Рабочая программа по физике для 9 класса

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №4 г. Данкова Липецкой области

Рассмотрена на заседании МК естествознания Утверждена

_____ августа 2015 года протокол № приказом № МБОУ лицей № 4

г. Данкова Липецкой области

_____ августа 2015 года

Директор ____________ Меркулова И.Н.



Рабочая программа по физике

для 9 класса

составлена на 2015-2016 учебный год















Учитель физики
Каверин Сергей Владимирович.











2015 год.



Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.1, авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина2, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Общая характеристика предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 8 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий­ской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физика» на ступени основного общего образования в 9 классе. Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов.

Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (из расчета 2 час в неделю, резерв 6 часов).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

2. Содержание программы учебного предмета.

(70 часов)

Законы взаимодействия и движения тел.

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле.

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Строение атома и атомного ядра.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

3. Учебно-тематический план.


№ п/п

Наименование тем (разделов)

Количество часов

Контрольные мероприятия

Механические явления.

5


Электрические и магнитные явления.

13


Электромагнитные колебания.

23


Квантовые явления.

23


Резерв.

6



4. Тематическое планирование 9 «А»


№ урока

Наименование раздела и тем

Основные виды деятельности учащихся

Дата

По плану

По факту

Законы движения и взаимодействия тел.

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета

Беседа.

Инструктаж по ОТ.



2

Перемещение

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



3

Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Проверочная работа по теме «Механическое движение»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

Беседа.

Работа с ЦОР.

Решение задач.



6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



7

Решение задач.

Работа с различными задачами.



8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Практическая работа с приборами



9

Решение задач по теме «Основы кинематики» Тест по теме «Основы кинематики»

Тест.



10

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

Контроль знаний



11

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Беседа



12

Второй закон Ньютона

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



13

Третий закон Ньютона

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



14

Свободное падение тел Самостоятельная работа по теме «Законы Ньютона»

С.Р.



15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



16

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Практическая работа с приборами



17

Закон всемирного тяготения

Беседа



18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



19

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



20

Искусственные спутники Земли

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



21

Импульс тела. Закон сохранения импульса

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



22

Самостоятельная работа «Криволинейное движение, ИСЗ» Реактивное движение. Ракеты

С.Р.



23

Закон сохранения механической энергии

Беседа.



24

Решение задач по теме «Основы динамики»

Работа с задачами.



25

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»

Контроль знаний



Механические колебания и волны. Звук.

26

Колебательное движение. Колебательные системы.

Беседа.



27

Величины, характеризующие колебательное движение

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



28

Решение задач.

Работа с задачами



29

Математический маятник. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

Практическая работа с приборами



30

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания

Беседа.

Работа с ЦОР.



31

Механические волны. Продольные и поперечные волны Проверочная работа по теме «Механические колебания»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



32

Длина и скорость распространения волны

Беседа.

Работа с ЦОР.



33

Источники звука. Звуковые колебания. Проверочная работа по теме «Механические волны»

Беседа.

С.Р.



34

Распространение звука. Скорость звука

Беседа.

Работа с ЦОР.



35

Отражение звука. Решение задач по теме «Механические колебания и звук» Тест по теме «Звук»

Беседа.

Решение задач.



36

Контрольная работа №2 по теме «Механические колебания и звук»

Контроль знаний



Электромагнитное поле 17 часов

37

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле

Беседа.

Работа с ЦОР.



38

Направление тока и направление линий его магнитного поля.




39

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

Беседа.

Работа с ЦОР.



40

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



41

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле»

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



42

Явление самоиндукции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Практическая работа с приборами



43

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор Проверочная работа «Электромагнитная индукция.

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



44

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Беседа.

Работа с ЦОР.



45

Конденсатор. Проверочная работа по теме «Электромагнитные волны»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



46

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



47

Принципы радиосвязи и телевидения

Беседа.

Работа с ЦОР.



48

Электромагнитная природа света. Тест по теме «Электромагнитные волны»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



49

Преломление света.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



50

Дисперсия света.

Беседа.

Работа с ЦОР.



51

Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



52

Решение задач по теме «Электромагнитные явления»

Работа с различными типами задач



53

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

Контроль знаний



Строение атома и атомного ядра.

