- Преподавателю
- Физкультура
- Проект «Мы выбираем спорт»
Проект «Мы выбираем спорт»
Раздел | Физкультура |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кардаилова О.А. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект в МАДОУ №315 «Мы выбираем спорт»
Актуальность проекта
Укрепление здоровья подрастающего поколения - не столько медицинская, сколько психолого - педагогическая задача. Очевидно, что у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укрепления здоровья. Проблема ценностного отношения дошкольников к своему здоровью рассматривается, как одна из первостепенных и наиболее значимых. Именно дошкольный возраст является первой ступенью формирования у ребёнка навыков сохранения и укрепления своего здоровья. Забота о здоровом образе жизни - основа хорошего физического и нравственного самочувствия, укрепление которого возможно только путём комплексного решения педагогических, медицинских, и социальных вопросов. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов, отражающих стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей. Согласно Указу Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости. Одной из важнейших проблем в настоящее время является гипокенезия, т.е. недостаточная двигательная активность детей. В результате гипокенезии снижается тренированность мышц, нарушаются мышечный тонус и осанка, происходит задержка возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Поэтому, необходимо создавать такие условия образовательного процесса, при которых личность дошкольника развивается без ущерба для здоровья
-
Реализуя право ребёнка на здоровье, и безопасность, в нашем МАДОУ уделяется большое внимание приобщения дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Так, пересмотрев формы и методы работы с детьми в сфере физического воспитания, организации режима, профилактической работы, использование личностно - ориентированного подхода способствовало разработке проекта «Мы выбираем спорт».
Проблема проекта:
Какую систему физкультурно - оздоровительно деятельности создать для формирования у детей дошкольного возраста положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом?
Целью данного проекта стала создание условий для физкультурно - оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей, и снижения заболеваемости у детей.
Задачи:
* Оздоровительные:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья;
- формирование всех систем и функций организма (сердечно сосудистой, костно - мышечной)
- привитие навыков гигиены, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- закаливание;
- развитие интереса к физической культуре и спорту.
- подготовка ребёнка к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
* Образовательные;
- формирование у детей двигательных умений и навыков;
- формирование навыков выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, строевых и спортивных упражнений;
- обучение детей элементам спортивных игр;
- информирование о пользе занятий и значении физических упражнений;
- освоение знаний о своём организме, роли физической культуры, способах укрепления здоровья;
- формирование представлений о технике и методике выполнения физических упражнений.
- формирование нравственно - физических навыков;
- выработка у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, как потребности в физическом совершенствовании;
- воспитание привычки соблюдать режим дня;
- развитие умений преодолевать отрицательное психическое состояние;
- создание условий для воспитания положительных черт характера и проявления нравственно - волевых качеств.
Принципы проекта
-
Принцип разностороннего развития личности
Создание условий для активизации мыслительной деятельности, когда ребёнок сам ищет рациональный способ решения;
-
Принцип гуманизации
Физкультурно - оздоровительная работа строится на основе комфортности, с учётом желания и настроения детей.
-
Принцип индивидуальности
Обеспечение здорового образа жизни каждому ребёнку с учётом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки.
-
Принцип цикличности и систематичности
Постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности.
-
Принцип оздоровительный
Обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивной деятельности.
-
Принцип взаимосвязи с семьёй
Соблюдение единых требований МАДОУ и семьи в воспитании здорового ребёнка и вовлечение в оздоровительные мероприятия.
Основные направления деятельности.
С учётом поставленной цели и задач была разработана модель реализации проекта «Мы выбираем спорт»
Участники
Наименование мероприятия
Педагоги
Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни; организация рациональной двигательной активности детей; создание условий для организации оздоровительных режимов; профилактическая работа; педагогическое наблюдение за физической подготовленностью детей; летние оздоровительные мероприятия; консультации, мастер - класс для педагогов, система доступного закаливания .
Дети
Утренняя зарядка; подвижные игры, занятия в кружке «Игроритмика» (аэробика и фитбол); коррегирующая гимнастика для профилактики плоскостопия, нарушения осанки; гимнастика пробуждения, босохождение по солевым дорожкам; физкультурные занятия - три раза в неделю (одно на улице); физкультурные и музыкальные досуги «Весёлый стадион», «Зимняя Спартакиада», «Будущие защитники Отечества», «Папа, мама я - спортивная семья», «От звёздочек, к олимпийским медалям!» спортивный праздник посвящённый «Дню защиты детей», «В царстве Нептуна» «Если хочешь быть здоров - закаляйся»; беседы, галерея рисунков «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»; проблемные ситуации, мероприятия в летний оздоровительный период.
Родители
Реализация права родителей участвовать в образовательном процессе; совместная работа педагогов и родителей с целью укрепления здоровья детей; оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, консультации, анкетирование, семейные спортивные праздники, соревнования, досуги.
ДЮСШ №11
Проведение совместных спортивных мероприятий
Данная модель реализации проекта «Мы выбираем спорт» позволяет повысить двигательную активность детей, укрепить здоровье детей, тем самым снизить заболеваемость.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный.
Этап предусматривает подбор и анализ литературы, подбор материально - технических ресурсов, необходимых для реализации проекта; подбор комплексов утренней гимнастики, разработки перспективного планирования основных видов деятельности; подбор упражнений для аэробики и фитбола; подбор подвижных игр; написание сценария для праздников и развлечений и др.
2 этап: Практический.
Данный этап включает в себя все виды детской деятельности практической направленности, связанные с реализацией проекта: утренняя зарядка, упражнения коррегирующие осанку и для профилактики плоскостопия; физкультурные занятия; подвижные игры (русские народные, спортивные игры - эстафеты, коммуникативные игры); аэробика, фитбол; спортивные праздники, развлечения, досуги.
