- Преподавателю
- Физкультура
- Совершенствование технических элементов в баскетболе на основе личностно-ориентированного подход
Совершенствование технических элементов в баскетболе на основе личностно-ориентированного подход
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хисамутдинов Р.М. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Городское методическое объединение учителей физической культуры
Доклад
«Совершенствование технических элементов в
баскетболе на основе личностно- ориентированного
подхода»
Подготовил: тренер - преподаватель ДЮСШ
Хисамутдинов Р.М.
2 011 г.
г. Пыть - Ях
Правительством Российской Федерации утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", в которой отмечается, что создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению задачи роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина.
В целях формировании физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности учащихся.
Решающую роль в оптимальном создании условий для учета требований государственного стандарта играет применение личностно-ориентированного подхода. Во-первых, личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не к формированию у детей социально типичных свойств, а к развитию в каждом из них уникальных личностных качеств. Совершенно очевидно, что реализация личностно ориентированного подхода должна осуществляться за счет наиболее полного учета индивидуальных особенностей личности и возможностей растущего организма каждого школьника.
В системе школьного физкультурного образования самым перспективным является разработка программ по следующим направлениям:
- базовое физическое воспитание (в соответствии с Государственным образовательным стандартом);
- оздоровительная физическая подготовка (для основной медицинской группы учащихся);
- профильная спортивная тренировка (для школьников, обладающих способностями к спортивной деятельности);
- адаптивная физическая культура (для школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и развитии).
Основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных технологий базового и профильного физического воспитания, оздоровительной физической подготовки, адаптивной физической культуры, спортивной тренировки в различных видах физической активности.
Формирование инновационных технологий предполагает использование определенных критериев, которые позволяют судить об эффективности того или иного нововведения. Основным критерием инноваций является новизна, имеющая равное отношение к оценке как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в профессиональной деятельности учителей. Возможность творческого применения инновационных технологий в массовом опыте также является критерием оценки их эффективности.
Целесообразность применения инноваций в массовой практике подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных педагогов, но после их апробации и объективной экспертизы они могут быть рекомендованы к массовому внедрению. Четкое представление о содержании и критериях инновационных технологий, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение.
Использование личностно ориентированного подхода, так же как и дифференцированного и индивидуального подходов, является непременным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Разрабатываемые личностно ориентированные технологии предусматривают распределение занимающихся физическими упражнениями на типологические группы для более объективного учета индивидуальных и групповых особенностей школьников.
Основой распределения учащихся на группы служит принадлежность к определенному психическому или соматическому типу, а также к наиболее успешному выполнению какого-либо вида физической активности. Критериями для подобного распределения могут быть: пол, медицинская группа, уровень физической подготовленности, тип телосложения и т.д. Реализация личностно ориентированного подхода связана с необходимостью определения индивидуальных и групповых особенностей и возможностей учащихся, выбор адекватных оптимальных тренировочных режимов. Данный подход должен отражаться в поставленных задачах урока, которые реализуются через различные упражнения, имеющие свою сложность и целенаправленность, в зависимости от поставленной задачи. Чтобы урок по разделу «Баскетбол» или даже тренировочное занятие состоялся в полном объеме и имел свое логическое начало и продолжение, необходимо всегда начинать свое занятие с элементов баскетбола. Особое внимание необходимо уделять тому фактору, чтобы баскетбольный мяч был у каждого обучающегося. Начало занятия для ученика должно проходить в постоянном контакте с мячом. Ученик с первых минут занятия должен почувствовать, что он находится именно на уроке по баскетболу. Даже если учитель физической культуры не является специалистом в области спортивных игр, он может включать упражнения с мячом в простейшие обще-развивающие упражнения из раздела по легкой атлетике.
Примеры1:
-
Мяч за спиной + бег с захлестыванием голени назад.
-
Шаг-подскок + мяч под ногой.
-
Бег на носках с прямыми ногами + мяч вокруг корпуса.
-
Вышагивание в наклоне + мяч под ногами «восьмеркой».
-
Семенящий бег на пятках + подбрасывание мяча из-за спины через голову вперед, ловя мяч спереди.
-
Бег с высоким подниманием бедра + мяч вокруг корпуса.
-
Движение в и.п упор присев сзади, мяч на животе + по свистку короткое ускорение.
Как правило, в школах недостаточная материальная база для изучения спортивных игр. Можно наблюдать такую картину: учитель изучает со своими подопечными раздел «Баскетбол» используя один мяч на протяжении всего урока, когда в классе присутствует 12-15 человек. И весь урок сводится к тому, что с начала и до конца занятия проходит двусторонняя игра. В случае, когда учитель не имеет возможности обеспечить каждого ребенка баскетбольным мячом, есть множество способов, приемов и упражнений для того, чтобы создать высокую плотность урока, при которой занятие будет выглядеть как настоящий урок по изучению баскетбола.
