. Уделенное учителем внимание на функциональное состояние обучающихся и сочетание нагрузки с активным отдыхом способствует решению оздоровительных задач.

В содержании урока представлено достаточное разнообразие упражнений, с помощью которых решаются все поставленные задачи. Задачи урока работают на перспективу и в дальнейшем будут использованы обучающимися при выполнении комплекса упражнений утренней гимнастики.

Введение





Введение

Одной из основных задач государства в сфере образования признана всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, о физическом развитии и воспитании детей. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровый образ жизни и спорт все более активно входят в нашу жизнь. Здоровье - главная ценность в жизни любого человека.

Вести здоровый образ жизни - это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.

Сегодня в современном мире персональный компьютер из роскоши уже давно превратился в одну из самых важных вещей в доме практически каждого человека. Не стоит игнорировать тот факт, что несмотря на весь тот вклад, который вложила компьютерная техника в развитие цивилизации, она также оставила "тёмный" отпечаток на здоровье человека. Именно поэтому родители, приобретая компьютер - вещь, вне сомнения, очень полезную должны понимать, что на их плечи ложится ответственность за то, какое влияние может оказать компьютер

В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни. Важное место в укреплении здоровья детей отводится урокам физической культуры. За отпущенные 105 часов в год, нам не осилить программу без активного участия самих учеников. Как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой - эффективными с точки зрения физического совершенствования обучающихся, повышения воспитательного потенциала урока? Решение этих вопросов связано с организацией учебных занятий.

Урок - основная форма физического воспитания. Цель учителя - сделать урок физкультуры высокоэффективным, интересным, необычным. Три урока в неделю по 45 минут для такого емкого понятия, как «физическая культура», слишком мало. Я пришла к выводу, что необходимо разнообразить двигательную деятельность обучающихся, чтобы развивать познавательную и мыслительную деятельность, готовность к преодолению трудностей. Таким образом, стараюсь третий вариативный урок физической культуры разнообразить формами и методами. Один из методов -это занятия под ритмическую музыку - с изучение танцевальных упражнений. Детям нравятся ритмические движения, которые выполняются под веселую музыку популярных детских песен. Ритмическая гимнастика помогает укрепить мышечный корсет, сделать фигуру более стройнее, а движения грациозными. Танцевальные движения стараюсь ассоциировать с образами, которые детям уже известны. Удачный подбор музыкального произведения способствует развитию двигательных качеств (координации) и музыкально-эстетическому воспитанию учащихся. Танцевальные движения создают бодрое настроение.

В настоящее время появилась потребность обеспечения активного отдыха и удовлетворения естественной потребности учащихся в движении, создании условий для работы как с учащимися, так и с родителями. Выполнение двигательных упражнений в домашних условиях в виде физических упражнений позволят увеличить двигательную активность, в среднем, еще на 2 часа в неделю.

Цель методической разработки;

обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении.

Приобщение учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях формирования здорового образа жизни, отношение детей к двигательной деятельности и развития физических качеств как средству достижения хорошего самочувствия и крепкого здоровья.

Данная методическая разработка позволяет решить следующие задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с основными приемами комплекса упражнений, направленных на формирование правильной осанки; мышечного корсета, развития моторики рук

Развивающие: развивать внимание, навык взаимодействия учащихся друг с другом

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

Оздоровительные: способствовать формированию правильной осанки, укреплению мышц рук, спины, повышению функциональных возможностей организма.

Этапы:

Предварительный: март - апрель-изучение литературы по теме, формулировка вопросов, которые требуют дальнейшего изучения.

Основной: проведение исследования по теме: анкетирование, фотографирование объекта наблюдения.

Заключительный: обобщение и анализ полученных результатов, подведение итогов и оформление работы.

Содержание программы позволяет сочетать занятия физической культурой с занятиями общефизической подготовкой, тем самым осуществляется процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.

Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков.

Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки.

Объектом исследования являются обучающиеся 3 класса.

Предмет исследования: воздействие соревновательно-игрового метода на физическую подготовку школьников.

Гипотеза: если у младшего школьника сформировано ценностное отношение к своему здоровью, то он способен сознательно самостоятельно выполнять физическими упражнениями в целях формирования здорового образа жизни.

Методы исследования:

1. Педагогические наблюдения за проведением занятий.

2. Разработка памятки-буклета для изучения родителям влияния утренней зарядки на организм ребенка и выяснению отношения младшего школьника к своему здоровью, а также о влиянии физической культуры, о влиянии утренний гимнастики, о влиянии музыки на фигуру ребенка и действии подвижных игр, о влиянии компьютера на здоровье ребенка.

Материально-техническое оснащение:

Оборудование и инвентарь: гимнастические палки, гимнастические коврики, гимнастические мячи (мячи для фитбола), кегли, музыкальный центр, проектор.











Основная часть

Глава I

1.1. Научно-теоретическое и практическое обоснование

Сегодня родители, приобретая ту или иную вещь, вне сомнения, очень полезную, должны понимать, что на их плечи ложится ответственность за то, какие последствия или влияние она может оказать на ребенка. Еще в раннем возрасте ребенок учиться держать и брать предметы, в школьном возрасте рисовать писать лепить, во взрослой жизни юноши идут нести службу в армии, а девушки становятся мамами и носят малышей на руках.

Все наши действия состоят из простых физических упражнений. Физические упражнения делают мышцы сильными и крепкими. Благодаря этому человек совершенствует разнообразные движения, например, поднимает и опускает руки, вращает или сгибает предметы, наклоняется. С древнейших времен физической культуре и спорту люди придавали большое значение, с целью укрепления здоровья, воспитания и всестороннего развития личности.

