Методическая разработка урока по теме «Основы кинематика»

Разработка обобщающего урока по теме «Основы кинематики» с использованием игровых технологий предназначена для учителей физики и включает в  себя три этапа: этап подготовки, этап проведения, этап анализа и обобщения. На этапе подготовки  необходимо проинструктировать обучающихся, разделить класс на 2 группы, учитывая психологические особенности детей, в группах распределить роли: физик-теоретик, физик-практик, знатоки, подготовить материальное и программное обеспечение урока, техническое оборудование. Этап проведения урока направлен на достижение дидактических целей и создание для детей «комфортной» обстановки, для эффективности занятия, повышения мотивации изучения предмета за счет применения игровых технологий.  Урок построен как ряд заданий, обобщающие материал по теме “Основы кинематики” (для учеников-знатоков в группах), а также индивидуальные задания (для ролей физик-теоретик и физик-практик). Этап анализа и обобщения включает в себя рефлексию, оценку и самооценку работы, выводы и обобщения урока. Урок имеет  следующие методы работы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый (эвристический); самостоятельная работа. Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Обобщающий урок по теме «Основы кинематики»

с использованием игровых технологий



Конспект урока

Тема: «Основы кинематики»;

Вид урока: урок - обобщение и систематизации знаний;

Тип урока: урок-игра

Класс: 9

Комплексно-методическое обеспечение: презентация, интерактивная доска, проектор,

Планируемые результаты:

  • Предметные: обобщить и систематизировать знания умения и навыки по теме «Основы кинематики», формировать единые взгляды на физическую картину природы движения;

  • Метапредметные: умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • Личностные: содействовать развитию творческой (умения, анализировать и сопоставлять изучаемые объекты) и коммуникативной компетенций. Содействовать воспитанию социальной (умение делать, принимать решения); продолжить развитие компетенций саморазвития и самообразования (сознательного отношения к процессу обучения, интереса к изучению физики).

Цель урока: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Основы кинематики», создать для детей «комфортную», непринужденную обстановку, для эффективности занятия, повышения мотивации изучения материала, за счет применения игровых технологий.

Задачи:

1)повторить и систематизировать изученный материала по теме «Основы кинематики» закрепить знания изученных формул.;

2. Совершенствовать умения учащихся читать, понимать графики зависимости кинематических величин х = х(t), v=v(t) ;

3. Совершенствовать умения учащихся анализировать условия задач, определять вид движения физических тел.;

4 Развивать логическое мышление при решении текстовых задач на нахождение кинематических величин;

5.Формировать коммуникативную компетентность обучающихся;

6.Формировать у учащихся понятие о значимости изучаемого материала.

Ход урока

I. Этап подготовки урока;

II. Этап проведения:

1. Организационный момент; (2 мин.)

2. Актуализация знаний по теме с использованием игровых технологий. (5 мин.)

3. Обобщение и систематизация изученного материала по разделу «Кинематика» с использованием игровых технологий. (30 мин.)

III. Этап анализа и обобщения:

6. Запись домашнего задания и рекомендации по его выполнению (1мин.)

7. Подведение итогов урока и выставление отметок (2 мин.)


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Интерактивная доска

I.Этап подготовки


Предварительная подготовка проведена на предыдущем занятии. Обучающиеся проинструктированы, что будет урок обобщения знаний, в виде игры по теме «кинематика». Выбраны 2 ученика, ответственные за:

  1. распределение обучающихся на 2 команды

  2. выбор командами названий

  3. распределение игровых ролей в каждой команде (физик-теоретик, физик-экспериментатор, профессор ,секретарь)

Повторить параграфы 1-8 учебника Перышкин 9 класс.




Обучающиеся готовятся к уроку: повторяют заданные параграфы учебника, выбирают названия команд, распределяют игровые роли в каждой команде.

-

II. Этап проведения

1. Организационный момент; (2 мин.)


Заранее расставлены столы для двух команд. На столах бейджики с прописанными игровыми ролями, сигнальные флажки для соблюдения очередности ответов, таблички с названием команд.

