Доклад Физики в годы ВОВ

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Вклад ученых-физиков в дело Великой Победы»

Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки - и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы.

Цель нашей работы: изучить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке.

Задачи:

1. Познакомиться с научными достижениями в годы Великой Отечественной войны и показать роль науки физики в достижении Великой Победы.

2. Доказать взаимодействие физики и техники и их значительной роли в победе над фашизмом.

3. Выделить наиболее интересные значимые моменты изобретений физиков в Великой Отечественной войне.

4. Показать связь физики с историей.

Актуальность темы нашего исследования определяется необходимостью, так как, чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем меньше мы, настоящая молодежь, помним о том мужестве, героизме которыми было завоевано наше мирное небо над головой, наша счастливая жизнь. Нашу работу мы посвящаем 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

II. «Всё для фронта, всё для Победы!»

1. Изобретения для воздушных войск.

Значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. С первых дней войны по решению ЦК партии и Государственного комитета обороны были эвакуированы научные учреждения и вузы с прифронтовой полосы в г. Казань. Нужно было во, чтобы то ни стало сохранить учёных и научную базу страны.

1.1 Флаттер. Флаттер - это слово наводило ужас на летчиков-испытателей в предвоенные годы. Профессором М.В.Келдышем была разработана математическая теория флаттера, таинственность этого явления исчезла. Ученым были даны рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов. Их приняли во внимание, и за время войны не было случаев разрушения самолетов из-за флаттера.

1.2 Самолеты. Созданы новые и модернизированные типы самолетов, пущенные в серийное производство в годы войны:

а) истребители высокого класса Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина;

б) самые легкие и маневренные истребители Второй мировой войны Як-3, созданные в конструкторском бюро А.С.Яковлева в 1943 г., Як-3- самый легкий истребитель Второй мировой войны. Достоинство Як-3 - сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением; в) двухместный штурмовик Ил-10 конструкции С.В.Ильюшина; пикирующий бомбардировщик Ту-2 - детище конструкторского бюро А.Н.Туполева.

2. Огнестрельное оружие.

2.1. Катюша. «Катюши» - реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Впервые вступили в бой 14 июля 1941 г. в Белоруссии (под Оршей) под командой капитана Флёрова. Созданию оружия предшествовала работа группы ученых и конструкторов: Н.И.Тихомирова, В.А.Артемьева, Б.С.Петропавловского, Г.Э.Лангемака, И.Т.Клейменова и других. Первые восемь полков по 36 машин были сформированы 8 августа 1941.

2.2 Танки. В конструкторских бюро танкостроителей полным ходом шла напряженная творческая работа. Результатом этой работы стал тяжелый танк ИС-2 (Иосиф Сталин) созданный в 1943 году под руководством инженеров Котина Ж.Я., Благонравова А. И. Создание ИС-2 явилось блестящим научно-техническим достижением. Эта машина была признана одной из самых удачных и совершенных в истории научной военной техники. Танк ИС-2 имел мощное вооружение: пушку 122 миллиметрового калибра и 4 пулемета. На базе этого танка в 1 944 году был создан ряд тяжелых самоходных артиллерийских установок, появление которых на полях сражения похоронило надежды гитлеровских захватчиков на техническое превосходство их танков «пантер» и «тигров».

Откуда же брались снаряды, мины, авиабомбы в то время, когда их не из чего было получить? Но их делали, из чего? Из материалов, которые раньше совершенно не предназначались для такой цели.

Нафталин, например, служил всегда, чтобы убивать моль, а во время войны он стал исходным материалом для производства… взрывчатки.

2.3 Гаубица. В годы Второй мировой войны гаубица использовалась для решения следующих основных задач:

  • уничтожение живой силы как открытой, так и находящейся в укрытиях полевого типа;

  • уничтожение и подавление огневых средств пехоты;

  • разрушение ДЗОТов и других сооружений полевого типа;

  • борьба с артиллерией и мотомеханизированными средствами;

  • пробивание проходов в проволочных заграждениях (при невозможности использовать минометы);

  • пробивание проходов в минных полях.

Их создателем был В.Г. Грабин - генерал-полковник технических войск, доктор технических наук

2.4 Миномет. Миномёт изобрёл Б. И. Шавырин. В ходе Великой Отечественной войны советское минометное вооружение непрерывно совершенствовалось. Были приняты на вооружение 50-мм, 82-мм и 120-мм минометы образца 1941 года, а также 82-мм и 120-мм минометы образца 1943 года. Продолжавшиеся в Советском Союзе работы по повышению могущества минометов привели к созданию 160-мм миномета образца 1943 года конструкции лауреата Государственной премии И. Теверовского.

III. Изобретения для Военно-морских сил

3.1 Подводные лодки Готовясь к войне, фашисты рассчитывали уничтожить

основную часть нашего военного флота неожиданным, мощным ударом, а

другую «запереть» на морских базах с помощью различного типа мин - секретного и грозного оружия - и постепенно ликвидировать. С началом войны активизировалась работа по размагничиванию судов. Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова группой ученых были начаты работы по уменьшению

возможности поражения кораблей магнитными минами. К августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Этот подвиг ученых увековечен памятником им в Севастополе.

3.2 Физические конструкции

В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев, почти 2 года, был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни». От нее зависела жизнь. Когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался, и машины проваливались под лед. Павел Павлович Кобеко установил: главную роль

играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая

скорость 35 км/ч.

Н. М. Рейнов сконструировал автоматическую установку, которая регистрировала механические колебания ледяного покрова. Был изобретён прогибограф - прибор, способный регистрировать колебания льда продолжительностью от 0,1 с до суток.

11 февраля 1943 г. Сталин подписал постановление Правительства СССР об организации работ по использованию атомной энергии в военных целях. Возглавил это дело В.М. Молотов.

По рекомендации А.Ф. Иоффе общее научное руководство было поручено И.В. Курчатову. Ю.Б. Харитон возглавил исследования по созданию

конструкции ядерного заряда.

Заключение. Ученые, работавшие в различных областях науки и техники и ковавшие общенародную победу в смертельной битве со злейшим врагом человечества, - фашизмом, проявляли безграничный патриотизм и огромную любовь к Отчизне, стойкость и личное мужество. Суммировать вклад отечественной физики и техники в дело Победы над фашистской Германией помогает высказывание все того же академика С.И. Вавилова: «Советская техническая физика ... с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки». Нам, сегодняшним школьникам, мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. До тех пор пока существует государство, необходимо укреплять его мощь. Поэтому учёные разных областей науки продолжают свою работу в этом направлении. Лучшие конструкторы всего мира трудятся над созданием военной техники, которая вбирает в себя новейшие высокие технологии, достижения физики, химии и биологии.

© 2010-2022