Физическая культура, физкультура

  • Конспект урока физической культуры на тему: Шаңғыны тоқтатуСабақтың тақырыбы: Шаңғыны тоқтату.Құзыреттілікке жеткізетін сабақтың мақсат-міндеттері:а) Ақпараттық: Шаңғы ережелері мен әдіс- тәсілдерін тереңдетіп үйрету, ағзанын жаттыққандығын қамтамасыз ететін қозғалыс қимылдарына, іскерліктері мен дағдыларына, дене мен ақыл-ой жұмыс қабілеттілігіне қажетті білімділігін қалыптастыру, ойынға деген қызығушылығын арттыру.ә) Коммуникативтік: Оқушыларды батылдыққа дағдыландыру, танымдылығын дамыту, бауырмашылдыққа, бірлікке, татулыққа, инабаттылыққа баул...
  • Урок по теме: «Совершенствование технических действий в баскетболе» План-конспект открытого урока во 2 классе по физической культуре по теме: Совершенствование технических действий в баскетболе Цель: Формирование физической культуры личности ученика посредством освоения основ техники баскетбола Задачи: Образовательные: · совершенствовать передачу – ловлю мяча на месте, при встречном движении; · совершенствовать умения в бросках мяча в корзину в движении с отражением от щита; · совершенствовать игровые способности в учебной игре Вышибалы....
  • Спорт в нашей школеОтчет о спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе в школе 2009 – 2010 учебный год. Внеклассная спортивно-оздоровительная работа - одно из важнейших направлений системы воспитательной работы школы в целом. Разработана ежегодная циклограмма физкультурно-оздоровительных и спортивно – массовых мероприятий. В её рамках в школе проводятся Дни здоровья, спортивные соревнования и спортивные праздники. Школьники участвуют в спортивных соревнованиях школьного и городского уровней. Проводя...
  • Конспект урока по физической культуре: Допты себетке кеуде тұсынан беруСабақтың тақырыбы: Допты себетке кеуде тұсынан беру. Құзыреттілікке жеткізетін сабақтың мақсат-міндеттері: а) Ақпараттық: Спорттық ойындардың ережелерімен әдіс- тәсілдерін тереңдетіп үйрету, ағзаның жаттыққандығын қамтамасыз ететін қозғалыс қимылдарына іскерліктерімен дағдыларына жіне де дене мен ақыл ой жұмыс қабілеттілігіне қажетті білімділігін қалыптастыру, ойынға деген қызығушылығын арттыру. ә) Коммуникативтік: Спорттық ойындар арқылы ептілікке, батылдыққа дағдыландыру, танымдылығын дамы...
  • Презентация по физической культуреПрезентация сделана для подведения итогов городской спартакиады школьников. В презентации вставлены фотографии с победителями и участниками спартакиады школьников города и моменты проведения соревнований по всем видам спорта, которые включены в план проведения городской спартакиады школьников за 2012-2013 учебный год. Презентация сопровождается спортивной музыкой. Демонстрировать презентацию нужно на городском методическом обьединение учителей физической культуры когда идет подведение итогов раб...
  • Сценарий военно-спортивного праздника для старшеклассников БОГАТЫРСКИЕ ЗАБАВЫДанная разработка предназначена для проведения спортивной игры, посвященной 23 февраля, Дню Защитнгика Отечества. Цель – пробудить интерес молодых людей к армии, ее роли и места в жизни общества и судьбе Отечества. Задачи: · применить полученные знания, данные на уроках и добытые самостоятельно на практике; · воспитывать гордость за историческое прошлое и настоящее; · развивать основные навыки молодого бойца. Дата и время проведения: 19 февраля 2015 года в спортивном зал...
  • Сценарий спортивной игры для младших школьниковИгра Веселые старты Цели и задачи: Пропаганда здорового образа жизни. Укрепление здоровья и физической подготовленности учащихся. Развивать стремление к достижению поставленной цели. Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой. Воспитание чувства коллективизма, сплоченности , взаимовыручки, творческого мышления. Инвентарь: мячи-6 шт, медицинболы 6 -шт,обруч, 3 обруча карточки с названиями продуктов (или нарисованные продукты), 3 корзинки, 3 мата, ведра, мел,...
  • Статья: Гора грусти, иногда - печали или слезЭто место около Корсаковского порта называют горой Грусти (иногда - Печали или Слез). После окончания войны здесь со всего Сахалина собрались корейцы, вывезенные на остров во время японской правления на Южном Сахалине. Напрасно много дней они всматривались в морскую даль, ожидая пароходов, которые могли бы вернуть их домой. Япония отказалась вывезти корейцев на Родину, мотивируя тем, что они не граждане Японии. А Республика Корея могла предоставить всего три корабля для вывоза своих соотечествен...
  • Реферат по физической культуреЛегкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объ­единяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетического. многоборья — десятиборье, пятиборье и др. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. В программе современных Олимпийских игр легкая атлетика представле­на 24 номерами для мужчин и 14 - для женщин. Легкоатлети...
  • Внеклассное мероприятие игра-соревнование по физической культуре Кем быть? Внеклассноеспортивно- познавательное мероприятие Кем быть? предназначено для учащихся 1-4 классов. Игра – соревнование знакомит учащихся с профессиями родителей, тем самым создаётся контакт взаимопонимания между детьми и родителями. Цели и задачи: Основная цель- пропаганда и формирование здорового образа жизни. Воспитывать уважение к профессиям своих родителей. Познакомить ребят с будущими профессиями через игры и эстафеты. Развивать быстроту, ловкость и умение в данных заданиях. В...
