Урок на тему Атмосферное давление 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Атмосферное давление»


Цели урока:

  1. Повторение вопросов: давление твердых тел, жидкостей и газов.

  2. Изучение вопроса об атмосферном давлении, выяснение причин его возникновения

  3. Объяснение существования воздушной оболочки Земли с точки зрения МКТ.

  4. Уметь применять полученные знания при решении качественных задач.

  5. Продолжить развитие речи учеников, учить делать логические выводы.

  6. Продолжить привитие навыков аккуратности при выполнении экспериментальных работ и записей в тетрадях.

  7. Продолжить формирование навыков работы с приборами при выполнении фронтального эксперимента.

  8. Развивать умение выдвигать гипотезы и на основании эксперимента делать логические выводы.

  9. Развитие позитивного отношения к учебе, формирование ответственного отношения к своему здоровью.

  10. Продолжение развития навыков групповой работы учащихся.


Литература:

  1. А. В. Перышкин «Дрофа» Москва 2007 г. Физика 7.

  2. С. В. Громова, Н. А. Родина «Просвещение» Москва 2006 г. Физика 7.

  3. В. И. Лукашик «Просвещение» Москва 2007г. Сборник задач по физике.

  4. М. М. Балашов «Просвещение» Москва 1991 г. «О природе».

  5. Ц. Б. Кац «Просвещение» Москва 1988 г. «Биофизика на уроках физики».

  6. Библиотечка «1 сентября» серия «Физика» выпуск 3(9). «Учение с увлечением на уроках физики» Москва «Чистые пруды» 2006 г.

  7. С. Г. Броневщук, Н. Д. Машевский «Просвещение» Москва 1973 г. «Самостоятельная работа по физике».


Оборудование:

  1. Мультимедиа, видеоролики.

  2. Стакан с водой, лист бумаги.

  3. Пластиковая бутылка, горячая вода.

  4. Пипетки, шприцы, ливеры (для фронтального эксперимента на каждой парте).

5. Игрушка на присосках.

6. Две пробирки, заходящие одна в другую.

Актуализация знаний.

Сегодня мы будем говорить с вами о давлении. Что-то об этой физической величине мы уже знаем, а с чем-то познакомимся сегодня.

Вспомним, что же это такое, давление?

  • Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности Урок на тему Атмосферное давление 7 класс.

В каких единицах измеряется давление?

  • 1 Па.

На столе три одинаковых бруска в разных положениях. Одинаковое ли давление оказывают бруски на стол? Почему?

В каком направлении передается давление?

А в случае с кнопкой, которой прикалывают газету к стене?

  • Давление, оказываемое твердыми телами, передается в направлении действия силы.

А что мы знаем о давлении в жидкостях, газах? (закон Паскаля)

  • Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково по всем направлениям.

На доске на рисунке показать направление передачи давления в твердом теле и жидкости

Если из мелкокалиберной винтовки выстрелить в вареное яйцо, то в нем образуется аккуратное отверстие, а если в сырое, то оно разлетается. Почему?

А как можно убедиться, что тело оказывает давление на опору (даже с закрытыми глазами)?

  • Взять и положить на ладошку.

С твердыми и жидкими телами ясно, их можно увидеть, потрогать. А вот как быть с газами. Они оказывают давление? Как доказать?

  • Опыт со шприцем, нижняя часть которого затянута резинкой.

Как объяснить возникновение давления в газах?

  • Ударами движущихся молекул о дно и стенки сосуда.

Нас с вами окружает воздух. Он оказывает давление на пол, парты, на нас, на потолок, на стены?

Вот сегодня мы и постараемся это выяснить. Записываем тему урока в тетради «Атмосферное давление».

Опыт с пластиковой бутылкой (налить в неё горячую воду, вылить и закрыть крышкой).

Почему бутылка сжимается?

Выдвигаются гипотезы учениками и начинается их обсуждение.

В 6 классе на уроках географии вы выяснили, что нашу Землю окружает воздушная оболочка толщиной несколько тысяч километров. Как она называется?

  • Атмосфера.

Атмос - пар, воздух, сфера - шар.

Мы живем на дне огромного воздушного океана. Представим на мгновение, что это вода такой же толщины. Что бы произошло?

Почему водолазы, опускающиеся на большие глубины, надевают специальные очень прочные скафандры.

  • Чтобы не раздавило давление.

А что же воздух. Оказывает ли он давление. И как это можно объяснить с молекулярной точки зрения.

  • Молекулы воздуха непрерывно хаотически движутся и сталкиваются со стенками сосуда.

Вернемся к нашему опыту с пластиковой бутылкой.

Что произошло с воздухом в бутылке

Нагрелся.

А его плотность?

  • Уменьшилась.

Что произошло с расстоянием между молекулами.

  • Расстояние между молекулами увеличилось.

А давление воздуха в бутылке?

  • Уменьшилось.

А что можно сказать о давлении снаружи.

  • Давление прежнее атмосферное.

Давление снаружи больше, чем внутри, следовательно, атмосферное давление сжимает бутылку.

Опыт со стаканом, наполовину наполненном водой, и листом бумаги.

Опыт с двумя пробирками (страница 53 №461 Лукашик)

Почему внутренняя пробирка поднимается вверх?

  • Ее загоняет атмосферное давление снизу (сверху действует сила тяжести и сила давления со стороны воды, а снизу - атмосферное давление).

