Рабочая программа по физике 10 класс

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа»

Ливенского района Орловской области

«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждаю»

руководитель ШМО заместитель директора по УР Директор школы

учителей естественно-математического цикла ____________И.А. Ефанова ______Л.А.Ермолова

_________Т.Я. Ефанова от «29» августа 2015 г. Приказ № 53/ 9 от

Протокол № 2 от « 29» августа 2015 г. «31 »августа 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

для 10 класса


2015 - 2016 учебный год



Разработчик программы

учитель физики Лазарева Л.Л.


2015 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа на базисном уровне составлена на основе авторской программы Тихомировой С.А. для 10-11 классов, содержащей в своей основе Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерную программу по физике.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 140 ч для обязательного изучения физики на базисном уровне в 10-м и 11-м классах (по 70 ч в каждом классе из расчёта 2 ч в неделю).

По сравнению с программой Тихомировой С.А. часы, выделенные на резерв (2 ч) отсутствуют, т.к. учебный год содержит 34 учебные недели.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

• развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;

• воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;

• использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основное содержание курса физики

• Введение (1 ч)

Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

• Механика. (29 ч)

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Свободное падение. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел. Центр тяжести.

Законы сохранения импульса и энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации (Д). Зависимость траектории от выбора системы отсчёта. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы (ЛР). Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.

• Молекулярная физика. Термодинамика. (18 ч)

Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность. Строение твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел.

Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатический процесс. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и их КПД. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Д. Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объёмные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.

ЛР.

Опытная проверка закона Гей-Люссака. Измерение относительной влажности воздуха.

• Электродинамика. (20 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электрический ток в разных средах. Плазма.

Д. Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора.

ЛР.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.

Требования к уровню подготовки выпускников 10 класса

В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

· смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ;

· смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила;

· смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

· вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

· описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте;

· приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

· описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

· применять полученные знания для решения физических задач;

·определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

· измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

·приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики в энергетике;

·воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Оценка устных ответов:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ:

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ:

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Критерии оценивания тестовых заданий:

В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание части А начисляется 1 балл. За каждое правильно выполненное задание части В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания. Часть С состоит из одной или двух задач, которые нужно решить на отдельном листе бумаги.

Критерии оценки ответа к заданию С

Балл

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

  1. Верно записаны формулы, выражающие физические законы;

  2. Приведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному ответу, и представлен ответ.

5

Правильно записаны необходимые формулы, правильно записан ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.

ИЛИ

В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.

3

В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях.

ИЛИ

Не учтено соотношение для определения величины.

2

Максимальное количество баллов

10

Оценка «5» - 80%-100%

Оценка «4» - 60%-80%

Оценка «3» - 40%-60%

Оценка «2» - 0%-40%

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Общее количество часов

Контрольные работы

Лабораторные работы

1

Введение

1

2

Механика

29

2

2

Кинематика

10

1

Динамика

9

1

1

Статика

1

Законы сохранения в механике

9

1

3

Молекулярная физика. Термодинамика.

18

2

2

МКТ. Свойства газов.

8

1

1

Основы термодинамики

4

1

Свойства твердых тел. Свойства жидкостей.

6

1

4

Электродинамика

20

2

2

Электростатика

7

1

Законы постоянного тока

7

1

2

Электрический ток в различных средах

6

Всего

68

6

6

Календарно - тематическое планирование по физике 10 класс


урока

Дата

Тема урока

Примеча-ние

Домаш-нее задание

по плану

факти-чески

Введение (1 час)

1

2.09

2.09

Инструктаж по ТБ. Методы научного познания.

стр. 5-9,задание в тетради

Часть 1. Механика (29часов)

Глава 1 «Кинематика (10 часов)»

2

4.09

4.09

Механическое движение. Траектория, путь, перемещение.

§1-2, стр.11-15

3

8.09

8.09

Скорость при прямолинейном равномерном движении. Сложение скоростей.

§3-4, стр.15-20

4

11.09

Скорость при неравномерном движении. Ускорение.

§5-6,стр.20-24

5

15.09

Перемещение при прямолинейном равнопеременном движении.

§7, стр.24-27

6

18.09

Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении».

стр.276-277

7

22.09

Свободное падение тел.

§8, стр.27-29

8

25.09

Движение тел, брошенных под углом к горизонту.

§9, стр.30-34

9

29.09

Равномерное движение по окружности.

§10, стр.34-37

10

2.10

Центростремительное ускорение.

§11, стр.38-39

11

6.10

Повторение и обобщение темы «Кинематика»

Глава 2 «Динамика (9 часов)»

12

9.10

Первый закон Ньютона. Сила.

§12-13, стр.43-47

13

13.10

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

§14-15, стр.47-52

14

16.10

Закон всемирного тяготения.

§16, стр.53-55

15

20.10

Вес. Невесомость. Перегрузка.

§17, стр.56-58

16

23.10

Первая космическая скорость.

§18, стр.59-60

17

27.10

Сила трения.

§19, стр.61-64

18

30.10

Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

стр.277-279

19

10.11

Решение задач по теме «Динамика».

