«Формирование общих компетенций средствами самостоятельной работы»

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование общих компетенций средствами самостоятельной работы»

Автор: преподаватель физики высшей категории ОГБПОУ УТЖТ

Хайбуллова Эльмира Хусаиновна

Ульяновск 2016

Введение

Анатоль Франс:

« Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие,

обучая слишком многому. Возбудите только любопытство.

Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг.

Достаточно заронить в него искру.

Огонь сам разгорится там, где для него есть пища».

Развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями. Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения СР, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы. В условиях роста значимости самостоятельной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося. Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобретения студентом ОК и ПК, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Роль студента заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения. Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными представлениями о порядке и правильности выполнения работ. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Методы самостоятельной работы студентов:

- наблюдение за единичными объектами (ребёнком, педагогом);

- сравнительно-аналитические наблюдения;

- учебное конструирование (урока, занятия);

- решение учебных и профессиональных задач;

- работа с различными источниками информации;

- исследовательская деятельность.

Цель: организация и осуществления самостоятельной работы студента должна совпадать с целью обучения - подготовкой специалиста с сформированными профессиональными компетенциями.

Задачи:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студента;

углубление и расширение теоретических знаний;

развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа

это планируемая в рамках учебного плана деятельность студента, которая осуществляется по заданию,

при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Глава1. Формирование общих компетенций средствами самостоятельной работы

1.1Классификация самостоятельной работы

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача - с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.

Материал для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по следующим принципам:

1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе? Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.

2. Определить способы логической и методической обработки материала.

3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.

4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.

5. Подготовиться для решения следующих задач:

- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;

- формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;

- формирование умений вычленять главное.

6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.

7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип - от простого к сложному, от частного к общему.

Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности - одна из важных задач преподавателя СПО.

Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений. Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.

Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.

Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.

Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.

Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.

Исследовательская деятельность - венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации студента.

Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по каждой дисциплине, осуществляется преподавателем учебной дисциплины. Подготовка внеаудиторной самостоятельной работы происходит в соответствии с рекомендуемыми видами заданий, согласно примерной и рабочей программам учебной дисциплины.

Самостоятельная работа требует совершенствования методов и форм организации труда студентов, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля.

Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения.

Перед всеми преподавателями стоит задача - правильно организовывать самостоятельную работу студентов. Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.

Основные виды организации, руководства и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Важно обучение студентов работе с книгой, публикацией, конспектированию, приемам запоминания, планированию, организации и реализации самостоятельной работы во внеаудиторное время. Чем раньше студенты овладеют методами работы с учебной литературой, тем быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве новой информации, тем быстрее проявятся их самостоятельность, активность и инициативность - такие важные профессиональные качества личности формируются в процессе самостоятельной работы.

Для развития учебно-познавательной активности студентов используются разнообразные формы внеаудиторной работы.

Высокий уровень познавательной активности и самостоятельности студентов проявляется в ходе выполнения ими учебно-исследовательской работы. Подготовка доклада, сообщения, реферата к выступлению, составление тематических кроссвордов способствуют углублению знаний по предмету, закреплению изученного материала. Задача преподавателя - предоставить каждому студенту возможность выбора своей темы, своего задания.

При выполнении таких форм внеаудиторной самостоятельной работы студенты осуществляют поиск, отбор и обработку информации, а создание компьютерной презентации к докладам требует от них навыков использования информационных технологий.

Реализации компетентностно-ориентированного образования, систематизации и закреплению теоретических знаний и практических умений по дисциплине, развитию навыков самостоятельной и творческой деятельности способствует курсовое проектирование как один из эффективных видов самостоятельной работы студентов. Это целиком самостоятельная работа студентов; роль преподавателя сводится к созданию банка тематики курсовых работ, предоставлению студенту права выбора темы и консультированию в ходе написания курсовых работ. Таким образом, педагог выступает как консультант, организатор среды обучения.

При внедрении курсового проектирования соблюдается важный принцип: элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу.

При выполнении выпускной квалификационной работы студенты демонстрируют знания и умения при решении конкретных задач и готовность к самостоятельной работе.

Еще одним шагом на пути формирования у студентов навыков самостоятельной и творческой работы является производственная практика, которая проводится в соответствующих организациях и на предприятиях в зависимости от профиля специальности. Во время практики студенты углубляют, расширяют свои теоретические знания по дисциплине, приобретают практические навыки, овладевают основными видами профессиональной деятельности, совершенствуют этические аспекты общения с персоналом.