  • Разработка по физкультуре на тему Акробатика жаттығуларын бірігіп жасауСабақтың тақырыбы: Акробатика жаттығуларын бірігіп жасау Сабақтын мақсаты: 1. Білімділік: Акробатика жаттығуларын бірігіп жасауды бағалау(Б), акробатика тәсілдерін қолдану ойындарды жетілдіру. 2. Денсаулық сақтау: Шапшандық, икімділік және күш сапаларын дамыту. 3. Тәрбиелеу: Сабақтағы жүктемені дұрыс орындау, тәртіпке тарту. Қолданатын спорт құралдары: ысқырғыш, гимнасти... № Сабақтың мазмұны Жүктеме Әдістемелік нұсқаулар 1 Кіріспе бөлімі Сапқа тұрғызу. Рапорт тапсыртқызу. Сабақтың мақсатын түсіндіру. Саптағы жаттығулар: Оңға, солға, айналып бұрылу. Секіріп бұрылу. Жүру : Аяқтын үшімен, өкшемен, Аяқтын ішкі, сыртқы жағымен . Отырып, жартылай отырып жүру. Назар аудару жаттығулары: - жүріс - жүгіріс - 360 градусқа айналып жүру Спорт жүрісі. Жүгіру : - Түзу аяқты алға көтеріп жүгіру. - Түзу аяқты артқа лақтырып жүгіру. - Түзу аяқты жан-ж... 13-15 мин 1 мин 30 сек 30 сек 1 мин 2 мин 30 сек 3 мин 2 рет 2 рет 2 рет 2 рет 2 рет 2 рет 3 мин 6-8 рет 6-8 рет 6-8 рет 6-8 рет 6-8 рет Спорт киіміне назар аудару. Бір адымдай істеу. Арқаны түзу ұстау. Оқушылар мұғалімге қарап бұйрықты орындайды: Қолды алға жіберсе - айналып бұрылу, қарама қарсы жаққа жүру. Қолды жан-жаққа жіберсе - жүгіру. Қолды көтерсе – 360 градусқа айналып жүру. Спортзалдын бір бұрышынан екінші бұрышына дейін. Қол белде. Қол белде. Қол белде. Қол белде. Қол белде. Сол иықтан алға қарау. Арқаны түзу ұстау. Құлыпты ашпай қолды түзету. Әр қадамға бір айналдыру. Әр... - Ж.Б: Қолды бүгіп кеуденің алдында ұстау. 1,2: қолды артқа жіберу. 3,4: қолды түзетіп артқа жіберу. Жалпы дамыту жаттығуларын бір орында жасау: - Ж.Б: Аяқты ашып қол белде. 1-4 басты оң жаққа айналдыру. 1-4 басты сол жаққа айналдыру. - Ж.Б: Аяқты ашып қол белде. 1,2 денені оң жаққа бұру. 3,4 денені сол жаққа бұру. - Ж.Б: Аяқты аласа ашып қол белде. 1 - оң аяққа еңкею. 2 - ортаға еңкею. ... 6-8 рет 6-8 рет 6-8 рет 6-8 рет 6-8 рет 6-8 рет 6-8 рет 6-8 рет Аяқты бүгпей түзу үстау. Аяқты бүгпей түзу үстау. Аяқты бүгпей түзу үстау. Аяқты бүгпей түзу үстау. Қол белде. 2 Негізгі бөлім Акробатика жаттығуларын бірігіп жасауды бағалау(Б): Келтіру жаттығулар: - “Қарлығаш” - Алға жинақталып домалау. - Баспен және жауырында тік тұру. - Алға ұзынрақ домалап биікке итеріліп дұрыс қону. -
  • Конспект урока по физкультуреПәні: Дене тәрбиесі Сабақтың тақырыбы: Допты беру және қабылдау Сынып: 8 В Мұғалім: Кинадинов Бақытбек Шамшадинович Өткізу уақыты: 25.04.2014 жыл Өткізу уақыты: Спорт зал Тақырыптық тарау: Волейбол Сабақтың мақсаты: Волейбол ойынының айла – тәсілдерін үйрету. Өскелең жас ұрпақтың өмірлік көзқарасын дамыт... Білімділік – оқушылардың білімін, қабілетін, санасын одан әрі тереңдетіп, ойлау қабілеттерін белсенділігін арттыру. Білімділік – оқушылардың білімін, қабілетін, санасын одан әрі тереңдетіп, ойлау қабілеттерін жетілдіру, арттыру. Тәрбиелік – оқушыларды ұйымшылдыққа, қоғамдық жұмыстарға белсене қатысуға, үлкенді сыйлауға тәрбиелеу. Дамытушылық – оқушылардың жылдамдығын арттыру.
  • Конспект урока по физкультуре Көңілді мәре ойындары Көңілдә мәре ойындары: қимылы-қозғалыс ойындарының ішіндегі ең күрделісі. Көңілді мәре ойындарында ойыншылардың жаттығуды дұрыс орындауына көңіл бөледі. Көңілді мәре ойын үшін қатысушылардың бәріне таныс жаттығуларіріктеп алынады. 1. Кім шапшаң? ойыны Оқушыларды тең етіп 6 адамнан 3 топқа бөледі де, эстафеталық қалыпта сапқа тұрғызады. Белгі бойынша алдыңғы ойыншылар белгіленген орынға дейін жүгіреді де, қолы...
  • Сценарий спортивно-развлекательной игры «На поисках Снегурочки» Именно эта игра поможет сформированию у школьников творческого подхода в решении игровых ситуаций, развитие воображения, эмоционально-игровой отзывчивости в процессе игры, будет развивать физические качества, укрепление здоровья обучающихся, воспитание уважения к окружающим, любви к спорту, физической и духовной культуры. Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. И только от нас самих, от нашего образа жизни зависит то, каким оно будет на протяжении всей жизни челов...
  • Конспект урока по физкультуре5 сыныптар арналған Бала еңбегін қанауға қарсы 12 күн Ұлттық Ақпараттық Науқанына өтетін эстафеталық ойындар.Сабақтың тақырыбы: Көңілді мәре ойыны. Сабақтың мақсаты: Оқушыларды жүгіруге,секіруге,лақтыруға жан-жақты машықтандыру.Сабақтың міндеттері: 1.Білімділік: Оқушыларды жүгіру,секіру,лақтыру жаттығуларынан хабар бере отырып, дене тәрбие пәнінен білім-білік дағдыларын қалыптастыру.2.Тәрбиелік: Оқушыларды шыдамдылыққа, ептілікке, шапшаңдыққа, ұқыптылыққа, байқампаз...
  • Разработка по физкультуре на темуСабақтың тақырыбы: Бестас ойыны Сабақтың мақсаты: 1. Бестас ойынын үйрету. 2.Ойын барысында балалардың қызығушылығын арттыру, ой-өрісін дамыту. 3.Оқушыларға ұлттық тәрбие бере отырып,шапшаңдыққа, дәлдікке, тездікке тәрбиелеу. Сабақтың көрнекілігі: бес домалақ тас. Сабақтың жүрісі: Ұйымдастыру бөлімі. Кіріспе бөлімі. Жаңа сабақ. Қорытынды бөлімі. I.Ұйымдастыру бөлімі Сәлемдесу.Кезекші рапортын тыңдау.Жаңа сабақты таныстыру. II. Кіріспе бөлімі: Қазақтың ұлттық ойындары өте көп.Сол ойындардың б...
  • Организация сюжетно-ролевой игры на примере проекта «Цирк». Из опыта работыЦель занятий: Создать игровую ситуацию, обогащающую эмоциональное проживание радости, активизирующую мыслительную деятельность детей с использованием развивающих приемов обучения; формировать социально-личностное развитие дошкольников через принятие на себя роли взрослого, отображая в игре разнообразные действия людей; содействовать интеграции двигательной и познавательной деятельности детей. Актуальность: Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагоги...
  • Конспект урока по физкультуреконспект урока по физкультуре для 8 класса Тақырыптық тарау: Гимнастика Сабақтың тақырыбы: Көлденең тұрған кіші аттан аяқты бүгіп секіру әдістері. Сабақ мақсаты: Дене дамуы, денсаулығы жоғары, өмірлік көзқарасы белсенді жас ұрпақ детілдіру. Сабақтың міндеттері:1.Қимыл – қозғалысын дамыту. 2.Секіргіштігін дамыту. 3.Ептілікті дамыту. Білімділік: Жоғары адамгершілік қасиеттерімен, ұжымдық сезімді қалыптастыру. Сауықт...
  • Военно-спортивный праздник Вперед, молодежь!О проведении военно-спортивного праздника Вперед, молодежь Среди обучающихся и слушателей с ограниченными возможностями здоровья Краевого государственного казенного профессионального образовательного учреждения №18 (КГК ПОУ 18) ЦЕЛЬ: Воспитание гражданственности, дисциплинированности, ответственности, патриотизма к Родине. ЗАДАЧИ: - вовлечь обучающихся в деятельность, результатом которой является усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения и способность встать на защиту интере...
