Рабочая программа по физике 11 класс

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кремяновская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА решением педагогического совета от 26.08.2015 г.

протокол №1

УТВЕРЖДЕНА

приказом от 01.09.2015 г.

№ 1/144

Директор школы

_________ Т.В.Мусияченко




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по физике


УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: основное общее образование

Класс : 11

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 68 (2 часа в неделю)

УРОВЕНЬ: БАЗОВЫЙ

УЧИТЕЛЬ: Савостиков Сергей Владимирович,

I квалификационная категория

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА ОСНОВЕ:

-Примерной (базовой) программы по физике;

- Учебник «Физика - 11» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев,

В.М.Чаругин («Просвещение», 2014)

на 2015 - 2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования по физике (базовый уровень) и в соответствии с учебником «Физика -11», Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М.Чаругин, (М.: Просвещение, 2014 год). Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по физике 2004 года.

Физика - наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества, одновременно формируя научное мировоззрение.

Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей:


  • формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего полного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;


  • развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;


  • развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;


  • развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений;


  • знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;

Планирование составлено из расчёта 2 часа в неделю (68 ч в год) что соответствует региональному базисному учебному плану.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Магнитное поле

6

1

1

2

Электромагнитная индукция

6

1

1

3

Электромагнитные колебания

10

1

-

4

Световые волны

14

1

4

5

Световые кванты

6

1

-

6

Атомная физика. Физика атомного ядра. Элементарные частицы

13

1

-

7

Элементы астрофизики

8

-

-

8

Повторение

5

-

-

9

Итого

68

6

6







СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Магнитное поле (6 часов)

Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.

Устройство и принцип действия электроизмерительных приборов и громкоговорителя.

Демонстрации

Магнитное взаимодействие токов

Лабораторные работы

Наблюдение действия магнитного поля на ток

Контрольные работы

Магнитное поле

Электромагнитная индукция (6 часов)

Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Устройство и принцип действия электродинамического микрофона. Электромагнитное поле.

Демонстрации

Электромагнитная индукция Лабораторные работы

Изучение электромагнитной индукции Контрольные работы

Электромагнитная индукция

Электромагнитные колебания и волны (10 часов)

Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Переменный ток.

Трансформатор. Принцип радио связи.

Демонстрации

Свободные электромагнитные колебания.

Генератор переменного тока.

Контрольные работы

Электромагнитные колебания и волны

Световые волны (14 часов)

Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические

применения.

Законы распространения света. Оптические приборы.

Границы применимости физических законов. Принцип соответствия.

Демонстрации

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция света

Дифракция света

Получение спектра с помощью призмы

Получение спектра с помощью дифракционной решётки

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света

Оптические приборы

Лабораторные работы

Измерение показателя преломления стекла

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы с помощью формулы линзы

Наблюдение дифракции и интерференции света

Измерение длины световой волны

Контрольные работы

Световые волны

Квантовая физика и элементы астрофизики (29 часов)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах

частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика.

Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного

распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика Пространственные масштабы

наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной.

Демонстрации

Фотоэффект

Линейчатые спектры излучения

Контрольные работы

Световые кванты

Физика атома и атомного ядра

Повторение пройденного материала (5 часов)




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения,

планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая

энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц

вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения

энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции,

фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления.




КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ


ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА

Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.

Оценка "4" ставится в следующем случае:
- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.

Оценка "3" ставится в следующем случае:
- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.

Оценка "2" ставится в следующем случае:
- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".

Оценка "1" ставится в следующем случае: ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Оценка "5" ставится в следующем случае:
- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка "1" ставится в следующем случае: учащийся совсем не выполнил лабораторную работу.

Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Перечень ошибок.

Грубые ошибки:

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. Негрубые ошибки: Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература

  1. Мякишев Г.Я. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой, - 18 изд- М.: Просвещение, 2010.


  1. Кирик Л.А. Физика-11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы- М.:ИЛЕКСА, 2009


  1. Шевцов В.П. Тематический контроль по физике в средней школе для 7-11 кл.: зачеты, тесты и контрольные работы с ответами./В.П. Шевцов. -Ростов н/Д: Феникс,2008


  1. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс- М.:ВАКО, 2006








Пояснительная записка


Данное тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 года и разработано на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике.

Всего часов в год на изучение программы: 68 чаов

Количество часов в неделю: 2 часа в неделю

Количество контрольных работ: 6

Количество лабораторных работ: 6

Учебник: Физика - 11 Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин, «Просвещение» 2014 год, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в федеральный перечень учебников на 2015 - 2016 учебный год.

