• Преподавателю
  • Физика
  • Конспект урока по физике Действие жидкости на погруженное телос использованием ЦОР

Конспект урока по физике Действие жидкости на погруженное телос использованием ЦОР

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6


Конспект урока по физике с использованием ЦОР

Класс: 7

Тема учебного занятия: «Действие жидкости на погруженное тело»

Продолжительность урока: 40 мин.

Тип урока: изучение нового материала

Технологии: ЭОР Интернет, собственно разработанный ресурс -

компьютерная презентация

Применяемые ЦОР:

Ресурсы Единой коллекции ЦОР (files.school-collection):

Анимация «Действие жидкости на пробку» (Модель 4.61)

Анимация «Действие жидкости на различные тела» (Модель 4.62)

Анимация «Опыт, подтверждающий выталкивающее действие жидкости на

тяжелые предметы» (Модель 4.63)

Анимация « Направление действия выталкивающей силы» (Модель 4.40)

Анимация «Вывод формулы для расчета выталкивающей силы» (Модель 4.64)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный

компьютер, проектор, интерактивная доска.

Форма использования ЦОР: демонстрация на интерактивной доске для всего

класса.

Ожидаемые результаты: освоение учащимися практических знаний, что на

любое погружённое в жидкость тело действует выталкиваю-

щая сила, не зависящая от плотности тела, а зависящая только

от плотности жидкости и объёма погруженной части тела.

Оборудование: рычаг, укрепленный на штативе-4 шт, восемь стаканов с водой,

тела одного объёма, но разные по массе (калориметрические

тела), тела одинаковой массы, но разного объёма(алюминиевый

цилиндр и картофелина, предварительно обвязанная ниткой),

поваренная соль, линейка; пружина с грузом, укрепленная на

штативе; оценочный лист.

Цель урока: сформировать способность применения закона Архимеда к

решению расчетных задач

Задачи : образовательные: ознакомить обучающихся с новым физическим

явлением - действием жидкости на погруженное тело,

экспериментально установить от каких факторов зависит

Архимедова сила и от каких не зависит,

вывести формулу для вычисления архимедовой силы;

развивающие: формировать мотивацию раскрытием связи опыта и теории,

формировать умение решать поставленную проблему,

анализировать факты при наблюдении явлений и полученные

опытным путем, продолжать развивать умения осуществлять

самооценку своей деятельности, определять эффективность

своего труда, осуществлять самокоррекцию своей учебной

деятельности;

воспитательные: продолжить работу по воспитанию самостоятельности,

активности, внимательности, самокритичности,

по формированию у обучающихся чувства ответственности,

бережного отношения к приборам.

Структура урока:

Этапы урока

Время

Цель

Компетенция

ЦОР

знания

умения

I.

Орг.

мом.

1мин

Проверить готовность обучающихся к уроку, настроить их на работу

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

- Здравствуйте, ребята!

- Присаживайтесь.

Подготовиться к уроку, приготовить все необходимые принадлежности.

Этапы урока

Время

Цель

Компетенция

ЦОР

знания

умения

II.

Повторение пройденного

материала

5 мин

Актуализация опорных знаний

Знание понятий давления твердых тел, давления внутри жидкости; формулы для их расчета

умение применять полученные знания и оценивать других

Презентация слайд №1 (тест)

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

-Для успешного усвоения нового материала нам нужно повторить пройденный материал (что такое давление, в каких единицах выражается, как определить давление твердых тел и внутри жидкости)

Интерактивный опрос-тест на соответствие (с использованием интерактивной доски)

(презентация слайда №1)

Выборочная проверка



Дети выполняют задание (2 мин)


Обучающиеся зачитывают свои ответы,

а остальные, выслушав, оценивают его правильность.

(Обучающиеся могут выставить оценку отвечающему за выполненную работу)

Этапы урока

Время

Цель

Компетенция

ЦОР

знания

умения

III.

Постановка темы и цели урока

5 мин

Подведение детей к формулировке темы и цели урока

Существование выталкивающей силы

Выделять факторы, от которых может зависеть выталкивающая сила

ЕК ЦОР

files.school-collection.edu.ru/dlrstor Модель 4.61 Модель 4.62

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

1)Демонстрация опыта по растяжению пружины с грузом в воздухе и в воде.

2)Демонстрация опыта

с помощью анимации 4.61и 4.62 (готовые ЭОР с сайта единая коллекция ЦОР files.school-collection )

(В жидкость опускается пробка, металлический ключ, монетка, камень)

-Что мы наблюдаем?

-Почему это происходит?

-Что мы должны изучить, чтобы понять почему некоторые тела всплывают, а некоторые - тонут в жидкости?

-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

-Итак, запишем тему нашего урока и цель урока.

Наблюдают и делают вывод: Вода (жидкость) действует на груз (тело)

Наблюдают на экране за анимацией


-Пробка всплывает, а ключ, монетка, камень- тонут.

-Мы должны изучить действие жидкости на погруженное тело.

-Выяснить от каких величин (факторов) зависит действие жидкости на погруженные тела

(Обучающиеся записывают тему и цель в тетрадь)

Этапы урока

Время

Цель

Компетенция

ЦОР

знания

умения

IV.

Освоение нового материала


15

мин

изучить действие жидкости на погруженное тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин.

определение Архимедовой

силы,

зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости и от объёма погруженной части тела.

анализировать

обобщать,

делать выводы; умение работать в группе.

