- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочие программы по физической кльтуре
Рабочие программы по физической кльтуре
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иманова Л.А. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Волоковская муниципальная средняя общеобразовательная школа
Смоленского района Смоленской области
Утверждаю:_____________
(директор школы Т.М. Савченкова)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
5 класс
Автор: Иманова Л.А.
2015∕2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня - достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. №329-Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования по физической культуре. Использована программа физического воспитания учащихся 5-9 классов. Автор доктор педагогических наук В.И. Лях.
В связи с условиями материально-технической базы школы из программы исключены следующие виды физической культуры: спортивные игры (волейбол, баскетбол). Вместо этих игр в 5 классе учащиеся обучаются настольному теннису и бадминтону. В 5 классе уроки лыжной подготовки проводятся при температуре не ниже -15◦.; в случае бесснежной зимы и сильных морозов заменяются настольным теннисом. Программа рассчитана на 102 часа, по 3 ч в неделю.
Цель школьного физического воспитания является формирование разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
-содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психическойсаморегуляции.
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
1
Базовая часть
75
1.1
Основы знаний о физической культуре
В процессе уроков
1.2
Спортивные игры
18
+9 вариативной части
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
18
1.4
Лёгкая атлетика
21
1.5
Лыжная подготовка
18
2
Вариативная часть
27
2.1
Связанный с региональными и национальными особенностями
15
6ч-русские народные игры
9ч-настольный теннис
2.2
По выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта
12
12 ч - бадминтон
Итого:
102
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№
Вид программного материала
Час
Дата
Д/з учебн
I четверть Раздел Лёгкая атлетика (12 ч)
1∕1
Правила техники безопасности на уроках л/а. Влияние упражнений на укрепление здоровья. История лёгкой атлетики.
1
стр.77-78
2∕2
Ознакомление с техникой высокого старта от 10 до 15м. Бег с ускорением от 30 до 40м.
1
стр.80-81
3∕3
Разучивание техники высокого старта от 10 до 15м. Бега с ускорением от 30 до 40м.
1
стр.82
4∕4
Разучивание техники высокого старта от 10 до 15м Тестирование.
1
стр.83
5∕5
Закрепление техники высокого старта от 10 до 15м. Скоростной бег до 40 м.
1
стр.84
6∕6
Контроль техники высокого старта от 10 до 15м. Бросок набивного мяча.
1
стр. 8-9
7∕7
Ознакомление с техникой бега на результат 60м. Бросок набивного мяча.
1
стр. 10-12
8∕8
Разучивание техники бега на результат 60м. Ловля набивного мяча.
1
9∕9
Разучивание техники бега на результат 60м. Ловля набивного мяча.
1
стр. 88
10∕10
Закрепление техники бега на результат 60м. Метание теннисного мяча.
1
стр. 89
11∕11
Контроль техники бега на результат 60м. Бег 1000м. Метание теннисного мяча.
1
стр.10-12
12∕12
Бег с препятствиями и на местности. Кросс до 15 мин.
1
стр.13
Раздел Спортивные игры-настольный теннис(15 ч)
13∕13
Правила тб на уроках спортивных игр. Правила игры в настольный теннис. Виды подач.
1
стр.111
14∕14
Обучение приёму теннисного мяча. Игра «Попади в обруч». Развитие координационных способностей.
1
стр. 109
15∕15
Совершенствование приёма теннисного мяча. «Защити корзину от мячей». Прыжки со скакалкой.
1
стр. 110
16∕16
Закрепление приёма теннисного мяча; прыжки со скакалкой (за 15сек). Упражнения для развития подвижности пальцев.
1
стр.112
17∕17
Контроль приёма теннисного мяча; упражнения на быстроту и точность реакции. Упражнения для развития кистей рук.
1
стр.113
18∕18
Обучение подачи теннисного мяча; упражнения на быстроту и точность реакции;
1
стр.114
19∕19
Разучивание подачи теннисного мяча; прыжки в длину с места; прыжки через скамейку;
1
стр.115
20∕20
Разучивание подачи теннисного мяча; упражнения с мячом, в сочетании с бегом и прыжками.
1
стр.116
21∕21
Закрепление подачи теннисного мяча; прыжки в длину с места; прыжки через скамейку.