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Беседа.

Работа с ЦОР.



55

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



56

Радиоактивные превращения атомных ядер

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



57

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра

Беседа.

Работа с ЦОР.



58

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



59

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



60

Ядерный реактор. Атомная энергетика

Проверочная работа

Беседа.

Работа с ЦОР.



61

Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Практическая работа с приборами



62

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Самостоятельная работа

С.Р. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



63

Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика»

Работа с различными типами задач



64

Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика»

Контроль знаний



65

Резерв




66

Резерв




67

Резерв




68

Резерв




69

Резерв




70

Резерв






4. Тематическое планирование 9 «Б»

№ урока

Наименование раздела и тем

Основные виды деятельности учащихся

Дата

По плану

По факту

Законы движения и взаимодействия тел.

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета

Беседа.

Инструктаж по ОТ.



2

Перемещение

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



3

Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Проверочная работа по теме «Механическое движение»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

Беседа.

Работа с ЦОР.

Решение задач.



6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



7

Решение задач.

Работа с различными задачами.



8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Практическая работа с приборами



9

Решение задач по теме «Основы кинематики» Тест по теме «Основы кинематики»

Тест.



10

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

Контроль знаний



11

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Беседа



12

Второй закон Ньютона

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



13

Третий закон Ньютона

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



14

Свободное падение тел Самостоятельная работа по теме «Законы Ньютона»

С.Р.



15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



16

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Практическая работа с приборами



17

Закон всемирного тяготения

Беседа



18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



19

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



20

Искусственные спутники Земли

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



21

Импульс тела. Закон сохранения импульса

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



22

Самостоятельная работа «Криволинейное движение, ИСЗ» Реактивное движение. Ракеты

С.Р.



23

Закон сохранения механической энергии

Беседа.



24

Решение задач по теме «Основы динамики»

Работа с задачами.



25

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»

Контроль знаний



Механические колебания и волны. Звук.

26

Колебательное движение. Колебательные системы.

Беседа.



27

Величины, характеризующие колебательное движение

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



28

Решение задач.

Работа с задачами



29

Математический маятник. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

Практическая работа с приборами



30

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания

Беседа.

Работа с ЦОР.



31

Механические волны. Продольные и поперечные волны Проверочная работа по теме «Механические колебания»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



32

Длина и скорость распространения волны

Беседа.

Работа с ЦОР.



33

Источники звука. Звуковые колебания. Проверочная работа по теме «Механические волны»

Беседа.

С.Р.



34

Распространение звука. Скорость звука

Беседа.

Работа с ЦОР.



35

Отражение звука. Решение задач по теме «Механические колебания и звук» Тест по теме «Звук»

Беседа.

Решение задач.



36

Контрольная работа №2 по теме «Механические колебания и звук»

Контроль знаний



Электромагнитное поле 17 часов

37

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле

Беседа.

Работа с ЦОР.



38

Направление тока и направление линий его магнитного поля.




39

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

Беседа.

Работа с ЦОР.



40

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



41

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле»

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



42

Явление самоиндукции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Практическая работа с приборами



43

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор Проверочная работа «Электромагнитная индукция.

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



44

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Беседа.

Работа с ЦОР.



45

Конденсатор. Проверочная работа по теме «Электромагнитные волны»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



46

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



47

Принципы радиосвязи и телевидения

Беседа.

Работа с ЦОР.



48

Электромагнитная природа света. Тест по теме «Электромагнитные волны»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



49

Преломление света.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



50

Дисперсия света.

Беседа.

Работа с ЦОР.



51

Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



52

Решение задач по теме «Электромагнитные явления»

Работа с различными типами задач



53

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

Контроль знаний



Строение атома и атомного ядра.

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Беседа.

Работа с ЦОР.



55

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



56

Радиоактивные превращения атомных ядер

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



57

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра

Беседа.

Работа с ЦОР.



58

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



59

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



60

Ядерный реактор. Атомная энергетика

Проверочная работа

Беседа.

Работа с ЦОР.