По завершении теоретического и практического обучения студенты выходят на квалификационную практику, где закрепляют и совершенствуют полученные знания, приобретают опыт самостоятельной работы по специальности.

Таким образом, интенсификация и повышение эффективности формирования у студентов самостоятельной и творческой работы позволяет сформировать следующие компетенции:

• организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество [ОК 2];

• принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность [ОК 3];

• осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития [ОК 4];

• использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности [ОК 5];

• работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями [ОК 6];

• брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий [ОК 7];

• заниматься самообразованием [ОК 8].

1.2.Формы внеаудиторной самостоятельной работы

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по каждой дисциплине, осуществляется преподавателем учебной дисциплины. Подготовка внеаудиторной самостоятельной работы происходит в соответствии с рекомендуемыми видами заданий, согласно примерной и рабочей программам учебной дисциплины.

Самостоятельная работа требует совершенствования методов и форм организации труда студентов, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля.

Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения.

Перед всеми преподавателями стоит задача - правильно организовывать самостоятельную работу студентов. Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.

Основные виды организации, руководства и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Таблица1.

Вид самостоятельной работы

Способы руководства со стороны преподавателей

Формы контроля

Проработка конспектов лекций

Составление электронных конспектов лекций

Устный опрос, диктант, письменные работы

Составление опорных конспектов (конспектирование учебников, учебных пособий)

Составление списка рекомендуемой литературы. Разработка методических указаний

Семинар

Реферирование дополнительной литературы

Разработка тем рефератов, подбор литературных источников

Защита реферата

Поиск информации по теме

Составление списка литературы

Доклад, письменное оформление, использование для решения поставленной проблемы

Систематизация примененных знаний и наглядное их представление

Консультация

Доклад, схемы, таблицы, графики, мультимедийные презентации

Выполнение индивидуальных домашних заданий

Разработка вариантов заданий, консультация

Проверка

Моделирование разных видов профессиональной деятельности

Консультация

Проверка

Подготовка к практическим занятиям (промежуточному, текущему и итоговому контролю)

Разработка контрольных заданий, тестов, ситуационных задач

Устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач

Выполнение творческих работ

Разработка рекомендаций

Оформление выставки

Я в своей работе применяю следующие формы внеаудиторной работы:

1.Подготовка к практическим и семинарским занятиям.

2.Подготовка статей к публикации в сборниках и интернет сообществах.

3.Подготовка к участию в олимпиаде по физике.

4.Подготовка к участию в конференциях.

5.Выполнение отчетов по конференциям.

6.Разработка научно- исследовательских проектов.

7.Составление отчетов по экскурсиям.

8.Выполнение домашних контрольных работ.

9.Выполнение докладов, рефератов, сообщений и т.п.

10.Составление конспектов лекций и учебной литературы.

11.Подготовка к экзамену по физике.

Этапы организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Подготовительный

Организационный

Мотивационно-деятельностный

Условия эффективной организации самостоятельной работы студентов:четкое и полное информирование о сущности предстоящей самостоятельной работы:

  • Формулирование цели СР (ожидаемый результат);

  • Формулирование условий выполнения СР;

  • Информирование о средствах для выполнения СР и возможности их использования;

  • Трудоемкость СР;

  • Информирование о сроках выполнения СР (графики);

  • Предъявление образцов оформления СР и ее результатов;

  • Предъявление критериев оценки результатов СР;

  • Информирование о формах контроля и самоконтроля.

  • Формирование общих компетенций
    при внеаудиторной СР

  • самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников - ОК 4;

  • используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность - ОК 2;

  • развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) - ОК 3;

  • учатся презентовать свои проекты, отчеты -ОК 5;

  • учатся совместному труду ОК6; ОК7.

1.3 Формирование ОК через экскурсии

Экскурсия - это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивает студентам через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

  • реализуется принцип наглядности обучения;

  • повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

  • расширяется технологический кругозор; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве;

  • играют значительную роль в профориентационной работе.

Задачи.

а) обучающие:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на занятиях;

  • освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

б) воспитательные:

  • развитие коммуникативных навыков;

  • приобретение навыков групповой работы;

  • формирование позитивного отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива.

в) развивающие:

  • формирование потребности в самопознании и самореализации;

  • анализ форм и методов проведения экскурсий;

  • изучение предмета через образы, обогащение теоретическими знаниями.