Что же происходит сейчас? Или ничего не изменилось?

Мы знаем, что наш век информационных технологий ребята в школе, а особенно дома много времени проводят дома, занимаясь уроками, смотря телевизор или работая за компьютером, планшетом или телефоном. Одним из интересов служит сеть интернет, по статистическим исследованиям ученых, наибольшая часть общения между людьми происходит именно в интернете!

А в плане знаний и получения информации на любую тему - интернет имеет, ну, просто неограниченный потенциал. Действительно, интернет сейчас заменяет целую библиотеку, в которой можно найти всё что угодно за считанные секунды, просто нажав несколько кнопок.

Все перечисленное приносит много удовольствия эмоционального, но не физического. Длительное пребывание в сидячем положении существенно сказывается на опорно-двигательном аппарате человека, на скелете и мышцах. Часто, люди, работающие за компьютером, напрочь забывают обо всех физических нагрузках, за ненадобностью, в результате чего мышцы ослабевают без работы, от долгого пребывания в одном положении затекают шейные позвонки, мышцы становятся вялыми и дряблыми. Часто болят кости, особенно жалуются на боли в спине и пояснице. Сидячий образ жизни усиливает нагрузку на позвоночник; нередко у людей, ведущих такой образ жизни, бывает искривление позвоночника, шейный остеохондроз, артрит суставов и множество других вытекающих отсюда заболеваний.

Двигательная активность это не обязательно физические упражнения, требующие больших физических усилий или нагрузок. Поэтому надо использовать любую возможность подвигаться. Есть множество способов использовать физические двигательные упражнения, которые приносили бы радость. И как показала практика многие о них и не знают.

Главное - жить в движении, движение - это жизнь, а жизнь это здоровье.

На всех соревнованиях, в игровых видах спорта: баскетбольных и волейбольных матчах, для поддержки товарища мы стараемся приветствовать друг друга рукопожатием, просим товарища «дать пять» или «дай краба» не зная при этом, что мы выполняем физические упражнения, которые приносят удовольствие, эмоции радости, чувство удовлетворения от проделанной работы. Многие ученые считали игру упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Но ведь игры за компьютером, планшетом, телефоном уединяют ребенка с самим собой. Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем движения. Пребывание долгое время в сидячем или стоячем положении нарушает кровообращение. Без движений у детей возникают зажимы и непроизвольные навязчивые движения. При длительном снижении физической активности органы и системы организма испытывают недостаток кислорода в тканях, что является причиной многих болезней. Мышечный голод для здоровья так же опасен, как недостаток кислорода. Поэтому при организации процесса обучения необходимо избегать длительного сидения за партой, стараться донести родителям информацию о правильном положении тела (позвоночника), о времени проведенном за компьютером, телефоном или планшетом и о более приятных и полезных двигательных упражнениях. Известный русский физиолог И. М. Сеченов пришел к выводу, что физическая нагрузка «заряжает энергией нервные центры», чем повышает умственную работоспособность, регулирует жизненные процессы в организме человека. Движения стимулируют процессы роста, развития и формирования организма, способствуют становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизируют деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживают и развивают их, способствуют повышению общего тонуса. Для снятия мышечного напряжения в учебном процессе спасает урок физической культуры, на которых дети познают упражнения на гибкость, ловкость, силу, выносливость. А что же дома? Уроки физической культуры лишь частично решают эту задачу, поэтому важным условием совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе являются организация и проведение мероприятий по повышению двигательной активности школьников.

Как сказал К.Д. Ушинский: «В семье должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, доброта без слабости, порядок без педантизма, а главное, постоянная разумная деятельность».

Физические упражнения представляют собой своеобразные раздражители и при дозированном их применении оказывают, как писал академик И.П. Павлов, «благоприятствующее влияние окружающей среды на организм». Конечный, результативный эффект физических упражнений стоит в связи с выработкой новых сложных условно-безусловных рефлексов, приводящих к созданию нормальных кортико-висцеральных взаимоотношений с реализацией принципа экономизации функций (А.А. Ухтомский) и тем самым содействующих нормализации процессов обмена веществ. Известный педагог и психолог Л. В. Занков предложил применительно к начальному этапу усвоения детьми учебного материала четыре принципа: высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп усвоения материала, осознание детьми результатов учения. Эти принципы представляют собой дальнейшую, более глубокую разработку названных выше принципов.


1.2. Новизна опыта

Сейчас все больше осознается, что для того, чтобы избежать болезней и активно укреплять здоровье детей, необходимо обучать их, как это делать. Предполагается, что, передавая школьнику знания, умения и навыки, мы оставляем ему возможность выбора и нахождения решений, касающихся здоровья. Знания, умения и навыки учащиеся получают на занятиях по физической подготовке, но основой оздоровительного воспитания младших школьников является дом, семья.

В век информационных технологий очень важно объяснить ребенку о пользе движения и о вреде, который ребенок сам причиняет себе, находясь все время в полусогнутом состоянии. Длительная работа за компьютером может стать причиной серьезных нервно-мышечных расстройств. Особенно чувствительными участками тела являются пальцы, кисти рук и предплечья. Руки выполняют основную часть механической работы при работе за компьютером, при этом важна не амплитуда физической нагрузки (она, как правило, довольно низкая), а время работы. Как известно подушечки пальцев являются наиболее чувствительными участками человеческого тела. На этом уровне сконцентрировано большое количество чувствительных нервных окончаний (благодаря этому пальцы выполняют функцию осязания). При длительной работе за компьютером (на клавиатуре) нервные окончания пальцев подвергаются постоянному раздражению. Со временем это приводит к истощению нервных путей осуществляющих связь пальцев с корой головного мозга. В результате возникают нарушения координации движений пальцев и судороги кисти и предплечья. Английские исследователи назвали это заболевание RSI (repetitive strain injury), что переводится как хроническое заболевание кистей рук.

