Программа спецкурса «Нестандартные задачи по физике» для 7-9 классов

Пояснительная записка к программе  спецкурса. Содержание спецкурса обеспечивает расширение и углубление общеобразовательной подготовки учащихся по физике в рамках естественно - математического направления обучения, а также решает проблему преемственности среднего образования (среднего или высшего профессионального). Занятия спецкурса позволяют решить одну из основных задач школы: реализацию принципа индивидуализации обучения. При единых требованиях, обязательных для каждого ученика, спецкурс позволяет давать каждому ученику интеллектуальную нагрузку, соразмерную его способностям, повысить качественную подготовку выпускников школы, поступающих в вузы на физические и  инженерные специальности, подготовить учащихся к участию в городской олимпиаде по физике, к сдаче ЕНТ и ПГК. Основной целью изучения спецкурса является :развитие интеллектуальных и специальных предметных способностей, выработка умений теоретических знаний, решение задач оптимальным способом.
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

средняя общеобразовательная школа - гимназия - 9Программа спецкурса «Нестандартные задачи по физике» для 7-9 классов.

Программа спецкурсов

˝Нестандартные задачи по физике˝

для 7-11 классов

Программа спецкурса «Нестандартные задачи по физике» для 7-9 классов.






Павлодар, 2013г.

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО:

_____________________ _____________________

на заседании МО на методическом Совете

протокол №1 от 06.09.2013

г. ЗДУВР Муратхожина Е. В.


Составители:

Дятчина М. В., учитель физики СОШГ - 9

Малыгина В. Г., учитель физики СОШГ - 9

Никитенко Л. А., учитель физики СОШГ - 9









Программа спецкурса

«Нестандартные задачи по физике»

для 7-9 классов.

Пояснительная записка к программе спецкурса.

Содержание спецкурса обеспечивает расширение и углубление общеобразовательной подготовки учащихся по физике в рамках естественно - математического направления обучения, а также решает проблему преемственности среднего образования (среднего или высшего профессионального).

Занятия спецкурса позволяют решить одну из основных задач школы: реализацию принципа индивидуализации обучения. При единых требованиях, обязательных для каждого ученика, спецкурс позволяет давать каждому ученику интеллектуальную нагрузку, соразмерную его способностям, повысить качественную подготовку выпускников школы, поступающих в вузы на физические и инженерные специальности, подготовить учащихся к участию в городской олимпиаде по физике, к сдаче ЕНТ и ПГК.

Основной целью изучения спецкурса является :развитие интеллектуальных и специальных предметных способностей, выработка умений теоретических знаний, решение задач оптимальным способом.

Задачами данного курса является:

-овладение умениями решения физических задач в разных формах

-использование физических знаний для решения задач разного типа и уровня сложности (уровень А, В, С)

-применять разные способы представления условий задачи, в том числе и современные информационные технологии при решении задач.

Спецкурс примыкает к основному курсу физики, является его логическим продолжением, представляет вместе с ним единый модуль и решает задачу усиления практической направленности данного курса через решения задач разных типов (расчетных, графических, экспериментальных, качественных) различного уровня сложности.

Этот курс является сквозным, охватывает обучение с 7по 9 класс, обеспечивает возможность раннего изучения физики с 7 класса и позволяет решать задачи на каждой ступени обучения определенные, специальные, важные для данного периода обучения, задачи.

Занятия спецкурса предполагают анализ типичных затруднений сложных тем курса, тренировочные занятия по отработке практических умений и навыков решения задач, предлагаемых в разных формах. А также дополнительно включены экспериментальные задачи в каждый курс программы для развития практических навыков учащихся.

Данный курс усиливает уровень предметной подготовки учащихся, обеспечивает более высокий уровень усвоения стандарта по предмету.


Содержание программы спецкурса

7 класс (34 часа)

1. Строение вещества(4 часа)

Молекулярное строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул.

2.Движение (5 часов)

Механическое движение. Относительность движения. Материальная точка. Путь и перемещение. Виды движения. Средняя скорость неравномерного движения.

3.Масса и сила (6 часов)

Масса тела. Плотность вещества. Силы в природе. Явление тяготения.

4.Давление (8 часов)

Давление в твердых телах, жидкостях и газах. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Измерение давления. Архимедова сила. Условие плавания тел. Поверхностное натяжение. Капиллярность.

