Физическая культура, физкультура

  • Роль подвижных игр в физическом развитии детейВ ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.
  • «Вместе – дружная семья» Сценарий семейного спортивного праздникаОдной из проблем в решении задач формирования духовно- нравственной культуры является разрушение традиционных устоев семьи. По мнению многих психологов в современном обществе утрачивается традиционное понимание семьи как группы людей, связанных не только кровными узами, но и духовными интересами, общими событиями семейной жизни. Усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. В этой ситуации педагоги дошкольного учреждения должн...
  • Волейбол / 7 сынып /Волейбол . Допты астынан қабылдау және беру тәсілдеріСабақтың мақсаттары:Білімділігі: Волоейбодағы ең негізгі әдістерді үйрету және шеберлікті шыңдау.Дамытушылығы: Ептілік, икемділік, шапшаңдылық қасиеттерін дамыту.Тәрбиелік: Волейбол ойынының кең таралуына ықпал ету, адамгершілікке, ұқыптылыққа тәрбиелеу.Құрал-жабдықтар: волейбол добы, ысқырық.Ұйымдастыру әдісі: топтықСабақ барысы:Кіріспе дайындық бөлімі /10-12 минут/Сыныпты қабылдап алу. Сапқа тұрғызу. Оқушылармен сәлемдесу және оларды түгенде...
  • Что такое городки? Как в них играть?Консультация для педагоговПереход на обучение в школе детей с шести лет повышает требования к состоянию здоровья и физической готовности будущего школьника. Игра в городки не только способствует развитию уровня основных движений, физических качеств: ловкости, быстроты, глазомера, выносливости и силы; совершенствует равновесие, координацию движений и ориентировку в пространстве, но и представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и нав...
  • Положение о проведении легкоатлетической эстафеты, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войнеПоложение о проведении легкоатлетической эстафеты, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Цели и задачи Эстафета проводится с целью пропаганды легкой атлетики в общеобразовательном учреждении и среди взрослого населения. Место и время проведения Эстафета проводится 8 мая 2015 года по улице Первомайская с. Чусовое. Старт и финиш у перекрёстка ул. Ленина и ул. Первомайская. Начало эстафеты в 12.30. Судейская совместно с представите­лями команд состоится с 11.3...
  • Рабочая программа по волейболуДанная программа предназначена для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений, где используется программа В.И.Ляха. А.А. Зданевича , вариативная часть: волейбол. цели и задачи Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально- волевых качеств. Цель –углубленное изучение спортивной игры волейбол....
  • Физическая культура Екі аяқпен секіру Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы Білім беру саласы: Денсаулық Бөлімі: Дене тәрбиесі Тақырыбы: Екі аяқпен 5-6 заттың үстінен (15-20см) секіру. Мақсаты: Заттардың арасымен жүру, жүгіруге заттардан аттап жүруге және секіруге жаттықтыру. Бір тізбекте болып келе жатып, команда бойынша екі тізбек жасап жүруге жаттықтыру. Көлбеу қойылған тақтай үстімен тепе-теңдік сақтап жүруге, гимнастикалық орындық үстінде қысқа с... Іс-әрекет кезеңдері Тәрбиешінің іс-әрекеті Балалардың іс-әрекеті Мотивациялық-қозғаушылық Бір қатар сапқа тұрғызу, дене түзілісін бақылау және түзелу. Заттардың арасымен жүру, заттарды аттай жүру, қолды шынтақтап бүгіп, денені сәл алға қарай еңкейтіп, бір тізбекте, бір қалыпты жүгіру, жүгіруді жүріске аймастыру. Қатарға сап түзеп тұрады. Заттардың арасымен жүреді, жүгіреді. Ұйымдастыру-іздестіру Секіртпемен орындалатын жалпы дамыту жаттығулары: 1.Б.қ.- екіге бүктелген секіртпенің екі ұшынан ұстап қолды төмен түсіріп тұрады. 1- секіртпені керіп, қолды алға созу. 2- жоғары көтеру. 3- қолды алға созу. 4б.қ.-қа келу.(6-8 рет орындау). 2.Б.қ .- аяқ иық деңгейінде секіртпені желке тұсында ұстап тұру. 1-3 – оңға бұрылу. 4-б.қ.-қа келу.Осылайша сол жақпен орындау. Әр жаққа 5-6рет орындау. 3.-Б.қ.- аяқты сәл алшаққойып тұрып, секіртпені екі шетінен ұстап, қолды арқа жақта ұстау. 4.Б.қ.- негізгі... Жаттығуларды қателеспей жасауға тырысады. Жетекшінің көмегімен негізгі жаттығуларды орындайды. Ойынға белсенді қатысады. Ойындардың шартын орындай отырып ойнайды. Рефлексивті-түзетушілік Кім кетті? қимыл-қозғалысы аз ойынын ойнату. Тыныс алу жаттығулары орындалады. Ойын барысында белсенділік танытады. Жатығуларды жетекшімен орындайды. Күтілетін нәтиже: Нені білуі керек: Секіртпені бастан жоғары көтеріп және желке тұсында ұстап гимнастикалық орындық үстінен тепе-теңдік сақтап, аяқтың ұшымен жүріп өту. Нені игерді: Екі аяқпен 5-6 заттың үстінен (15-20см) секіру Нені жасайды:Бір-бірінің артынан адымдап, аласа заттарды аттап жүру