  • Доклад по физической культуре Применение ИКТДоклад Применения средств ИКТ на уроке физической культуры. Важнейшим условием повышения эффективности массовых форм организованного физического воспитания является интенсивная разработка наукоемких технологий образовательного процесса по предмету физическая культура в образовательных учреждениях. В контексте обеспечения качества учебно-тренировочно­го и воспитательного процесса она определяется: - масштабами использования в нем достижений педагогической и психологической науки и смежных областей знания в области культуры управления процессом развития кинезиологического потенциала обучающегося с опорой на фундаментальные закономерности его возрастной эволюции для реализации здоровье -формирующей функции массового физического воспитания; - оперативностью освоения педагогами передовых методов формирования физической и спортивной культуры личности обучающегося, овладения им ценностями здорового стиля жизни; - уровнем оснащенности мест занятий диагностическим оборудованием и использованием online мониторинга психофизиологического состояния организма обучающихся при физических нагрузках на уроках физической культуры, в том числе и в формате технологий спортивно ориентированного физического воспитания; - уровнем содержания мероприятий по медико-биологическому контролю за состоянием здоровья обучающихся, педагогической, социально психологической и культурологической оценке их поведения и организации соответствующих коррекционных воздействий. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - показать эффективность применения информационно – компьютерных технологий на уроке физической культуры. ОБЪЕКТ ПРОГРАММЫ: учебный процесс детей 5 – 11 классов, учащихся общеобразовательной школы. ПРЕДМЕТ ПРОГРАММЫ: содерж... Программные и нормативные документы по физической культуре за последние 6-8 лет; Методические пособия, как написанные мной, так и изданные другими авторами в наиболее читаемых изданиях; Календарно – тематическое планирование с 1 по 11 класс и примерные конспекты уроков по различной тематике; Модифицированные программы по физической культуре для классов с углубленным изучением предмета физическая культура; Вся документация по обеспечению судейства спортивных соревнований по программным видам спорта, карточки, протоколы, наградные листы, заявки и многое, многое другое; Образцы документов для работы по оформлению и написанию справок, выписок, аттестационных и конкурсных заявок; Образцы экзаменационных билетов, конкурсных и олимпиадных заданий, материалов для проведения викторин, тематических вечеров; Формы для проведения различного вида тестовых заданий; Образцы написания характеристик, отчетов и многое, многое другое, всего более 250 файлов. Следующим шагом было создание мультимедиа учебников по программе физическая культура. Мультимедиа-технология - позволяет представлять пользователю на экране монитора возможность отображения фото и видео кадров наряду с текстовой, графической, звуковой и цифровой информацией, обеспечивая ведение интерактивного диалога пользователя с системой. Изучение использования мультимед... В спортивном зале школы установлено следующее оборудование: - Компьютер (Pentium III), в полной конфигурации, а также современный Video Blaster, способный воспроизводить на экране монитора видеоизображения и фотографии с видеокамеры и фотоаппарата, а так же позволяющего обрабатывать необходимый материал. - Мультимедийный проектор. - Плазменный телевизор с диагональю 50 дюймов. - Видеокамера. - Планшетный сканер. - Лазерный принтер. - Хорошая акустическая система, усилитель... Собран достаточно большой объем необходимого материала в электронном виде. Большая часть отобранного материала вошла в диск В помощь учителю физической культуры о котором я уже рассказывал. Накоплен в достаточно большом количестве видеоматериал по различным видам спорта, входящим в школьную программу, необходимый для изучения и освоения элементов техники, изучаемых видов спорта. В настоящее время завершен видеомонтаж фильмов по истории Олимпийских игр (более 20 полнометражных фильмов); а также по темам: Спорт и политика; Звезды зарубежного спорта; Спорт и личность. Создан банк видеоуроков лучших учителей г.Калининграда, к сожалению пока не полный. Но постоянно он пополняется.
  • Доклад по физкультуре Системно-деятельностный подход в обучении Системно-деятельностный подход в обучении При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом школьного образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добы...
  • Методические рекомендации по физической культуре БаскетболБАСКЕТБОЛ Баскетбол является одной из любимых и популярных игр среди детей. Многие методические материалы рассчитаны на наличие спе­циально созданных условий для проведения занятий данным ви­дом спорта. В последние годы Международная Федерация упрос­тила эти требования для популяризации этой игры. Появилась даже разновидность игры, когда количественный состав игроков снизился до трех человек в одной команде, и проводиться эта игра должна на открытом воздухе. Ее официальное название Блэктоп. В данных рекомендациях мы постарались кратко и понят­но изложить основные положения правил соревнований по данной разновидности баскетбола. Это должно помочь учителям физичес­кой культуры организовать со­ревнования по баскетболу, без которых немыслима работа в каждом виде спорта. Основное внимание уделено технике и методике обучения ос­новным техническим приемам игры. Приводится много типичных упражнений, указываются характерные ошибки и способы их уст­ранения. ПЕРЕДВИЖЕНИЯ Основным передвижением в защите является передвижение приставными шагами. Передвигаясь за нападающим приставными шагами вперед, назад, в сторону, защитник постоянно находится в защитной стойке — устойчивом, удобном положении для любых действий. Техника выполнения перемещений приставными шагами заклю­чается в следующем. При движении в левую сторону игрок переставляет левую ногу на шаг влево, затем правой выполняется скользящий шаг влево, после чего игрок принимает первоначаль­ное положение. При движении тяжесть тела плавно переносится с одной ноги на другую, ступни почти не отрываются от пола, а как бы скользят по нему, ноги в коленях всегда согнуты, туловище, ру­ки и голова сохраняют положение основной стойки. Эти движения напоминают передвижения боксера на ринге. При быстром пере­движении пола касаются только носки ног. Все движения должны быть плавными и мягкими. Техника перемещений приставными шагами вправо, назад, вперед аналогична описанной. Обычно ошибками являются: 1) скрещивание ног; 2) значительное колебание центра тяжести в вертикальном по­ложении; 3) передвижение скачками; 4) чрезмерный наклон туловища вперед или назад; 5) руки опущены вниз. Примерные упражнения для обучения: 1. Передвижения в сторону, затем вперед; потом назад под счет. 2. Передвижения в защитной стойке по заданию — вдоль одной линии од ним способом, вдоль другой другим. 3. Смена направления движения по сигналу (звуковому, зрительному). 