Программа Спецкурса по физике «Экспериментальная физика » 6 класс

Раздел Физика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №111»


СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

МАОУ «СОШ №111»

Протокол №1

от «29»августа2014 г.




УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ № 111» г.Пермь

__________________Т.А.Новикова

«___» _________________2014 г.



Программа

Спецкурса по физике

«Экспериментальная физика »

6 класс




Руководитель: учитель I категории Фильченкова З.И.













2014. Пермь

Экспериментальная физика

Пояснительная записка

Спецкурс «Экспериментальная физика» предназначен для ознакомления учащихся 6 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Занятия в кружке должны способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики.

Курс рассчитан на 17часов (занятия 1раз в неделю по 1 часу).

Изложение материала основано на учете психологических особенностей детей данного возраста. Используются разнообразные приемы работы, стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Особое внимание уделяется эксперименту. В процессе занятий учащиеся должны выполнить лабораторные работы, простые опыты, изготовить ряд самодельных приборов.

К концу изучения курса учащиеся должны иметь первые представления о физических явлениях, быть знакомы с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества, понятиями механического движения и взаимодействия тел, уметь обращаться с простейшим физическим оборудованием, производить простейшие измерения, снимать показания со шкалы прибора.

Цели программы:

Образовательная:

1.развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

2. выдвигать гипотезы и строить модели;

3.применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;

4. на практике использовать физические знания.

Просветительская:

1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

2. расширение кругозора учащихся.

Воспитательная:

1. воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;

2. необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

3. уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;

4.чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.

Основное место занимает самостоятельная и творческая работа учащихся - индивидуальная и групповая, домашний эксперимент и наблюдения, рефлексия.

Спецкурс « Экспериментальная физика» подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть важное и делать правильные выводы.

Содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.

Ожидаемые результаты обучения:

-Формирование конкретных практических умений и навыков на основе знакомства с законами физики.

-Повышение оценки учащимися собственных знаний по физике.

-Повышение познавательного интереса к предмету на занятиях кружка.

-Помочь преодолеть ложные страхи, связанные с изучением предмета физики, показать, что физика - наука, которая поможет познать окружающий мир.



Примерное планирование учебного материала

ТЕМА

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Первоначальные сведения о строении вещества

4

3

Движение и силы

7

4

Давление жидкостей и газов

4

Итого

17





Тема

Тема занятия

Содержание

1

1

Наблюдение различных тел и определение веществ, из которых они состоят

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и несохранение формы жидкостями, несохранение формы и объема газами.

2

Измерение размеров бруска. Измерение объема жидкости при помощи мензурки

Правила пользования и правила безопасности. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена де деления, предел измерения. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерения.

3

Наблюдение изменения объема тел при сжатии, нагревании и охлаждении

Наблюдение за изменением объема воздуха в трубке при перемещении поршня в трубке, при нагревании и охлаждении воздуха в пробирке.

4

Наблюдение делимости вещества. Наблюдение явления диффузии

Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Примеры диффузии в природе, быту, технике

5

Наблюдение взаимодействия молекул различных веществ

Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание. Смачивание и несмачивание. Капиллярность

6

Измерение плотности жидкости

Определение объема жидкости. Определение массы тела. Определение плотности по предложенному алгоритму.

7

3

Наблюдение относительности покоя и движения тела.

Причины изменения скорости тела. Состояние покоя. Условия изменения скорости тела по модулю и направлению.

8

Наблюдение взаимодействия тел

Наблюдение взаимодействия 2-х скатывающихся и сталкивающихся шаров. Зависимость приобретаемой скорости шаров от их массы.

9

Вычисление объема тела по его плотности и массе

Измерение массы тела при помощи весов. Нахождение плотности тела по таблице. Определение плотности по предложенному алгоритму.

10

Наблюдение действия силы тяжести. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации тела

Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Силы различной природы.

11

Обнаружение веса тела. Знакомство с устройством динамометра. Измерение сил динамометром.

Наблюдение падения мешочка с песком и листа бумаги. Знакомство с устройством динамометра. Измерение сил динамометром

12

Изучение зависимости результата действия силы на тело от её значения, точки приложения и направления

Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения. Действие и противодействие.

13

Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения и веса тела

Измерить силу трения покоя, скольжения, качения при одном весе и при другом, сравнить силы трения между собой. Сделать вывод.

14

4

Наблюдение передачи давления твердыми телами, жидкостями и газами

Способы увеличения и уменьшения давления (гусеницы трактора, фундамент здания, острие колющего инструмента).

15

Изучение зависимости давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба и плотности жидкости

Изучение зависимости давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба и плотности жидкости с помощью индикатора

16

Наблюдение равновесия однородной жидкости в сообщающихся сосудах

Закон Паскаля. Учет и использование передачи давления жидкостями и газами по всем направлениям в технике

17

Наблюдение действия атмосферного давления

Обсуждение опытов, доказывающих существование атмосферного давления.



© 2010-2022