5.Мощность. Энергия (5 часов)

Механическая работа и мощность. Кинетическая и потенциальная энергия. Механическая энергия. Закон сохранения энергии.

6.Простые механизмы. КПД. (6 часов)

Момент сил. Условия равновесия рычага. Наклонная плоскость. КПД простых механизмов.

Лабораторные и экспериментальные задания:

  1. Определение скорости диффузии в газах.

  2. Определение массы воздуха в помещении.

  3. Определение объема тела с помощью динамометра.

  4. Определение давление тела на поверхность.

  5. Определение КПД подвижного блока.



Содержание программы спецкурса

8 класс (34 часа)

Тепловые явления (10 часов)

1.Внутренняя энергия (5 часов)

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Энергия топлива. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

2.Изменение агрегатных состояний вещества(5 часов)

Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

3.Электрические явления (10 часов)

1.Электрическое поле (5 часов)

Электризация тел. Строение атома. Закон Кулона. Электрическая напряженность. Потенциал. Разность потенциалов. Конденсаторы.

2.Постоянный электрический ток (9 часов)

Источники тока. Сила тока. Напряжение. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления от температуры.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца.

3. Электромагнитные явления (5 часов)

Магнитное поле. Постоянные магниты и их поле. Магнитное поле проводника с током. Действие магнитного поля на проводник с током. Магнитные свойства вещества. Сила Ампера и сила Лоренца. Правило правой и левой руки. Правило Буравчика.


  1. Световые явления (5 часов)

Источники света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Построение в плоском зеркале. Сферические зеркала. Построение в сферическом зеркале. Линза. Оптическая сила в линзах. Построение в линзах.

Лабораторные и экспериментальные задания:

1.Определение удельной теплоемкости твердого тела.

2.Исследование теплопроводности тел.

3.Определение КПД с электрическим нагревателем.

4.Определение электроэнергии, израсходованной потребителем при помощи амперметра, вольтметра и часов.


Содержание программы спецкурса

9 класс (34 часа)

Основы кинематики (8 часов)

Виды движения. Скорость и ускорение. Перемещение при равнопеременном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Криволинейное движение. Линейная и угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Основы динамики (5 часов)

Масса и сила. Законы Ньютона. Относительность движения. Сила всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Движение под действием силы тяжести.

Законы сохранения (4 часа)

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Энергия. Закон сохранения энергии.

Колебания и волны (6 часов)

Колебательное движение. Основные величины, характеризующие колебательное движение. Колебания пружинного и математического маятника, периоды их колебаний. Резонанс. Механические и электромагнитные волны. Звук и его характеристики.

Строение атома (4 часа)

Формула Планка. Фотоэффект. Формула Энштейна. Постулаты Бора.

Атомное ядро. Ядерная энергия. (5 часов)

Дефект массы. Энергия связи ядра. Закон радиоактивного распада. Деление массивных ядер. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции.

Экспериментальные задания:

1.Оределение начальной скорости свободно падающего тела.

2.Различные способы определения коэффициента трения



Тематическое планирование спецкурса

7 класс

1час в неделю (всего 34 часа)

Наименование раздела, темы

часы

дата

примечание

Строение вещества (4 часа)

1.

Молекулярное строение вещества. Решение качественных и расчетных задач на определение диаметра и массы молекулы.

1

2

Броуновское движение и диффузия. Решение качественных задач.

1

3.

Зависимость температуры тела от скорости движения молекул. Решение качественных задач

1

4.

Экспериментальное задание» определение скорости диффузии в газах»

1

Движение (5 часов)

6.

Механическое движение. Относительность движения. Решение задач повышенной сложности на относительность движения.

1

7.

Материальная точка. Путь и перемещение. Решение качественных задач.

1

8.

Виды движения. Решение задач на равномерное и неравномерное движение

1

9.

Решение графических задач

1

10.

Решение задач разного вида на определение средней скорости

1

Масса и сила (6 часов)

11.

Масса тела. Решение задач на связь между массой и скоростью.

1

12.

Плотность вещества. Решение задач на определение плотности, массы и объема.

1

13.

Экспериментальная задача «Определение массы воздуха в помещении»

1

14.

Экспериментальная задача «Определение объема тела с помощью динамометра»

1

15.

Силы в природе. Явление тяготения. Решение задач на все виды сил. Графическое представление сил.

1

16.

Решение олимпиадных задач

1


Давление (8 часов)

17.

