• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочая программа внеурочной деятельности по физике (5, 6 классы) ФГОС по программе Е. М. Шулежко

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике (5, 6 классы) ФГОС по программе Е. М. Шулежко

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общего интеллектуального направления «Мир вокруг нас» (занимательная физика) составлена на основе Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5-6 класс/ Е. М. Шулежко, А.Т. Шулежко. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 в соответствии с ФГОС. Программа имеет объем 68 часов учебной нагрузки (5-6 классы 1 час в неделю).
Раздел Физика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №2 города Чехова Московской области



УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии _________ М.В.Тарасова

Приказ № __

от «____»________2015 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности

общего интеллектуального направления


«Мир вокруг нас»

(Занимательная физика)


Срок реализации: 2 учебных года


Возрастная категория учащихся: 5-6 классы

Составитель: Жукова Антонина Борисовна,

учитель физики


Чехов, 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общего интеллектуального направления «Мир вокруг нас» (занимательная физика) составлена на основе Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5-6 класс/ Е. М. Шулежко, А.Т. Шулежко. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Программа имеет объем 68 часов учебной нагрузки (5-6 классы 1 час в неделю).

Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных науч­ных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.

Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.

Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт.

Дифференциация обучения физике, позволяет с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Содержание физического образования в каждой конкретной школе определяется инвариантной (базовой) и вариативной составляющими. Вариативная часть физического образования учитывает особенности ученика, учителя, школы, региона. Инвариантная часть определяет материал, минимально необходимый для решения приоритетных задач физического образования в основной школе.

Опираясь на своеобразие учащихся, уровень развития их индивидуальных способностей, каждый учитель может выбрать или разработать образовательную программу, обеспечив её дидактическое и методическое наполнение, которое соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

Непрерывная система физического образования в системе основного общего и среднего полного общего образования представляет собой последовательные, связанные между собой этапы обучения: пропедевтика физики в 5 и 6 классах, основная школа (7 - 9 классы), старшая профильная школа (10 - 11 классы).

Пропедевтика - введение в науку, в переводе с греческого языка (propaidéuō) означает «предварительно обучаю». Под пропедевтикой мы понимаем вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной форме, который осуществляет предварительную подготовку учащихся к изучению предмета в основной школе и далее в старшей школе.

Пропедевтика естественнонаучных знаний в 5-6 классах является дидактическим условием преемственности обучения в системе непрерывного физического образования и осуществляется в настоящее время согласно базисному учебному плану в рамках предмета «Естествознание».

Преобразование структуры и содержания курса физики, в связи с модернизацией системы общего образования в стране, вызывают необходимость серьезных изменений в пропедевтике (подготовке учащихся к изучению систематического курса физики).

Разработанный пропедевтический курс построен на основе метода научного познания. Он способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о мире.

Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений.

В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.

Целями изучения курса «Мир вокруг нас» в 5 и 6 классах являются:

  1. развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию;

  2. приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;

  3. формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  1. знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);

  2. приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  3. формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность, как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;

  4. формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать зако­номерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее рас­пространенные и значимые для человека явления природы;

  5. овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  6. пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Для успешной реализации внеурочной программы необходимо определить принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  • принцип природосообразности;

  • принцип прогностичности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации;

  • принцип рефлексивности;

  • принцип культуросообразности.

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности.

1-й год реализации:

Прогнозируемый воспитательный результат:

- формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету физика;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

Прогнозируемый воспитательный эффект:

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования).

2-й год реализации:

Прогнозируемый воспитательный результат:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

- развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

- научное познание мира;

- активная жизненная позиция.

Достижению поставленных целей и задач будут способствовать различные формы организации деятельности обучающихся:

- лекция;

-дискуссия;

- просмотр презентаций и видеофильмов;

- наблюдение различных видов демонстрации;

- выполнение лабораторных работ;

- решение качественных задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

теория

практика

1.

Мы познаем мир, в котором живем.

6

3

2.

Пространство.

10

4

3.

Время.

3

2

4.

Движение.

6

2

5

Взаимодействия.

9

5


Итого

34







6 класс

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

теория

практика

1.

Строение вещества. Тепловые явления.

11

6

2.

Электромагнитные явления.

11

4

3.

Звуковые явления.

4

3

4.

Световые явления.

