• Преподавателю
  • Физкультура
  • Рабочая программа по физической культуре для детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида

Рабочая программа по физической культуре для детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0 - 4 кл.) под редакцией И.М. Бгажноковой, М.: «Просвещение», 2011г.

В программе использованы материалы:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждён приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598);

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждён приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

3. Приказа Министерства образования и науки Амурской области от 15. 09. 2010 г. № 1439 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования»;

4. Программы и методические рекомендации по физическому воспитанию учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

На преподавание рабочей программы отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, 34 учебных недели во 2 - 4 классов и 33учебные недели в 1 классах.

Физическая культура в коррекционном образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.

Целью физического воспитания в начальной школе является содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника.

Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:

1. Коррекция нарушений физического развития;

2. Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости);

3. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

4. Развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;

5. Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки.

Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- коррекционная направленность обучения;

- комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.


Общая характеристика учебного предмета

Уроки физического воспитания направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движения детей. На уроках используются нетрадиционные формы изучения программного материала, различные подвижные и ролевые игры и игровые ситуации, которые имеют большое значение для укрепления здоровья детей, стимуляции интереса к занятиям. Целесообразно применять педагогические приемы, направленные на коррекцию умственной отсталостью учеников. Особенности обучения физкультуры состоят в следующем:

-продолжительность подготовительной части урока небольшая (5-6 минут) и может включать в себя как ранее разученные «тематические комплексы упражнений, так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления.

- в основной части урока необходимо выделить образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объёма учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 минут до 10-12 минут;

- продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.

Структура и содержание

Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.

Программа состоит из следующих основных разделов:

-Легкая атлетика;

- Гимнастика;

-кроссовой подготовки;

-Подвижные игры (для 4 класса - пионербол).

Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Легкоатлетические упражнения проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

Раздел «Гимнастика» включает строевые упражнения, корригирующие упражнения с предметами и без предметов, элементы акробатических упражнений, лазание, висы, упражнения на равновесие и опорные прыжки (3-4 кл.)

Уроки лыжной подготовки заменяются на кроссовую подготовку т.к. учреждение не имеет материально - технической базы.

В каждый раздел программы включены игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений. Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов учащиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.

Занятия по физической культуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

В целях контроля в 1 - 4 классах проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.

Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.







Распределение учебного материала по разделам

программы и классам

п/п

Вид программного

материала

Количество часов

Класс

1

2

3

4

1.

Основы знаний

4

4

4

4

2.

Лёгкая атлетика

14

14

14

14

3.

Основы знаний Гимнастика: (общеразвивающие упражнения, упражнения на осанку, коррекционные и корригирующие)

24

24

24

24

4.

Подвижные игры

20

20

20

20

5.

Кроссовая подготовка

6

6

6

6

6.

Всего часов

68

68

68

68



Основные требования к умениям учащихся:


Обучающиеся должны уметь:

1 класс:

  • Ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу;

  • Ходить по гимнастической скамейке;

  • Выполнять задание по словесной инструкции учителя;

  • Выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме;

  • Чередовать бег с ходьбой;

  • Метать мячи одной рукой с места;

  • Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.

Знать:

  • Что значит шеренга, колонна;

  • Что называется гимнастическим упражнением;

  • Названия снарядов;

  • Что такое ходьба, бег, прыжки, метание;

  • Правила поведения на занятиях.

2 класс:

Уметь

  • Правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

  • Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой;

  • Сохранять равновесие при движении по гимнастической скамейке.

Знать:

  • Свое место в строю;

  • Как правильно дышать во время ходьбы и бега;

  • Кто такие «направляющий», «замыкающий»;

  • Правила поведения на занятиях.

3 класс:

Уметь:

  • Правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках;

  • Лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке,

  • Метать на дальность и на меткость;

  • Выполнять высокий старт;

  • Бежать в медленном темпе 2 мин.

Знать:

  • Положение частей тела во время ходьбы, бега, прыжков, метаний;

  • Как выбрать место и взаимодействовать с партнером, командой;

  • Правила поведения на занятиях.

4 класс:

Уметь:

  • Прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад;

  • Играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски.