Ожидаемые результаты: осознанное активное участие в экскурсионной жизни большинства обучающихся, сформированная учебная мотивация, ориентация на здоровый образ жизни, осознанное желание участвовать в подготовительной работе к экскурсиям, подготовка отчетов по экскурсиям. Результатом реализации может стать: создание условий для приобретения общественного, социального опыта, коммуникативной культуры; сплочение детского коллектива, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, самобытности личности студента. Подготовка педагога к проведению учебных экскурсий начинается с выбора объекта экскурсии еще при составлении годового календарного плана. С учетом программных требований и доступности расположения педагог еще до начала учебного года намечает объекты учебных экскурсий.

В методике проведения экскурсии выделяют три блока:

а) подготовку экскурсии;

б) выход (выезд) студентов к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия;

в) обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки педагогами (если экскурсия является комплексной). В содержание подготовки входит тщательное изучение педагогом объекта экскурсии, место ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до студентов, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения студентов в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр. Особое внимание следует уделить подготовке специалистов. Заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации, в частности, на какие стороны объекта экскурсии обратить особое внимание студентов. Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих студентов. Она заключается в четкой постановке перед ними целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала; формулирование общих и индивидуальных заданий; информирование студентов о способах ведения записей, зарисовок, фотографирования, звукозаписей с экскурсоводом во время экскурсии, об использовании знаний по тем или другим характеристикам объекта экскурсии на уроках по смежным предметам. План экскурсии разрабатывается, как правило, педагогом, но с привлечением к этой работе и самих студентов. В ходе работы над планом распределяются обязанности между студентами по наблюдению, выбор необходимого снаряжения для успешного сбора материалов экскурсии (блокноты, карандаши, коробочки для сбора образцов, измерительные приборы, инструменты, фотоаппараты, кинокамеры и т.п.). Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, и материалы, документы отчетности, оговариваются порядок, вопросы дисциплины во время экскурсии. Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и техники безопасности. Время, отводимое для проведения экскурсии, колеблется от 40-45 минут до 2-2,5 часов (без учета дороги). Оно определяется характером объекта экскурсии, ее целью и содержанием.. Однако какова бы ни была продолжительность, качество ее зависит от умения педагога, экскурсовода возбудить активность студентов, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить лишь включившись в активную поисково- познавательную деятельность. Во время экскурсии студенты делают записи, зарисовки, фотографии, чертежи и т.п.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно со студентами обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки студентов; намечает творческие задания для них: подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, подготовить творческие отчеты, презентации.

Таким образом, экскурсионная работа не только позволяет включить всех студентов в коллективную деятельность, она дает возможность каждому студенту занять позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности и одновременно участвовать в разнообразной групповой работе. Экскурсионная работа помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки, с активной гражданской позицией.

Дидактические функции

  • Принцип наглядности обучения

  • Научность обучения и связь с жизнью, с практикой

  • Расширение технологического кругозора

  • Профориентационная работа

  • Методика проведения экскурсии

  • Подготовка экскурсии

  • Выход студентов к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия

  • Обработка материалов экскурсии и подведение итогов

Мной разработаны методические рекомендации по организации и проведения учебных экскурсий, в котором отражены:

Порядок подготовки к экскурсии

Определиться с конкретной целью экскурсии.

Выбор предприятия или организации.

Знакомство с ответственным лицом.

Ознакомление с маршрутом следования до предприятия.

Предварительная работа со студентами.

Оформление необходимой документации.

Предварительная работа со студентами

1.Получение индивидуального или группового задания перед экскурсией.

2.Готовность к экскурсии (иметь при себе блокнот, ручку, фотоаппарат, диктофон).

3.Прослушивание инструктажа по технике безопасности.

4. Сбор как можно большего материала, для последующей его обработки.

5.Подготовка отчета в удобной ему форме:

доклада, фотоальбома, спецвыпуска газеты, сообщения, творческого отчета, презентации. (Приложение 1)

Глава2. Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы

2.I. Алгоритмы выполнения аудиторной самостоятельной работы

Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В лекциях - вопросы для самостоятельной работы студентов, указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» - выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.). Важнейшим средством активизации стремления к самостоятельной деятельности являются активные технологии обучения. В этом плане эффективной формой обучения являются проблемные лекции. Основная задача лектора в этом случае - не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.

Памятка-алгоритм составления таблицы.

  • Прочти текст.

  • Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.