8

3


Итого

34

Данная программа предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Не предполагается заучивание материала в форме логически строгих определений, пересказ учебника. Учащиеся не только приобретают знания по физике, а также развивают способности самостоятельного приобретения знаний, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения, выслушивать другие мнения и конструктивно их обсуждать. Поэтому формами проведения занятий являются дискуссии, защита изобретения или проекта, рассказ об интересном наблюдении. Опыты, демонстрации, наблюдения и самостоятельные исследования рассчитаны на использовании типового оборудования кабинета физики. В качестве контроля используется система тестов на основе контрольных работ по курсу «Естествознание» для 5-6 классов (книга для учителя А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С. Понтак «Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. 5-6 классы», Издательство «Дрофа», 2014).

Содержание программы по физике
в 5 классе (первый год обучения):

Тема 1. Мы познаем мир, в котором живем (6 часов).

Природа. Явления природы. Что изучает физика. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин. Что мы знаем о строении Вселенной.

Фронтальные лабораторные работы:

1.Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.

2.Изготовление линейки и ее использование.

3.Определение цены деления измерительного прибора.

Демонстрации: Тела и вещества. Физические явления. Лабораторное оборудование. Измерительные приборы.

Тестирование № 1 «Мы познаем мир, в котором живем»

Тема 2. Пространство (10 часов).

Пространство и его свойства. Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел.

Демонстрации: Меры длины. Ориентация на местности при помощи компаса. Измерение углов. Мерный цилиндр.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Измерение размеров разных тел.

  2. Измерение углов при помощи транспортира.

  3. Измерение площадей разных фигур.

  4. Измерение объема жидкости при помощи мерного цилиндра.

  5. Измерение объема твердого тела при помощи мерного цилиндра.

Тестирование № 2 «Пространство».

Тема 3. Время (3 часа).

Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.

Демонстрации: Измерение пульса. Измерение интервалов времени при помощи маятника.

Фронтальные лабораторные работы:

1.Измерение периода колебаний маятника.

2. Стробоскопический способ измерения интервалов времени при движении бруска по наклонной плоскости.

Тема 4. Движение (6 часов)

Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечно системы.

Демонстрации: равномерное и неравномерное движение, относительность движения, прямолинейное и криволинейное движение.

Фронтальные лабораторные работы:

1.Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку)

2. Изучение равномерного прямолинейного движения бруска.

3. Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска.

Тестирование №3 «Время и движение».

Тема 5. Взаимодействия (9 часов).

Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преобразование энергии. Энергетические ресурсы.

Демонстрации: силы трения покоя, скольжения; зависимость архимедовой силы от объема тела, погруженного в жидкость; переход потенциальной энергии и обратно; зависимость силы упругости от деформации пружины.

Фронтальные лабораторные работы:

1.Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.

2.Измерение силы динамометром.

3. Изучение зависимости силы трения от веса тела.

4. Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.

5. Определение характера движения парашютиста.

Тестирование №4 «Взаимодействие».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс


п/п

Тема занятия

Формы организации деятельности учащихся

Дата проведения

Примечание

план

факт

Мы познаем мир, в котором живем (6 часов)

1

Мир, в котором мы живем.

Лекция

Демонстрация

2

О том, как изучают явления природы.

Л/р. №1 «Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити».

Дискуссия

Практикум

3

Физические величины и их измерения.

Л/р.№2 «Изготовление линейки и ее использование».

Лекция

Практикум

4

Измерительные приборы.

Л/р.№3 «Определение цены деления измерительного прибора».

Демонстрация

Практикум

5

Что мы знаем о строении Вселенной.

Семинар

6

Тестирование по теме «Мы познаем мир, в котором живем»

тестирование

Пространство (10 часов)

7

Пространство и его свойства.

лекция

8

Л/р.№1 «Измерение размеров разных тел».

практикум

9

Углы помогают изучать пространство.

Л/р. №2 «Измерение углов при помощи транспортира».

Дискуссия

практикум

10

Перспектива. Видимый (угловой) размер.

Лекция. Демонстрация

11

Как и для чего измеряют площадь разных поверхностей.

Дискуссия

демонстрация

12

Л/р. №3 «Измерение площадей разных фигур. Палетка».

практикум

13

Как и для чего измеряют объем тел.

Дискуссия

демонстрация

14

Л/р.№4«Измерение объема жидкости при помощи мерного цилиндра».

практикум

15

Л/р.№5 «Измерение объема твердого тела при помощи мерного цилиндра».

практикум

16

Тестирование по теме «Пространство»

тестирование

Время (3 часа)

17

Время

Лекция

демонстрация

18

Измерение времени. Л/р. №1 «Измерение периода колебаний маятника».