4. Различные эстафеты и подвижные игры типа Салки, Защита укреплений, Рыбаки и рыбки. ПОВОРОТЫ Чтобы освободиться от противника, получить свободу действий или защитить мяч, нападающий выполняет повороты. Поворотом называется кругообразное движение игрока вокруг оси, которой служит опорная нога. Они могут выполняться на месте и в движе­нии, вперед и назад. Чтобы сделать поворот, игрок переносит вес тела на одну ногу, толчком разгибает другую и вращается на опорной (осевой) ноге в любую сторону. Величина поворота может быть произвольной. Осевая нога находится на носке, который не смещается во время поворота, а только разворачивается в ту сторону, куда делается шаг. Руки могут принимать различные положения, а ноги согнуты несколько больше обычного. Для сохранения равновесия тулови­ще наклонено вперед. Желательно исключить вертикальные коле­бания. Различают повороты по направлению движения туловища и переступания ноги. При повороте вперед движения идут плечом и бедром, а голень уже догоняет, а при повороте назад движения начинаются голенью и пяткой. Выполняя поворот в движении, игрок сближается с противни­ком, ставит стопу опорной ноги развернуто, затем поворачивается, оставляя противника за спиной и продолжает движение или оста­навливается. Основные ошибки: 1) отрыв или смещение осевой ноги; 2) вертикальные колебания; 3) перенос веса тела на маховую ногу. Примерные упражнения: 1. Выполнение поворотов стоя на месте без мяча. 2. То же, стоя на месте с мячом в руках. ,: 3. То же в сочетании с ловлей мяча на месте. 4. То же в сочетании с остановкой после выхода на получение мяча и после ведения. ОСТАНОВКИ В баскетболе чаще всего останавливаются двумя способами: прыжком и двумя шагами (шагом). При наиболее распространен­ном, двухшажном, способе остановки первый шаг делается широ­ким, не нарушая ритма бега. При этом нога ставится с пятки, за­тем сгибается, гася скорость движения. В это время туловище нес­колько смещается в направлении, обратном бегу. Второй шаг бо­лее короткий и сопровождается небольшим разворотом туловища в сторону сзади стоящей ноги. Нога касается площадки всей ступ­ней и слегка разворачивается вовнутрь, чем обеспечивается упор. Вес тела остается на сзади стоящей ноге и после остановки равно­мерно распределяется. Ошибки: 1) недостаточное сгибание опорной ноги; 2) наклон туловища вперед; 3) расположение стоп на одной фронтальной оси. При остановке прыжком ноги на площадку ставятся одновре­менно или последовательно. Вначале игрок отталкивается одной ногой и выполняет небольшой стелющийся прыжок вверх-вперед. Игрок может приземлиться одновременно на широко расставлен­ные, сильно согнутые в коленях ноги. Ступни ног должны распола­гаться так, чтобы носок впереди стоящей ноги смотрел в направле­нии движения игрока или несколько вовнутрь. Носок сзади стоя­щей ноги должен быть развернут наружу. Приземление должно быть на полную стопу или с пятки. Вес тела сначала отстает от дви­жения ног, а затем равномерно распределяется. При последовательном касании ног площадки обычно первой касается сзади стоящая нога. После отталкивания, выполняя ска­чок, игрок вновь приземляется на толчковую и затем маховую ногу выставляет вперед в то же положение, что и при остановке шагом. Примерные упражнения: 1. Занимающиеся принимают положение остановки стоя на месте. 2. То же в движении шагом, потом бегом. 3. Остановки выполняются по звуковому сигналу, затем зрительному. 4. Челночное пробегание определенной дистанции. 5. Остановки выполняются после ускорений (первый свисток — ускорение, второй — остановка). 6. Проведение эстафет и подвижных игр. После того, как занимающиеся овладели структурой движений ловли мяча, необходимо включать упражнения по сочетанию лов­ли мяча с остановкой в два шага: 1. Игрок держит мяч на вытянутой в сторону руке, а другой, подходя к нему, снимает мяч с руки и выполняет остановку. 2. То же, но игрок подбегает. 3. То же, но мяч слегка подбрасывается. 4. То же, но мяч передается с близкого расстояния перед игроком. 5. То же, но мяч передается с близкого расстояния сбоку. ^ ПЕРЕДАЧА МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ ОТ ГРУДИ Применяется для доставки мяча партнеру, находящемуся на расстоянии до 6-8 метров. Выполняется передача из основной стой­ки, когда мяч удерживается двумя руками у груди, локти свободно опущены, пальцы широко расставлены — большие сзади, направ­лены друг к другу под углом 90-120°, остальные вверх-вперед. За­мах начинается небольшим круговым движением рук вниз (при этом пальцы смотрят вперед, а ноги сгибаются) на себя — вверх, до исходного положения перед грудью (ноги при этом начинают выпрямляться), после чего руки быстро разгибаются вперед (паль­цы смотрят вверх). Вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Завершается передача активным движением кистей. Мячу прида­ется обратное вращение. После выпуска мяча руки выпрямлены и находятся параллель­но друг другу, направлены в сторону передачи, а кисти опущены вниз. Затем вес тела переносится на обе ноги равномерно, руки сгибаются к груди. Принимается положение основной стойки. Типичные ошибки: 1) движения верхних и нижних конечностей не согласованы; 2) при замахе локти широко расставлены в стороны; 3) чрезмерная амплитуда замаха; 4) отсутствие захлеста кисти; 5) потеря равновесия; 6) при замахе туловище наклоняется назад. Обучение передаче двумя руками от груди желательно начинать с финального движения руками. В исходном положении, когда ру­ки полусогнуты и направлены вперед, локти опущены вниз- в сто­роны, большие пальцы смотрят друг на друга под углом 90-120°, а остальные направлены вверх, выполняется резкое выпрямление рук и захлестывающее движение кистей. Мяч посылается на грудь партнеру, расположенному в 2-3 метрах. Освоив данное движение, желательно подключать работу ног. Следующим может быть упражнение из исходного положения, когда мяч находится внизу, руки полусогнуты, пальцы смотрят впе­ред. Одновременно с выпрямлением ног мяч выносится в исходное положение предыдущего упражнения, и выполняются те же движе­ния. Освоив эти упражнения, можно начинать выполнять передачу из исходного положения основной стойки. В данной методике наиболь­шее внимание уделяется финальному движению рук. В зависимости от количества мячей выбирается форма построе­ния занимающихся. Желательно иметь один мяч на двоих, игроки располагаются в двух шеренгах. Если нет такой возможности, то можно выполнять упражнение в тройках (треугольник), четверках (квадрат). Лучше если на начальном этапе обучения зани­мающиеся выполнят эти упражнения, стоя на месте, без перестрое­ний. После овладения занимающимися структурой движения на месте необходимо перейти к обучению данной передаче с шагом вперед. Занимающийся, из положения основной стойки начинает движение замаха. В момент, когда мяч из нижнего, положения начинает под­ниматься, вес тела переносится вперед и производится шаг. Сзади стоящая нога выпрямляется вперед-вверх. Туловище несколько наклоняется вперед, руки выпрямляются, и выполняется передача. Мяч должен быть выпущен из рук до момента касания ногой поля. Обучение данной передачи проводится сначала на месте, затем со всевозможными перестроениями. Можно проводить эти упражне­ния и в форме подвижных игр, но обращая внимание на технику вы­полнения передач и