Здравствуйте, ребята! Сегодня цель нашего урока обобщить знания по пройденной теме «Основы кинематики». Вы должны показать как владеете теорией и можете применить ее на практике.



Обучающиеся здороваются с учителем, рассаживаютя за столы, распределяют бейджики.

Методическая разработка урока по теме «Основы кинематика»

2. Актуализация знаний по теме (5 мин.)

3 вопроса командам, кто первым правильно отвечает, тому достается право первыми учувствовать в конкурсах:

1) Что изучает кинематика?

2) Какие виды движения Вы знаете?

3) Обратите внимание на доску

Решите задачу

Представители команд поднимают флажки, сигнализируя о готовности отвечать. Отвечают на вопросы, стараясь опередить соперников.

1)Кинематика - это раздел механики, изучающий движение тел, не затрагивая причины движения.

2)Виды движения:

- равномерное;

- равнопеременное;

-движение с ускорением свободного падения;

- движение под углом к горизонту;

3)Обучающиеся смотрят на доску, обращают внимание на пройденный телом путь и время прохождения пути. По формуле вычисляют задачи.

Методическая разработка урока по теме «Основы кинематика»

3. Обобщение и систематизация изученного материала по разделу «Кинематика» с использованием игровых технологий. (30 мин.)

Конкурс «Разминка».(5минут).

В разминке все игроки каждой команды. На обдумывание каждого ответа отводится 30 секунд. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы задаются каждой команде по очереди

  1. Луна обращается вокруг Земли так, что одна ее сторона постоянно обращена к Земле. Какова траектория центра Земли относительно космонавта, находящегося на Луне (Точка).

  2. В какую сторону надо выбросить из вагона, движущегося с некоторой скоростью, предмет, чтобы опасность повредить его при ударе о землю была минимальной? (Назад)

  3. Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своем совершать каждый день по 40 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему проходить в день по 45 верст. На какой день второй догонит первого? (На восьмой)

  4. Один человек идет в другой город и проходит в день по 40 верст. Другой человек идет ему навстречу и проходит в день по 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путешественники встретятся? (Через 10 дней)

  5. Стратонавты рассказывают, что если не обращать внимания на показания приборов, то невозможно определить, поднимается или опускается аэростат и движется ли он вообще. Чем это можно объяснить? (Принцип относительности Г. Галилея, относительность движения).

Разминка окончена. Спасибо участникам. Слово предоставляется учителю для подведения итогов конкурса.

«Конкурс игрушек» (10минут) От каждой команды для участия приглашается один человек (физик-экспериментатор). Представители команд получают игрушки, чтобы придумать и провести физический эксперимент для демонстрации законов кинематики.

«Конкурс физиков-теоретиков» (10минут)

От каждой команды для участия приглашается один человек (физик-теоретик).

Не одно поколение учеников решало эти задачи. Они составлены в начале 18 века Леонтием Филипповичем Магницким. Обратите внимание на доску. Вы видите условия задач, решение которых предоставьте учителю через 10 минут.

Задача «На охоте»

Ответ:240 скачков.

Задача «Собака и заяц»

Ответ:15 минут. Оценка за конкурс - 5 баллов.

Конкурс «Физическое лото»

(3 минуты).

Из каждой команды выбирают одного представителя для участия в конкурсе. На доске 2 столбца с формулами. Задача участников: найти ошибки и исправить их. Оцениваются правильность и быстрота выполнения работы. Оценка - 0,5 балла за каждое верное исправление. Максимальный балл за конкурс - 2 балла.

После окончания конкурса, пока учитель оценивает результаты, проверить работу теоретиков.

Посмотреть эксперименты с игрушками. Учитель подводит итог, опираясь на оригинальность эксперимента и корректность сопоставления его физическим явлениям, связанным с основами кинематики. Расчеты и графики приветствуются.

Конкурс «Литературный»

(5 минут).

