Конспект урока по химии Основания

Тема урока:  «Основания»   ТИП УРОКА: комбинированный Технологические приёмы:    приёмы активизации познавательнойдеятельности учащихся – демонстрационный эксперимент,  индивидуальный и дифференцированный подход, сотрудничество, связь с жизнью, наглядность и т.д. Формы обучения: групповая и индивидуальная.   Цель урока: Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса оснований.   Задачи урока:   1.  Образовательные: Познакомить учащихся с новым классом неор...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Основания»


ТИП УРОКА: комбинированный

Технологические приёмы: приёмы активизации познавательной деятельности учащихся - демонстрационный эксперимент, индивидуальный и дифференцированный подход, сотрудничество, связь с жизнью, наглядность и т.д.

Формы обучения: групповая и индивидуальная.

Цель урока:

Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса оснований.

Задачи урока:

1. Образовательные:

Познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений - основаниями. Рассмотреть состав, номенклатуру, классификацию оснований. Познакомить с представителями класса оснований. Продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных ионов. Показать различие между зарядами ионов и степенью окисления. Дать представление о качественных реакциях.


  1. Развивающие: развивать химическое мышление, устную речь, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.


  1. Воспитательные: воспитывать в детях чувство дружбы, товарищества; умения работать в коллективе; воспитывать в детях чувство любви к природе, её богатствам; учить детей беречь природные богатства, заботиться о чистоте природы, решать экологические проблемы.

Оборудование и реактивы: Кристаллические щёлочи и их растворы (NaOH, KOH, все разновидности Са(OH)2 - «известковая вода», «известковое молоко», твёрдый), свежеполученные осадки Cu(OH)2, Fe(OH)3, индикаторы.


Ход урока



Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность ученика


Теоретическое обоснование


Организа-

ционный


Задача: подготовить учащихся к работе на уроке

Приветствие детей.

Решение организационных вопросов.

Приветствуют учителя.

Занимают свои рабочие места.

Установление эмоционально-психологического контакта.

Сосредоточение внимания.

Проверка домашнего задания

Задача:

установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определение типичных недостатков в знаниях

Фронтальный опрос:

  1. С каким классом неорганических соединений мы с вами познакомились на прошлом уроке?

  2. Какие вещества называются оксидами?


  1. Как образуется название оксидов?


Учитель раздаёт карточки с дифференцированными заданиями. Дети сами выбирают задание по своим знаниям


1.С классом оксидов.

2.Оксиды - это сложные вещества, молекулы которых состоят их двух элементов, один из которых обязательно кислород.

3.Согласно международной номенклатуре любой оксид имеет название оксид с указанием названия элемента в родительном падеже и степени окисления его (римскими цифрами) в данном соединении.

Карточки с заданиями. (Приложение № 01)

Фиксация полученных знаний




Развитие навыков самооценки своих знаний.

Развитие индивидуальных способностей детей.


Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала


Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

Кроме бинарных соединений существуют другие сложные вещества. Учитель записывает на доске формулы: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3.

Можно ли данные соединения отнести к классу оксидов?

Почему?

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с представителями другого класса сложных веществ, молекулы которых состоят из 3 элементов. Это класс оснований.



Нет.

Данные соединения состоят из 3 различных элементов.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, слушают задачи урока, изучаемые вопросы.

Запись в тетрадь:

Тема «Основания».

  1. Состав оснований.

  2. Название оснований.

  3. Классификация оснований

  4. Понятие о качественных реакциях.


Активизация мыслительной деятельности

Усвоение новых знаний


Задача:

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых веществах; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения способов, путей,


к данному обобщению, на основе приобретённых знаний выработать соответствующие умения и навыки.

1 вопрос. Состав оснований

Что общего в строении молекул написанных на доске формул веществ?

Правильно. Молекулы оснований содержат атомы кислорода и водорода в виде гидроксогруппы ОН.

Почему её назвали гидроксогруппа?

Молекулу воды (формула на доске - Н2О) можно представить в таком виде - Н - ОН

Если мысленно отнять от неё 1 атом водорода, то останется группа - ОН. То есть гидроксогруппа - это остаток от молекулы воды.

Что же собой представляет

частичка или имеет заряд? Давайте вместе определим.


Как называются заряженные частички?

Следовательно: группа ОН - это …

А какой это ион: простой или сложный?

Мы знакомы с такими, например, ионами

+ -

как К, F (запись на доске). Это простые ионы, так как состоят из одного элемента.

А что будет представлять собой ион

-

ОН?

Какого типа химическая связь в группе ОН?