  • Тестовые задачи по физической культуреЭтот тест применяется на уроке физической культуры. Данный тестовой материал предназначен как для педагогов и для учеников. Тест состоит из 10 вопросов, каждому вапросу дается 3 варианта ответа. В тесте имееется вопросы про нормативы, про спортивные газеты, про спортсменов Казахстана и мира, про Президента нашей страны, про игру волейбол, про урок по физической культуры. Ученики или учителья должны из данных трех вариантов ответа выбрат правильный один ответ. Если они подчеркнули два ответа то п...
  • Технологическая карта урока с элементами йогиЦели:Закрепить умение выполнять статические упражнения, сосредоточивать внимание на дыхании. Планируемые результаты. Предметные: продолжать формировать умение управлять своим телом в движении, сохраняя равновесие и равномерное дыхание, используя приемы сравнения с животными. Метапредметные: познавательные – применение знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановки. коммуникативные – представлять конкретное содержание и излагать его; с достаточной полнотой и точностью выражать сво...
  • Система проведения физкультурных развлечений с учетом принципа событийностиНевозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр. Это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые соревнования, искренний радушный смех, удивление и восторг; а положительные эмоции, творчество важнейшие факторы оздоровления.Психологами, педагогами врачами доказано, что ребенок с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, веселых улыбок, тепла вырастает наиболее устойчивым к различным жизненным си...
  • Здоровьесберегающая двигательная активность школьниковЗдоровье сберегающая двигательная активность школьников Здоровье ребенка в значительной мере определяется уровнем его функциональных возможностей. Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима активность. Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, чрезвычайно важным не только ее полезными конечными результатами, но совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенност...
  • Тематическое планирование по внеурочной деятельности по физкультуреII. Требования к уровню подготовленности учащихся- Гимнастика с основами акробатики: Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Гимнастическая комбинация. Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Лазание по канату в три приема. ...
  • Сценарий спортивного праздника День здоровьяДень Здоровья. Вед.: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Друг другу говорить слово здравствуй – значит, желать крепкого здоровья. Здравствуйте! Сегодня наш праздник посвящается всему, что связано со здоровьем. Как заниматься спортом и физкультурой, соблюдать гигиену, закаляться, умело отдыхать и хорошо трудиться. Разрешите огласить план проведения сегодняшнего дня здоровья. 1. Трудовой десант Чистая поляна с ___ до ___ 2. Соревнования Веселые старты с ___ до ___ 3. Обед с ___...
  • \технологическая карта к уроку по баскетболу1. Проверяет готовность обучающихся к уроку, приветствует. 2. Организация беседы с применением наглядного инвентаря, направленная на самостоятельное формулирование обучающимся темы и цели урока. - Ребята, обратите внимание на спортивный инвентарь, и рисунок (с изображением игрока-баскетболиста). Какой из представленных мячей соотносится с данным видом спорта? Какие действия игрок –баскетболист производит с мячом после остановки по отношению к игроку своей команды? А что в свою очередь в э...