3 этап: Презентационный.
Этап предусматривает презентацию продуктов детской деятельности по тематике проекта: галерея рисунков о зимних и летних видах спорта, поделки на тему «Медали чемпионов», спортивные газеты и фото отчёты «Наши достижения»: спортивные праздники и развлечения: «Весёлый стадион», «Зимняя Спартакиада», «День Защитников Отечества» (совместно с родителями), «Мама, папа я - спортивная семья» (совместно с родителями), «День защиты детей», «Весёлые старты», в ДЮСШ №11, ежегодные соревнования, «Малая летняя Олимпиада», «Юный чемпион» (ежегодные районные соревнования); оформление книги «Наши достижения», аллея «Спортивные звёздочки».
Основными результатами внедрение проекта являются:
В МАДОУ №315 по направлению «Физическое развитие и здоровье» созданы условия для правильного физического развития детей.
1. Имеется хорошая материально - техническая база:
- спортзал с соответствующим спортивным оборудованием: мини тренажёры, канаты, разной длины и объёма, мячи, прыгалки, гимнастические скамейки, лестницы, ребристые доски, обручи, мешочки (имеющие разный вес), мячи для фитбола, дорожка здоровья «Радуга», стойки для баскетбола с мячами; стойки для прыжков в высоту, деревянные дуги разной высоты и ширины, массажные мячи, дартц, кольцебросы, качалки для равновесия, гимнастические стенки и мягкие маты;
- спортивная площадка, со специальным покрытием;
- спортивный переносной материал для занятий на улице;
- музыкальный центр и радио микрофоны, для проведения спортивных праздников и развлечений на улице.
2. Физическое развитие детей соответствует возрастной норме:
- дети знают большое количество общеразвивающих упражнений, у них формируются основные виды движений: бег, прыжки, лазанье, ползанье, метание, владение мячом, равновесие.
- дети к старшему возрасту осознают потребность ведения здорового образа жизни;
- демонстрируют высокий уровень физической подготовленности: команда детей 6 лет принимала участие в районных соревнованиях, в которых заняла 1 место, и была делегирована от района на участие в городских спортивных соревнованиях, в которых также заняла призовое 2 и 3 место в личном зачёте. Также команда детей принимала участие в соревнованиях в ДЮСШ № 11, где дети заняли 1 место. В летнюю оздоровительную компанию дети среднего (5 лет) и старшего (6 лет) возраста принимали участие в соревнованиях посвящённых «Дню защиты детей» и «Летняя Спартакиада», где так же заняли 1 место в личных и общих зачётах.
3. Внедрение проекта в МАДОУ позволило приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию, расширить их знания об особенностях выполнения профилактических и коррекционных физических упражнений, организации подвижных и спортивных игр, а так же помогла в создании условий для развития двигательных навыков дома.
Дальнейшее развитие проекта, предусматривает:
- продолжать создавать благоприятные условия для организации физкультурно - оздоровительной деятельности в МАДОУ и семье;
- совершенствовать качества образовательного процесса по физической культуре путём интеграции разных направлений;
- продолжать создавать условия для оздоровления детей через систему профилактических мероприятий;
- формировать потребность детей в ежедневной двигательной активности;
- побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью;
- продолжать знакомить детей с доступными способами его укрепления;
- продолжать совместную деятельность педагогов и родителей в работе по физическому воспитанию детей в МАДОУ и семье.
Личный вклад:
-
Комплексы утренней гимнастики.
-
Перспективное планирование основных видов движения (все возрастные группы)
-
Картотека подвижных игр (все возрастные группы)
-
Сценарии спортивных праздников (все возрастные группы)
-
Консультации для педагогов: «Гимнастика пробуждения в детском саду», «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия», «Физкультурно - оздоровительная работа в МАДОУ»
-
Рекомендации для родителей.
-
Анкеты для родителей.
Таким образом:
Проектная деятельность выводит работу коллектива на качественно новый уровень, предъявляет более высокие требования к каждому участнику реализуемого проекта (педагог, родители, дети), стимулирует появления новых идей на этапе разработки содержания и методов обучения и воспитания, способствующих эффективной реализации педагогического процесса. Позволяет вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей, что позволяет им лучше узнать внутренний мир собственного ребёнка.
Литература:
-
«Букварь здоровья» /Л.В.Баль, В.В.Ветрова, 1995./
-
Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т.С.Яковлева, 2006г./
-
М.Ю. Картушина. «Зелёный огонёк»
-
Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», М.,2005
-
Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду М: Мозаика-Синтез, 2005
-
Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. М.: Просвещение, 2007
-
Тимофеева Е.А. Подвижная игра с детьми младшего дошкольного возраста. - М., 1979
-
Вавилова Е.А. Учите детей прыгать, бегать, лазать. - М., 1983
-
Вавилова Е.А. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. - М., 1981
-
Лескова Т.П. Бусинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1981
-
Рунова М.А. Двигательная активность в детском саду. - М., 2000
-
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. - М., 2010
-
Справочник старшего воспитателя №2 февраль 2013г.
-
Справочник старшего воспитателя №8 2013г.
-
Журнал: Инструктор по физкультуре №2 2013г, №4 2015г
-
Спортивные праздники и развлечения В.Я. Лысова, Т.С. Яковлева, М.Б. Зацепина, О.И. Воробьёва Аркти М 2000г.
-
Детские Олимпийские игры /занятия с детьми 2-7 лет/ Л.А. Соколова Волгоград Издательство «Учитель» 2014г.
-
Интернет - источники:
-teoria.ru
-dissercat.com/content/razvitie-dvigatelnykh-sposobnostei-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-modeliro