- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по физической культуре для детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
Рабочая программа по физической культуре для детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лысяк Л.С. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0 - 4 кл.) под редакцией И.М. Бгажноковой, М.: «Просвещение», 2011г.
В программе использованы материалы:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждён приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598);
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждён приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
3. Приказа Министерства образования и науки Амурской области от 15. 09. 2010 г. № 1439 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования»;
4. Программы и методические рекомендации по физическому воспитанию учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
На преподавание рабочей программы отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, 34 учебных недели во 2 - 4 классов и 33учебные недели в 1 классах.
Физическая культура в коррекционном образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Целью физического воспитания в начальной школе является содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника.
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
1. Коррекция нарушений физического развития;
2. Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости);
3. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
4. Развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
5. Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Общая характеристика учебного предмета
Уроки физического воспитания направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движения детей. На уроках используются нетрадиционные формы изучения программного материала, различные подвижные и ролевые игры и игровые ситуации, которые имеют большое значение для укрепления здоровья детей, стимуляции интереса к занятиям. Целесообразно применять педагогические приемы, направленные на коррекцию умственной отсталостью учеников. Особенности обучения физкультуры состоят в следующем:
-продолжительность подготовительной части урока небольшая (5-6 минут) и может включать в себя как ранее разученные «тематические комплексы упражнений, так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления.
- в основной части урока необходимо выделить образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объёма учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 минут до 10-12 минут;
- продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.
Структура и содержание
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
Программа состоит из следующих основных разделов:
-Легкая атлетика;
- Гимнастика;
-кроссовой подготовки;
-Подвижные игры (для 4 класса - пионербол).
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Легкоатлетические упражнения проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.
Раздел «Гимнастика» включает строевые упражнения, корригирующие упражнения с предметами и без предметов, элементы акробатических упражнений, лазание, висы, упражнения на равновесие и опорные прыжки (3-4 кл.)
Уроки лыжной подготовки заменяются на кроссовую подготовку т.к. учреждение не имеет материально - технической базы.
В каждый раздел программы включены игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений. Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов учащиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.
Занятия по физической культуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
В целях контроля в 1 - 4 классах проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
Распределение учебного материала по разделам
программы и классам
№
п/п
Вид программного
материала
Количество часов
Класс
1
2
3
4
1.
Основы знаний
4
4
4
4
2.
Лёгкая атлетика
14
14
14
14
3.
Основы знаний Гимнастика: (общеразвивающие упражнения, упражнения на осанку, коррекционные и корригирующие)
24
24
24
24
4.
Подвижные игры
20
20
20
20
5.
Кроссовая подготовка
6
6
6
6
6.
Всего часов
68
68
68
68
Основные требования к умениям учащихся:
Обучающиеся должны уметь:
1 класс:
-
Ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу;
-
Ходить по гимнастической скамейке;
-
Выполнять задание по словесной инструкции учителя;
-
Выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме;
-
Чередовать бег с ходьбой;
-
Метать мячи одной рукой с места;
-
Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.
Знать:
-
Что значит шеренга, колонна;
-
Что называется гимнастическим упражнением;
-
Названия снарядов;
-
Что такое ходьба, бег, прыжки, метание;
-
Правила поведения на занятиях.
2 класс:
Уметь
-
Правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
-
Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой;
-
Сохранять равновесие при движении по гимнастической скамейке.
Знать:
-
Свое место в строю;
-
Как правильно дышать во время ходьбы и бега;
-
Кто такие «направляющий», «замыкающий»;
-
Правила поведения на занятиях.
3 класс:
Уметь:
-
Правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках;
-
Лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке,
-
Метать на дальность и на меткость;
-
Выполнять высокий старт;
-
Бежать в медленном темпе 2 мин.
Знать:
-
Положение частей тела во время ходьбы, бега, прыжков, метаний;
-
Как выбрать место и взаимодействовать с партнером, командой;
-
Правила поведения на занятиях.
4 класс:
Уметь:
-
Прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад;
-
Играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски.
Знать:
-
1 - 2 комплекса утренней гимнастики;
-
Что такое дистанция;
-
Правила поведения на занятиях.