  • Начерти таблицу с определенным количеством граф.

  • Запишите название признаков в графы.

  • Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.

  • Сделай вывод.

  • Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.

Функция студента - не только переработать информацию, но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Памятка-алгоритм по формированию умения конспектирования лекции.

  • Запишите план лекции, если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции, фиксируйте их в виде плана на полях слева.

  • В правой части конспекта пишите самое важное короткими точными фразами своими словами. Не старайся записывать каждое слово лектора, так как при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждения.

  • Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.

  • Не пишите на черновиках - пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции преподавателя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишите потом.

  • В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.

  • Сформулируйте вопросы, возникшие при чтение конспекта и рекомендованной на лекции литературы.

Памятка-алгоритм написания конспекта.

1.Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.

2.Конспектированию предшествует составление плана.

3.В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.

4.Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.

5.Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.

6.В конспекте можно использовать цитаты.

7.При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.

Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Студент учится выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

«Мозговая атака». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время студенты предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление студентам на занятии возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает степень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».

Игровая форма проведения занятия («Что? Где? Когда?»). Студенты заранее разделены на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов.

Игра состоит из шести этапов: 1. Вступительное слово преподавателя. 2. Разминка - повторение всех ключевых вопросов темы. 3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. 4. Игра «Что? Где? Когда?». 5. Подведение итогов. 6. Заключительное слово преподавателя. Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Группа разбивается на команды (2-3). Каждая команда получает задание и затем озвучивает их решение. Проводится обмен задачами.

Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5-6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу. Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать.

  1. Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.

  2. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.

  3. Определи вывод, который должен вытекать из доказательства.

  4. Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

  5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

  6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

  7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Анализ конкретных ситуаций - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы.

Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для студента, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план 3 действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности.

Технология создания шпаргалки. Данная технология является нетрадиционной и вызывает повышенный интерес студенческой аудитории к возможности поучаствовать в создании подобного «творческого продукта». Она позволяет развивать и формировать у студента ряд важных умений, таких как: мыслить нешаблонно, оригинально; обобщать информацию в микроблоки. Механизм реализации данной технологии заключается в следующем. На первом этапе студенты создают свой «именной» пакет шпаргалок на все вопросы, которые выносятся на экзамен или зачёт (участие добровольное). Перед экзаменом студенты сдают шпаргалки преподавателю (преподаватель проверяет данный продукт на соответствие технологическим требованиям). Использование словаря-шпаргалки - это умение студента показать, как из минимума зашифрованной информации реально получить продуманный и развернутый ответ на поставленный вопрос

Памятка-алгоритм для составления схем.

  1. Подготовь рабочее место и канцелярские принадлежности.

  2. Прочти текст.

  3. Выдели главную идею текста, раздели текст на части.

  4. Подбери факты для составления схемы.

  5. Определи ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

  6. Установи связи, последовательность.

  7. Выбери систему условных обозначений.

  8. Продумай пространственное расположение схемы на листе.

  9. Зафиксируйте схему на листе.

2.2 Алгоритм выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В учебных заведениях доклады содержательно практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачётной работой.

Памятка-алгоритм составления плана при работе с текстом.

1.Прочитать текст, продумать прочитанное.

2.Разбить текст на части и озаглавить каждую. В заголовках передать главную мысль каждого фрагмента.

3.В каждой части выделить несколько положений, развивающих главную мысль.

4.Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

Памятка-алгоритм приемов работы с текстом.

1.Чтение и анализ.

2.Сопоставительный анализ источника и мнения.

3.Анализ и аргументация автора.

4.Постановка вопросов к тексту.

5.Сравнительный анализ.

6.Отбор материала.

Реферат - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада научного труда. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему

Объем реферата 10-12 печатных страниц. Содержание реферата:

  1. Титульный лист

  2. Оглавление

  3. Введение

  4. Основная часть, разделенная на 3-5 глав

  5. Заключение

  6. Список литературы

План рецензии реферата:

  1. Предмет анализа.

Данная работа представляет собой... В работе автора, в рецензируемой работе (глаголы: исследуется, освещается, анализируется, описывается, разбирается, рассматривается, раскрывается).

  1. Актуальность.

Работа посвящена актуальной теме, актуальной проблеме, актуальным вопросам, комплексу проблем.

  1. Краткое содержание работы (указание на существенные результаты). Характеристика задач, которые решал автор, методов, которыми он пользовался в исследовании, сравнительный анализ.