Часто длительная работа за компьютером может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника. Наиболее подвержены этому заболеванию дети, у которых искривление позвоночника проходит по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону (латерально).

Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание человека, стремящегося использовать свои знания, умения, навыки в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать необходимые сведения, решать проблемы, выносить свои суждения, обосновывать их и отстаивать свою точку зрения. Одним из таких способов является показ ребенку на сколько многообразны формы движений. Эти движения заменят обычного смайла в социальных сетях, подарят эмоции и тактильный контакт. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения в настоящее время широкое применение ритмики и игры не только желательно, но и просто необходимо.

Творческое применение ритмических упражнений и игры в учебном процессе помогает решать задачи всестороннего развития обучающихся, совершенствования двигательных умений и навыков. Эмоциональная окрашенность занятий при этом способствует возникновению у школьников повышенной заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и желание заниматься физической культурой, что сегодня имеет немаловажное значение.

Подходы к реализации содержания образования опираются на индивидуальное и дифференцированное обучение в зависимости от способностей и желания обучающихся. В связи с этим на протяжении нескольких лет мы искали свои подходы к организации занятий физической культурой и пришли к выводу, что надо разнообразить познавательную и физическую деятельность.

.

1.3 Методы обучения. Применение их в формировании двигательных навыков и умений.

Именно в детском возрасте закладываются основы будущего здоровья взрослого человека и, что самое важное, основы не только биологические, но и психологические. Только приучив ребенка постоянно заботиться о своем здоровье, привив ему полезную привычку регулярно выполнять физические упражнения, выработав у него чувство дискомфорта, возникающее из-за отсутствия должной физической активности, можно рассчитывать, что в будущем он останется, верен воспитанной в детстве потребности к движениям, ставшей также привычной, как умывание по утрам. Упущенное в детстве трудно, а порой и невозможно восполнить в более зрелом возрасте. Однако, закладкой фундамента будущего здоровья не исчерпывается значение физкультурных занятий с ребенком в раннем возрасте. Огромна роль физической активности в воспитании навыков и умений, обеспечении высокой работоспособности, необходимых ребенку уже в первом десятилетии жизни. Процесс учебы в школе постоянно усложняется и требует от ребенка значительного умственного и нервно-психического напряжения. Успешно противостоять ему может только хорошо физически подготовленный и организованный ребенок. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями решают одновременно задачу повышения работоспособности и воспитывают умение экономно и целесообразно распределять свои силы, способствуют выработке внутренней дисциплины и собранности.

Учителя и школа не могут без помощи семьи решить задачи физкультурного воспитания детей школьного возраста. Совместная деятельность родителей и детей в процессе физического воспитания - важный фактор сплочения семьи, укрепления нравственного климата, создания добрых традиций, общих интересов. Чехословацкие ученые в хорошо продуманных и достоверных экспериментах показали, что семейная форма физического воспитания не только положительно воздействует на физическое развитие детей и улучшает состояние их здоровья, но и прямо влияет на нравственный климат в семье, отношение родителей друг к другу, способствует повышению их роли в воспитании будущего гражданина. Но физическое воспитание ребенка - непростое и нелегкое дело. Родителям необходимо многое знать и уметь, прежде чем приступить к занятиям со своим ребенком. Движения человека как основа его физической активности сами по себе достаточно сложны. Непрост и процесс их формирования и совершенствования, процесс обучения и тренировки.

Для того чтобы успешно и безошибочно вести ребенка по ступеням физического совершенства, необходимо знать основные законы построения и развития движений, основные правила тренировки. Причем не просто понять их суть, но и усвоить, что необходимо учитывать в процессе физического воспитания ребенка. Родителям, заботящимся о физическом воспитании своих детей, важно правильно организовать режим двигательной активности ребенка, полностью соответствующий его возрастным, половым и индивидуальным особенностям и реальным условиям, в которых осуществляются занятия.

По заключению специалистов, объем двигательной активности школьника должен составлять не менее шести часов в неделю. В этом случае, у обучающихся наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, повышается их успеваемость, возрастает сопротивляемость простудным заболеваниям.

Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня дают возможность увеличить продолжительность двигательной активности школьников как минимум на 1,5 часа. Недостаточная физическая активность детей особенно опасна в периоды активного роста тела ребенка и подростка, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала ребенка. Такие диспропорции развития часто являются основными причинами ухудшения здоровья детей, снижения у них жизненного тонуса. Правильно же организованный двигательный режим, разумное чередование различных физических нагрузок и закаливание позволяют смягчить отрицательные последствия акселерации, не допустить возникновения заболеваний, помогают организму лучше сбалансировать процессы роста и физиологического созревания. Поэтому для закрепления у обучающихся умений, приобретенных на уроках, необходимо давать им теоретические сведения ,домашние задания, вовлекать в спортивные внеклассные мероприятия и правильной организации здорового образа жизни. Учитель физкультуры и должен провести беседу с родителями на классных часах, ознакомив их с объемом двигательной активности детей в школе и достижениями на уроках физкультуры, с особенностями режима дня детей. Родителям надо дать конкретные задачи по физическому воспитанию ребенка в семье. Кроме того, им будет интересно и полезно почитать памятки и рекомендации в целях профилактики здорового образа жизни. В свою очередь учитель предлагает выбор методов и форм обучения, адекватных уровню физической подготовленности, оптимальной двигательной активности и возрастным особенностям учащихся.

Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:

  • Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств.

  • Развитие «ведущих» физических качеств.

  • Равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств.

Успешное решение поставленных задач зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором определяющее место будет отведено активным формам и методам обучения. Активность необходимо рассматривать как психическое качество, черту характера человека, выражающуюся в его усиленной деятельности. Активные формы и методы обучения стимулируют деятельность учащихся при выполнении всех этапов усвоения учебного материала. Активные методы обучения выступают в том случае, когда максимально повышается уровень познавательной активности, развивается стойкий познавательный интерес.

Среди активных форм выделяются:

  1. Проблемные диспуты и беседы. Сколько детей, столько и вопросов возникает на уроке. На все «Зачем?» и «Почему?» сразу не ответишь, поэтому я предлагаю всем обдумать этот вопрос, а на следующем уроке мы его обязательно обсуждаем, каждый из детей может высказать свое мнение. Освобожденные от физической нагрузки учащиеся являются главными докладчиками по этим вопросам. Сообщения по теории физической культуры также готовят учащиеся, временно освобожденные от урока, это частично решает проблему сидящих на скамейке.

  2. Урок-собеседование. Это также теоретический урок, на котором происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по определенным вопросам.

  3. Урок-соревнование. Соревнования необходимо включать на всех этапах урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на уроке.

Все эти уроки объединяют общие признаки:

  • Тесное взаимодействие учителя и ученика.

  • Высокая степень организации мыслительной деятельности.

  • Сочетание коллективных форм работы с индивидуальными.

  • Повышение степени эмоционального воздействия на учащихся.

  • Максимальная познавательная самостоятельность.

  • Стимулирование индивидуального обучения, что способствует реализации дифференцированного подхода.

  • Повышение эффективности процесса обучения.

Что в конечном итоге повышает качество знаний учащихся, знания приобретают прочных и долговременных, устанавливается психолого-педагогический контакт между учителем и учеником, когда учителю интересно учить, а ученику интересно учиться, повышает сознательный интерес к занятиям физической культуры, ученик самостоятельную поисковую деятельность на уроке.

При использовании проблемного подхода в изложении учебного материала создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности учащихся как познавательный интерес, творческая активность и самостоятельность. В работе со школьниками необходимо помнить мудрость древних: «Ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надо зажечь»

В связи с этим возрос интерес к применению игрового и соревновательного методов.

Игровой метод - это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил).

Игровой метод может быть представлен в виде игры и в виде упражнений в игровой форме, которые, имея общие признаки, характерные для игровой деятельности, тем не менее, отличаются друг от друга. Физические упражнения в игровой форме являются двигательными действиями, подобранными в соответствии с конкретными задачами физического воспитания и имеющими сюжетную или ролевую окраску. Они имеют одну или несколько характеристик игровой деятельности, но остаются по своей сути физическими упражнениями, так как характер их выполнения полностью подчинен закономерностям техники данного двигательного действия, нагрузка на организм при этом может быть строго дозирована, а внимание обучаемого сосредоточено на технике выполнения изучаемого действия. Компоненты игровой деятельности, вступая во взаимодействие с обучением, делают его более привлекательным для детей. Роль оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых эта роль находит свое воплощение, а образец, заложенный в ней, становится для ребенка эталоном, с которым он сравнивает собственное выполнение, контролирует его.

В процессе обучения каждому двигательному действию выделяют три этапа, содержащих определенные фазы усвоения учебного материала. Работа на этапах отличается по существу решаемых задач.

На этапе ознакомления с техникой двигательного действия используют игровые упражнения под музыку подражательного характера. Дети приветствуют друг - друга разными способами, учатся определять основные характеристики движений. На этапе разучивания двигательного действия в процессе обучения рекомендуются упражнения в игровой форме и игры, содержащие элементы техники разучиваемого двигательного действия. Использовать упражнения для повышения интереса детей к изучаемому действию. Необходимо также сформировать у детей представление о значении данного двигательного действия в практической деятельности человека.

Фронтальный метод предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми учащимися одновременно. При этом хорошо заметен ученик, который по какой-то причине не успевает за остальными.

Поточный метод Суть этого способа заключается в том, что ученики выполняют упражнения друг за другом. Один ученик еще не закончил выполнять упражнение, а другой уже приступает к выполнению. Это упражнения с продвижением вперед, с передачей предметов, с бросками и ловлей мяча, упражнения в равновесии.

В таких способах выполнения двигательного действия зависят от конкретных условий игровой ситуации и подчинены цели игры, ее замыслу и сюжету, а внимание детей сосредоточено не на технике выполнения двигательного действия, а на его внешних условиях и цели. Это содействует формированию у ребенка способности определять динамические, пространственные и временные параметры движения.

Игровой фронтальный и поточный методы ценны тем, что они дают возможность моделировать условия выполнения двигательных действий, создавать игровые ситуации с учетом их сложности и адекватности ситуациям, встречающимся в жизни. Помогают они и прививать детям в умело подобранных и построенных педагогом подвижных играх и эстафетах навыки совместной деятельности, сотрудничества для достижения общей цели. Эффективность этих методов зависит от их применения в строгом соответствии с конкретными задачами обучения.


Глава II

2.1. Описание методов исследования

Исследование проводилось в МБОУ СОШ №42 г.Шахты. В эксперименте в течение марта-апреля месяцев участвовали обучающиеся 3А класса.

Для решения поставленных в исследовании задач был разработан урок.

Урок был построен на изучение видов двигательной активности обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении.

Приобщение учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях формирования здорового образа жизни, отношение детей к двигательной деятельности и развития физических качеств как средству достижения хорошего самочувствия и крепкого здоровья.

