- Преподавателю
- Физика
- Разработка вводного занимательного урока в 7 классе
Разработка вводного занимательного урока в 7 классе
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Плешко Н.В. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Вводный урок 7 кл.
Задачи:
-
Пробуждение познавательного интереса у учащихся к физике.
-
Расширение кругозора учащихся.
Цели: Используя жизненный опыт учащихся, их начитанность, а также знания по природоведению, естествознанию, географии, формировать представление о новой для них науке - физике.
- Ребята, скажите, зачем заниматься спортом?
* Для здоровья, для красоты, для победы…
- А достаточно ли 2-3 занятия, чтобы быть здоровыми, красивыми, побеждать?
* Нет
- Надо заниматься много месяцев, много лет, иногда даже всю жизнь, чтобы добиться желаемых результатов.
Сегодня вы начинаете изучать новую для вас науку - физику - науку о природе. Чтобы достичь хороших результатов, тоже надо ни 2-3 урока… Мы с вами ее будем осваивать до окончания школы. А кому понравиться, свяжут и жизнь с этой интереснейшей наукой.
О каких это я говорю результатах, ведь изучая предмет, мы не станем здоровее и красивее??? Я говорю о знаниях, знаниях, которые помогут Вам понимать окружающий нас мир.
Давайте попробуем сегодня на уроке воспроизвести, обговорить некоторые ситуации, которые могут произойти с нами в жизни. Наша задача понять, как важно изучать физику, ведь именно она дает нам понимание окружающих явлений.
-
Приходите вы домой из школы… надо помыть руки.
ОПЫТ волшебное мыло
allforchildren.ru/scivideo/physics7-12.php
(блюдце, кусок мыла)
(во втором случае налить немного воды на блюдце, помочь воде растечется (или протереть его влажным полотенцем), прислонить мыло и повозить его, прикрепляя)
Если мыло сухое, берете, моете … и нет вопросов. Если же в блюдце (мыльницу) попала вода… вы поднимаете мыло вместе с блюдцем и вам придется отрывать мыло двумя руками (встречались с такой ситуацией?) ( Когда вы будите знать про состав веществ, про молекулы, и как они взаимодействуют между собой, вы поймете, почему мыло прилипло. Это произойдет очень скоро - в начале 7 класса)
-
Зная физику, можно заставить слушаться даже неодушевленные предметы.
А) ОПЫТ пляшущие человечки
(человечки, леска, 2 колонки, музыка, светомузыка)
Моих самодельных друзей зовут ТОЛЯ (показать мальчика) и ВАЛИК (показать девочку).
Нет, перепутала, наоборот, ТОЛИК (показать мальчика) и ВАЛЯ (показать девочку).
Они очень любят танцевать.
Выключить свет (попросить кого-нибудь из ребят), (пока ребята отвлеклись) повесить ТОЛИКА и ВАЛЮ к лески, включить светомузыку и музыку. Игрушки начнут дергаться.
Обратиться к игрушкам:
- А теперь ТОЛИК и ВАЛЯ попробуем так, и показать новое движение…
Обратиться к ребятам:
- Не получается. Они еще не очень обученные. Поэтому мне нужны будут помощники, которые хорошо будут изучать физику и обучать ТОЛИКА и ВАЛЮ новым движениям.
На самом деле, как Вы понимаете, пляшущие Толик и Валя, тоже дело рук явлений, которые может объяснить физика.
При звучании музыки колонки вибрируют, колебания колонки передается леске, по леске бежит волна, и колебания передаются "моим друзьям". (Полное понимание этого процесса придет к Вам к концу 9 класса)
Б) ОПЫТ послушная монета
allforchildren.ru/scivideo/physics7-18.php
(бокал, полотенце, монета, 2 спички, зеркало, чтобы спроецировать изображение в класс)
Положить на полотенце монету, накрыть бокалом (с одной стороны положить 2 спички, чтобы была щель) и скребя по полотенцу пальцем, как бы быстро растягивая его и возвращая назад, заставим монету выйти из под бокала.
Давайте заставим монету прийти к нам!
Это не фокус. Это помогает нам явление инерции.
С инерцией вы встречаетесь в транспорте, когда автобус тормозит или набирает скорость… (Смысл явления в том, что автобус когда останавливается, он (его пол) контактирует только с нашими ногами, заставляя их остановиться, а наше тело продолжает двигаться. Чем больше масса тела, тем тяжелее заставить его изменить скорость… Именно по этому тяжело моментально остановиться автомобилю, поезду…)
Явление инерции позволяет нам сделать многие вещи.
Приходят к вам в гости друзья…
В) ОПЫТ со скатертью
(скатерть, тарелка с кружкой, графин, 2 большие мягкие игрушки)
Посадить игрушки за стол на стулья, стол накрыть скатертью и сервировать посудой. В нужный момент резко выдернуть скатерть из-под посуды.
Пьют чай… и проливают его на скатерть. Мокро, грязно. Вы, как хозяин, берете и устраняете причину расстройства (выдернуть скатерть).
Как я и говорила, здесь помогает такое явление, как инерция. С ним Вы познакомитесь подробно в октябре месяце. Смысл в том, что я воздействую непосредственно на скатерть, заставляя ее двигаться, а скатерть не успевает потянуть за собой кружки.
-
Опыты, которые мы посмотрим дальше, в таком виде не встретишь в жизни, но после их просмотра и объяснения явления, мы поймем, как важно понимание этого явления.