Знать:

  • 1 - 2 комплекса утренней гимнастики;

  • Что такое дистанция;

  • Правила поведения на занятиях.


Список литературы:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0 - 4 кл.) под редакцией И.М. Бгажноковой, М.: «Просвещение», 2011г.

  2. К.Р. Мамедов. Физическая культура для учащихся специальных медицинских групп. Тематическое планирование. Игры. Упражнения 1 - 11 классов. - М., 2008

  3. Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культуры со школьниками, отнесенные к специальной медицинской группе. - М., 2009.

  4. «Школа физкультминуток» под редакцией Ковалько В.И., М.: «Вако», 2007.

Календарно-тематическое планирование для учащихся 1 - 4 классов VIII вида обучения


№ п/п

Наименование раздела

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Основы знаний о физической культуре

Правила утренней гигиены и их значение для человека.

Изучение правил поведения в зале, на площадке

Знать инструктаж по технике безопасности на уроках физкультуры

2.

Основы знаний о физической культуре

Значение физических упражнений для здоровья человека. Физическая нагрузка и отдых.

Равномерный бег с чередованием ходьбы. Комплекс ОРУ для осанки.

Уметь выполнять комплекс ОРУ на осанку.

3.

Основы знаний о физической культуре

Знакомство с правильной осанкой, ходьбой, бегом, метаниями, прыжками.

Бег «змейкой». ОРУ с гимнастическими палками.

Уметь выполнять комплекс ОРУ с г/палками.

4.

Основы знаний о физической культуре

Значение и основные правила закаливания.

Повороты на месте (направо, налево) под счет.

Знать основные правила закаливания.

5.

Легкая атлетика - 14 часов.

Ходьба в различном темпе, с выполнениями упражнений для рук.

Ходьба и бег в колонне по одному.

Уметь выполнять ходьбу за направляющим.

6.

Легкая атлетика

Ходьба с контролем и без контроля зрения.

Ходьба по полу по начерченной линии.

Уметь выполнять упражнения на координацию.

7.

Легкая атлетика

Бег в чередовании с ходьбой до 100 м. Дыхательные упражнения.

Бег на месте с высоким подниманием бедра.

Уметь выполнять сочетания бега и ходьбы.

8 - 9.

Легкая атлетика

Понятие высокий старт. Бег 10 - 15 м. с высокого старта.

Ходьба с изменением направления движения.

Знать понятие высокого старта.

Уметь выполнять высокий старт.

10.

Легкая атлетика

Медленный бег до 3 мин.

Чередование нагрузки.

Уметь демонстрировать выносливость.

11 - 12.

Легкая атлетика

Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед, до 15 м.

Ходьба и бег между предметами.

Уметь выполнять многоскоки.

13 - 14.

Легкая атлетика

Прыжки в длину (место отталкивания не обозначено) способом согнув ноги.

Упражнения на дыхание. Многоскоки.

Уметь выполнять приземление на две ноги.

15.

Легкая атлетика

Ходьба и бег с изменением направления движения по ориентирам

Эстафеты с бегом и прыжками. Комплекс ОРУ на осанку.

Уметь выполнять движения по ориентирам.

16 - 17.

Легкая атлетика

Метание малого мяча левой, правой рукой на дальность в горизонтальную и вертикальную цель с места.

ОРУ с малыми мячами. Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).

Уметь метать мяч в цель.

18.

Легкая атлетика

Метание малого мяча в мишень с места.

Упражнения на координацию движения.

Уметь метать мяч в мишень.

19.

Гимнастика - 24 часа.

Построение в колонну по одному.

Построение в шеренгу.

Выполнение строевых команд

Знать инструктаж по Т.Б. на уроках гимнастике.

20.

Перестроение из колонны по два в колонну по одному.

Ходьба на пятках, носках. Ходьба с контролем и без контроля зрения.

Уметь выполнять перестроения.

21 - 22

Ходьба по скамейке на носках. Игра «Мяч соседу».

Упражнения на развитие координации и равновесия.

Уметь выполнять упражнения на координацию.

23.

Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка»

Принятие и.п. рук с закрытыми глазами.

Уметь выполнять комплекс ОРУ.

24 - 25.