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для детей 5-6 лет (старшая группа)Рабочая программа по физической культуре старшей группы разработана на 2014-2015 учебный год в соответствии с основной образовательной программой учреждения, соответствующей действующим нормативным документам (Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от Об утверждении СанПи...
  • Сценарий Привычки человека дошкольникиУрок Здоровья Привычки человека ориентирован на возраст детей старшей и подготовительной групп детского сада.Расматриваются вопросы гигиенического образования детей с позиции что такое хорошо и что такое плохов форме не больших инсценировок известных стихотворений К.Чуковского Мойдодыр, Федорино горе В.Маяковского Что такое хорошо и что такое плохо деткам объяснятся как важно для здоровья соблюдать привычки умываться и чистить зубки каждый день, содержать в чистоте и порядке свои лич...
  • Физкультурно-игровая программаФизкультурно - игровая программаДля детей средней- старшейгруппы1 апреля – день смеха и веселья Цель: способствовать социализации детей средствами юмора; Задачи: создать у детей положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувства дружеской поддержки и здорового соперничества.Дети вприпрыжку вбегают в зал – на них смешные маски, носы, необычные прически, разноцветные носки… Оборудование Большая ложка, платок, 3 шарика, 3 ложки, сарафаны, шляпы, галоши
  • План-конспект урока по физической культуре на тему БыстротаВ соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат. Различают несколько элементарных форм проявления быстроты: 1. Быстроту простой и сложной двигательных реакций.2. Быстроту одиночного движения.3. Быстроту сложного (многосуставного) дв...
  • Внеурочная программа по футболу МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФУТБОЛУ для детей от 6 до 18 лет, срок реализации 7 лет Составил: Плаксеев А.А . тренер- преподаватель II кв. категории Москва 2015 год Программа: Футбол физкультурно-спортивной направленности, модифицированная. Программа разработана тренером-преподавателем II квалификационной категории Плаксеевым А.А. на основе типовых программ : Внеурочная деятельность учащихся : футбол. Издательство Просвещение... Этап Год обучения Минимальный возраст для зачисления Минимальное количество учащихся в группе Максимальное количество учебных часов в неделю Требования по физической, технической, спортивной подготовке на начало учебного года НП 1-й год 6-9 лет 15 6 Выполнение нормативов по ОФП 2-й год 10-12 лет 14 9 УТГ 1-й год 13-14 лет 8 12 Выполнение нормативов по ОФП, СФП и технической подготовке 2-й год 14-15 лет 8 12 3-й год 15-16 лет 8 14 4-й год 16-17 лет 8 16 5-й год 17-18 лет 8 18 Минимальный возраст зачисления обучающихся в спортивные школы по этапам подготовки Возрастные границы этапов подготовки Этап начальной подготовки Этап учебно-тренировочный Лет 13-18 лет 2.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ На основании нормативной части программы в спортивной школе разрабатываются планы подготовки учебных групп. Утверждение планов подготовки проводится на основании решения тренерского совета директором спортивной школы. В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Режимы учебно-тренировочной работы и требования... Этап Год обучения Минимальный возраст для зачисления Минимальное количество учащихся в группе Максимальное количество учебных часов в неделю Требования по физической, технической, спортивной подготовке на начало учебного года НП 1-й год 6-9 лет 15 6 Выполнение нормативов по ОФП 2-й год 10-12 лет 14 9 УТГ 1-й год 13-14 лет 8 12 Выполнение нормативов по ОФП, СФП и технической подготовке 2-й год 14-15 лет 8 12 3-й год 15-16 лет 8 14 4-й год 16-17 лет 8 16 5-й год 17-18 лет 8 18 1. Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы обучения обуславливаются стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов. 2.Установленная недельная учебно-тренировочная нагрузка является максимальной. Решение задачи подготовки футболистов высокой квалификации во многом определяется правильной организацией и методикой проведения поиска и отбора способных детей и подростков,... № Разделы программы Часы I Введение 2 1.1 Знакомство с целями и задачами образовательной программы. Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале. 2 II Теоретическая подготовка 3 2.1 Физическая культура и спорт в России, области, районе 1 2.2 История развития футбола 1 2.3 Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. 1 III Физическая подготовка 15 3.1 Общеразвивающие упражнения 3 3.2 Акробатические упражнения 3 3.3 Круговая подготовка 3 3.4 Подвижные игры и эстафеты 2 3.5 Легкоатлетические упражнения 2 3.6 Спортивные игры 2 IV Специальная физическая подготовка 15 4.1 Упражнения для развития быстроты 4 4.2 Упражнения для развития скоростно-силовых качеств 4 4.3 Упражнения для развития специальной выносливости 4 4.4 Упражнения для развития ловкости 3 V Технико-тактическая подготовка 105 5.1 Техника передвижения 12 5.2 Удары по мячу ногой 12 5.3 Удары по мячу головой 12 5.4 Остановка мяча 12 5.5 Ведение мяча 12 5.6 Обманные движения 12 5.7 Отбор мяча 12 5.8 Ввод мяча из-за боковой линии 12 5.9 Техника игры вратаря 9 Тактическая подготовка 52 6.1 Индивидуальные действия 22 6.2 Групповые действия 20 6.3 Тактика вратаря 10 VI Соревновательная подготовка 7.1 Учебные игры 10 VII Контрольные испытания 8.1 Сдача контрольных нормативов по физической (общей, специальной) и технической подготовке 2 Итого 204 Обязательным компонентом подготовки юных футболистов являются соревнования. В спортивной школе предусматриваются соревнования между учебными группами, товарищеские и контрольные игры, матчевые встречи, районные, областные соревнования с участием команд различных возрастных групп. Воспитание инструкторских и судейских навыков планируется с 13 - 14 лет. Учебным планом отводится на это специальное время. Кроме того, соответствующие навыки совершенствуются в процессе учебно-тренировочны...
  • Электронная таблица в формате Microsoft Excel Весёлые стартыДанная разработка предназначена для учителей которые проводят соревнования формата Весёлые старты и призвана улучшить качество и ускорить быстроту подведения результатов. Таблица может быть использована и другими учителями и педагогами если в их конкурсах и состязаниях ключевым является скорость исполнения задания. В программе представлена аннотация которая подробным образом описывает правила использования данного пособия.
  • Консультации: «ФУТБОЛ В ДЕТСКОМ САДУ» ДОУОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ФУТБОЛ В ДЕТСКОМ САДУ Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст - это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям...
  • Летние спортивные соревнования: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»Цель: проявлять ярко выраженный эмоциональный характер детей. Оборудование: скакалки, мячи, ёмкость с водой, цветы из бумаги. Разминка для команд. Стоит кудряшка, Белая рубашка Сердце золотое Что это такое! (ромашка) беленькие горошки На зелёной ножке (ландыш) Комочек пуха Длинное ухо Прыгает ловко Любит морковку (заяц) Летом в болоте Вы её найдёте Зелёная квакушка Кто это? (лягушка). 1 – ая эстафета – добежать со скалкой до линии финиша, после чего возвращаются обратно и передают скакалку следующим игрокам ( подводятся итоги) 2 – ая эстафета – Посадка овощей, чертят пять кружков, вручают мешочек с овощами (чеснок, лук, свекла, морковь, картофель). По сигналу дети бегут, раскладывают все овощи в свои кружки и пустой мешочек возвращают вторым игрокам и т.д. 3 – ия эстафета – Передал – садись, впереди ...
  • Конькобежная подготовкаПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКАМИ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ КОНЬКОВ 1.Исходное положение. Основная стойка. Руки заложены за спину и плотно прижаты к туловищу, левая рука держит правую за запястье, ступни и колени вместе. Туловище наклонить до 45-50 градусов, немного округлив спину, расслабить плечи, согнуть ноги в коленных суставах и максимально наклонить голени вперёд. Сделать несколько глубоких приседаний, варьируя высоту посадки.
  • ПионерболОбразовательная программа Пионербол составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа секции Пионербол относится к физкультурно-спортивной направленности.
  • Программа внеурочной деятельности Тропа здоровьяПрограмма внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Тропа здоровья направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоро...