Обучающиеся были ознакомлены с соблюдением здорового образа жизни бережного отношения к своему здоровью, с буклетами о влиянии утренней гимнастики, о влиянии компьютера и о последствиях связанных с ним. На одном из уроков была проведена апробация анкетированных заданий, а затем и проведено анкетирование.

Исследование проводилось на основе:

- анкетирования,

- рисуночного теста,

- обучающего занятия и опроса, после проведения обучающего занятия.

2.1.1. Анкетирование.

Были заданы следующие вопросы:

  1. Как ты считаешь, здоров ли ты? Почему?

    • да

    • нет

    • не знаю

  2. Кто отвечает за твое здоровье? (свободный ответ).

  3. Как ты считаешь, что нужно делать чтобы оставаться здоровым? (свободный ответ).

  4. Как вы считаете УЗ полезна ли для человека? Почему?

    • да

    • нет

    • не знаю

  5. Необходимо ли тебе делать утреннюю зарядку каждый день? Почему?

    • да

    • нет

    • не знаю

  6. Вы выполняете дома по утрам утреннюю зарядку?

    • да часто

    • да но редко

    • нет никогда

  7. Делают ли твои родители утреннюю зарядку?

    • да часто

    • да но редко

    • нет никогда

  8. Какие упражнения нужно выполнять на утренней зарядке? (перечислить).

В результате полученных данных анкетирования учащихся выявим отношение школьника к своему здоровью, наличие предпосылок для самостоятельного, осознанного проведения им утренней зарядки.

2.1.2. Рисуночный тест.

Учащимся 3 «а» класса было предложено выполнить рисунок на тему «Утренняя зарядка».

По рисунку можно проанализировать отношение школьника к зарядке - его самого как участника процесса, понять видит ли он возможным для себя делать утреннюю зарядку.

2.1.3. Обучающее занятие.

С учащимися 3 «а» класса было проведено занятие, на котором школьникам было рассказано о пользе проведения утренней зарядки для укрепления их здоровья и хорошего самочувствия, а также на практике показано, какие упражнения необходимо выполнять ежедневно. По окончанию данного занятия был проведен опрос среди школьников.

Задаваемые вопросы:

1) Понравилось ли тебе занятие? Почему?

  • да

  • нет

2) Что понравилось/ не понравилось на занятии больше всего? (Описать)

3) Будешь ли ты дома стараться выполнять утреннюю зарядку каждое утро?

  • да

  • нет

Цель проведения данного занятия - донести до школьников как полезна для них утренняя зарядка, научить упражнениям, которые нужно выполнять на зарядке и своим собственным примером показать, как увлекательно и приятно заниматься физкультурой.

2.2. Анализ результатов исследования.

Участвовало 20 школьника, из них 10 мальчиков и 10 девочек.

2.2.1. Анкетирование.

Задаваемые вопросы:

  1. Как ты считаешь, здоров ли ты? Почему?

  • да - 73% учащихся;

  • нет - 9 % учащихся;

  • не знаю - 18 % учащихся.




При этом оценивают свое здоровье или нездоровье:

  1. по собственному самочувствию - 46% учащихся,

  2. потому что выполняют какие-либо действия/условия (пьют кефир, едят чеснок, занимаются спортом) - 41%;

  3. без указания причины - 13 % учащихся.

Вывод: можно сделать вывод о том, что школьник способен оценить состояние своего здоровья, он знает какие условия нужно выполнять, чтобы поддерживать свое здоровье.


  1. Кто отвечает за твое здоровье? (свободный ответ).

Школьниками были даны ответы:

  1. сам школьник - 59 %;

  2. мама - 41%.

Вывод: большинство школьников осознает, что он сам отвечает за свое здоровье.


  1. Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы оставаться здоровым? (свободный ответ).

Детьми были даны ответы:

  1. делать зарядку, заниматься спортом - 75 % учащихся;

  2. есть здоровую пищу - 20 % учащихся;

  3. отказаться от вредных привычек - 5 % учащихся.


Вывод: школьники знают, что нужно делать, а что нет, чтобы сохранить и беречь свое здоровье.


  1. Как вы считаете УЗ полезна ли для человека? Почему?

  • да

  • нет

  • не знаю

Все школьники считают, что утренняя зарядка полезна (100 % учащихся ответили «Да, полезна»).

Чем полезна:

  1. «чтобы быть здоровым» - 73 % учащихся;

  2. «просыпается человек» - 14 % учащихся;

  3. «будешь сильным, развиваются мышцы» - 14% учащихся.

Вывод: школьники «правильно понимают» чем полезна утренняя зарядка.


  1. Необходимо ли тебе делать утреннюю зарядку каждый день? Почему?

  • да

  • нет

  • не знаю

Все школьники решили, что им необходимо выполнять зарядку (100 % учащихся).

Указываемые причины: чтобы быть здоровым, иметь хорошее самочувствие.


  1. Вы выполняете дома по утрам утреннюю зарядку?

  • да, часто - 14 % учащихся;

  • да, но редко - 27 % учащихся;

  • нет, никогда - 59 % учащихся.

Вывод: немногие делают утреннюю зарядку .


  1. Делают ли твои родители утреннюю зарядку?

  • да, часто - 5 % учащихся;

  • да, но редко - 50 % учащихся;

  • нет, никогда - 45 % учащихся.

Вывод: родители школьников уделяют немного большее внимание зарядке, чем школьники, хотя и недостаточное, подавая тем самым отрицательный пример детям.


  1. Какие упражнения нужно выполнять на утренней зарядке? (перечислить).

На данный вопрос детьми был перечислен широкий перечень упражнений для утренней зарядки, на разные группы мышц.

Вывод: школьники знают упражнения, которые возможно выполнять на зарядке, и способы их выполнения, значит, они могут заниматься утренней зарядкой самостоятельно.