(Тема: Давление)
А) ОПЫТ Живая перчатка
Насос, перчатка, колокол.
allforchildren.ru/scivideo/physics7-30.php
Б) ОПЫТ Пробка, вылетающая из колбы
Насос, колба с пробкой, колокол
allforchildren.ru/scivideo/physics7-31.php
Давайте попробуем объяснить увиденное…(спросить детей)
Объяснить самой…
Помогает нам объяснить эти явления знание темы "Давление", которую вы будете изучать в 7 классе во второй половине года.
Давайте посмотрим еще несколько опытов по этой теме
В) ОПЫТ с лизуном
youtube.com/watch?v=tRirLnDychQ
Сейчас нашим испытуемым в безвоздушном пространстве будет вот этот чудик. Давайте положим чудика в вакуумную тарелку, закроем его куполом, вкл вакуумный насос и посмотрим, что с ним произойдет.
Давление вокруг чудика понижается и его распирает из нутрии тем воздухом. Который находится в нем внутри. Отключим насос и пустим воздух… чудик сдуется…
Г) ОПЫТ со стаканом с водой.
Стакан с водой, прихватка для имитации горячего стакана.
youtube.com/watch?v=tRirLnDychQ
Есть ли жизнь на марсе, нет ли жизни на Марсе… Это науке пока не известно… (Это слова известного новогоднего фильма " Карнавальная ночь."
Следующий опыт поможет нам понять, возможна ли жизнь на Марсе. Для этого поставим в вакуумную тарелку стакан с обыкновенной водой, вкл насос и наблюдаем. Через время вода закипит.
Взять прихваткой стакан и предложить самому смелому ребенку помыть этой водой руки над раковиной.
Как видите, вода холодная. Вывод: На Марсе, где атмосферы очень разряжена т.е.атмосферное давление гораздо ниже, чем на Земле, вода закипает при низкой температуре. И просто напросто вся вода выкипит и испарится. На Марсе нет воды в жидком состоянии.
Оказывается, вода кипит не всегда при 100 С, как вы думали. А с понижением давления, температура кипения уменьшается, как и на Марсе происходит и в горах, а с повышением давления, температура - увеличивается (автоклавы)
Подробно Вы узнаете об этом в середине 7 класса.
Д) ОПЫТ горшочек с кашей
пена для бритья, насос, колба, стаканчик
youtube.com/watch?v=tRirLnDychQ
Помните сказку про горшочек, который хотел залить весь мир кашей, варил, варил и не мог остановиться? У нас сейчас тоже будет такой бешеный стаканчик.
Г) ОПЫТ с монетами
allforchildren.ru/scivideo/physics7-40.php
На блюдце лежат монеты, залитые водой, Как достать монеты не замочив пальцы? Трогать блюдце, наклонять, выливать воду нельзя.
Надо взять свечку, поджечь, поставить на блюдце и накрыть стаканом. Через некоторое время вода соберется под стаканом, и монеты можно будет взять, не замочив пальцы.
Д) ОПЫТ Яйцо в бутылке
Где в жизни мы встречаемся с разницей давлений?
- в самолете… закладывает уши
- ныряем…
- болит голова при изменении погоды на улице…
- надуваем шарик
А Вы знаете, как велика сила мысли???
Е) ОПЫТ картезианский водолаз
allforchildren.ru/scivideo/physics7-48.php
Давайте заставим предмет силой нашей мысли опуститься на дно.
Надо только очень сконцентрироваться и захотеть.
Первый раз. Я концентрируюсь….
Второй раз. Все вместе…
Третий раз. Предлагаю кому-нибудь из детей…
4. ОПЫТЫ с шарами
А Вы когда- нибудь пробовали втыкать в шарики иголки??? Давайте это сделаем.
А) ОПЫТ Воздушный шарик и иглы
youtube.com/watch?v=Uc-H5vD2x-o
Для опыта понадобится: два воздушных шарика, иглы, спица.
1. Надуваем два воздушных шарика.
2. В один шарик, а именно в места, где стенки наиболее толстые (на полюсах), вставляем иглы. Даем это сделать детям…
3. Другой шарик протыкаем насквозь длинной спицей (сама).
Итог: воздушный шарик легко лопается, если его проткнуть иглой. Но если проткнуть его иглой в тех местах, где резина растянута менее всего, а именно на полюсах, то шарик останется целым.
Б) ОПЫТ Воздушный шарик и свеча - опыт с теплопроводностью
Для опыта понадобится: два воздушных шарика, свеча или спиртовая горелка, спички.
1. Наливаем в один шарик немного воды и надуваем его.
2. Второй воздушный шарик надуваем без добавления воды.
3. Зажигаем спиртовую горелку или свечу.
4. Помещаем шарик с водой над горелкой.
5. Помещаем шарик без воды над горелкой.
Итог: если надутый воздушный шарик поднести к открытому огню - он лопнет. А если в шарик налить немного воды и поместить над открытым огнем, то вода будет забирать тепло и шарик останется целым.
ОПЫТЫ по электризации (с бумажками, с воздушным шаром, с султанчиком)
ОПЫТ ЛАВА ЛАМПА ИЗ СОКА И АСПИРИНА
Хочу закончить этот урок стихотворением и пожеланием.
Нас физике учили
На уроках нас учили,
Больше масса, больше сила,
Масса есть и ускоренье,
Сила их произведенье.
Есть опора и подвес,
Это значит, есть и вес,
Нет опоры и подвеса,
Однозначно, нет и веса!
Есть земное притяженье,
Сила есть и ускоренье,
Свет проходит по прямой,
Только снится нам покой!
Желаю Вам, чтобы Вы ни на минуту не успокаивались, а грызли гранит науки.
И пусть покой вам только снится!!!
-------------------------------------------------