исключая пробежки. Игрок должен получить мяч стоя на месте, передать его и потом перебежать на другое мес­то. ^ ЛОВЛЯ МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ Существуют некоторые различия в ловле мяча, в зависимости от игровых условий. Ловля мяча, летящего на уровне груди, осущест­вляется следующим образом. Ноги несколько согнуты и расставлены на ширине плеч, или одна нога выставлена вперед. Вес тела пе­ренесен на впереди стоящую ногу или на носки. Руки необходимо вытянуть навстречу мячу, ненапряженными пальцами и кистями образуя воронку, размером несколько большую, чем обхват мя­ча. Пальцы расположены симметрично. Большие пальцы находят­ся вблизи на одной линии и направлены вверх-в стороны, осталь­ные конечными фалангами обращены вперед-вверх. Мяч должен коснуться мягкой поверхности пальцев, которые обхватывают его. Инерция мяча погашается последовательно всеми звеньями рук; вначале отводятся назад кисти, затем руки сгибаются в локтевых суставах. При этом вес тела переносится назад, а ноги слегка сги­баются, и занимающиеся принимают устойчивое положение. Наиболее характерной ошибкой является положение, когда мяч соприкасается с ладонями, а не с кончиками пальцев и ловится на­пряженными вытянутыми руками без последующего уступающего движения рук. Мяч должен ловиться почти бесшумно. Хлопок в мо­мент приема мяча является верным признаком неправильной тех­ники ловли. Ловле мяча начинают обучать с упражнений на месте. Учени­кам предлагают взять с пола мяч и передать его из рук в руки парт­неру. При этом следует проверить положение кистей на мяче. За­тем переходят к ловле мяча, которой обучают параллельно с обу­чением передаче мяча двумя руками от груди. Для ловли мяча после отскока от пола кисти с широко раставленными пальцами раскрыты вниз так, что большие пальцы нахо­дятся сверху и направлены друг к другу. Мяч встречают руками в начале отскока. Для этого необходимо сделать шаг навстречу мя­чу, согнув ноги в коленях. Находящаяся впереди нога должна оказаться возле точки падения мяча. Захватывая его, игрок одновре­менно сгибает руки и выпрямляется до положения обычной стойки. Ловля высоко летящих мячей в прыжке двумя руками. При лов­ле мяча, летящего высоко над головой, игрок должен выпрыгнуть с выносом рук вверх. Кисти разворачиваются навстречу мячу. В момент касания мяча пальцами кисти поворачиваются вовнутрь и обхватывают мяч. Затем руки слегка сгибаются в локтях, но мяч остается выше головы перед собой. После приземления, если нет опасности, что мяч могут выбить снизу, занимающийся принимает основную стойку. Ловля мяча в прыжке двумя руками после отскока от щита. Ло­вить мяч приходится как в нападении, так и в защите. Прыжок вы­полняется толчком одной или двумя ногами после разбега или с места. Чтобы овладеть мячом, игроку надо занять удобную пози­цию. Для этого необходимо быстро обойти соперника или загоро­дить ему выход к щиту. Отсекая игрока от щита, игрок стоит на полусогнутых ногах, расставленных шире плеч, руки полусогнуты в локтях и отведены в стороны. Энергично выпрямляя ноги, делая взмах руками вверх, игрок прыгает к мячу. Игроку во время прыжка необходимо сохранять полусогнутое положение туловища, чтобы соперник, находящийся за спиной, не смог приблизиться к мячу. Захватив мяч, игрок слегка сгибает ру­ки, расставляя локти в стороны, и мягко приземляется на широко расставленные ноги. При этом мяч остается выше головы перед со­бой. При ловле мяча под щитом допускаются следующие ошибки: 1) игрок проскакивает в прыжке вперед под мяч, ловя его не вверху-впереди, а вверху-сзади; 2) поймав мяч, игрок не сгибает туловище; 3) после ловли мяч не укрывается от соперника локтями; 4) мяч опускается вниз. Ловля мяча в прыжке толчком одной ноги значительно слож­нее для выполнения начинающими баскетболистами, хотя отлича­ется только фазой толчка. Игрок ставит толчковую ногу с пятки, как при броске одной рукой от плеча в движении. Все остальные движения — как при ловле толчком двумя ногами. Примерные упражнения: 1. Занимающиеся стоят в колонне на расстоянии 2-3 метров от щита. Одни бросает мяч в щит, выбегает и после отскока ловит мяч заданным способом, поворачивается, передает мяч следующему и бежит в конец колонны. 2. То же, но перед колонной защитник. 3. Две колонны стоят против кольца, игрок одной с расстояния 4-5 метров бросает мяч в кольцо, другой игрок выходит к кольцу и ловит мяч заданным способом (перестроения — после броска занимающийся переходит в конец ко­лонны без мячей, а поймав мяч, в конце колонны занимающихся с мячами). Возможны варианты подключения защитников. ^ ПЕРЕДАЧА ОДНОЙ РУКОЙ ОТ ПЛЕЧА Передача одной рукой от плеча является наиболее распростра­ненным способом передачи мяча на любое расстояние с минималь­ным временем для замаха и хорошим контролем за мячом. Допол­нительное движение кистью в момент вылета мяча позволяет игро­ку в большом диапазоне изменять направление и траекторию по­лета мяча. При активном сопротивлении защитника значительно легче передать мяч одной рукой, чем двумя. Данная передача выполняется из исходного положения основ­ной стойки с диагональным расположением стоп ног. При переда­че правой рукой левая нога ставится вперед, а при передаче ле­вой рукой — правая нога. Мяч держится двумя руками перед грудью. Подготовительная фаза (замах) — руки с мячом кратчайшим расстоянием отводятся к плечу, локоть бросающей руки опущен, а поддерживающей направлен вперед или вперед-вниз. Вес тела переносится на сзади стоящую ногу, туловище наклоняется и разво­рачивается в сторону замаха. При передаче на длинные расстоя­ния эти движения имеют большую амплитуду, а при близких рас­стояниях минимальную. Основная фаза начинается с выпрямления сзади стоящей ноги, затем туловище выпрямляется и разворачивается в сторону пере­дачи. Рука выпрямляется, и завершается передача захлестываю­щим движением кистью. При этом большой палец смотрит внутрь, а остальные вверх. Мячу придается небольшое обратное движение. После выпуска мяча рука прямая, кисть опущена, вес тела на впере­ди стоящей ноге. На длинные расстояния передача выполняется с шагом одно­именной передающей руке ногой. При этом значительно увеличивается амплитуда движений. Шаг выполняется широким вперед-вверх, т. к. передача выполняется значительно выше. Может иметь место опережающее движение локтя в момент выпрямления ру­ки, что придает движению руки хлестообразность и увеличивает скорость вылетающего мяча. В заключительной фазе игрок должен принять положение ос­новной стойки и быть готовым к дальнейшим действиям в зависи­мости от ситуации. При передаче на средние и близкие расстояния участие сзади стоящей ноги и шага вперед не обязательно и поэ­тому может отсутствовать. Игрок может ограничиться движениями в основном руки, но это только на близкие расстояния. Ученики чаще всего допускают следующие ошибки: 1) неполностью выпрямляют руку; 2) отсутствует захлест кистью; 3) стопы ног стоят параллельно или одноименная нога впере­ди — часто путают с исходным положением для броска одной от плеча; 4) несогласованность движений, особенно на дальние расстоя­ния. Обучение передаче желательно начинать, как и передаче дву­мя руками от груди, с