Задание по группам. Три группы по рядам. Перенос жидкости из одного сосуда в другой с помощью тех приборов, которые есть на столе. Брать стаканы в руки нельзя. Объяснить. Первый ряд - с помощью шприца, второй ряд - с помощью пипетки, третий - с помощью ливера.

Просмотр видеоролика (ливер).

Просмотр видеоролика (надувание завязанного шарика при откачивании воздуха из-под колокола воздушного насоса)

Задумывались ли вы над тем, как мы дышим? Сделаем несколько глубоких вдохов и выдохов и попробуем объяснить.( Наши лёгкие работают, как нагнетающий и разрежающий насос.)

Опыт по рисунку 117 учебника.

Почему вода фонтаном поступает в сосуд?

  • Атмосферное давление больше давления разреженного воздуха в сосуде.

Итак, вывод: атмосферное давление есть - это доказано экспериментально. У Земли есть воздушная оболочка, атмосфера. А у всех ли планет она есть? Есть ли она у нашего спутника, Луны?

  • Нет.

А почему?

  • Луна меньше по массе и не может удержать молекулы. А Земля притягивает молекулы воздуха сильно.

Следовательно, они должны упасть на нее? (показать с шариком, падающим на Землю под действием силы тяжести) Почему же этого не происходит?

  • Молекулы непрерывно хаотически движутся. А чтобы покинуть Землю им нужна вторая космическая скорость 11,2 км/с

Итак, атмосфера существует вследствие того, что с одной стороны, молекулы непрерывно хаотически движутся, а с другой притягиваются к Земле. Давление атмосферы называется атмосферным давлением. Как вы думаете, велико оно или мало? Задача по определению веса 1м3 воздуха. (Записи на доске и в тетради.) (По рисунку учебника). 1 м3 воздуха имеет массу 1,29 кг. Определить его вес. На доске и в тетради записываем решение задачи

Урок на тему Атмосферное давление 7 класс

P=1,29кг*9,8Н/кгУрок на тему Атмосферное давление 7 класс12,9Н

Если есть вес, то должно быть давление на опору (и на нас с вами). Какое оно? Большое или маленькое? Судить об этом можно из следующего примера. На тело человека массой 60кг и ростом 160см (площадь поверхности приблизительно 1,6м2 действует сила атмосферного давления 160000Н,то есть, как если бы такой человек удерживал на себе 16-тонную плиту. Почему же мы его не ощущаем?

Давление снаружи и изнутри человека одинаково.

А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

-Почему вода поднимается вверх, когда мы ее втягиваем через соломинку?

-Как действуют присоски (показать). Например, комнатные мухи, пиявки используют присоски. Происходит это так: присоски увеличиваются в объеме, поэтому внутри них образуется разреженное пространство и наружное (атмосферное) давление воздуха прижимает их к поверхности.

-Почему опасно сдавать в багаж при полете плотно закупоренные стеклянные емкости

-Однажды Маша вымыла банки горячей водой и сразу же закрыла их пластмассовыми крышками. Спустя некоторое время мама никак не могла их открыть. Призванный на помощь папа с большим трудом справился с заданием, поругивая… что? Почему?

-Почему трудно вытащить ноги, увязшие в размокшей глине?

(Подведем итоги урока. Вокруг Земли есть воздушная оболочка (атмосфера), которая оказывает давление на все тела, находящиеся на поверхности Земли, то есть возникает атмосферное давление.

Домашнее задание §40,41, упражнение 17(1,2) устно, упражнение 18(1,2) устно. Задание 10 письменно

Анализ урока.

В 7Б классе 27 учеников. По уровню способностей класс средний. Есть дети с неплохими способностями, трудолюбивые, заинтересованные в получении знаний, но есть и такие, кто отбывает «школьную повинность». При планировании урока ставилась цель: заинтересовать в получении знаний и тех, и других. Данный урок имеет важное значение в теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов», так как позволяет, опираясь на изученные ранее понятия, подвести детей к обоснованию существования атмосферного давления, а в дальнейшем - к практическому применению теории (пониманию устройства и принципа действия приборов, служащих для измерения атмосферного давления, поршневых жидкостных насосов, гидравлических прессов). При проведении урока ставились задачи:

  1. Образовательные:

    • изучение вопроса об атмосферном давлении.

    • практическое применение теории при решении качественных задач.

    • доказательство с точки зрения МКТ существования атмосферы.

  2. Воспитательные

  • развивать умение правильно и аккуратно выполнять записи на доске и в тетради.

  • продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе МКТ.

  1. Развития

  • умение выделять главное.

  • умение делать логические выводы и обобщения.

  • умение выполнять простейшие демонстрационные эксперименты.

  • умения выдвигать предположения, гипотезы, и обосновывать их.

  • развитие речи.

  • умение преодолевать трудности.

  • эмоциональное развитие учащихся.

Для достижения триединой дидактической цели использовались методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, индуктивный, от частного к общему, при обобщении результатов опытов, исследовательский метод. Для подготовки к восприятию нового материала проведена актуализация знаний: фронтальный опрос по ранее изученному материалу, который необходим для правильного восприятия данной темы. При изучении нового материала была использована схема: эксперимент - проблема - гипотезы - вывод.

Для усиления интереса к изучаемой теме использовался дополнительный материал о том, какую роль играет атмосферное давление в осуществлении дыхания человека, а также интересные демонстрационные эксперименты.

© 2010-2022