Федеральный базисный учебный план отводит 70 часов для обязательного обучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования из расчёта 2 учебных часа в неделю. Этот уровень изучения физики не ориентирован на продолжение образования в высшей школе, так как в стандарте базового уровня не предусмотрены требования по решению задач. При выборе объёма учебного плана по физике в 102 часа (3 часа в неделю) школа отвечает за реализацию Стандарта базового уровня (Журнал «Физика в школе» №5 2008 год, «Особенности преподавания физики в 2008 - 2009 учебном году»). Но в этом случае кроме общекультурной подготовки учащихся появляется возможность научить их решать хотя бы простые задачи. Это умение пригодится тем учащимся, которые ориентированы на продолжение обучения в высшей школе.

Кроме того, 3 учебных часа в неделю позволяет в большей степени осуществить деятельностный подход к преподаванию - позволяет увеличить:

число уроков на решение задач - 20 часов.

Остальные 12 часов используются для разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий (зачёты, контрольные работы, тестирование).



№ п/п

Дата

Содержание учебного материала

Коли

чество часов

Страницы и параграфы учебника

Примечание

по

плану

фактически

Магнитное поле (6 часов)

1

Взаимодействие токов. Магнитное поле токов. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Решение задач.

1


2

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

1


3

Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Решение задач.

1


4

Устройство и принцип действия электроизмерительных приборов и громкоговорителя. Решение задач

1

5

Теоретический зачёт: «Магнитное поле»

1


6

Контрольная работа №1 «Магнитное поле»

1


Электромагнитная индукция ( 6часов)

7

Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции Фарадея.

1


8

Лабораторная работа №2 «Изучение электромагнитной индукции»

1


9

Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Решение задач.

1


10

Устройство и принцип действия электродинамического микрофона. Решение задач.

1


11

Теоретический зачёт: «Электромагнитная индукция»

1

12

Контрольная работа №2 «Электромагнитная индукция»

1


Электромагнитные колебания (10ч)

13

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные колебания в колебательном контуре. Решение задач.

1


14

Переменный ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Активное сопротивление в цепи переменного тока.

1


15

Решение задач.

1


16

Генерирование электрической энергии. Трансформатор.


1


17

Семинар на тему: «Передача и потребление электрической энергии»

1


18

Решение задач.

1


19

Идеи теории Максвелла. Электромагнитные волны. Их обнаружение и свойства.

Изобретение радио. Принцип радиосвязи. Распространение радиоволн.

1


20



Изобретение радио. Принцип радиосвязи. Распространение радиоволн. Решение задач

1


21



Теоретический зачёт: «Электромагнитные колебания и волны»

1


22



Контрольная работа №3 «Электромагнитные колебания и волны».

1


Световые волны (14 часов)

23



Законы распространения света.

1


24



Линза. Получение изображение с помощью линзы. Формула тонкой линзы.

1


25



Решение задач.

1


26



Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла»

1


27



Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы с помощью формулы линзы»

1


28



Волновые свойства света: дисперсия, интерференция.

1


29



Волновые свойства света: дифракция, поляризация. Использование волновых свойств света. Дифракционная решётка.

1


30



Лабораторная работа№5 «Наблюдение дифракции и интерференции света».

1


31



Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны»

1


32



Решение задач.

1


33



Границы применимости физических законов. Принцип соответствия

1


34



Теоретический зачёт:

«Световые волны»

1


35



Контрольная работа №4 «Световые волны»


1


36



Семинар на тему: «Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение»

1


Световые кванты (6 часов)

37



Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты Столетова.

1


38



Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Решение задач.

1


39



Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно -волновой дуализм. Соотношение неопределённостей Гейзенберга.Решение задач

1


40



Решение задач.

1


41



Теоретический зачёт: «Световые кванты»

1


42



Контрольная работа №5

«Световые кванты»

1


Атомная физика. Физика атомного ядра. Элементарные частицы (13 часов)

43



Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Изучение и поглощение света атомами. Виды излучений. Виды спектров. Спектральный анализ.

1


44



Изучение и поглощение света атомами. Виды излучений. Виды спектров. Спектральный анализ.

1


45



Индуцированное излучение. Лазеры. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

1


46



Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.

1


47



Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.

1


48



Решение задач.

1


49



Ядерная энергетика.

1


50



Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Решение задач.

1


51



Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

1


52



Административная контрольная работа

1



53




Теоретический зачёт:

«Атомная физика. Физика атомного ядра. Элементарные частицы»





1


54



Семинар на тему:

«Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза облучения». Решение задач.

1


55



Контрольная работа №6 «Физика атома и атомного ядра»

1


Элементы астрофизики (8ч)

56



Солнечная система. Видимые движения небесных тел. Законы движения планет. Система Земля -Луна.

1


57



Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.

1


58



Солнце. Звёзды и источники их энергии. Основные характеристики звёзд.

1


59



Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд.

1


60



Галактика. Галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

1


61



Строение и эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

1


62



Основные элементы физической картины мира.

1


63



Теоретический зачёт:

«Элементы астрофизики»

1


64-68



Повторение

5




© 2010-2022