заключительного движения кистью из исход­ного положения полусогнутой руки. Левая рука при этом придер­живает мяч. В следующих упражнениях, в зависимости от усвое­ния материала, присоединяются предыдущие в передаче движе­ния. Так постепенно переходят к целостному выполнению передачи. Формы построения занимающихся — как и при обучении передаче двумя руками от груди. ^ ПЕРЕДАЧА МЯЧА В ДВИЖЕНИИ — ДВОЙНОЙ ШАГ Обучение передачам мяча в движении (двойному шагу) необхо­димо начинать как можно раньше. Занимающиеся должны вла­деть передачами с шагом вперед и ловлей мяча в движении с оста­новкой двумя шагами. Вначале условия выполнения облегчаются введением непод­вижного мяча. Один из занимающихся или учитель держит мяч на вытянутой в сторону руке. Игрок подходит, ставит ногу за полмет­ра до мяча, затем делает шаг и в одноопорном положении берет мяч из рук, только после этого ставит ногу на пол (раз), дела­ет шаг другой ногой (два) и уже со следующим шагом (три) выполняет передачу. Мяч должен быть выпущен из рук до момен­та касания ногой пола. Первоначально желательно выполнять эти движения под счет, медленно, с остановками, затем шагом, потом бегом. Бег до по­лучения мяча, с мячом в руках и после передачи ничем не должен этим способом. Техника работы рук при выполнении броска отличаться. Нужно сразу исключить всевозможные прыжки и т. п. Мяч может ловиться шагом любой ноги, и необходимо постоянно на это обращать внимание, ибо начинающие часто ловят мяч под од­ну и ту же ногу, привыкают к этому, и потом их тяжело переучи­вать. В дальнейшем это будет только мешать. Данные упражнения проводятся с целью усвоить двухшажный ритм. В последующих упражнениях мяч подбрасывается сначала вверх, затем навстречу партнеру. После этого двойной шаг нужно выполнять после ловли встречной передачи, но когда партнер сто­ит. Только освоив такие упражнения, можно переходить к передаче мяча во встречных колоннах. Основные ошибки — неточные и очень сильные передачи, которые не дают возможность правильно выполнить двойной шаг. Следующим этапом является двойной шаг при движении в параллельных колоннах. Желательно выполнять первые упражне­ния в условиях, когда партнер стоит сбоку и передает мяч. Неточ­ные передачи не позволят правильно выполнять упражнения. Эти упражнения должны обучать занимающихся ловле и передаче мя­ча справа и слева. ^ БРОСОК ОДНОЙ РУКОЙ ОТ ПЛЕЧА Более 90% бросков в современном баскетболе выполняется с места, в движении и прыжке практически одинакова. Это упро­щает методику обучения. Броском мяча с места выполняется штрафной бросок в совре­менном баскетболе. В исходном положении для броска с места впе­ред на 10-15 см выдвинута нога, одноименная бросающей руке. Но­сок и колено этой ноги развернуты в направлении корзины. Броса­ющая рука и плечо также слегка повернуты к корзине, а мяч дер­жится перед грудью. В подготовительной фазе ноги слегка сгибают­ся, а мяч в это время кратчайшим путем выносится над правым пле­чом (при броске правой рукой) так, чтобы правая кисть распола­галась над плечом сбоку от головы. Чем выше выносится мяч в ис­ходном положении, тем ближе нападающий может располагаться к защитнику. Бросок начинается с одновременного выпрямления бросающей руки и ног. Мяч плавно перемещается вперед-вверх под углом 65-70°. Левая рука уходит в сторону до момента выпуска мяча. Усилие создается только правой рукой. Мяч отрывается от указа­тельного пальца, когда игрок поднялся на носки, выпрямив ноги, а плечо, предплечье и кисть образуют прямую линию. Мячу при­дается обратное вращение. После отрыва мяча кисть плавно сги­бается вниз в лучезапястном суставе. Затем рука расслабленно опускается к груди, ноги сгибаются, и игрок принимает положение основной стойки. Основные о ш и б к и: 1) неправильное положение локтя бросающей руки; 2) неполное разгибание руки в локте; 3) отсутствие захлеста кисти; 4) несогласованность в работе верхних и нижних конечностей; 5) потеря равновесия. Броску можно обучать с помощью следующих упражнений, уде­ляя особое внимание правильному выполнению заключительного движения кисти: 1. Имитация захлеста кисти с фиксацией финального положения. 2. Держа мяч вверху на слегка согнутой руке, за счет тыльного сгибания кисти скатывать его назад, и, когда мяч остается лишь на кончиках пальцев, резко согнуть кисть вперед, как бы подсекая мяч (при правильном выполнении мяч, слегка вращаясь, вылетает вертикально вверх). 3. Захлестывающее движение кистью с фиксацией финального положения из исходного положения, когда мяч лежит на кисти почти выпрямленной руки вверх, а кисть свободной руки фиксирует предплечье бросающей руки. 4. Из начального положения основной фазы броска (мяч над плечом, ноги полусогнуты, свободная рука фиксирует правильное положение локтя) одновременно выпрямить ноги и руку с мячом, завершив движение активным захлесты­вающим движением кисти. 5. То же упражнение, но выполняется на точность (партнер поднимает ру­ку вверх — стараться попасть так, чтобы мяч лег на кисть партнера). 6. Из исходного положения основной стойки кратчайшим расстоянием вынес­ти мяч над плечом, согнув ноги, и зафиксировать это положение. 7. Целостное выполнение броска стоящему напротив партнеру. 8. То же, но на точность (положение партнера, как в упражнении 5). 9. Броски мяча в кольцо с расстояния 2-3 метра под углом 45° к щиту (5-10 бросков выполняет один, затем смена). 10. Если занимающиеся освоили бросок, то можно включать соревнователь­ный момент, но при строгом контроле за техникой выполнения — засчитывают­ся только попадания при правильном выполнении. Формы построения определяются наличием мячей. Желательно иметь один мяч на двоих. Если этого нет, то предпочтенье необ­ходимо отдать построению в тройках (треугольник) или четвер­ках (квадрат) без построений в ходе выполнения. После того, как занимающиеся освоили данный бросок с места, необходимо переходить к обучению этого броска в движении пос­ле ведения. Данным способом в современном баскетболе заверша­ется большинство атак из-под кольца. Причем с правой стороны правой рукой, а с левой — левой, т. е. дальней рукой от кольца. Это определяется обычным положением защитника. Мы будем рассматривать вариант атаки справа от кольца. Слева от кольца вы­полняются те же движения, но разноименными конечностями. Бросок начинается с ловли мяча. Он осуществляется в длинном шаге правой ногой. Последующий шаг левой ногой делается уко­роченным, стопорящим, что позволяет быстрее и сильнее оттолкнуться почти вертикально вверх. Толчковая нога ставится на пят­ку, и потом осуществляется перекат на носок через согнутую в ко­лене ногу. Правая, согнутая в колене нога делает сильный мах вверх одновременно с толчком левой ноги. При этом мяч кратчай­шим расстоянием выносится над плечом, и выполняется бросковое движение, как при броске с места. Мяч должен выпускаться в наи­высшей точке. Для этого игроку необходимо потянуться как можно выше. Приземление производится на носки согнутых, широко расставленных ног, а руки находятся на уровне плеч. Игрок должен быть готов к борьбе за отскок, в случае непопадания мяча в кольцо. При выполнении бросков в движении чаще всего учащиеся до­пускают следующие ошибки: 1) мяч ловится не под требуемую ногу; 2) перед броском выполняют три или один шаг; 3) прыжок осуществляется не вверх, а вперед; 4) неполное выпрямление руки при броске; 5) отсутствует захлестывающее движение кистью; 6) в прыжке делается поворот в сторону бросающей руки. К обучению броску в движении после ведения приступают пос­ле повторения остановок с мячом двумя шагами, броска одной ру­кой от плеча с места и ведения мяча. Подводящие упражнения для обучения броску мяча в движении после ведения: 1. Занимающиеся выстраиваются в шеренгу. Под счет раз выполняют правой ногой, под счет два — стопорящий шаг левой ногой и под счет три - прыжок вверх с выносом колена правой ноги веред-вверх. 