Давление в твердых телах, жидкостях и газах. Решение задач с применением формул давления

1

18.

Закон Паскаля. Решение качественных задач.

1

19.

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Решение задач

1

20.

Архимедова сила. Решение задач повышенной сложности на Архимедову силу.

1

21.

Решение задач на плавание тел

1

22.

Поверхностное натяжение. Капиллярность. Решение задач на определение силы поверхностного натяжения

1

23.

Разбор и решение олимпиадных задач

1

24.

Экспериментальная задача» Определение давления на поверхность»

1

Мощность. Энергия. (5 часов)

25.

Механическая работа и мощность. Решение задач с применением формул работы и мощности.

1

26.

Кинетическая и потенциальная энергия. Решение задач с применением формул энергий.

1

27.

Качественные задачи на механическую энергию

1

28

Решение сложных задач на закон сохранения энергии.

2

Простые механизмы. КПД (6 часов)

29

Момент сил. Условие равновесия рычага. Решение задач на правило момента сил

2

30.

Наклонная плоскость. Экспериментальная задача» Определение КПД блока»

1

31.

Решение задач на подвижный и не подвижный блок

1

32

Решение олимпиадных задач на простые механизмы, кпд простых механизмов.

2


Тематическое планирование спецкурса

8 класс

1 час в неделю (всего34 часа)

Наименование главы, темы

часы

дата

примечание

Внутренняя энергия (5часов)

1.

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Решение качественных задач

1

2

Виды теплопередачи. Решение качест. задач повышенной сложности.

1

3

Количество теплоты. Энергия топлива. Решение сложных задач на формулы количества теплоты.

1

4

Решение олимпиадных задач на закон сохранения энергии

1

5

Экспериментальные задачи. Определение удельной теплоемкости твердого тела, исследование теплопроводности тел»

1

Изменение агрегатных состояний вещества (5 часов)

6

Плавление и отвердевание. Решение задач на расчет количество теплоты при плавлении и отвердевании

1

7

Испарение и конденсация. Решение качественных задач

1

8

Решение задач на парообразование

1

9.

Решение графических и расчетных задач на изменение агрегатных состояний

1

10

Олимпиадные задачи, разбор и решение

1

Электрическое поле (5 часов)

11

Электризация тел. Строение атома. Решение качественных задач

1

12

Закон Кулона. Решение задач на закон кулона.

1

13.

Напряженность. Разность потенциалов. Решение задач повышенной сложности.

1

14.

Конденсаторы. Соединение конденсаторов. Решение задач на прим-е формулы емкости плоского конденсатора

1

15

Решение олимпиадных задач

1

Постоянный электрический ток (9 часов)

16.

Источники тока. Сила тока. Напряжение. Решение задач на основные формулы тока и напряжения

1

17

Закон Ома для участка цепи. Решение задач на определение силы тока, напряжения и сопротивления

1

18

Сопротивление. Решение задач на основную формулу сопротивления

1

19.

Зависимость сопротивления от температуры. Решение сложных задач

1

20

Решение задач на соединение проводников

2

21

Сложные задачи на работу и мощность тока, закон Джоуля - Ленца

1

22

Экспериментальная задача: «Определение КПД с электрическим нагревателем»

1

23

Экспериментальная задача: «Определение электроэнергии, израсходованной потребителем при помощи амперметра и вольтметра»

1

Электромагнитные явления (5 часов)

24

Магнитное поле. Постоянные магниты и их поле. Решение качественных задач

1

25

Магнитное поле проводника с током. Вектор магнитной индукции. Правило Буравчика. Разбор задач на определение направление силы Ампера

1

26

Действие магнитного поля на заряженную частицу. Решение задач на силу Лоренца и силу Ампера

1

27

Решение задач на правило правой и левой руки

1

28

Магнитные свойства вещества. Решение качественных задач

1

Световые явления(5 часов)

29

Источники света. Задачи на законы отражения и преломления света. Скорость света

1

30

Плоское зеркало. Построение в плоском зеркале

1

31

Сферические зеркала. Построение в сферическом зеркале

1

32

Линзы. Построение в линзах.

1

33

Оптическая сила в линзах. Решение задач на формулу тонкой линзы.

1

Тематическое планирование спецкурса

9 класс

1 час в неделю (всего 34 часа)

Наименование главы, темы

часы

дата

примечание

Основы кинематики (8 часов)

1.