20

13.11

Контрольная работа №1 по теме «Динамика»

Глава 3 «Статика (1 час)»

21

17.11

Анализ контрольной работы. Условия равновесия тел. Центр тяжести.

§20-22, стр.68-78

Глава 4 «Законы сохранения в механике (9 часов)»

22

20.11

Импульс тела.

§23, стр.79-81

23

24.11

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

§24-25, стр.81-88

24

27.11

Механическая работа. Мощность.

§26, стр.89-92

25

1.12

Кинетическая энергия.

§27, стр.93-96

26

4.12

Потенциальная энергия.

§28, стр.96-99

27

8.12

Работа силы упругости.

§29, стр.99-102

28

11.12

Закон сохранения механической энергии.

§30, стр.102-106

29

15.12

Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»

30

18.12

Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения в механике»

Часть 2. Молекулярная физика (18 часов)

Глава 5 «Молекулярно - кинетическая теория (1 час)»

31

22.12

Анализ контрольной работы. Основные положения молекулярно - кинетической теории.

§31, стр.111-119

Глава 6 «Свойства газов (7 часов)»

32

25.12

Модель газа. Скорости молекул газа.

§34-35,стр.121-124

33

29.12

Изотермический процесс.

§36, стр.124-126

34

12.01

Изохорный и изобарный процесс.

§37, стр.127-130

35

15.01

Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

стр.279-281

36

19.01

Уравнение Менделеева - Клапейрона.

§38, стр.131-133

37

22.01

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

§39, стр.133-137

38

26.01

Контрольная работа №3 по теме «Свойство газов»

Глава 7 «Основы термодинамики (4 часа)»

39

29.01

Анализ контрольной работы. Внутренняя энергия и способы ее изменения.

§40-41, стр.141-146

40

2.02

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к разным процессам.

§42-44, стр.146-151

41

5.02

Тепловые двигатели. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

§45-46, стр.151-157

42

9.02

Контрольная работа №4 по теме «Основы термодинамики»

Глава 8 «Свойства твёрдых тел (2 часа)»

43

12.02

Анализ контрольной работы. Кристаллические и аморфные тела. Структура монокристаллов. Аморфные тела.

§47-49, стр.161-166

44

16.02

Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел.

§50-51, стр.166-172

Глава 9 «Свойства жидкостей (4 часа)»

45

19.02

Структура и свойства жидкости. Поверхностное натяжение жидкости.

§52-53, стр.174-178

46

26.02

Смачивание. Капиллярные явления.

§54, стр.178-181

47

1.03

Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости. Влажность воздуха.

§55-57, стр.182-189

48

4.03

Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха»

стр. 281-282

Часть 3. Электродинамика (20 часов)

Глава 10 «Электростатика (7 часов)»

49

11.03

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

§58-59, стр.193-199

50

15.03

Напряжённость электрического поля. Графическое изображение электрических полей.

§60-61, стр.200-207

51

18.03

Работа сил электрического поля.

§62, стр.207-208

52

1.04

Потенциал. Разность потенциалов.

§63, стр.208-211

53

5.04

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

§64-65, стр. 211-216

54

8.04

Электроёмкость. Энергия заряженного конденсатора.

§66, стр.217-220

55

12.04

Контрольная работа №5 по теме «Электростатика»

§65

Глава 11 «Законы постоянного электрического тока (7 часов)»

56

15.04

Анализ контрольной работы. Условия, необходимые для существования электрического тока. Электродвижущая сила.

§67-68, стр.226-230

57

19.04

Закон Ома.

§69, стр.231-234

58

22.04

Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивление источника тока»

стр.282-283

59

26.04

Соединение проводников.

§70, стр.234-238

60

29.04

Лабораторная работа №6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

стр.284-285

61

3.05

Работа и мощность электрического тока.

§71, стр.238-242

62

6.05

Контрольная работа №6 по теме «Законы постоянного электрического тока»

Глава 12 «Электрический ток в различных средах (6 часов)»

63

10.05

Анализ контрольной работы. Элементы теории электропроводимости металлов. Зависимость сопротивления от температуры

§72-73, стр.246-249

64

13.05

Термоэлектронная эмиссия. Электрический ток в вакууме. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка.

§74-75, стр.249-253

65

17.05

Электропроводимость электролитов.

§76, стр.253-256

66

20.05

Электропроводимость газов. Виды самостоятельного разряда в газах.

§77-78, стр.257-261

67

24.05

Полупроводники. Собственная проводимость полупроводников. Примесная проводимость полупроводников.

§79-81, стр.262-270

68

27.05

Итоговый урок.



Учебно-методический комплект по физике

п\п

Авторы,

составители

Название учебного издания

Год изд.

Издатель-ство

2.

Тихомирова С.А., Яворский Б.М

Физика-10.

2013

- М.: Мнемозина,

3.

Рымкевич А.П.

Сборник задач по физике для 10-11 классов.

2010

М. Дрофа

4.

Демидова М.Ю., Нурминский И.И

ЕГЭ 2015. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов

2015

М «Эксмо»

5.

Зорин Н.И.

ЕГЭ 2009. Физика. Решение задач частей В и С. Сдаем без проблем!

2010

М «Эксмо»


© 2010-2022