2. То же, но во время прыжка ученики имитируют бросок. 3. То же с мячом — выполняется бросок мяча вверх. 4. Занимающиеся разбиваются на пары, или учитель выстраивает детей в колонны справа от кольца на расстоянии 8-10 метров и держит мяч на вытяну­той в сторону руке, находясь в 3-4 метрах от кольца. Занимающийся подходит к мячу, шагом правой ноги берет мяч, выполняет шаг левой ногой и потом де­лает требуемый бросок. 5. То же, но занимающийся подбегает к мячу. 6. То же, но мяч слегка подбрасывается вперед-вверх. 7. При ведении мяча по прямой занимающиеся стараются ловить мяч дву­мя руками снизу, когда правая нога находится в безопасном положении. 8. То же, но после ловли мяча имитируется бросок. 9. Занимающиеся выполняют бросок в полной координации. Когда занимающиеся освоили требуемые движения, можно вво­дить соревновательные условия (подвижные игры и эстафеты при условии, что только правильно выполненные броски засчитывают­ся). Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли пе­редачи мяча отличается от такого же броска после ведения только фазой ловли. Передача может быть навстречу, справа-сбоку, сле­ва-сбоку и из-за спины. Она также может быть навесной (т. е. сверху), на уровне груди и с отскоком от пола. Наибольшую сложность, по нашему мнению, представляет согласование первого ша­га с фазой ловли. Занимающиеся должны подобрать ногу (сде­лать более быстрый или замедленный, длинный или короткий, в зависимости от передачи мяча, предыдущий ловле мяча шаг). Тог­да структура броска не изменяется, и занимающийся имеет прямую возможность успешно завершить атаку. Для ловли мяча занимающийся, выполняя широкий шаг ловли мяча, должен повернуть туловище и вытянуть руки в сторону пере­дачи и поймать мяч. Дальнейшие движения и ловля были описаны ранее. В зависимости от сложности выполнения, обучение производит­ся в следующей последовательности: 1) ловля встречной передачи; 2) ловля мяча справа; 3) ловля мяча слева; 4) ловля мяча из-за спины. Освоив ловлю мяча сначала в упрощенных условиях, затем в усложненных, можно выполнять броски в полной координации. Если имеется мяч на двоих занимающихся, то эти упражнения луч­ше проводить в парах. Тогда идет одновременно процесс совершен­ствования передач, что немаловажно на данном этапе обучения. Только на начальном этапе постановки техники желательно создавать облегченные условия выполнения. Бросок одной рукой от плеча в прыжке является наиболее эф­фективным и распространенным при бросках со средних и дальних дистанций. Сложность его выполнения заключается, по нашему мне­нию, прежде всего в том, что бросковое движение выполняется в безопорном положении. Он может выполняться после прыжка с места, после ведения, после ловли передачи, после поворота и т. п. Этот бросок вобрал в себя уже знакомые элементы, которые были изучены ранее. Если бросок выполняется после движения, то делается одна из остановок — прыжком или в два шага и ловля мяча. Исходным по­ложением для броска, является положение, как и для броска од­ной рукой с места. При этом только выполняется большее сгиба­ние ног — т. е. подседание для прыжка. Одновременно резко выпрямляя ноги строго вверх, производят взмах руки — это вынос мяча над плечом в исходное положение для броскового движения. Затем начинаются те же движения бро­сающей рукой, как и при броске с места. В высшей точке прыжка мяч должен плавно сойти с указанного пальца. При этом туло­вище желательно держать вертикально, хотя возможны и вариан­ты наклона назад и вперед. Плечи слегка развернуты в сторону бросающей руки, взгляд обращен прямо на кольцо. Ноги свободно опушены. Необходимо исключить вращательные движения туловища, часто имеющие место у начинающих. Игрок как бы зависает в воздухе, и только бросающая рука выполняет движения. Приземление производится мягко на носки согнутых ног, и бас­кетболист принимает положение основной стойки. Наиболее часто встречающиеся ошибки: 1) нарушена вертикальность прыжка; 2) мяч выпущен раньше или позже высшей точки прыжка; 3) рассогласованность движений — взмаха, прыжка и броскового движения; 4) закрепощенность. К обучению броску мяча одной рукой в прыжке можно присту­пать только тогда, когда занимающиеся хорошо освоили бросок с места, остановки одновременно с ловлей мяча, и уровень их физичес­кой подготовленности достаточно высок. Ибо, если для прыжка вверх даже на малую высоту требуются максимальные усилия, то трудно ожидать хороших результатов. Данный бросок предъявля­ет повышенные требования к мышцам плечевого пояса и рук. Мето­дика обучения может быть следующей: 1. Бросок мяча одной рукой от плеча с места с возвышения (скамейки, стулья и т. п.). 2. Спрыгивание с возвышений, имитируя бросковое движение, — основное внимание финальному движению кистью в высшей точке полета. 3. То же, но с мячом (можно рекомендовать один раз выполнить бросок раньше — мяч полетит очень легко, а потом позже — тогда будет трудно вы­полнить бросок). 4. Выпрыгивание с места вверх с одновременным выносом мяча в исходное положение для броскового движения, фиксация этого положения. 5. То же, но бросковое движение выполняется. 6. То же после шага или напрыгивания. 7. То же после удара мяча о пол. 8. То же после ловли передачи мяча. 9. Броски мяча в кольцо — необходимо заставить занимающихся обращать внимание па технику выполнения, а не на попадание мяча в кольцо. Этот бросок, как уже указывалось выше, очень сложен, и поэ­тому не все могут достаточно хорошо его освоить во время уроков физической культуры. ^ ВЫБИВАНИЕ МЯЧА Это сложный технический прием уже потому, что чаще всего ошибка в его выполнении наказывается персональным замечанием. Выбивание бывает при ведении и из рук нападающего. Возмож­ность выбивания только при ошибке нападающего. Защитник должен определить ритм ведения и, когда мяч отде­лится от руки, сделать быстрый шаг ближайшей к мячу ногой (как бы выпад). Когда мяч отскочит от пола, коротким резким движе­нием одноимённой ноги отбить его в сторону, желательно к себе, но это чаще всего не удается, и поэтому он отбивается наружу. Выбивающему необходимо быть готовым к быстрому шагу на­зад, т. к. в случае неудачи нападающий получает большое преиму­щество для обыгрывания. Если нападающий находится в движении, то сначала необходи­мо защитнику сблизиться с ним и бежать рядом с такой же ско­ростью, ловя ритм ведения. Движения выбивания такие же. После объяснения и показа техники выбивания можно выпол­нять следующие упражнения: 1. Игрок ведет мяч в высокой стойке на месте. Он не имеет права делать никаких лишних движений. Его партнер подходит и выбивает мяч. 2. То же, но игрок имеет право только вести мяч поочередно правой и левой рукой. 