Виды движения. Скорость и ускорение. Решение задач с применением формул скорости и ускорения. Разбор графических задач.

1

2.

Перемещение при равноускоренном движении. Графики пути и перемещения. Решение графических и аналитических задач

1

3.

Решение задач на среднюю скорость движения

1

4

Решение сложных задач на свободное падение тел

1

5.

Криволинейное движение. Решение задач с применением линейной и угловой скорости. Периода и частоты.

1

6.

Применение формулы центростремительного ускорения

1

7

Решение олимпиадных задач по кинематике

2

Динамика (5 часов)

8.

Масса и сила. Связь массы и ускорения. 1 закон Ньютона. Решение качественных задач.

1

9

Решение задач на 2,3 законы Ньютона

1

10.

Решение задач на формулу закона Всемирного тяготения.

1

11

Вес тела, движущегося с ускорением. Разбор задач при движении тела вверх, вниз с ускорением

1

12

Виды задач на движение тела под действием силы тяжести

1

Законы сохранения (4 часа)

1.3

Решение задач на импульс тела и импульс силы

1

14

Сложные задачи на закон сохранения импульса.

1

15

Энергия. Кинетическая и потенциальная. Закон сохранения энергии. Решение сложных задач.

1

16

Решение олимпиадных задач на законы сохранения

1

Колебания и волны (6 часов)

17

Решение задач на основные параметры колебательного движения

1

18

Колебания пружинного и математического маятников. Решение задач с применением формул периодов маятников

1

19

Явление резонанса. Решение задач на механический резонанс

1

20

Решение задач на определение длины волны и скорости

1

21

Характеристики звука. Решение качественных задач.

1

22

Решение олимпиадных задач

1

Строение атома (3 часа)

23

Формула Планка. Фотоэффект. Решение задач на уравнение Энштейна.

2

24

Применение постулатов Бора при решении задач

1

25

Решение олимпиадных задач

1

Атомное ядро. Ядерная энергия.(5 часов)

26

Дефект масс. Решение задач

1

27

Решение сложных задач на энергию связи ядра

2

28

Закон радиоактивного распада. Применение формулы периода полураспада.

1

29

Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции. Разбор качественных задач.

1




Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся 7 - 9 классов должны знать и понимать:

-сущность физических законов;

-физические явления и процессы;

-физический смысл понятий и величин;

-уточнить область их применения;

-понять и объяснить смысл происходящих явлений;

-экологические проблемы;

Учащиеся 7-9 классов должны уметь:

-применять основные законы и формулы при решении задач;

-использовать при решении задач представления о процессах и явлениях;

-использовать математический аппарат при решении физических задач;

-использовать усвоенные физические знания и умения в практической деятельности при решении задач;

-совершенствовать уровень практических умений решения задач;








Программа спецкурса

«Физика в задачах и тестах» для 10 -11 классов

Пояснительная записка к программе спецкурса

Содержание спецкурса обеспечивает расширение и углубление общеобразовательной подготовки учащихся по физике в рамках естественно-математического направления обучения, а также решает проблему преемственности среднего образования со следующим уровнем образования (среднего или высшего профессионального).

Основной целью изучения спецкурса является развитие интеллектуальных и специальных предметных способностей и формирование познавательных интересов учащихся в направлении, связанном с продолжением образования.

Задачами данного курса являются:

-овладение умениями решения физических задач, заданных в разных формах, в том числе и в форме тестов разных типов;

-использование физических знаний для решения задач разного типа и уровня сложности (уровень А, В, С);

-применять различные источники информации и разные способы представления условий задачи, в том числе и современные информационные технологии при решении задач.

Спецкурс примыкает к основному курсу физики, является его логическим продолжением, представляет вместе с ним единый модуль и решает задачу усиления практической направленности данного курса через решение задач разных типов (расчетных, графических, экспериментальных, качественных), разного уровня сложности (от простых - на применение законов, формул, до более сложных, комплексных - с применением нескольких законов или формул, а также комбинированных - из одного или нескольких разделов физики).

Этот курс является сквозным, охватывает обучение с 6 по 11 класс, обеспечивает возможность раннего изучения физики с 6 класса и позволяет решать на каждой ступени обучения определенные, специальные, важные для данного периода обучения, задачи. Занятия спецкурса в 10-11 классах предполагают анализ типичных затруднений, сложных тем курса физики, тренировочные занятия по отработке практических умений и навыков решения задач, предлагаемых в разных формах. Такой подход в преподавании курса

физики и спецкурса решает комплексную задачу индивидуализации и дифференциации обучения выпускников, тем самым позволяет организовать обучение каждого ученика на максимально высоком личностном уровне и дает возможность каждому реализовать себя.