Общий вывод по анкетированию:

1. Школьник знает, что утренняя зарядка полезна для сохранения крепкого здоровья и хорошего самочувствия человека.

2. Школьник способен самостоятельно оценить собственное самочувствие, он понимает, что он в ответе за собственное здоровье.

3. Школьник понимает, что выполнять утреннюю зарядку - не единственное условие сохранения крепкого здоровья. Нужно еще правильно питаться и отказываться от вредных привычек и больше быть на свежем воздухе ,заниматься подвижными играми .

4. Немногие школьники (и их родители) занимаются регулярно зарядкой.

5. Школьники способны самостоятельно, целенаправленно и осознанно выполнять утреннюю зарядку.


2.1.2. Рисуночный тест.

На рисунках школьников были изображены:

1) что-либо, имеющее отношение к зарядке - 27 %;

2) люди, выполняющие утреннюю зарядку - 73 %;

При этом, на рисунках изобразили:

- себя, занимающегося зарядкой -38 % учащихся;

- кто-то занимается зарядкой (мальчик, девочка) - 44 % учащихся;

- папа - 19 % учащихся.

В результате проведения рисуночного теста выявляем, что лишь небольшой процент учащихся видят возможным для себя выполнять утреннюю зарядку. Остальные не рисуют себя, значит заниматься зарядкой - это «не для них».

Вывод: необходимо рассказывать детям о пользе утренней зарядки, проводить обучающие занятия, показывать на практике как приятно и увлекательно, а главное полезно заниматься зарядкой.

2.3 Результаты исследования и их анализ

1. У младшего школьника сформировано ценностное отношение к своему здоровью.

2. Младший школьник понимает пользу утренней зарядки.

3. Младший школьник знает, какие упражнения необходимо выполнять на зарядке и знает, как их выполнять.

Анализируя результаты проведенных исследований можно с уверенностью говорить, что выдвинутая гипотеза подтверждается, т.е. младший школьник имеет все предпосылки и возможности для самостоятельного, осознанного, регулярного выполнения утренней зарядки как средства поддержания хорошего, бодрого самочувствия и укрепления своего здоровья.


Выводы.

Таким образом, в ходе исследования одним из профилактических способов укрепления здоровья детей являются упражнения, формирующие правильную осанку. Исследования проводились на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №42 г.Шахты Ростовской области.

В исследовании принял участие 3А класс 20 человек. Занятия проводилось по общепринятой методике физического воспитания школьников.

Длительность экспериментального исследования - 1 месяц. До начала эксперимента было проведено анкетирование рисуночного теста. В результате исследования выявлено, что для потребности заниматься утренней гимнастикой у детей 9 летнего возраста просто не хватало знаний. В начале подготовительной части занятия дети обучаются здоровому образу жизни. В основной части занятия выполнялся комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Все упражнения выполнялись под ритмическую музыку в вертикальных исходных положений.

По окончании выполнения специального комплекса применялись 4 гимнастических упражнения в горизонтальном положении - для разгрузки позвоночника и шейного отдела. По итогам все поставленные задачи были выполнены. Цель достигнута, так как я изучила проблему обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении. Приобщение учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях формирования здорового образа жизни, отношение детей к двигательной деятельности и развития физических качеств как средству достижения хорошего самочувствия и крепкого здоровья.

Гипотеза выдвинутая в работе. Если у младшего школьника сформировано ценностное отношение к своему здоровью, то он способен сознательно, самостоятельно выполнять физическими упражнениями в целях формирования здорового образа жизни - подтвердилась.

На основе проведенного исследования были созданы буклеты «Рекомендации для занятия утренней гимнастикой, памятки для родителей по ЗОЖ, подборка упражнений для профилактики плоскостопия у детей, самомассаж, работа за компьютером».

Цель создания буклета - результаты исследования, информацию, полученную из различных источников, донести до других ребят, а также их родителей для привлечения к физическим упражнениям.

В буклетах я собрала рекомендации и упражнения для профилактики остеохондроза, о пользе и упражнениях ритмической гимнастикой, о влиянии компьютера и правильных упражнениях за ним.

Я уверена, что проведенное исследование и созданные буклеты, которые содержат полезную информацию, помогут ребятам и взрослым стать крепкими и здоровыми, достичь поставленных целей.


Практические рекомендации.

Важнейшим средством оптимизации обучения является комплексный подход к планированию занятия, так как это позволяет за одно и то же время достигать больших результатов без перегрузки учеников.

Поэтому для каждого занятия, прежде всего, характерно

Во-первых, при подборе содержания занятия надо обеспечить решение всего круга намеченных задач, а не только формирование знаний, двигательных умений и навыков.

Во-вторых, в содержании занятия надо выделить самое главное, существенное, основное. Именно в операции выделения главного заключен особенно важный элемент оптимизации.

В-третьих, при отборе содержания занятия надо стремиться, не просто, увеличить число упражнений, а попытаться выбрать из них те, которые кратчайшим путем приведут к формированию соответствующих умений и навыков и одновременно позволят решать задачи совершенствования физических способностей и воспитания личности занимающихся.

Рекомендуется оценивать обучающегося не только с точки зрения его спортивных достижений в тесте, а и с позиции оценки сохранности его функционального резерва. С тем, чтобы, оценив величину отставания конкретного двигательного качества и стоящей за ним функциональной системы, определить содержание и адекватную индивидуальную программу его коррекции средствами физической культуры.

При применении игрового метода важно избегать механического переноса моделей игр (описанных в пособиях и сборниках) в практику учебной работы, а формы игрового метода модифицировать и модернизировать в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий. Целесообразно применять на уроках физической культуры следующие формы игрового метода: игровые упражнения, задания, подвижные игры, сюжетную организацию занятий, а также игровые снаряды, тренажеры.