Памятка-алгоритм написания реферата.

  • Определи тему, обоснуй ее (покажи актуальность).

Изучи состояние проблемы по данной теме.

  • Подбери литературу, составь список используемой литературы.

  • Составь план.

  • Определи цель и задачи работы.

  • Проанализируй изученные материалы, делая краткие записи.

  • Распредели материалы в определенной логической последовательности, согласно плану.

  • Покажи разные точки зрения на проблему.

  • Подготовь опорные таблицы, схемы, графики.

  • Сформулируй выводы, свое отношение к проблеме, сделай заключение.

  • Произведи записи текста реферата с учетом единых требований.

Памятка-алгоритм составления обобщенного плана изучения физической величины.

1.Что характеризует величина.

2.Определение физической величины.

3.Формула физической величины.

4.Классифицирующий признак физической величины.

5.Единица измерения.

6.Прибор, измеряющий физическую величину.

Памятка-алгоритм составления обобщенного плана изучения физического закона.

1.Кем и когда был открыт закон.

2.Формулировка закона.

3.Формула закона.

4. Опыт закона.

5. Применение закона.

6.Границы применимости закона.

Памятка-алгоритм составления обобщенного плана изучения физического прибора.

1.Предназначение прибора.

2.Внешний вид, устройство.

3.Принцип работы.

4.Правила пользования.

5.Применение.

Заключение

Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов.

При анализе общей структуры дисциплины преподаватель заранее определяет:

- фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;

- задания, направленные на формирование общеучебных умений;

- задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов;

- формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах, бригадно-групповая).

В тематическом плане должны быть обозначены только основные виды и формы организации самостоятельной работы, отражающие логическую последовательность изучения материала.

Определить место самостоятельной работы на уроке - означает рассчитать время, необходимое для его выполнения. Наиболее эффективно эта проблема может быть решена при использовании дифференцированных заданий, определяющих нагрузку, которая соответствует индивидуальным особенностям студентов.

Памятка преподавателюпо организации самостоятельной работы студентов.

1. Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.

2. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания.

3. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения студентов и формированию у них ОК.

4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной.

5. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам.

6. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов.

7. При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля.

Критерии оценивания.

Современные системы оценивания в профессиональном образовании требуют изменения позиции преподавателя, который перед изучением профессионального модуля, учебной дисциплины предъявляет обучающимся систему оценивания результатов его освоения, в том числе - в рамках СР. Меняется и позиции студента, который становится активным участником процессов оценивания, что способствует осознанию получаемого опыта учебно- профессиональной деятельности и интеграции знаний и умений в компетенции. Контроль СР включает в себя оценку хода и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия планируемым. Результаты СР оцениваются в ходе текущего контроля и учитываются в процессе промежуточной аттестации обучающихся по профессиональному модулю, учебной дисциплине.

Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".

Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на "4".

Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание творческой работы. Эта работа оценивается на «5».

В завершение хочется отметить , что все формы самостоятельной работы формируют общие компетенции, которые отражены в таблице 2.

Формы самостоятельной работы

Развиваемые компетенции

Подготовка к практическим и семинарским занятиям

ОК 2, 4, 5.

Подготовка статей к публикации в сборниках и интернет сообществах

ОК 2,5,4.9.

Подготовка к участию в олимпиадах, викторинах по физике

ОК 1,2,4,7.

Подготовка к участию в конференциях

ОК 1,5,7,9.

Выполнение отчетов по конференциям

ОК 1,4,8.

Разработка научно- исследовательских проектов

ОК 1,2,4,5,7,8,9.

Составление отчетов по экскурсиям

ОК 4,5,7,9.

Выполнение домашних контрольных работ

ОК1-5,7,8.

Выполнение докладов, рефератов, сообщений

ОК1,2.

Составление конспектов лекций и учебной литературы

ОК1,2,4,6,7,8.

Подготовка к экзамену по физике

ОК 1,2,4,5,6, 7.8.


Список литературы

1.Богословский В., Караваева Б., Шехонин А. Принципы проектирования

оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО:

компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. №10

2. Герасименко К.М. Организация самостоятельной работы студентов-

заочников педагогических специальностей / К.М. Герасименко //

Ярославский педагогический вестник - 2010 - № 4 - Том II (Психолого-

педагогические науки)

3. Муравьѐва Н.В. Самостоятельная работа студентов заочной формы

обучения в информационно-обучающей среде http//sibac.info

4. Самостоятельная работа студентов: метод.указания / сост.: А.С.