Этот сложный ион всегда пишется вместе и кислород и водород в нём никогда не разъединяются, и в отличие от обозначения степени окисления в заряде иона цифра 1 не ставится, а цифра и знак меняются местами.

Давайте сделаем вывод, что же представляет собой ОН группа?

Посмотрите на формулы оснований, записанных на доске. Что ещё общего в их составе?

Почему атомы металлов связываются с гидроксидионом? Какого типа химическая связь между ними?


Почему разное количество гидроксогрупп в формулах? Это зависит от степени окисления металла: если степень окисления металла +2, то он присоединит 2 группы ОН, если - +3, то присоединит 3 группы ОН.

Какие же вещества мы будем называть основаниями?


Состав оснований выражается общей формулой: М(ОН)п:

М - металл,

п - число гидроксогрупп.

2 вопрос Номенклатура оснований

Номенклатуру оснований можно представить в виде следующей схемы:

Название оснований = «гидроксид» + название металла в родительном падеже + с.о. металла римскими цифрами.



3 вопрос Классификация оснований

Учитель растворяет кристаллические NaOH, KOH, Fe(OH)2, в воде, добавляет в растворы несколько капель индикатора фенолфталеина.

Почему в одних пробирках произошло изменение цвета фенолфталеина, а в других - нет? Это связано с тем, что одни основания растворимы в воде, а другие - нет. В растворимых в воде основаниях фенолфталеин меняет окраску на малиновую. Какие растворимые основания были среди этих веществ?

Как можно классифицировать основания по их растворимости в воде?

Растворимые в воде основания имеют другое название - щёлочи. По тривиальной номенклатуре их называют едкими: едкий натр, едкое кали. Объясняется это тем, что шерстяные ткани в этих растворах быстро разрушаются, при попадании на кожу человека растворы этих веществ вызывают образование язв, сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь, поэтому их назвали едкими щелочами. Обращаться с ними надо осторожно, не допускать попадания их в глаза, на кожу и под ногти. Если же раствор щёлочи попал на кожу рук или лица, необходимо быстро промыть данный участок кожи под сильной струёй воды и обработать ватным тампоном, смоченным жидкостью из колбы «При ожоге щёлочью». Применяют их в производстве мыла и стиральных порошков.


Растворимые (щёлочи) - гидроксиды металлов главной подгруппы 1 группы(щелочные металлы) и главной подгруппы 2 группы, начиная с кальция.

Учитель знакомит учащихся с таблицей растворимости веществ и объясняет, как ей пользоваться для определения растворимости веществ:

Р - растворимое вещество,

Н - нерастворимое вещество,

М - малорастворимое вещество.

Во всех формулах присутствуют атомы О и Н.


От латинских названий элементов, входящих в её состав: водорода и кислорода.



Определяют степени окисления элементов в гидроксогруппе:

-2 +1 -

(О Н)

Вывод: группа ОН - это заряженная частичка с зарядом -

Ионами.

… заряженный ион.




Сложный ион, так как состоит из двух элементов: кислорода и водорода.

Ковалентная полярная, так как она осуществляется между атомами неметаллов.


Вывод (в тетрадь) - это сложный ион с ковалентной полярной химической связью.

На первом месте в формулах стоят атомы металлов.

Связь между атомами металлов и неметаллов - ионная, так как атомы металлов отдают электроны с последнего электронного слоя более электроотрицательному атому неметалла (атому О).



Основания - это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп.

Запись в тетрадь.


Запись в тетрадь.

Учащиеся знакомятся с алгоритмом выведения формул оснований и их названий (приложение № 03), лежащим на партах.

Учащиеся читают формулы и дают названия написанным на доске основаниям: гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид кальция (II), гидроксид железа (III).


Учащиеся наблюдают, что в одних пробирках произошло изменение окраски, а в одной - нет.


Гидроксид натрия и гидроксид калия.

Растворимые и нерастворимые основания.





Запись в тетрадь:

Основания:


Растворимые



Нерастворимые

NaOH, KOН

Fe(OH)3




Учащиеся определяют растворимость названных оснований по таблице.

Развитие навыков логического мышления, анализа.

Развитие навыков логического мышления



Проблемный вопрос.



Развитие навыков логического мышления.



Развитие навыков логического мышления.


Повторение ранее полученных знаний.



Развитие навыков обобщения.


Повторение ранее полученных знаний




Формирование понятий, навыков анализировать и делать выводы.




Выработка умений и навыков по предмету с использованием алгоритмов.

Закрепление полученных знаний



Применение эксперимента, развитие навыков наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы из увиденного.