1
стр.117
22∕22
Зачёт подачи теннисного мяча; прыжки со скакалкой (за 15 сек);
1
стр.118
23∕23
Двусторонняя игра (по упрощённым правилам).прыжки с доставанием предметов, подвешенных на различной высоте;
1
стр.119
24∕24
Двусторонняя игра (по упрощённым правилам).прыжки с доставанием предметов, подвешенных на различной высоте;
1
стр.120
25∕25
Метание теннисного мяча на дальность правой и левой рукой; двусторонняя игра.
1
стр.121
26∕26
Эстафеты (встречные и круговые с предметами); двусторонняя игра (по упрощённым правилам).
1
27∕27
Двусторонняя игра (по упрощённым правилам) - зачёт; эстафеты (встречные и круговые с предметами);
1
II четверть. Раздел Гимнастика (18 ч)
28∕1
О/т на уроках гимнастики. История гимнастики. Значение гимнастических упражнений для развития гибкости.
1
стр.99
29∕2
Кувырок вперёд и назад. ОРУ с большим мячом.
1
стр105
30∕3
Кувырок вперёд и назад. ОРУ с палками.
1
стр.106
31∕4
Совершенствование кувырка вперёд, назад и стойки на лопатках. ОРУ с обручами.
1
стр.107
32∕5
Контроль кувырка вперёд, назад и стойки на лопатках. ОРУ с гантелями 1-3 кг.
1
стр.108
33∕6
Комбинации из освоенных акробатических элементов. ОРУ в парах.
1
стр.97
34∕7
Ритмическая гимнастика.
1
стр.98
35∕8
Обучение опорному прыжку (козёл в ширину выс 80-100см).
1
с.99-100
36∕9
Разучивание опорного прыжка. Подтягивание в висе и из виса лёжа.
1
стр.101
37∕10
Закрепление опорного прыжка. Смешанные висы. Висы согнувшись и прогнувшись.
1
стр.102
38∕11
Совершенствование опорного прыжка. Упражнения на развитие гибкости.
1
стр.102
39∕12
Контроль техники опорного прыжка. Упражнения на развитие гибкости.
1
40∕13
Повторение лазанья по гимнастической лестнице. Подтягивания.
1
41∕14
Обучение лазанью по канату и шесту. Упражнения в висах и упорах.
1
стр.103
42∕15
Разучивание лазанья по канату и шесту. Упражнения с гантелями.
1
стр.104
43∕16
Закрепление лазанья по канату и шесту. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений.
1
стр.108?
44∕17
Контроль лазанья по канату и шесту. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений
1
стр.108задание
45∕18
Совершенствование изученных элементов на уроках гимнастики в полосе препятствий. Контроль техники подтягивания.
1
Раздел Спортивные игры-настольный теннис (3 ч)
46∕19
Развитие двигательных качеств в спортивных и подвижных играх.
1
47∕20
Развитие координации: всевозможные упражнения с мячом, выполняемые так же в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями.
1
48∕21
Развитие гибкости- наклоны вперёд, доставая руками ступни; наклоны вперёд из седа ноги врозь.
1
III четверть Раздел Лыжная подготовка (18ч)
49∕1
Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Требования к одежде и обуви занимающихся. История лыжного спорта.
1
с.135-136
50∕2
Обучение попеременно-двушажному ходу.
1
стр.139
51∕3
Значение занятий л/п для поддержания работоспособности Разучивание попеременно-двушажного хода..
1
с.137-138
52∕4
Закрепление попеременно-двушажного. Обучение одновременному бесшажному ходу.
1
стр.140
53∕5
Закрепление попеременно-двушажного и одновременно-бесшажного ходов.
1
с.139-140.
54∕6
Контроль попеременно-двушажного хода. Разучивание подвижных игр на лыжах.
1
55∕7
Закрепление одновременно - бесшажного хода. Подъем «полуелочкой». Спуски в высокой и низкой стойке.
1
стр.141
56∕8
Контроль одновременно - бесшажного хода. Закрепление подъемов и спусков с небольших уклонов. Подъем «полуелочкой»
1
стр.142?
57∕9
Лыжная эстафета и подвижные игры. Подъём «полуёлочкой».
1
с.142 задание
58∕10
Закрепление подъемов и спусков с небольших уклонов. Торможение «плугом» - обучение.