Список литературы:
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0 - 4 кл.) под редакцией И.М. Бгажноковой, М.: «Просвещение», 2011г.
-
К.Р. Мамедов. Физическая культура для учащихся специальных медицинских групп. Тематическое планирование. Игры. Упражнения 1 - 11 классов. - М., 2008
-
Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культуры со школьниками, отнесенные к специальной медицинской группе. - М., 2009.
-
«Школа физкультминуток» под редакцией Ковалько В.И., М.: «Вако», 2007.
Календарно-тематическое планирование для учащихся 1 - 4 классов VIII вида обучения
№ п/п
Наименование раздела
Тема урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата проведения
по плану
по факту
1.
Основы знаний о физической культуре
Правила утренней гигиены и их значение для человека.
Изучение правил поведения в зале, на площадке
Знать инструктаж по технике безопасности на уроках физкультуры
2.
Основы знаний о физической культуре
Значение физических упражнений для здоровья человека. Физическая нагрузка и отдых.
Равномерный бег с чередованием ходьбы. Комплекс ОРУ для осанки.
Уметь выполнять комплекс ОРУ на осанку.
3.
Основы знаний о физической культуре
Знакомство с правильной осанкой, ходьбой, бегом, метаниями, прыжками.
Бег «змейкой». ОРУ с гимнастическими палками.
Уметь выполнять комплекс ОРУ с г/палками.
4.
Основы знаний о физической культуре
Значение и основные правила закаливания.
Повороты на месте (направо, налево) под счет.
Знать основные правила закаливания.
5.
Легкая атлетика - 14 часов.
Ходьба в различном темпе, с выполнениями упражнений для рук.
Ходьба и бег в колонне по одному.
Уметь выполнять ходьбу за направляющим.
6.
Легкая атлетика
Ходьба с контролем и без контроля зрения.
Ходьба по полу по начерченной линии.
Уметь выполнять упражнения на координацию.
7.
Легкая атлетика
Бег в чередовании с ходьбой до 100 м. Дыхательные упражнения.
Бег на месте с высоким подниманием бедра.
Уметь выполнять сочетания бега и ходьбы.
8 - 9.
Легкая атлетика
Понятие высокий старт. Бег 10 - 15 м. с высокого старта.
Ходьба с изменением направления движения.
Знать понятие высокого старта.
Уметь выполнять высокий старт.
10.
Легкая атлетика
Медленный бег до 3 мин.
Чередование нагрузки.
Уметь демонстрировать выносливость.
11 - 12.
Легкая атлетика
Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед, до 15 м.
Ходьба и бег между предметами.
Уметь выполнять многоскоки.
13 - 14.
Легкая атлетика
Прыжки в длину (место отталкивания не обозначено) способом согнув ноги.
Упражнения на дыхание. Многоскоки.
Уметь выполнять приземление на две ноги.
15.
Легкая атлетика
Ходьба и бег с изменением направления движения по ориентирам
Эстафеты с бегом и прыжками. Комплекс ОРУ на осанку.
Уметь выполнять движения по ориентирам.
16 - 17.
Легкая атлетика
Метание малого мяча левой, правой рукой на дальность в горизонтальную и вертикальную цель с места.
ОРУ с малыми мячами. Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).
Уметь метать мяч в цель.
18.
Легкая атлетика
Метание малого мяча в мишень с места.
Упражнения на координацию движения.
Уметь метать мяч в мишень.
19.
Гимнастика - 24 часа.
Построение в колонну по одному.
Построение в шеренгу.
Выполнение строевых команд
Знать инструктаж по Т.Б. на уроках гимнастике.
20.
Перестроение из колонны по два в колонну по одному.
Ходьба на пятках, носках. Ходьба с контролем и без контроля зрения.
Уметь выполнять перестроения.
21 - 22
Ходьба по скамейке на носках. Игра «Мяч соседу».
Упражнения на развитие координации и равновесия.
Уметь выполнять упражнения на координацию.
23.
Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка»
Принятие и.п. рук с закрытыми глазами.
Уметь выполнять комплекс ОРУ.
24 - 25.