Данный курс усиливает уровень предметной подготовки учащихся, обеспечивает более высокий уровень усвоения стандарта по предмету.

Это способствует более эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации как в форме ЕНТ, так и в форме традиционных выпускных экзаменов (по выбору учащихся), формированию конкурентноспособной личности, владеющей как ключевыми, так и специальными предметными компетенциями, готовой к продолжению образования и получению среднего или высшего профессионального образования.











Содержание программы спецкурса

10 класс (34 часа)

1.Механика (9часов)

1.Кинематика (4часа).

Прямолинейное движение тела. Координата, перемещение, скорость и ускорение тела. Движение тела под углом к горизонту. Вращательное движение.

2.Динамика (5 часов).

Силы природы. Законы Ньютона. Законы сохранения в физике. Элементы статики.

2.Молекулярная физика (10 часов)

Молекулярно- кинетическая теория. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Законы термодинамики. Циклические процессы. Тепловые двигатели. Фазовые переходы, их моделирование. Свойства паров, газов, жидкостей и твердых тел.

3. Электродинамика (15 часов)

1. Электростатика (4 часа).

Закон Кулона. Электрическое поле, его свойства и характеристики. Система зарядов. Конденсаторы, их типы. Соединения конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора.

2.Законы постоянного тока (5 часов).

Закон Ома. Виды соединения проводников. Правила Кирхгофа (правило узлов и контуров). Работа и мощность тока. КПД. Ток в различных средах.

3.Магнитное поле. Явление электромагнитной индукции (6 часов).

Магнитное поле тока, его характеристики, свойства и распределение в пространстве. Сила Ампера и сила Лоренца. Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Энергия магнитного поля.



Содержание программы спецкурса

11 класс (34 часа)

1.Электродинамика. Электромагнитные колебания (7 часов)

Электродинамика. Электромагнитные колебания. Переменный ток. Активное, индуктивное, емкостное сопротивление. Полное сопротивление цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлением. Закон Ома. Резонанс. Трансформатор.

2.Волны (3 часа)

Электромагнитные волны. Основы радиотехники. Виды электромагнитных волн. Свойства волн.

3.Волновая и геометрическая оптика (5 часов)

Интерференция и дифракция света. Дифракционная решетка. Преломление и отражение света. Линзы. Формула тонкой линзы.

4.Принцип относительности Эйнштейна (2 часа)

Принцип относительности Эйнштейна.

5.Квантовая физика (5 часов).

Световые кванты. Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны. Импульс фотона.

6.Атомная, ядерная физика (4 часов).

Атомная физика. Физика атомного ядра. Закон радиоактивного распада. Правило смещения. Ядерные, термоядерные реакции. Энергетический выход ядерной реакции.

7.Практикум решения задач (8 часов).




Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся 10 класса должны знать и понимать:

- смысл физических законов;

- основные физические закономерности.

- сущность гравитационных, электромагнитных, ядерных и слабых взаимодействий;

- экологические проблемы;

Учащиеся 10 класса должны уметь:

-применять основные законы физики при решении задач, в том числе и в тестовой форме;

-использовать при решении задач представления о процессах и явлениях, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы;

- использовать математический аппарат физики при решении физических задач;

- сравнивать разные способы решения задач с анализом их особенностей, преимуществ;

- синтезировать теоретические и практические знания, усиливая значимость предмета, совершенствуя уровень практических умений решения задач.

Учащиеся 11 класса должны знать и понимать:

- смысл физических основ курса физики;

- квантовые основы организации природных систем;

- принципы относительности и инвариант­ности скорости света, относительности пространства и времени;

- развитие взглядов на природу света, основы квантовой теории, явление естественной радиоактивности;

- экологические последствия эксплуатации ядерных электростанций, эффекты воздействия радиоактивного излучения на животный и растительный мир, физические основы этих процессов;

Учащиеся 11 класса должны уметь:

- применять основные законы электричества и магнетизма, релятивистской механики, квантовой физики для решения задач;

- использовать усвоенные физические знания и умения в практической деятельности для решения физических задач;

- определять в ходе решения задач силу тока и напряжение в цепях переменного тока; показатель преломления вещества, длину световой волны;

- обрабатывать, анализировать и интерпретировать полученные результаты с целью оценки их объективности;

- привлекать весь спектр теоретических знаний и практику по использованию знаний в области других естественнонаучных дисциплин и других наук для решения расчетных задач, в том числе и в тестовой форме, а также задач практического характера.