1
с.142-143
59∕11
Торможение «плугом» - закрепление. Передвижение на лыжах до 2км.
1
с.144
60∕12
Контроль торможения «плугом». Передвижение на лыжах до 2км.
1
стр.145
61∕13
Равномерное преодоление дистанции до 3 км. Повороты переступанием.
1
стр.146
62∕14
Равномерное преодоление дистанции до 3 км. Закрепление подъемов и спусков.
1
стр.147
63∕15
Совершенствование ходов. Игры и эстафеты на лыжах.
1
стр.148
64∕16
Совершенствование ходов. Прохождение дистанции 3 км.
1
стр.149
65∕17
Прохождение контрольной дистанции.
1
стр.150?
66∕18
Игры и эстафеты на лыжах.
1
Раздел Бадминтон (12 ч)
67∕19
История развития бадминтона. Правила игры в бадминтон.
1
стр.116
68∕20
Способы держания (хватки) ракетки: открытой и закрытой стороной, универсальная и европейская хватки.
1
стр.117
69∕21
Стойки при выполнении подачи: открытой и закрытой стороной ракетки.
1
стр.118
70∕22
Игровые стойки: основная, высокая, средняя, низкая; правосторонняя, левосторонняя стойка.
1
стр.119
71∕23
Передвижения: приставным шагом; скрестным шагом; выпады вперед, в сторону.
1
стр.120
72∕24
Техника выполнения ударов:сверху сбоку, снизу, открытой и закрытой стороной ракетки; высокий удар сверху открытой стороной ракетки.
1
стр.121
73∕25
Техника выполнения короткой подачи открытой и закрытой стороной ракетки; высоко-далекой подачи.
1
стр.122
74∕26
Техника передвижений в различных зонах площадки
1
стр.123
75∕27
Техника передвижений с выполнением ударов открытой, закрытой стороной ракетки.
1
стр.124
76∕28
Контрольные нормативы для определения технической подготовленности в бадминтоне.
1
с.125-126
77∕29
Игра по правилам бадминтона.
1
стр.127
78∕30
Контрольные нормативы для определения технической подготовленности в бадминтоне.
1
с.128-129
IV четверть Раздел Русские народные игры (6ч)
Региональный компонент
79∕1
История русской народной игры «Лапта». Правила игры.
1
стр.72
80∕2
Обучение русской народной игре «Лапта». Размещение игроков на площадке.
1
стр.73
81∕3
Закрепление правил игры «Лапта».
1
стр.74
82∕4
Разучивание игры «Круговая лапта».
1
стр.75
83∕5
Развитие РР Развитие скоростных качеств в русской народной игре «Лапта».
1
84∕6
Развитие Развитие координации в русских народных играх. «Круговая лапта».
1
Раздел Спортивные игры - футбол (9 ч)
85/7
Правила ТБ при занятиях спортивными играми. Терминология избранной спортивной игры (футбол). Из истории спорта.
1
стр.130
86∕8
Стойка игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком и спиной вперёд. Ускоренные старты из различных и.п.
1
стр.131
87∕9
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения)
1
стр.132
88/10
Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма.
1
стр.133
89∕11
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой.
1
стр.134
90∕12
Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.
1
стр.135
91∕13
Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель.
1
92∕14
Игра по упрощённым правилам. Игра вратаря. Вырывание и выбивание мяча.
1
93∕15
Игра по упрощённым правилам. Тактика свободного нападения.
1
Раздел Лёгкая атлетика (9 ч)
94∕16
Обучение прыжкам в высоту способом с 3-5 шагов разбега. Метание малого мяча на дальность.
1
стр.86
95∕17
Разучивание прыжка в высоту способом с 3-5 шагов разбега. Метание малого мяча в цель.
1
стр.87
96∕18
Контроль метания мяча на дальность. Закрепление прыжка в высоту способом с 3-5 шагов разбега.
1
стр.90
97∕19
Годовая промежуточная аттестация: зачёт.
1
стр.91-92
98∕20
Контроль прыжка в высоту способом с 3-5 шагов разбега Развитие скоростных качеств в беге на 60 м.
1
99∕21
Обучение прыжку в длину с 7-9 шагов разбега. Тестирование.
1
стр.84
100∕22
Разучивание прыжка в длину с 7-9 шагов разбега. Беговые и прыжковые виды в легкой атлетике.