Исходя из этого, критерием эффективности работы учителя физической культуры должны быть три основных личностных параметра каждого отдельного обучающегося:

  1. прирост результатов, характеризующих динамику развития его двигательных качеств в течение года;

  2. гармоничность развития качеств;

  3. полученные знания о здоровом образе жизни.


ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ (ЗОЖ)№1

1. Если вы желаете, здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах ЗОЖ; - Живите в определенном режиме труда, отдыха, питания; - начинайте день с утренней зарядки (не менее 30 мин); - бросьте курить, объясняя своим детям, что это форма самоубийства; - оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководством, неудачами и плохим самочувствием: - не становитесь рабами телевидения, особенно в выходные дни, найдите время для общения с природой; - имейте сильную волю, чтобы приобрести сильные привычки.

2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, то придерживайтесь правил: - не лишайте своих детей участия в семейных трудовых делах: - не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого; - не выносите сор из избы; - не делите труд в семье на мужской и женский.

3. Если вы желаете видеть своих детей способными создать крепкую семью, то: - будьте выдержанными и спокойными в кругу своей семьи: - уделяйте своим детям максимум внимания в свободное время, интересуйтесь их делами, сопереживайте им; - с уважением относитесь к мужу (жене), возвышайте культ женщины - матери, мужчины - отца.

4. Если вы хотите видеть своих детей свободными в общении, культурными, то: - не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу; - очень хорошо, если у вашего ребенка есть хобби; - не жалейте времени для культурного совместного отдыха;

- приобщайте детей к миру литературы.

5. Если вы не хотите видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, то: - не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критикой по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей; - к учителю могут быть претензии, но с ними надо идти прямо к нему.

6. Вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, готовым поддержать вас - вам нужно самим уделять максимум внимания своим родителям.




ПАМЯТКА №2

Утренняя гимнастика.

Упражнения, включаемые, в утреннюю гимнастику для ребенка могут быть разными, но главное, чтобы они развивали организм и выполнялись в определенной последовательности. Еще одним из важных пунктов при выполнении гимнастики является то, что нужно не просто выполнить все упражнения, а важно следить за дыханием ребенка. Вдох должен быть глубоким через нос, а выдох - медленным и продолжительным через рот.

Начинать гимнастику следует с ходьбы (можно на месте) или легкой пробежки «трусцой» - это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.

Первое упражнение - поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.

Второе упражнение - приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.

Третье упражнение - различные наклоны вперед и назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины, живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.

Четвертое упражнение - отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса.

Пятое упражнение - наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.

Шестое упражнение - маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.

Седьмое упражнение - прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.

Восьмое упражнение - последнее, медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.

Это так называемый «скелет» или схема упражнений для любой гимнастики, естественно вы можете дополнить ее своими упражнениями.

Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.

Утренняя гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10-12 минут.


Памятка для родителей№3

Подборка упражнений для профилактики плоскостопия у детей.

Комплекс упражнений рекомендуемых при плоскостопии.

• Сидя на стуле, разводить и сводить пятки, не отрывая носков от пола.

• Из того же положения, захватывать стопами мяч среднего размера и поднимать его.

• Из того же положения, подложив под сгиб стопы валик, максимально сгибать и разгибать стопы.

• Сидя на стуле, сгибать пальцами ног коврик или кусок ткани, лежащего на полу.

• Из того же положения, между стопами находится небольшой резиновый мяч. Сдавливать его.

• Захватывать и поднимать пальцами ног различные предметы.

• То же исходное положение, стопы лежат на круглой палке небольшого диаметра. Катать палку подошвами ног.

• Из положения стоя, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.

• Из того же положения. Ходьба по гимнастической палке.

• Ходьба по бруску с треугольным профилем.

• Ходьба на носках па наклонной плоскости.

Упражнения с предметами.

Захватывание пальцами стопы мелких предметов.

Удержание и выбрасывание мелких предметов.

Перекатывание стопой набивного или резинового мяча.

Собирание пальцами стоп.

Перекладывание предметов вправо, влево.

Подтягивание предмета к себе, передача сидящему рядом.

Ходьба по ребристой дорожке.

Ходьба по резиновым шипованным коврикам.

Перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

Катание стопой гимнастической палки.

Ходьба по обручу, канату, веревке.

Лазанье по лестнице.

Упражнения в ходьбе:

ходьба на носках,

ходьба на наружном своде,

ходьба «гусиным шагом»,

ходьба на носках в полуприседе,

ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь,

ходьба на носках с высоким подниманием бедер,

ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев,

ходьба по ребристой доске,

ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек,

ходьба по наклонной плоскости на носках,

ходьба по бревну на носках,

ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы,

танцевальные шаги на носках,

ходьба по набивным мячам.

Упражнения в исходном положении стоя:

приподнимание на носках вместе и попеременно,

перекат с пятки на носок и обратно,

полуприсед и присед на носках,

полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе,

поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног,

присед, стоя на гимнастической палке,

полуприсед на гимнастической рейке с хватом рук на уровне груди,

балансировка, стоя на мяче.

Упражнения в исходном положении сидя:

сед, ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно,

сидя, тыльное сгибание стоп вместе и попеременно,

сидя, поднимание пятки одной ноги и носка другой,

сидя, захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание.

сед по-турецки,

подгребание пальцами матерчатого коврика,

перебрасывание друг другу мячей ногами.