Фрмирование учебных знаний с применением эвристических данных.




Формирование знаний по технике безопасности при работе со щелочами, практического применения веществ.




Формирование умений практического применения знаний.


Проверка понимания учащимися нового материала


Задача: установить, усвоили ли учащиеся содержание нового материала, устранить обнаруженные пробелы.



Определить растворимость следующих оснований по таблице растворимости:

LiOH, Mg(OH)2, Al(OH)3, Ba(OH)2, Sr(OH)2.


Учащиеся поднимают карточки с соответствующими буквами:

Р, Н или М.



Учёт количества правильных ответов.


Усвоение новых знаний

4 вопрос Понятие о качественных реакциях

Вещество, с помощью которого мы определили экспериментально растворимость оснований в воде называется фенолфталеин. С его помощью мы можем определить целую группу веществ: щёлочи. Фенолфталеин служит реактивом на распознавание щелочей. А реакция, с помощью которой доказывается наличие данных веществ называются качественными.



Определить наличие другого вещества можно по следующим признакам: изменение цвета, появление или исчезновение запаха, появление или исчезновение осадка и т.д.

Определить с помощью реактива можно не только группу веществ, но и отдельно взятое вещество.

В руках у меня 3 пробирки с растворами веществ: гидроксида натрия, гдроксида калия и гидроксида кальция.

С помощью какого реактива можно определить, в какой пробирке находится гидроксид кальция?

Если мы сейчас в эти 3 пробирки капнем фенолфталеин, то он окрасится в малиновый цвет во всех пробирках, так как гидроксид натрия и гидроксид калия - это щёлочи, а гидроксид кальция, хотя и малорастворимое соединение, но даёт при растворении в воде достаточное количество ионов ОН для того, чтобы окрасить индикатор.

Как же быть? Оказывается есть другое вещество, которое может определить, в какой пробирке находится гидроксид кальция. И вы с ним хорошо знакомы. Что такое гидроксид кальция? Это малорастворимое в воде основание. Если сухой гидроксид кальция растворять в воде, то сначала образуется мутный раствор. Он называется «известковое молоко». Если такому раствору дать устояться или отфильтровать, то получим прозразный раствор, который называется «известковой водой». Наверное, знакомое вам из природоведения название?

А теперь вспомните, от присутствия какого вещества известковая вода мутнеет?

То есть известковая вода является реактивом на углекислый газ. А значит и наоборот, углекислый газ является реактивом на известковую воду, т.е на гидроксид кальция.

Что же нужно сделать, чтобы определить, в какой пробирке находится гидроксид кальция?

Учитель пропускает через раствор известковой воды, гидроксида калия и гидроксида натрия углекислый газ.



Запись в словарь определений:

Реактив - это вещество, с помощью которого доказывается наличие другого вещества.

Качественная реакция - это реакция, в результате которой доказывается наличие данного вещества или иона.












От присутствия углекислого газа.


Нужно через растворы оснований, находящихся в 3 пробирках, пропустить углекислый газ.

Учащиеся отмечают помутнение раствора только в одной пробирке и делают вывод, что в данной пробирке - раствор гидроксида кальция.

Запись в тетрадь: реактивом на растворимые в воде основания (щёлочи) является индикатор фенолфталеин. Он из бесцветного превращается в малиновый.

Реактивом на гидроксид кальция является углекислый газ - СО2.



Сочетание устных ответов и письменной фиксации полученных знаний с целью формирования основных понятий.






Проблемный вопрос с целью формирования у учащихся навыков логического мышления.

Развитие навыков решения проблемных ситуаций.


Обучение решению проблемных ситуаций.


Формирование умений использовать знания, полученные на других предметах, т.е. межпредметные связи.


Обучение навыкам

решения проблемной ситуации

Формирование умений экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы.

Подведение итогов урока

Что же мы узнали на сегодняшнем уроке?

Мы познакомились с классом новых веществ - оснований.

Научились давать названия основаниям.

Узнали, что основания бывают растворимые (щёлочи) и нерастворимые.

Научились с помощью реактивов определять растворимые основания, т.е. щёлочи и раствор гидроксида кальция.

Формирование умений обобщать изученное, выделять главное.


Информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

1. Параграф 19, упражнение 2,3; 5,6 - всем.

2. На «5» - задача:

Определите массу 2,5 моль гидроксида магния. Сколько ионов каждого вида будет содержать данное количество гидроксида магния?

3. Подготовить сообщения на темы:

«Рассказы о кислотах»

«Практическое значение кислот в жизни человека».