Лазание по гимнастической стенке с переходом на другой пролёт

Комплекс упражнений на координацию движений.

Уметь выполнять лазание по гимн. стенке.

26.

Упражнения на равновесие. Комплекс упражнений в равновесии «Скамеечка»

Комплекс упражнений с гимнастическими скакалками.

Уметь правильно выполнять движения в равновесии.

27 - 28.

Ходьба по гимнастической скамейке. Игра «Пятнашки елочкой».

Передвижение по диагонали, противоходом.

Знать правила игры «Пятнашки елочкой».

29.

Подъем туловища, сидя на скамейке.

Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки.

Уметь выполнять упражнения на пресс.

30 - 31.

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Игра «Эстафета с мячами».

Размыкание и смыкание приставными шагами.

Уметь выполнять упражнения на пресс.

32.

Подъем туловища с помощью партнера.

Выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг!»

Знать комплекс ОРУ на координацию.

33 - 34.

Упражнения для профилактики и исправления плоскостопия.

Упражнения с гимнастическими палками. Вис на руках.

Уметь выполнять вис на руках.

35.

Упражнения с обручами. Комплекс специальных упражнений «ровная спина».

Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.

Уметь выполнять комплекс корригирующих упражнений.

36 - 37.

Перекаты в группировке. Из положения, лежа на спине «мост».

Перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в движении с поворотом.

Уметь выполнять акробатические упражнения.

38.

Вис на гимнастической стенке на согнутых руках.

Комплекс упражнений для формирования
правильной осанки

Уметь выполнять вис на согнутых руках.

39.

Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами.

Размыкание, смыкание в квадрат по ориентирам.

Уметь выполнять упражнения на внимание.

40 - 41.

Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук.

Наклоны вперед из положения сидя.

Уметь выполнять упражнения на гибкость.

42.

Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки.

Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений

Уметь выполнять упражнения на дыхания.

43 - 44.

Подвижные игры - 20 часов.

Игра «Совушка». Упражнения на точность выполнения.

Глубокие выпады в приседе.

Знать правила игры.

45 - 46.

«Через кочки и пенечки».

Прыжки через скакалку.

Уметь выполнять упражнения со скакалкой.

47 - 48.

Обучение игре «Мяч с четырех сторон».

ОРУ с набивными мячами.

Уметь владеть малым мячом в игре.

49 - 50.

Подвижная игра в квадрате «Охотники и утки».

Подбрасывание мяча вверх на заданную высоту.

Знать правила игры.

51 - 52.

Эстафеты с баскетбольными мячами.

Броски большого мяча двумя руками в парах.

Уметь владеть баскетбольными мячами в беге.

53 - 54.

«Прыгающие воробушки».

Специальные прыжковые упражнения. Многоскоки.

Знать правила игры.

55 - 56.

Игра «Мяч соседу».

Передача мяча в колоннах.

Упражнения с баскетбольными мячами в парах, тройках.

Уметь владеть баскетбольным мячом.

57 - 58.

Игра «Попади мячом в булаву».

ОРУ в парах. Дыхательные упражнения.

Уметь выполнять упражнения на ловкость.

59 - 60.

«Мяч через сетку».

ОРУ с повышенной амплитудой движений.

Корректировка техники и точности игры.

61 - 62.

«Перебежка с выручкой».

Комплекс корректирующих упражнений.

Контроль осанки в движении.

64.

Кроссовая подготовка - 6 часов.

Медленный бег до трех минут с чередованием ходьбы.

Бег в режиме умеренной интенсивности.

Уметь правильно дозировать нагрузку в беге.

65.

Преодоление полосы из 4 препятствий.

Чередование бега и ходьбы.

Уметь правильно дозировать нагрузку в беге.

66.

Преодоление полосы из 5 препятствий.

Упражнения для профилактики и исправления плоскостопия.

Уметь правильно дозировать нагрузку в беге.

67.

Медленный бег до 1500 метров без учета времени.

Развитие выносливости. Упражнения на восстановления дыхания.

Уметь применять комплекс ОРУ на восстановление дыхания.

68.

Бег в равномерном темпе до 500 метров.

Наклоны на гибкость.

Подведение итогов.



© 2010-2022