Лазание по гимнастической стенке с переходом на другой пролёт
Комплекс упражнений на координацию движений.
Уметь выполнять лазание по гимн. стенке.
26.
Упражнения на равновесие. Комплекс упражнений в равновесии «Скамеечка»
Комплекс упражнений с гимнастическими скакалками.
Уметь правильно выполнять движения в равновесии.
27 - 28.
Ходьба по гимнастической скамейке. Игра «Пятнашки елочкой».
Передвижение по диагонали, противоходом.
Знать правила игры «Пятнашки елочкой».
29.
Подъем туловища, сидя на скамейке.
Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки.
Уметь выполнять упражнения на пресс.
30 - 31.
Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Игра «Эстафета с мячами».
Размыкание и смыкание приставными шагами.
Уметь выполнять упражнения на пресс.
32.
Подъем туловища с помощью партнера.
Выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг!»
Знать комплекс ОРУ на координацию.
33 - 34.
Упражнения для профилактики и исправления плоскостопия.
Упражнения с гимнастическими палками. Вис на руках.
Уметь выполнять вис на руках.
35.
Упражнения с обручами. Комплекс специальных упражнений «ровная спина».
Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Уметь выполнять комплекс корригирующих упражнений.
36 - 37.
Перекаты в группировке. Из положения, лежа на спине «мост».
Перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в движении с поворотом.
Уметь выполнять акробатические упражнения.
38.
Вис на гимнастической стенке на согнутых руках.
Комплекс упражнений для формирования
правильной осанки
Уметь выполнять вис на согнутых руках.
39.
Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами.
Размыкание, смыкание в квадрат по ориентирам.
Уметь выполнять упражнения на внимание.
40 - 41.
Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук.
Наклоны вперед из положения сидя.
Уметь выполнять упражнения на гибкость.
42.
Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки.
Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений
Уметь выполнять упражнения на дыхания.
43 - 44.
Подвижные игры - 20 часов.
Игра «Совушка». Упражнения на точность выполнения.
Глубокие выпады в приседе.
Знать правила игры.
45 - 46.
«Через кочки и пенечки».
Прыжки через скакалку.
Уметь выполнять упражнения со скакалкой.
47 - 48.
Обучение игре «Мяч с четырех сторон».
ОРУ с набивными мячами.
Уметь владеть малым мячом в игре.
49 - 50.
Подвижная игра в квадрате «Охотники и утки».
Подбрасывание мяча вверх на заданную высоту.
Знать правила игры.
51 - 52.
Эстафеты с баскетбольными мячами.
Броски большого мяча двумя руками в парах.
Уметь владеть баскетбольными мячами в беге.
53 - 54.
«Прыгающие воробушки».
Специальные прыжковые упражнения. Многоскоки.
Знать правила игры.
55 - 56.
Игра «Мяч соседу».
Передача мяча в колоннах.
Упражнения с баскетбольными мячами в парах, тройках.
Уметь владеть баскетбольным мячом.
57 - 58.
Игра «Попади мячом в булаву».
ОРУ в парах. Дыхательные упражнения.
Уметь выполнять упражнения на ловкость.
59 - 60.
«Мяч через сетку».
ОРУ с повышенной амплитудой движений.
Корректировка техники и точности игры.
61 - 62.
«Перебежка с выручкой».
Комплекс корректирующих упражнений.
Контроль осанки в движении.
64.
Кроссовая подготовка - 6 часов.
Медленный бег до трех минут с чередованием ходьбы.
Бег в режиме умеренной интенсивности.
Уметь правильно дозировать нагрузку в беге.
65.
Преодоление полосы из 4 препятствий.
Чередование бега и ходьбы.
Уметь правильно дозировать нагрузку в беге.
66.
Преодоление полосы из 5 препятствий.
Упражнения для профилактики и исправления плоскостопия.
Уметь правильно дозировать нагрузку в беге.
67.
Медленный бег до 1500 метров без учета времени.
Развитие выносливости. Упражнения на восстановления дыхания.
Уметь применять комплекс ОРУ на восстановление дыхания.
68.
Бег в равномерном темпе до 500 метров.
Наклоны на гибкость.
Подведение итогов.