- Преподавателю
- Физкультура
- Анализ работы учителя физической культуры за учебный год
Анализ работы учителя физической культуры за учебный год
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Севрюгин В.С. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Анализ
работы учителя физической культуры
МБОУ «Тацинской СОШ № 2» Севрюгина Владимира Сергеевича
по итогам 2013 - 2014 учебного года
Особенностью организации учебного процесса на уроках физической культуры являетсяукрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. А также формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Образовательная деятельность по предмету «Физическая культура» в 2013-2014 учебном году была организована в соответствии с нормативными документами:
-
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Физическая культура (одобрен решением коллегии Минобразования РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 №21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089);
-
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-
Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на период 2011-2015 годы»;
-
приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
-
приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-
приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
-
приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
-
приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312»;
-
приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Цель физического воспитания в школе за прошедший 2013 - 2014 учебный год - это всестороннее развитие учащихся посредством физической культуры.
Решаемые задачи физического воспитания за прошедший 2013 - 2014 учебный год:
- укрепление здоровья;
- развитие физических качеств учащихся;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры;
- обучение жизненным важным двигательным навыкам и умениям;
- воспитание потребности самостоятельным занятиям физической культуры;
- формирование здорового образа жизни.
Работа учителя физической культуры в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение федерального государственного стандарта образования, на сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников, формирование здорового образа жизни средством физической культуры и спорта.
Программой по физической культуре былавзята комплексная программа физического воспитания для общеобразовательных учреждений учащихся 1-11 классов под редакцией В.И. Ляха. А также учебники и методические пособия для учеников 1-11 классов под редакцией В.И. Ляха и А.А. Зданевич.
Планирование уроков физической культуры осуществлялось по составленной авторской (рабочей) учебной программе для обучающихся 1-4, 5-9 классов, принятой на заседании педагогического Совета, протокол № 1 30.08 2013г и утверждённой 30.08.2013г директором образовательного учреждения.
Авторские (рабочие) программы содержат определённое распределение учебного материала по годам обучения из расчёта трёх уроков в неделю. При этом программы разработаны с учётом введения в их содержание вариативной части материала, учитывающего климатические особенности региона, материально-техническую оснащенность школы, имеющиеся традиции, уровень профессионализма педагогов, а также психофизические особенности учащихся, уровень их подготовленности, способности и интересы, т.е. реализующего вариативность образования в сфере физической культуры.
Программный материал преподавался по разделам и темам: лёгкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, спортивные игры и лёгкая атлетика, кроссовая подготовкаУроки физической культуры проводились согласно календарно - тематическому планированию в соответствии с погодными условиями в спортивном зале и на открытой спортивной площадке.
В рамках ФГОС внеурочная деятельность по спортивно - оздоровительной направленности в начальных классах проводилась по программе «За здоровый образ жизни» 2013гдля 1-3 кл.(по 1ч в неделю в каждом классе) автор составитель Севрюгин В.С. Программа принята на заседании педагогического Совета, протокол № 1 30.08 2013г и утверждённой 30.08.2013г директором образовательного учреждения. По программе «Подвижные игры» 2013гдля 3 кл. (по 2ч в неделю в каждом классе)автор составитель Севрюгин В.С. Программа принята на заседании педагогического Совета, протокол № 1 30.08 2013г и утверждённой 30.08.2013г директором образовательного учреждения.
В рабочих программах учитель большое внимание отводит содержанию:
- в начальной школе - освоение общеобразовательных упражнений, русских народных (казачьих) подвижных игр, подвижных игр с элементами спортивных игр, элементов музыкально - ритмического воспитания, гимнастики, средств физкультурно-оздоровительной и корригирующей направленности;
- в основной школе - освоением технических и тактических основ спортивных игр и легкой атлетики, упражнений силового и скоростно-силового характера, элементов - для мальчиков и упражнений на развитие координации, пластики движений под музыку с предметами и без, элементами ритмической гимнастики - для девочек.
Инструктивно-методическую базуорганизации образовательного процесса по предмету «Физическая культура» составляли:
1. Методические рекомендации Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки «О введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ» от 11.10.2010.
2. Письмо Министерства образования и науки России от 7 сентября 2010 г. № ИК-1374/19 и Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г. № ЮН-02-09/4912 с методическими указаниями по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.
3. Методическое письмо Федерального центра образовательного законодательства «О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» lexed.ru/standart/02/02/22.html
4. Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» от 31.10.2003 № 13-51-263/13.