Формирование навыков самооценки знаний, использовав выбор индивидуальных и дифференцированных заданий.

Развитие индивидуальных способностей детей.


Закрепление

изученного материала


Задача: закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по


новому материалу.

Учитель проводит игру в «домино».

Детям раздаются карточки, которые разделены на 2 половины. На одной половине написаны химические знаки металлов и неметаллов. На другой половине - формула гидроксогруппы - ОН. Дети должны по очереди ставить карточку той стороной, которая подходит для получения формулы основания. Кто быстрее израсходует свои карточки, тот побеждает.

Карточки для «домино»:


Na

OH


P

(ОН)2


Cl

(ОН)3


K

ОН


S

ОН


Cu

(ОН)2


Li

(ОН)2


Ba

ОН


Fe

(ОН)З


Co

ОН

и т.д.

Развитие активности учащихся.

Формирование основных знаний, полученных на уроке, используя игровую ситуацию.

Приложение № 01



КАРТОЧКИ


для контроля домашнего задания по теме «Оксиды»:


Оценка «3»:

Выпишите формулы оксидов из следующего перечня и дайте им названия: Na2O, H2O, KOH, HCl, Fe(OH)3, SO3, N2O5, Fe2O3.

(Прилагается алгоритм составления названий бинарных соединений).

Оценка «4»:

Составьте формулы оксидов следующих элементов, используя их степени окисления, и дайте им названия: N(III), C(IV), K(I), S(VI), Li(I), P(V).

Оценка «5»:

Составьте формулы оксидов следующих элементов, используя их степени окисления, дайте им названия и классифицируйте на оксиды металлов и неметаллов.


Приложение № 02


АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ НАЗВАНИЙ БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ



1.Напишите формулу соединения


СаО

2. Назовите соединение


Оксид кальция

3.Напишите формулу соединения, элемент которого имеет переменную положительную степень окисления.


+3 -1

FeCl3

4.Назовите соединение.


Хлорид железа (III)

Cправка:

Название бинарного соединения образуется из корня латинского названия элемента, стоящегона втором месте (имеющего отрицательную степень окисления), с добавлением суффикса -ид и русского названия элемента, стоящего на первом месте (имеющего положительную степень окисления), в родительном падеже с указанием его степени окисления в скобках римской цифрой, если элемент имеет переменную степень окисления.

Приложение № 03


АЛГОРИТМ ВЫВЕДЕНИЯ ФОРМУЛ ОСНОВАНИЙ И ИХ НАЗВАНИЙ

1.Запишите русское название и химический знак металлического элемента. Определите номер группы для данного элемента в ПСХЭ.


Кальций Са,

II А группа

2.Запишите общую формулу основания.

МОН,

где М - металл

3.Укажите заряд иона взятого металла (в соответствии с номером группы в ПСХЭ).

2 +

Са

4.Запишите индекс для группы ОН, равный значению заряда иона металла (индекс ставится за скобками, так как будет общим для атомов кислорода и водорода).


Са(ОН)2

5.Прочтите выведенную формулу


Кальций-о-аш-дважды

6.Назовите основание.


Гидроксид кальция

Справка:

Название основания образуется из названия группы ОН (гидроксид) и русского названия металла в родительном падеже.

Если металл имеет переменную степень окисления, то её указывают в скобках римской цифрой.


Литература:


  1. О.С.Габриелян «Химия» 8 класс, учебник.

  2. О.С.Габриелян «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» М.: Дрофа, 2005

  3. О.С.Габриелян «Настольная книга учителя». Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2002.

  4. В.Малышкина «Занимательная химия. Нескучный учебник». Санкт-Петербург, «Тригон» - 2001

  5. О.Г.Блохина «Я иду на урок химии». Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2001

  6. Р.Г.Иванова «Уроки химии в 8-9 классах». Методическое пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2001.

  7. Приложение к газете «Первое сентября»

  8. М.Ю.Горковенко«Поурочные разработки по химии» 8 класс. «ВАКО» Москва 2004

  9. В.А.Крицман «Книга для чтения по неорганической химии» ч.1 и 2. Москва «Просвещение» 1984

  10. С.Б.Шустов, Л.В.Шустова «Химия и экология» Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1995

  11. О.С.Габриелян «Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс» М.: Дрофа, 2003

  12. Н.П.Гаврусейко «Проверочные работы по неорганической химии» Дидактический материал . Москва «Просвещение», 1990

  13. О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова «Изучаем химию в 8 классе» Москва: «БЛИК и К», 2001









© 2010-2022