Примеры (упражнения в группах по три и более человек):
-
Передача мяча в тройках со сменой мест («восьмерка») - обучающиеся становятся в треугольник у лицевой линии площадки, игрок в середине делает передачу партнеру и выполняет движение в сторону передачи, забегая партнеру за спину и выполняя короткое ускорение в сторону кольца. Получивший мяч партнер проделывает то же с третьим игроком.
-
«Передачи в трапеции»
-
«Кто больше передач»
-
Разновидности «пятнашек»
-
«пятнашки» с ведением
-
«пятнашки» в парах с гимнастической палкой
-
«пятнашки» пасом
Необходимо отметить, что баскетбол - очень динамичная, эмоциональная, требующая больших энергозатрат игра. С тех пор, как было установлено, что процесс обучения тесно связан с физическим, умственным и эмоциональным утомлением, будет неразумным продолжать занятие после появления соответствующих признаков утомления. Не следует превращать урок баскетбола в бессмысленную «беготню» по площадке с мячом от одного кольца к другому. Хороший учитель должен прекрасно видеть тот момент в занятии, когда необходима определенная пауза, чтобы восстановить силы. Эта пауза не должна превращаться в пустое сидение на скамейке.
Следует уделить особое внимание такому разделу в подготовке спортсменов-баскетболистов как общая физическая подготовка. Баскетбол - жесткая игра, и игроки должны быть в прекрасной физической, психической и моральной кондиции, если они хотят показать все, на что они способны.
Вряд ли найдется другая игра, сравнимая с баскетболом по напряженности. Нужно согласиться с тем фактом, что от играющих в баскетбол требуется особое сочетание физических качеств: скоростная выносливость, силовая выносливость, координационные умения и навыки, а также особый склад игрового мышления. Выше говорилось об особой динамике игры в баскетбол, во время игры вся команда игроков находится в постоянном напряжении, как физическом, так и психологическом, что предусматривает хорошее психофизическое состояние.
Примеры:
-
И.п в упоре на бедрах через гимнастическую скамейку, прогибаясь в спине выполняется передача мяча двумя руками от груди партнеру.
-
Группа учащихся выстраивается в колонну по одному лицом к баскетбольному щиту, 1-й игрок подбрасывает мяч в щит и становится в конец колонны, 2-й игрок ловит мяч в воздухе, и не приземляясь, выполняет передачу в щит и т.д.
-
ОРУ с использованием л/а барьеров, гимнастических снарядов.
-
ОРУ на развитие брюшного пресса, выполняя после наклона передачу мяча двумя руками.
Учащиеся должны быть заняты все время, независимо от продолжительности занятия. Учитель должен обучать во время занятия, и этому надо отдавать все свое внимание. Если вы отвлекаетесь, вы не можете рассчитывать на полное внимание детей к выполняемой работе. Поэтому надо исключать любые возможности для отвлечения внимания.
Для уменьшения утомляемости во время занятия можно включать в обучающий элемент урока общеразвивающие упражнения на развитие координационных способностей учащихся. Всем хорошо известно, что баскетболист без хорошей координации - это всегда слабое звено для команды. Элемент развивающей координационной направленности можно включать как в начало занятия, при выполнении так называемой «разминки баскетболиста», так и в промежутках между упражнениями с высокой интенсивностью. Общеразвивающие упражнения на развитие координационных способностей могут быть простыми и чуть сложнее, в зависимости от уровня, которым владеют учащиеся при изучении баскетбола.
Примеры:
-
Подбрасываем мяч вверх - три хлопка ладонями (спереди, сзади, спереди) - поймать мяч
-
Подбрасываем мяч вверх - махи левой, правой ногой и хлопки под ними - поймать мяч
-
Подбрасываем мяч вверх - принять и.п упор присев - встать и поймать мяч
-
Подбрасываем мяч вверх - поворот вокруг своей оси на 3600 - поймать мяч (следующий поворот в другую сторону)
-
И.п стоя к стене спиной на расстоянии от нее 2-3 м - подбрасываем мяч вверх - быстро развернуться и коснуться стены спиной - вернуться на исходное положение и поймать мяч.
-
И.п мяч за спиной стопы чуть шире плеч - мяч под ногами с отскоком от пола - поймать спереди и наоборот.
Эти упражнения можно использовать также и для уменьшения плотности урока, динамической нагрузки занятия.
Пришло время для широкого привлечения детей, подростков и молодежи к регулярной физкультурно-спортивной активности в целях укрепления их здоровья и получения существенного оздоровительного эффекта от процесса физического воспитания. Школы имеют по крайней мере три очевидных преимущества в планировании физической активности учащихся: школы посещают люди в том возрасте, когда происходят наиболее значительные изменения в их развитии; стратегия деятельности образовательных учреждений позволяет всем школьникам получить базовое образование; организация и содержание физического воспитания осуществляются главным образом через применение соответствующих образовательных программ и использование системы методов обучения.
1 - все приведенные в тексте примеры сопровождаются видеоматериалом.