5. Письмо Департамента общего среднего образования Министерства образования РФ «О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях в 1999/2000 учебном году» от 14.05.1999.
6. Письмо Министерства образования РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в образовательных учреждениях» от 26.03.2002 № 30-51-197/20.
7. Письмо Министерства образования Российской Федерации: Методические рекомендации «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений» от 28 апреля 2003 г. № 13-51-86/13.
Работа с учащимисястроилась с учётом теории личностно-деятельностного подхода и целей школьного предмета «Физическая культура». Которые были направлены на создание условий для развития личности школьника, приобщение его к ценностям физической культуры, формирование мотивации и потребности к познанию и творчеству в организации физкультурной деятельности для укрепления психического и физического здоровья.
Изменились и результаты освоения учебного предмета. Так, базовым результатом в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» стал способствовать развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Система оценки по физической культуре призвана обеспечивать индивидуальные достижения обучающихся, что позволит переориентировать содержание образования с единых количественных показателей физической подготовленности обучающихся, на качественные показатели их личностного развития.
В 2013 - 2014 учебном году уроки физической культуры в 1а,1б, 2б,4б,6а,6б классах посещало 119 обучающихся, из них 3чел. специальной медицинской группы, подготовительной2 чел. и основной группы 114чел.
Занимающиеся в подготовительной группе выполняли все упражнения и задания на уроке, но с ограничениями по их заболеванию (согласно рекомендациям врача).
Школьники, относящиеся по состоянию здоровья к специальной группе, требовали к себе особого внимания. Поэтому они привлекались для помощи в проведении и судейства школьных соревнований, составлению презентаций, подготовки сообщений и рефератов т.д. Все эти средства способствовали развитию интереса и приобщению этих учащихся к занятиям физической культурой.
По итогам успеваемости за 2013- 2014 учебный год количественная успеваемость составила-
100 %,качественная -100% во всех классов, мною обучающихся.
Программный материал не выполненв полном объёме по причине прохождения курсов повышения квалификации и объединения часов, даты, проведения которых совпадали с праздничными днями.
№
Классы
Количество часов (уроков)
Качественная успеваемость
Количественная успеваемость
1
1а
99 (97)
-
-
2
1б
99 (97)
-
-
3
2б
105 (104)
100%
100%
4
4б
105 (105)
100%
100%
5
6а
105(101)
100%
100%
6
6б
105 (100)
100%
100%
Согласно плану спортивно - массовых мероприятий школы100% моих обучающихся приняли участия в этих мероприятиях (спортивные соревнования и спортивные праздники, олимпийские игры).
В целях профилактики утомляемости и оптимизации работоспособности учащихся в процессе учебной деятельности проводилисьутренняя гимнастика до начала учебных занятий, физкультминутки, подвижная перемена, внеклассная работа, спортивные часы в ГПД начальной школы, общешкольные «Дни здоровья».
В качестве руководителя учитель принял участие с командой (учеников) в районных соревнованиях:
1. Спартакиаде летних оздоровительных лагерей (июль 2013г)- 2 место.
2. Весёлые старты (сентябрь 2013г) - 1 место.
3. Весёлые старты (май 2014г)- 3 место.
Мероприятия по олимпийскому образованию отразились проведение олимпийских уроков в тех классах, где учитель ведёт занятия, а также в олимпийских эстафетах между учащимися 1, 2, 4, 6 классов.
Деятельность в качестве педагога характеризует учителя как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания учебного предмета. Поэтому, во внеурочное время учителем проводились весёлые старты, «А ну-ка мальчишки», олимпийские уроки, эстафеты, соревнования по пионерболу. Организовывались встречи с родителями учащихся, проводились спортивные праздники: «Папа, мама и я - спортивная семья».
В 2013-2014 учебном году приняло участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях 95% учащихся, 43человека занимались в спортивных секциях и кружках в Тацинской ДЮСШ, что составляет 36,1% от числа всех моих учащихся.
Положительные результаты работы подтверждаются исследованиями: тестирования, другим методиками, доказывающими наличие в классе благоприятного психологического климата (атмосферы товарищества, взаимопомощи, толерантности), отсутствие правонарушений у учащихся, активное участие учащихся в спортивной жизни образовательного учреждения и местного сообщества.
Методическая проблема, над решением которой работает учитель в течение 2-х лет - это формирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО) на занятиях по физической культуре.