В конкурсе задействованы все участники команд. Обратите внимание на доску. Вы видите 2 графика. Каждый для одной из команд. Эти графики состоят из нескольких участков, команды придумывают для графика литературный сюжет. Оценка за конкурс - 4 балла. Учитель обращает внимание на содержательность и правдоподобность рассказа.

Учитель слушает и оценивает правильность решения задач физиков-теоретиков.

Учитель подводит итоги игры, опираясь на заработанные командами баллы.

Представители команд поднимают флажки, сигнализируя о готовности отвечать. Отвечают на вопросы, стараясь опередить соперников.



1)Траектория центра Земли относительно космонавта, находящегося на Луне - точка. Это объясняется относительностью движения.



2)В связи с физическим явлением - инерция и относительностью движения выбросить предмет из движущегося вагона необходимо в сторону, обратную движению поезда.



3.Второй человек догонит первого на восьмой день, так как благодаря относительности движения будет догонять первого каждый день на 5 верст.





4)Путешественники встретятся через 10 дней, так как расстояние между ними 700 верст, а сближаются они каждый день на 70 верст.



5)Данная ситуация объясняется принципом относительности Галилея, так как если не смотреть на приборы в небе аэростат не имеет ориентиров (точки отсчета).







Обучающиеся слушают результаты конкурса, готовятся к следующему конкурсу.

Представители команд выходят к отдельному столу, где получают игрушки (лук со стрелами, пистолет), обдумывают возможные эксперименты, связанные с основами кинематики.

Представители от каждой команды выходят к доске, читают задачи, обдумывают возможные решения, строят вспомогательные графики, делают расчеты на листе бумаги.







Представители каждой команды слушают учителя, подходят к интерактивной доске, исправляют ошибки в формулах, отображенных на ней.





Обучающиеся слушают ответы «теоретиков». «Теоретики» объясняют суть придуманного ими эксперимента, доказывают его связь с основами кинематики, опираясь на вспомогательные графики и собственные расчеты, приводят примеры ситуаций, в которых можно воспользоваться данным экспериментом.



В конкурсе участвуют все обучающиеся члены команд. Обращают внимание на интерактивную доску, где им предлагаются графики, состоящие из нескольких участков. Ребята придумывают, обсуждают литературный сюжет (каждая команда для своего графика). Рассказывают сюжет учителю и другим обучающимся, описывая и аргументируя каждый участок графика, так чтобы сюжет был цельным.



Обучающиеся слушают речь учителя. Обсуждают итоги игры.



Методическая разработка урока по теме «Основы кинематика»





















Методическая разработка урока по теме «Основы кинематика»





Методическая разработка урока по теме «Основы кинематика»





Методическая разработка урока по теме «Основы кинематика»





Методическая разработка урока по теме «Основы кинематика»

III. Этап анализа и обобщения:

6. Запись домашнего задания и рекомендации по его выполнению (1мин.)

Пока учитель подводит итоги - запишете в дневник домашнее задание: повторить главу 1 «Законы взаимодействия и движения тел», параграф 1 - 9, стр. 5 - 34, выучить основные формулы.

Записывают домашнее задание: повторить главу 1 «Законы взаимодействия и движения тел», параграф 1 - 9, стр. 5 - 34, выучить основные формулы.

7. Подведение итогов урока и выставление отметок (2 мин.)

Вот и подошел к концу наш урок. Учитель подвел итоги и сейчас мы узнаем победителей.

Вам понравился урок?

Мы достигли цели, поставленной в начале урока?

Как именно?

Спасибо за активное участие

Ученики ознакомлены с общим количеством баллов каждой команды. Слушают учителя, отвечают на его вопросы.

Да!

Да! Мы достигли цели, поставленной в начале урока!

Обобщили знания по теме с помощью формул, решения теоретических и практических задач, научились применять на практике теоретические знания.







Список использованных источников

  1. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. - М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. - 269 с.

  2. Семененко Н.М. Игровые технологии. Материалы международной научно- практической конференции « Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и в школе» - Т; 2008

3) Перышкин А.В., Гутник Е.М.Физика 9 класс: 14-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2009. - 304 с.





© 2010-2022