Упражнения в исходном положении лежа:

лежа, оттягивание носков,

лежа, стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно,

лежа, поочередное приподнимание пяток от опоры,

лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга - отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы,

лежа, круговое движение стоп,

лежа, скольжение стопой по голени другой ноги,

лежа на животе, отжимание от пола, ноги на носках,

лежа на спине, поднимание прямых ног, носки на себя,

лежа, плавание стилем «кроль».



Анкета ученика _________________________________________


  1. Как ты считаешь, здоров ли ты? Почему?

    1. да , Почему? _____________________________________________


    1. нет , Почему? ____________________________________________

    2. не знаю , Почему? ________________________________________

  1. Кто отвечает за твое здоровье? (свободный ответ).

________________________________________________________________

  1. Как ты считаешь, что нужно делать чтобы оставаться здоровым? ____________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Как вы считаете УЗ полезна ли для человека? Почему?

    1. да , Почему? _____________________________________________________

    2. нет , Почему? ____________________________________________________

    3. не знаю , Почему? _________________________________________________

  3. Необходимо ли тебе делать утреннюю зарядку каждый день? Почему?

    1. да , Почему? _____________________________________________________

    2. нет , Почему? ____________________________________________________

    3. не знаю , Почему? _________________________________________________

  4. Ты выполняешь дома по утрам зарядку?

    1. да


  1. нет


    1. не знаю

  1. Делают ли твои родители утреннюю зарядку?

    1. да, часто


  1. да, но редко


    1. нет, никогда

  1. Какие упражнения нужно выполнять на утренней зарядке? (перечислить).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Опрос после проведения обучающего занятия.

Учащийся __________________________________________

1) Понравилось ли тебе занятие? Почему?

  • да

  • нет

________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Что понравилось/ не понравилось на занятии больше всего? (Описать)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Будешь ли ты дома стараться выполнять утреннюю зарядку каждое утро?

  • да

  • нет

________________________________________________________________

Опрос после проведения обучающего занятия.

Учащийся __________________________________________

1) Понравилось ли тебе занятие? Почему?

  • да

  • нет

________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Что понравилось/ не понравилось на занятии больше всего? (нужное подчеркнуть и описать)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Будешь ли ты дома стараться выполнять утреннюю зарядку каждое утро?

  • да

  • нет


Приложение №4


Упражнения лечебной физкультуры


  1. Лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.

  2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5-6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук - вдох, при опускании - выдох.

  3. Лежа на спине, руки вперед - в стороны. Выполнять окрестные движения прямыми руками в течение 15-20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

  4. Лежа на спине, руки вперед - в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Мах выполнять быстро. Во время маха - выдох.

  5. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Во время маха - выдох.

  6. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять окрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 с.

  7. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.

  8. Сидя на полу, упор руками-сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять окрестные движения 15-20 с. Смотреть на мысок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги.

Выполнять 15-20 с. Смотреть на мысок одной ноги.

  1. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх - влево, вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх - вправо. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

  2. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести •вправо, вернуть в исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

12. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10-15 с каждой ногой. Смотреть на носок.

  1. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10-15 с. Смотреть на мыски.

  2. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться - вдох, опустить палку - выдох. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

  3. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в исходное положение. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

  4. Стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

  5. Стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

  6. Стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15-20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

  7. Стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, затем в другую сторону 20-30 с. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

  8. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

  9. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.


Список литературы


  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя.- М.: Академия, 2001

  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физкультуры. - М.: Физкультура и спорт. 1998 г..

  3. Бальсевич В.К. «Здоровье в движении»: - М.: Советский спорт,1998 г.

  4. Белоножкина О.В., Егунова Г.В., Смирнова В.Г. и др. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. - Волгоград: Учитель, 2007. - 173 с.

  5. Былеева Л.В и др. Подвижные игры. Учебное пособие, 4-е издание переработанное и дополненное, изд. М., «Физкультура и спорт», 2002.

  6. Гендзегольскис Л.И. Физиологические основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт,1990 г.

  7. Зимкин Н.В. Двигательный навык. - В кн.: Физиология человека. 4-е издание. - М.: 1975 г.

  8. Иванков Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта/Ч.Т. Иванков. - М.:Инсан, 2005, - 368с.

  9. Кабанов Ю.М. «Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1-11-х классов», «Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал, 1996, № 1, стр.-8-12.»

  10. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. - М.: Ф и С, 1951 г.

  11. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьника. - М.: Просвещение, 1977 г.

  12. Кукушкин Г.И. Принципы подхода к изучению личности школьника. - Физическая культура в школе, 1998, № 4.

  13. Лупандина Н.А. Физическая подготовленность школьников г. Москвы. В кн.: «Ученые записки» т 1, 182.6 Физическое воспитание и спорт. Вып 4. 1997 г.

  14. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания для обучающихся 1-11 классов.

  15. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2005. - 544с.

  16. Планирование содержания уроков физической культуры I-XI классов / Отв. ред. Курнешова Л.Е. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1998г.

  17. Покровский Е.А.. Детские игры, преимущественно русские. 1987, стр. 27.

  18. Поцелдем А.А. Формирование у школьников умений и навыков.: Физкультура в школе, № 7, 1992 г.

  19. Серебровская М.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно - эмоциональные аспекты. - М.: Наука, 1997 г.

  20. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под. ред. проф.Ю. Ф. Курамшина- 2- е изд., испр. -М. : Советский спорт, 2004. -464с.)

  21. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии, М:Фаир-Пресс, 2004

  22. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Р.Ф.». Российская газета, 06.05.1999 г.

  23. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480

Интернет - ресурсы

wikipedia.org;

eyeshelp.ru;

vseozrenii.ru.

glazmed.ru/lib/public13/goodvision013.shtml

© 2010-2022