61

Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Практическая работа с приборами



62

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Самостоятельная работа

С.Р. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



63

Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика»

Работа с различными типами задач



64

Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика»

Контроль знаний



65

Резерв




66

Резерв




67

Резерв




68

Резерв




69

Резерв




70

Резерв







4. Тематическое планирование 9 «В»

№ урока

Наименование раздела и тем

Основные виды деятельности учащихся

Дата

По плану

По факту

Законы движения и взаимодействия тел.

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета

Беседа.

Инструктаж по ОТ.



2

Перемещение

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



3

Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Проверочная работа по теме «Механическое движение»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

Беседа.

Работа с ЦОР.

Решение задач.



6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



7

Решение задач.

Работа с различными задачами.



8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Практическая работа с приборами



9

Решение задач по теме «Основы кинематики» Тест по теме «Основы кинематики»

Тест.



10

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

Контроль знаний



11

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Беседа



12

Второй закон Ньютона

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



13

Третий закон Ньютона

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



14

Свободное падение тел Самостоятельная работа по теме «Законы Ньютона»

С.Р.



15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



16

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Практическая работа с приборами



17

Закон всемирного тяготения

Беседа



18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



19

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



20

Искусственные спутники Земли

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



21

Импульс тела. Закон сохранения импульса

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



22

Самостоятельная работа «Криволинейное движение, ИСЗ» Реактивное движение. Ракеты

С.Р.



23

Закон сохранения механической энергии

Беседа.



24

Решение задач по теме «Основы динамики»

Работа с задачами.



25

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»

Контроль знаний



Механические колебания и волны. Звук.

26

Колебательное движение. Колебательные системы.

Беседа.



27

Величины, характеризующие колебательное движение

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



28

Решение задач.

Работа с задачами



29

Математический маятник. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

Практическая работа с приборами



30

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания

Беседа.

Работа с ЦОР.



31

Механические волны. Продольные и поперечные волны Проверочная работа по теме «Механические колебания»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



32

Длина и скорость распространения волны

Беседа.

Работа с ЦОР.



33

Источники звука. Звуковые колебания. Проверочная работа по теме «Механические волны»

Беседа.

С.Р.



34

Распространение звука. Скорость звука

Беседа.

Работа с ЦОР.



35

Отражение звука. Решение задач по теме «Механические колебания и звук» Тест по теме «Звук»

Беседа.

Решение задач.



36

Контрольная работа №2 по теме «Механические колебания и звук»

Контроль знаний



Электромагнитное поле 17 часов

37

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле

Беседа.

Работа с ЦОР.



38

Направление тока и направление линий его магнитного поля.




39

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

Беседа.

Работа с ЦОР.



40

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



41

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле»

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



42

Явление самоиндукции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Практическая работа с приборами



43

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор Проверочная работа «Электромагнитная индукция.

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



44

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Беседа.

Работа с ЦОР.



45

Конденсатор. Проверочная работа по теме «Электромагнитные волны»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



46

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



47

Принципы радиосвязи и телевидения

Беседа.

Работа с ЦОР.



48

Электромагнитная природа света. Тест по теме «Электромагнитные волны»

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



49

Преломление света.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



50

Дисперсия света.

Беседа.

Работа с ЦОР.



51

Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



52

Решение задач по теме «Электромагнитные явления»

Работа с различными типами задач



53

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

Контроль знаний



Строение атома и атомного ядра.

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Беседа.

Работа с ЦОР.



55

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



56

Радиоактивные превращения атомных ядер

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



57

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра

Беседа.

Работа с ЦОР.



58

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



59

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



60

Ядерный реактор. Атомная энергетика

Проверочная работа

Беседа.

Работа с ЦОР.



61

Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Практическая работа с приборами



62

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Самостоятельная работа

С.Р. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам



63

Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика»

Работа с различными типами задач



64

Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика»

Контроль знаний



65

Резерв




66

Резерв




67

Резерв




68

Резерв




69

Резерв




70

Резерв







5. Требование к уровню подготовки обучающихся.


В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. - 2004. № 24-25.

2. Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2003. - 96 с. ил.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. - М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

4. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. ил.

5. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

6. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

7. Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. - М.: Экзамен, 2003. - 127 с. ил.

8. Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2008

9. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 334 с.

10. Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007 . -207 с.

11. Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.



1 Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 334 с.

2 Там же.



© 2010-2022