1
стр.85
101∕23
Контроль прыжка в длину с 7-9 шагов разбега. Разминка при выполнении легкоатлетических упражнений
1
102∕23
Развитие скоростных качеств в русской народной игре «Лапта»
1
Основное содержание
Лёгкоатлетические упражнения: Правила и нормы поведения на уроках физической культуры. История лёгкой атлетики Понятие старт, финиш. Влияние л/ атлетических упражнений на состояние здоровья. Прыжок в длину с разбега. Высокий старт. Скоростной бег на 60 метров. Метания мяча на дальность Равномерный бег от10 до 12 мин. Бег 1000м.
Спортивные игры:
Настольный теннис: Охрана труда на уроках спортивных игр. Правила игры в настольный теннис. Виды подач. Приём и подача теннисного мяча. Двусторонняя игра по упрощённым правилам.
Бадминтон: История развития бадминтона. Правила игры в бадминтон.Способы держания (хватки) ракетки: открытой и закрытой стороной, универсальная и европейская хватки.Стойки при выполнении подачи: открытой и закрытой стороной ракетки.Игровые стойки: основная, высокая, средняя, низкая; правосторонняя, левосторонняя стойка. Техника передвижений и ударов. Игра по правилам.
Футбол: Правила ТБ при занятиях спортивными играми. Из истории спорта.
Стойка игрока; перемещения. Удары и остановка мяча. Игра по упрощённым правилам. Игра вратаря. Вырывание и выбивание мяча. Тактика свободного нападения.
Гимнастика:
Правила техники безопасности на уроках гимнастики. Гимнастические снаряды. Упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений. Опорный прыжок козёл в ширину высота 80-100см Акробатические упражнения - кувырок вперёд, назад; стойка на лопатках. Прыжки со скакалкой. Подтягивания. Упражнения с гимнастической скамейкой, с гантелями. Лазанье по гимнастической лестнице. Упражнения с предметами. Ритмическая гимнастика.
Лыжная подготовка:
ТБ на уроках лыжной подготовки. Основные требованиях к одежде, обуви во время занятий. Значение занятий лыжами для поддержания работоспособности. Попеременно-двушажный и одновременный бесшажный ход; повороты переступанием. Оказание помощи при обморожениях и травмах. Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом». Преодоление дистанции 3км.
Русские народные игры:
Русская народная игра «Лапта»; «Круговая лапта».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса физической культуры в 5 классе
Личностные результаты
-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению;
-формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
-формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной и учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях;
-умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям;
-владеть умениями:
в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60м; в равномерном темпе бегать до 15 мин; после быстрого разбега с 7-9 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 3-5 шагов разбега прыжок в высоту; метать теннисный мяч с места и на дальность; осуществлять броски ловлю набивного мяча;
в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять кувырок вперёд, назад, стойку на лопатках; выполнять опорный прыжок- вскок в упор присев соскок прогнувшись; висы согнувшись и прогнувшись; смешанные висы; подтягивания из виса, из виса лёжа;
в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
- демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
- владеть способами спортивной деятельности, участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
-владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
-овладение сведениями о роли и значении физической культуры;
- понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека;
-проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;
-добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
-воспитание спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия;
-владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности;
Предметные результаты
-формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и коррегирующих упражнений; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деяельности;
-знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни;
-способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности. Соблюдать правила игры и соревнований;
- умение организовать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию правильной осанки;
-способность проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды;
-умения проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке двигательных действий и развитию основных физических качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. М.Я Виленский, И.М. Туревский, и др. Физическая | культура 5-6-7 класс. -3-е изд. - М. Просвещение, 2014. Учебник допущенный Министерством образования Российской Федерации.
2.Коваленко М.И., Пекшева А.Г. Справочник учителя 1-11 классов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
3.Настольная книга учителя физической культуры: Справ. - метод. пособие / Сост. Б.И. Мишин. - М.: «Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2003.
4.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по физической культуре. /сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - м.: Дрофа, 2004.
5.Рабочая программа. В.И. Лях-3-е. - издание - М. :Просвещение, 2014.
6.Дополнительные ресурсы:
fizkultura-na5.ru.
school-collection.edu.ru/
it-n.ru/
spo.1september.ru/urok/
fizkult-ura.ru/