Тематическое планирование спецкурса «Физика в задачах и тестах»

10 класс

(1 час в неделю, 34 часа в год)

естественно-математическое направление

наименование раздела, темы

часы

дата

примечание

1.Механика (9 часов).

1.Кинематика (4часа).

1

Классификация видов и форм заданий.

Виды тестовых заданий.

1

2

Прямолинейное движение тела. Координата, перемещение, скорость и ускорение тела.

Движение тела под углом к горизонту. Вращательное движение.

1

Зачетный урок по проверке знаний основных законов кинематики.

Практикум по решению задач

1

4

Практикум по решению задач.

1

Контрольный тест по теме.

2.Динамика (5 часов).

5

Силы природы. Законы Ньютона. Законы сохранения в физике.

Элементы статики.

1

Зачетный урок по проверке знаний основных законов динамики.

6

Практикум по решению расчетных задач.

1

7

Практикум по выполнению тестовых заданий.

1

8

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

9

Практикум по решению задач.

1

Контрольный тест по теме.

2.Молекулярная физика (10 часов).

10

Молекулярно- кинетическая теория. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

1

Зачетный урок по проверке знаний основных законов МКТ.

11

Практикум по решению расчетных задач.

1

12

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

13

Законы термодинамики. Циклические процессы. Тепловые двигатели. КПД.

1

Зачетный урок по проверке знаний основных законов термодинамики.

14

Практикум по решению расчетных задач.

1

15

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

16

Фазовые переходы. Свойства паров, газов, жидкостей и твердых тел.

1

Зачетный урок по проверке знаний основных свойств веществ.

17

Практикум по решению расчетных задач.

1

18

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

19

Практикум по решению задач.

1

Контрольный тест по теме.

3. Электродинамика (15 часов).

1. Электростатика (4 часа).

20

Закон Кулона. Электрическое поле. Система зарядов. Конденсаторы, их типы. Соединения конденсаторов.

1

Зачетный урок по проверке знаний основных законов электростатики.

21

Практикум по решению расчетных задач.

1

22

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

23

Практикум по решению задач.

1

Контрольный тест по теме.

2.Законы постоянного тока (5 часов).

24

Закон Ома. Виды соединения проводников. Правила Кирхгофа (правило узлов и контуров). Работа и мощность тока. КПД. Ток в различных средах.

1

Зачетный урок по проверке знаний основных законов постоянного тока.

25

Практикум по решению расчетных задач.

1

26

Практикум по решению тестовых заданий.

1

27

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

28

Практикум по решению задач.

1

Контрольный тест по теме.

3.Магнитное поле. Явление электромагнитной индукции (6 часов).

29

Магнитное поле тока. Сила Ампера и сила Лоренца. Закон электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля.

1

Зачетный урок по проверке знаний основных законов электромагнетизма.

30

Практикум по решению расчетных задач.

1

31

Практикум по решению тестовых заданий.

1

32

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

33

Практикум по выполнению тестовых заданий.

1

Контрольный тест по теме.

34

Итоговое занятие.

1

Контрольный тест за год.

ВСЕГО: 34ЧАСА

Тематическое планирование спецкурса «Физика в задачах и тестах»

11 класс

(1 час в неделю, 34 часа в год)

естественно-математическое направление

наименование раздела, темы

часы

дата

примечание

1.Электродинамика. Электромагнитные колебания (7 часов).

1

Электродинамика. Электромагнитные колебания. Переменный ток. Закон Ома для цепи переменного тока.

1

Зачетный урок по проверке знаний основных законов электродинамики

2

Практикум по решению расчетных задач.

1

3

Практикум по решению тестовых заданий.

1

4

Практикум по решению тестовых заданий.

1

5

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

6

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

7

Практикум по решению задач.

1

Контрольный тест по теме.

2.Волны (3 часа).

8

Электромагнитные волны. Виды электромагнитных волн. Свойства волн.

1

Зачетный урок по проверке знаний волновых явлений.