  • КОНСПЕКТ УРОКА на тему физкультураГосударственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №2 (IV вида) Кировского административного района Санкт - ПетербургаФизическая культураАвторская разработка конспекта игрового урокаЦелевой возраст: 12 летПодготовила учитель физической культурыПахомов Сергей Дмитревич2012 годСанкт-ПетербургКОНСПЕКТ УРОКА (класс или возраст) Инвентарь... повышение интереса детей к уроку с помощью выполнения различных видов ходьбы и бега под речитатив учителя развитие навыка передвижения, быстроты реакции, внимания и связанной устной речи формирование навыка правильной осанки, развитие равновесия, координация слуха и движения развитие общефизического эффекта и тактических навыков Частные задачиСредства(учеб.матер.)Дози-ровкаМетодические приемы обучения, воспитания, организации.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1 мин1. Организовать класс для проведения урока исообщить задачи урока.1. Построение в одну шеренгу по размеченной линии, проверка присутствующих и их внешнего вида, проверка осанки и равнения, приветствие.Сообщение о том, что сегодня будем делать на уроке.1 мин1. Обязательно назвать это построение шеренга.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 7 мин.2. Сформировать у учащихся двигательную реакцию2... Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. СП б Издательство Союз, 2002 – 336 с. Игры и игровые упражнения из опыта работы. Приложение №1РАЗМИНКА В ХОДЬБЕ И БЕГЕ ПРОГУЛКАТЕКСТЗАДАНИЯРаз, 2, 3, 4, 5 Мы отправились гулятьОбычная ходьба в обход по залу.Мы на пальчиках идем, Прямо голову несем.Ходьба на носочках, руки на поясе.А теперь пойдем на пятках. Раз – два не зевай, Носки от пола поднимай.Ходьба на пятках, руки за спиной.По дорожке мы идем, И в ладоши хлопаемОбычная ходьба с хлопками в ладоши на каждый шаг.А теперь все вместе дружно Ножками потопаем.Топающий шагМы шагаем, мы шагаем, И колени поднимаем.Ходьба с в...
  • Урок Профилактика профзаболеванийТема урока:Профилактика профессиональных заболеваний для обучающихся экономических специальностей, посредством использования упражнений из восточных практик хатха - йоги. Содержание: 1.Построение; 2.Сообщение целей и задач урока; 3.Этап подготовки к усвоению нового материала 3.1 Беговые упражнения 3.2 Общеразвивающие упражнения на все группы мышц 4. Этап усвоения новых знаний. 4.1 Разучивание и выполнение упражнений на укрепление мышц шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника. 4.2 Разу...
  • Использование инновационных методов в организованной образовательной деятельности по плаванию с детьми дошкольного возраста в бассейне ДОУМногие дети не посещают организованную образовательную деятельность в бассейне из-за боязни воды. Для того, чтобы у детей прошло это неприятное чувство, повысить интерес к занятиям по плаванию и постепенно переходить непосредственно к обучению плаванию на занятиях используются элементы аквааэробики. Детям дошкольного возраста очень нравится выполнять танцевальные движения под музыку в воде. Так они быстрее узнают о свойствах воды, постепенно осваивают водное пространство, учатся передвигаться и...
  • Конспект открытого урока по физической культуре в 4 «А» классе (школа VIII вида) по теме: «Гимнастика. Ознакомление и обучение опорному прыжку (через скамейку)»Конспект открытого урока по физической культуре в 4 А классе (школа VIII вида) по теме: Гимнастика. Ознакомление и обучение опорному прыжку (через скамейку) был составлен мною не случайно. Многие удивятся, прочтя название: какой еще опорный прыжок через скамейку? Всё дело в том, что обучающиеся 4-го класса нашей школы, в силу своих особенностей физического развития, неспособны выполнить классический опорный прыжок через козла. Именно поэтому, на данном этапе я ввожу в программу их обучения ...
  • Темп приросту фізичних здібностей учнів 6 - 8 роківЗ метою вивчення взаємодії між показниками, які визначають стан та рівень рухової підготовленості учнів 1-4 класів, був використаний кореляційний аналіз. У сучасних наукових дослідженнях, розробка даного питання базується на вивчені динаміки розвитку фізичних здібностей, визначення сенситивних періодів, дані про яких і є основою для збільшення або зменшення кількості засобів впливу вибіркового спрямування. Вивчення не тільки вікової динаміки абсолютних показників, але й темпах (в%) щорічного роз...
© 2010-2018