1)Ресурсы из ЕК ЦОР

files.school-collection.edu.ru/dlrstore

Модель 4.63

Модель 4.40

2)Презентация слайд №2 (таблица)

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

1)Формирование понятия «выталкивающая сила» на основе наблюдения компьютерной анимации 4.63 и 4.40(files.school-collection)

2) Постановка учебной проблемы: «От каких факторов зависит выталкивающая сила?»

-Выдвигайте свои гипотезы.

(Анализировать все ответы: верные и неверные)

-Выполнение каких действий приведет к решению этой проблемы?

- Что нам необходимо для выполнения исследования?

-Подвергнем экспериментальной проверке наши гипотезы

3) Групповая исследовательская деятельность «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Задание 1 группе :

Проверить зависимость выталкивающей силы от объема тела.


Задание 2 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от веса (или массы тела).


Задание 3 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от глубины погружения тела в жидкость.


Задание 4 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости.


4)Анализ выводов, полученных в ходе исследования

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы.

Выводы записываются обучающимися в тетрадях, а учитель на доске заполняет таблицу слайда №2

5)Вывод формулы выталкивающей силы

анимация Модель 4.64 (files.school-collection )

6)Рефлексия данного этапа урока:

а) все ли были успешны при проведении исследования и формулировании выводов?

б) какие трудности испытывали?

в) в чем, на ваш взгляд, их причина?

г) привести примеры выталкивающей силы в жизни, в быту, в природе.

г) природе.

Наблюдают

Обучающиеся выдвигают свои предположения. Все гипотезы записывают в тетрадь.

- от объёма погруженного тела (размера)

- от веса (массы)

-от формы тела

- от глубины погружения и т.д.

-Возможные ответы: погружать в воду различные тела (Выполнить исследование)

-Возможные ответы: сосуд с жидкостью, тела

(Приборы и материалы)

Обучающиеся объединяются в группы

1 группа

Подвешивают к рычагу два тела равной массы, но разного объема (цилиндр из алюминия и картофелину), добиваются ее равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблюдают нарушения равновесия, делают вывод о зависимости выталкивающей силы от объема тела:

ВЫВОД: Равновесие нарушилось. Чем больше объем - тем больше выталкивающая сила

2 группа

Подвешивают к рычагу два тела одного объема, но разной массы, добиваются его равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблюдают и делают вывод:

ВЫВОД: Равновесие не нарушилось. Выталкивающая сила не зависит от массы тела (или веса).

3 группа

Подвешивают к рычагу два одинаковых тела, одинакового объема, добиваются его равновесия, погружают тела в воду на разную глубину. Наблюдают и делают вывод:

ВЫВОД: Равновесие не нарушилось. выталкивающая сила от глубины погружения в жидкость не зависит.

4 группа

Подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются равновесия и погружают одно тело в чистую воду, а другое - в насыщенный раствор поваренной соли. Наблюдают и делают вывод:

ВЫВОД: Равновесие нарушилось, выталкивающая сила зависит от плотности жидкости.

Отчет каждой группы.

Формулируют общий вывод зависимости выталкивающей силы от различных факторов.

Записывают общий вывод из экспериментов в тетрадях.

Обучающиеся наблюдают и записывают вывод формулы для расчета выталкивающей силы.

Формулировка определения Архимедовой силы и закона.



Приводят различные примеры.

Этапы урока

Время

Цель

Компетенция

ЦОР

знания

умения

V.

Отработка

учебных

действий

10

мин

Закрепление изученного материала

знание определения Архимедовой силы, формулы для её расчета

умение применять полученные знания, объективно оценивать себя

презентация слайд №3 (задача №1, №2)

слайд №4 (ответы)

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

1)Самостоятельное решение задач №1, №2

(презентация слайд №3)

Перед началом выполнения работы попросить ребят выставить себе «предварительную оценку»

2)Проверка правильности выполнения заданий (презентация слайд №4 с алгоритмами решений и ответами)


Выставляют себе «предварительную оценку».

Выполняют самостоятельно работу.

Проверяют правильность выполнения своих работ

Этапы урока

Время

Цель

Компетенция

ЦОР

знания

умения

VI.

Рефлексия


5 мин

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока

знание определения Архимедовой силы, формулы для её расчета

умение объективно оценивать себя

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

1) Поставьте заключительную оценку своей деятельности на этапе решения задач.

Совпала ли она с предварительной оценкой? Сделайте вывод.

2)Заполнение оценочного листа (частичное)

3) Был ли полезен для вас урок?

4) Какие новые знания вы приобрели?

5) Какие умения развили?

Выставляют себе оценку за выполнение задач

Сравнивают с «предварительной» и делают вывод.

Заполняют оценочный лист (указывая ошибки и причины, если они есть)

Этапы урока

Время

Цель

Компетенция

ЦОР

знания

умения

VII.

Организация Д/З


4 мин

Планирование учебной деятельности при подготовке к следующему уроку

знание определения Архимедовой силы, формулы для её расчета

планировать свою дальнейшую деятельность

Презентация слайд №5

(список тем сообщений

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

1)Завершить заполнение оценочного листа (раздел «Решение похожей задачи»)

2)Провести мысленный эксперимент: «Если бы подобные опыты проделать с телами, погруженными в газ, то я замечу, что…»

2) РТ стр102 №1,2.

3) По желанию одно из следующих сообщений «Легенда об истории открытия закона Архимеда», «Глубоководные рыбы», «Плавание тел», «Плавание судов», «Кто он, Архимед?», «Мертвое море» (слайд №5)

Записывают домашнее задание.


© 2010-2022