На занятиях используется технология сотрудничества в обучении (коллективный способ обучения). Коллективные учебные занятия развивали у учащихся самостоятельность, коллективизм, ответственность, взаимовыручку и т.д. А также личностно-ориентированный подход в обучении, при котором учитываются личность ученика, его функциональные возможности и способности.
Результат работы - это высокая успеваемость и качество знаний учащихся, хорошие показатели сдачи спортивных нормативов, призовые места на школьных, районных, региональных соревнованиях. Опыт работы по методической проблеме обобщён и представлен в виде педагогического проекта.
Повышению успеваемости и качества знаний способствуют разные приемы:
- прием значимости;
- прием прогнозирования;
- прием моделирования;
- прием новизны;
- прием нахождения причинно-следственных связей;
- прием создания проблемной ситуации.
Учитель стремиться к постоянному повышению своей компетентности, использует все возможности для профессионального роста. Прежде всего,- это успешное прохождение курсов повышения квалификации в ГБОУ ДПО РО Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме: «Педагогическое проектирование образовательного процесса по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС» в объёме 144ч. (Свидетельство № 2628)
В качестве обобщения своей методической работы выступил с докладом и защитил проектпо теме:«Формирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)на занятиях по физической культуре» на курсах повышения квалификации учителей физической культуры21.12.2013г.
В 2013- 2014 учебном году принял участие в конкурсах профессионального мастерства: региональных конкурсах «Авторских программ» (Свидетельство участника) 14.03 2014г, «Мой край родной» (Свидетельство участника) 23.03.2014г, Всероссийский конкурс «По городам и сёлам» Победитель. Диплом 1 степени 04.05 2014г. Всероссийский конкурс «Здоровьесберегающие технологии» Диплом 3 степени 02.06.2014г.
Учитель систематически повышает свой методический и общеобразовательный уровень.
Изучил методическую и нормативную литературу:
-
Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении»- Москва, 1991.
-
Дьяченко В.К. «Общие формы организации процесса обучения»- Красноярск, 1984.
-
Дьяченко В.К. «Организационная структура учебного процесса и ее развитие» - Москва, 1989.
-
Казакова А.Г. «Организация нетрадиционных форм обучения»,- Иркутск, 1990.
-
Гульчевская В.Г. « Концептуальные основы организации образовательного процесса в системе индивидуального обучения», Ростов-на - Дону 1998.
-
Нормативные документы по преподаванию физической культуры.
Анализируя данные, можно сказать, что результатами моей работы как учителя по предмету «Физическая культура» за 2013 - 2014 учебный год являются: стабильность результатов, успехи воспитанников в школьных и районных соревнованиях, повышение интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом, отказ от вредных привычек и формирование здорового образа жизни, а также снижение пропусков учебных занятий по причине заболеваемости.А также моё личное участие в педагогических конкурсах и занятые призовые места, накопление методического материала и рост авторитета среди учащихся и коллег.
В следующем учебном году необходимо обратить внимание:
- на привлечение учащихся к активному занятию спортом, посещению спортивных секций и кружков;
- на работу с одарёнными детьми через привлечение их в спортивные секции и кружки с целью развития физических способностей, укреплению здоровья и завоевания призовых мест;
- на анализ и отслеживание результатов мониторинга, с целью сохранения высокого качества знаний;
- на повышение творческой активности учащихся, с цель формирования активной жизненной позиции, здорового образа жизни, участия учащихся в спортивных соревнованиях и конкурсах;
- на повышение методической подготовки путём самообразования;
- на осуществление педагогического проекта: «Формирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)на занятиях по физической культуре»;
- выступить на методическом объединении с докладом «Внедрение коллективного способа обучения (КСО) на учебных занятиях;
- дать открытое занятие по применению коллективного способа обучения на занятиях по физической культуре;
- участвовать во всероссийских конкурсах и международных для педагогов;
- разработать учебно-методические комплекты (аннотации, программы, календарно - тематическое планирование, поурочное планирование) по физической культуре для 1-5 классов
- разработать учебно-методические комплекты (аннотации, программы, календарно- тематическое планирование, поурочное планирование) по спортивным секциям настольного тенниса, волейбола, туристического кружка для учащихся 5 классов;
- обобщить опыт своей методической работы;
- аттестоваться на 1 квалификационную категорию.
Учитель физической культуры: В. С. Севрюгин
02.06.14г.