3. Игрок ведет мяч по прямой шагом ближней к защитнику рукой. Его партнер бежит рядом и выбивает мяч. 4. То же, что и во втором упражнении, но игрок имеет право делать поворо­ты на одной ноге. 5. То же, что и в третьем упражнении, но нападающий имеет право изме­нять скорость движения. 6. То же, по нападающий имеет право изменять направление движения. 7. Если игроки освоили данный технический прием в упрощенных условиях, то можно проводить упражнения в игровой обстановке. Например, подвижные игры типа Салки, когда выбивший мяч имеет право на ведение и убегает от партнера. Выбивание мяча, который держит в руках нападающий, чаще всего осуществляется в момент ловли передачи или окончания ве­дения. Для этого защитник должен оказаться перед лицом напа­дающего и сделать короткий резкий выпад в сторону мяча. Выби­вается мяч ребром сжатой ладони, когда рука защитника парал­лельна рукам нападающего. Если мяч находится на уровне груди и выше — ударом снизу, если ниже груди — ударом сверху. Дви­жения кисти должны быть короткими и сильными (без замаха ру­кой), напоминающие удар лапой кошки. Большая сила удара (с замахом) не нужна. Движения тогда получаются значительно мед­леннее, и нападающий может убрать мяч, или действия защит­ника приведут к ошибке. Подводящие упражнения: 1. Игрок держит мяч на прямых руках. Партнер делает выпад и выбивает мяч сверху или снизу. 2. Нападающий имеет право менять только положение прямых рук (снача­ла вверх-вниз, затем в стороны). 3. То же, но с поворотом (можно подключать несколько защитников). 4. То же, но можно сгибать руки. ^ ВЫРЫВАНИЕ МЯЧА Защитник должен плотно захватывать мяч. Желательно более сильной рукой снизу, а другой сверху. При этом одна из ног ста­вится вперед, желательно одноименная сильнейшей руке. Затем нужно резко рвануть к себе,, перенести вес тела на сзади стоящую ногу и с поворотом на той же ноге повернуть мяч вокруг горизон­тальной оси. Обучение желательно проводить в парах и в заранее обуслов­ленных положениях защитника и нападающего. Можно использо­вать набивные мячи. Вырыванию мяча обучать в условиях, когда нападающий совер­шает различные движения с мячом. Они заранее обусловлены и вы­полняются медленно, чтобы защитник успел захватить мяч. Осо­бое внимание обращают на своевременное сближение, крепкий и широкий захват руками и резкое выкручивание мяча. БЛЭКТОП Большую сложность в проведении соревнований и учебных игр вызывают требования правил соревнований по баскетболу. Между­народной Федерацией баскетбо
  • Методическая разработка по физической культуре День здоровья в школеМетодическая разработка проведения дня здоровья в школе Подготовил учитель физкультуры Циклаури Нугзар Павлович. Цель мероприятия: 1.Формирование потребности у подростков в здоровом образе жизни. 2.Создание духовной, творческой атмосферы, способствующей развитию творческого потенциала ребёнка. 3. Пропаганда и привитие интереса к различным видам спорта. Задачи: - Привлечь учащихся к занятиям различных видов спорта; - Привлечение учащихся для судейства соревнований, проводимых в рамках Д...
  • Конспект урока по физкультуреДарынды балалармен жүргізілетін жұмыс жоспары Мақсаты: Дарынды балалардың қабілетін шыңдау және спортқа деген қызығушылығын арттыру. Міндеттері: 1.Дарынды балаларды анықтау, олардың қабілетін дамыту. 2.Дарынды балалардың белгілі бір спортқа бейімділігін арттыру. 3.дарынды балаларды қалалық, обылыстық жарыстарға қатысып жақсы нәтиже күту.3. Шапшаң айналдыру ойыны. Топ құрамы 6 балаға дейін. Бірінші нөмірлердің қолында қысқа секіргіш. Белгі бойынша олар секіргіштің айналуына өте жоғары...
  • Презентация Дыхательная система человекаКак прекрасет человек с красивым спортивным телосложением,какая у него осанка!....Такие слова мы очень часто слышим,но в двойне приятнее слышать ,что это человек обладает не только,прекрасным и здоровым телосложением,но и как он умень,как он многогранен,с ним очень приятно беседовать....Да,дейстительно,это так.Разрабатывая данную презентацию,я,конечно,учитывала воспитание и развитие в школе обучающегося,как многогранную личность.Так же на протяжении урока,учитель сможет оценить обучающихся как ...
  • Сценарий мероприятия Мама, папа, я - спортивная семьяСценарий мероприятия Мама, папа, я - спортивная семья Цель мероприятия: 1. Образовательная: расширить кругозор воспитанников в саморазвитии, выявить интересы учащихся в области спорта.2. Развивающая: развивать потребность к развитию культуры речи, начитанности, развить широту и устойчивость интересов. Провести пропаганду здорового образа жизни и деятельности учащихся.3. Воспитательная: воспитывать такие моральные качества личности как правдивость и честность, целеустремлённость и активность, ...
  • Программа дополнительного образования Лыжная подготовкаФизическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения в нашей стране. Цель физической культуры в общеобразовательной системе – это формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В системе физического воспитания лыжная подготовка – национальное средство повышения уровня физической работоспособности, оздоровления, закаливания всех возрастных групп населения нашей страны, включая инвалидов. К общим задачам занятий лыжным спортом в детской гр...
  • Спортивно-развлекательное мероприятие Папа, мама, я-спортивная семья! Спорт помогает нам везде: в семье, учебе и труде! Здоровье нам даётся с рождения, а вот как его сохранить на долгие годы, чтобы быть здоровым, нам и поможет сегодняшнее мероприятие Папа, мама, я – спортивная семья! Только своим примером и участием, мы взрослые, можем привить ЗОЖ своим детям. Цели и задачи: Развивать у детей интерес к физическим упражнениям через организацию спортивного праздника, способствовать накоплению двигательного опыта; учить владеть защитными силами организма; форми...
  • Статья Формирование у обучающихся начальной школы потребности в ЗОЖ через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО Формирование установки современного человека на здоровый образ жизни приобретает исключительную актуальность , т. к. наше общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом и учащихся образовательных учреждений всех типов, в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. Введение начальной ступени норм комплекса ГТО выдвигает практическую задачу, связанную с разработкой эффективных средств и методов физического воспитания, об...
  • Методические рекомендации для учителя физической культурыМетодические рекомендации составлены в помощь учителю физической культуры для грамотного составления рабочих документов. В рекомендациях указаны какие документы должны быть (учебный план, программа, рабочая программа, план урока и т.д.) Документы планирования должны соответствовать следущим требованиям: целеустремленность, преемственность, реальность, конкретность , наглядность. Система документов планирования учебной работы по физической культуре должна включать: базисный учебный план, програм...
© 2010-2018