9

Практикум по решению тестовых заданий.

1

10

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

Контрольный тест по теме.

3.Волновая и геометрическая оптика (5 часов).

11

Преломление и отражение света. Линзы. Формула тонкой линзы. Интерференция и дифракция света. Дифракционная решетка.

1

Зачетный урок по проверке знаний геометрической и волновой оптики.

12

Практикум по решению расчетных задач.

1

13

Практикум по решению тестовых заданий.

1

14

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

15

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

Контрольный тест по теме.

4.Принцип относительности Эйнштейна (2 часа).

16

Принцип относительности Эйнштейна. Практикум по решению тестовых заданий.

1

Зачетный урок по проверке знаний теории относительности.

17

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

Контрольный тест по теме.

5.Квантовая физика (5 часов).

18

Световые кванты. Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Фотоны. Импульс фотона.

1

Зачетный урок по проверке знаний закономерностей квантовой физики.

19

Практикум по решению расчетных задач.

1

20

Практикум по решению тестовых заданий.

1

21

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

22

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

Контрольный тест по теме.

6.Атомная, ядерная физика (4 часа).

23

Атомная физика. Физика атомного ядра. Закон радиоактивного распада. Ядерные, термоядерные реакции. Энергетический выход ядерной реакции.

1

Зачетный урок по проверке знаний закономерностей атомной физики.

24

Практикум по решению тестовых заданий.

1

25

Практикум по решению тестовых заданий.

1

26

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

Контрольный тест по теме.

7.Практикум решения задач (8 часов).

27

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

Анализ типичных ошибок и затруднений

28

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

Анализ сложных вопросов и тем.

29

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

30

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

Анализ сложных вопросов и тем.

31

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

32

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

Анализ сложных вопросов и тем.

33

Практикум по выполнению комплексных тестовых заданий.

1

34

Итоговое занятие

1

Контрольный тест по курсу физики.

ВСЕГО: 34 ЧАСА

Литература:


  1. Л. А. Кирик «контрольные и самостоятельные работы по физике» для 7, 8, 9 классов.


  1. И. Л. Касаткина «Задачи по физике, для подготовки к олимпиадам»


  1. В. А. Шевцов «Задачи, для подготовки к олимпиадам по физике» часть


  1. Сборники задач по физике для 7, 8, 9 классов.


  1. Учебники: физика и астрономия, для 7, 8, 9 классов


6. Подготовительные задачи к олимпиаде по физике. Г. С. Кембровский. Минск «Народная асвета».

7. Всесоюзные олимпиады по физике. И. Т. Слободетский, В. А. Орлов. Москва «Просвещение».

8. Сборник школьных олимпиад по физике. 7-11 класс. В. И. Лукашек, Е. В. Иванова. Москва «Просвещение».

9. Олимпиады по физике. Л. А. Горлова. Москва «ВАКО».

10. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. И. М. Гельфгат, Л. Э Генденштейн, Л. А. Кирик

11. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике для 9-11 классов. В. А. Шевцов

12. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике для 9-11 классов, законы сохранения в механике. В. А. Шевцов

13. Всесоюзные олимпиады по физике. И. Ш. Слободецкий, В. А. Орлов.

14. Сборник задач по физике. Г. Н. Степанова. Москва . Просвещение. 2000 г.

15. Задачи по физике и методы их решения. В. А. Балаш. Москва. Просвещение.

16. Физика. Дидактические материалы. А. А. Фадеева, П. И. Самойленко. Москва. Высшая школа.

17. Композиция тестовых заданий. В. С. Аванесов. Москва. 2002 г.

18. Сборник тестовых заданий по физике. Н. А. Закирова, Е. П. Гаврилова. Кокшетау. 2008 г.

19. Учебно-методическое пособие для поступающих в ВУЗы. Физика. Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования. 2000 г.

20. Сборник тестов по физике. Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования. 2007 г.

21. Методические рекомендации по оценке учебных достижений учащихся в образовательных школах. Национальный центр оценки качества образования. Астана. 2008 г.

22. Оценивание - способ повышения эффективности обучения. Управление школой. № 3. стр. 35. М. Пинская

23 Ключевые компетенции - новая оценка результатов образования, 12-летнее образование № 12. У. К. Толипов. 2008 г.

24. Систематизация материала при подготовке к ЕНТ. Открытая школа №3. Г. Н. Кемская. 2010 г.






© 2010-2022