Дискуссия

практикум

19

Л/р. №2 «Измерение интервалов времени при движении бруска по наклонной плоскости».

практикум

Движение (6 часов)

20

Механическое движение.

Л/р.№1 «Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку)».

Дискуссия

практикум

21

Скорость. Путь.

Лекция

демонстрация

22

Равномерное движение.

Л/Р. №2 «Изучение равномерного прямолинейного движения бруска».

практикум

23

Неравномерное движение.

Л/Р. №3 «Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска».

практикум

24

Движение планет Солнечной системы.

Лекция

демонстрация

25

Тестирование по теме «Движение и время»

тестирование

Взаимодействия (9 часов)

26

Взаимодействие тел. Л/р. №1 «Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной».

Дискуссия

практикум

27

Сила. Л/р. №2 « Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром».

Лекция

практикум

28

Трение. Трение в нашей жизни.

Лекция

демонстрация

29

Л/р. №3 «Изучение зависимости силы трения от веса тела»

практикум

30

Сложение сил.

лекция

31

Выталкивающая сила. Л/р. №4 «Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость»

Лекция

практикум

32

Движение невзаимодействующих тел.

Л\р. №5 «Определение характера движения парашютиста».

практикум

33

Энергия.

Лекция

демонстрация

34

Тестирование по теме «Взаимодействия»

тестирование










МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

п/п

Критерии

Показатели

Диагностические средства, инструментарий

Год реализации программы

Сроки проведения


1.

Личностные:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-развитие убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Метапредметные:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Частнопредметные:

- умения приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движения, колебания нитяного и пружинного маятников, расширение тел при нагревании, большую сжимаемость газов, малую сжимаемость жидкостей и твердых тел, виды теплопередачи, электризацию тел, нагревание проводников электрическим током, отражение и преломление света;

- умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, температуру, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

- владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела, силы Архимеда от объема тела, периода колебаний маятника от его длины, угла отражения от угла падения света;

- умение применять элементы молекулярно-кинетической и электронной теорий для объяснения явлений природы: расширение тел при нагревании, большую сжимаемость газов, малую сжимаемость жидкостей и твердых тел, электризацию тел;

-умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Прогнозируемый воспитательный результат:

- формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету физика;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

Прогнозируемый воспитательный эффект:

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования).

Мониторинг

«Уровень воспитанности учащихся»


Предметное тестирование по плану №1

Предметное тестирование по плану №2

Предметное тестирование по плану №3

Предметное тестирование по плану №4

2015- 2016


Сентябрь












2.

Прогнозируемый воспитательный результат:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

- развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

- научное познание мира;

- активная жизненная позиция.

Участие в предметных олимпиадах

Предметное тестирование по плану

Участие в декаде физики

Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся

(автор Анетько Н.Г.)


2015-2016

Октябрь - декабрь



В течение года



Январь, декабрь




Май

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

1.Анфилов Б.М. Физика и музыка. - М., Детлит, 1967.

2.Балашов М.М. О природе. - М., Просвещение, 1991.

3.Бездепсный Е.А. Физика в живой природе и медицине. - Киев, 1976.

4.Блудов М.И. Беседы по физике. - М., Просвещение, 1964.

5.Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога.- М., Наука, 1986.

6. Иваницкий Г.Р. Мир глазами Биофизики. - М., Педагогика, 1985.

7.Мэрион Дж. Общая физика с биологическими примерами. - М., Мир,1986.

8.Перельман Я.И. Занимательная физика. - М. Просвещение, 1973.

9.Томилин А.Н. Мир электричества. - М., Дрофа, 2004.

10.Шостак В.И. Природа наших ощущений. - М. Просвещение, 1983.

11.Роджерс Эрик. Физика для любознательных. Л.А.Арцимовича.- М., Мир,

12.Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. - М., Наука, 1985.

13.Хрестоматия по физике. Под ред. Б.И.Спасского. - М., Просвещение, 1982.

14.Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. Под ред. М.Д.Аксенова - М., Аванта+, 2001.

15.Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Под ред. В.А.Володина - М., Аванта+, 2002

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Условия проведения


Средства технического оснащения


Классный кабинет,

кабинет на 25 посадочных мест

Компьютер, мультимедиа, экран, колонки


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР

учителей математики ________________ Е.С. Белова

№ 1 от 29.08.2015 01.09.2015г.

Руководитель ШМО______________ Жукова А.Б.

1


© 2010-2022