Зенкин, В.М. Кирдяев, Ф.П. Пильгаев, А.П. Лащ - Саранск: Изд-во

Мордов. ун-та, 2009. - с. 35

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего

профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное

образование от 05.11.2009 http//chgpk.narod.ru

6. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и

ключевых компетенций как характеристика нового подхода к

конструированию образовательных стандартов / А.В. Хуторской //

интернет-журнал «Эйдос» eidos.ru/journal/2002/0423






Приложение

Приложение1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Организация и проведение учебных экскурсий

Автор - разработчик:

Хайбуллова Э.Х.,

преподаватель ОГБПОУ УТЖТ

«Ульяновского техникума железнодорожного транспорта»

Учебная экскурсия студентов является составной частью учебного процесса. Как правило, экскурсии организуются и проводятся преподавателями учебных дисциплин с целью закрепления теоретических знаний по УД и ПМ. Но организовать и провести экскурсию могут и классные руководители учебных групп, заместители директора по воспитательной работе, ответственные лица за производственную практику студентов.

Экскурсии можно классифицировать следующим образом:

- культурно- досуговые экскурсии в учреждения или на объекты истории и культуры с целью духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания студентов;

- ознакомительные экскурсии абитуриентов или первокурсников по объектам учебного заведения;

- учебные экскурсии на предприятия, учреждения, фирмы с целью закрепления общих теоретических знаний по выбранной профессии;

- технологические экскурсии на смежные по профилю объекты, учреждения, отдельные цехи или отделы с целью ознакомления с программой прохождения производственной практики или закрепления

теоретических знаний по конкретной изучаемой дисциплине.

При организации и проведении учебной экскурсии ответственным за проведение экскурсии необходимо знать и соблюдать определенный порядок подготовки к экскурсии:

1. Определиться с конкретной целью экскурсии. Объять необъятное невозможно. Необходимо определить конкретную цель, что необходимо показать или с чем необходимо познакомиться студентам в течение экскурсии на данном объекте. Необходимо помнить, что экскурсия на любое производство вряд ли носит культурно- досуговый характер, следовательно, и цели ее должны быть конкретно учебными.

2. Выбор предприятия или организации, где будет проведена экскурсия. Это могут быть традиционные для данного учебного заведения предприятия, с которыми заключен договор о проведении на базе данного учреждения

производственной практики студентов, или объекты или отделы предприятий, с администрацией которых о проведении экскурсии могут договориться руководители ОУ, а может быть, и сам преподаватель.

3. Знакомство с ответственным лицом на данном предприятии, который непосредственно сможет провести экскурсию со студентами. С этим человеком необходимо встретиться или, в крайнем случае, обговорить условия проведения экскурсии по телефону.

Как правило, ответственное лицо от производства будет специалистом профессионалом в своей отрасли, но малознакомым с педагогикой. Поэтому преподавателю желательно ему объяснить цель экскурсии, дать краткую

характеристику своей учебной группы (т.е. как воспринимают теоретический материал студенты, уровень их интеллекта, степень знаний по данному профилю и т.д.); что конкретно интересует студентов в данной экскурсии; что конкретно показать и о чем конкретно надо поговорить; конкретные сроки и время проведения экскурсии.

Запомните, в проведении экскурсии конкретная дата (день недели) и время (час, минуты) имеют важное значение как для учебного процесса ОУ, так и для производственного процесса предприятия. Здесь должно быть все четко оговорено и соблюдено в точности до минуты.

4. Узнать о пропускном режиме на данном предприятии.

В современных условиях любое предприятие или организация находятся под охраной, следовательно, надо договориться о пропуске на объект молодых людей. Это может быть список студентов и преподавателей с конкретным количеством людей, фамилий и возраста, заверенный администрацией учебного заведения и согласованный с администрацией предприятия о разрешении экскурсии.

Важно помнить, что на многие объекты пропустят только по количеству оговоренных лиц без ручной клади (кроме записных книжек). При совершении экскурсии у каждого студента и преподавателя должны быть

ученические билеты или удостоверения личности.

5. Ознакомление с маршрутом следования до предприятия.

Организатору экскурсии желательно самому рассчитать затраченное время от учебного заведения до предприятия с учетом транспорта или пешеходного следования. Обязательно прибавить резервное время на непредвиденные

обстоятельства - лучше 5 минут отдохнуть перед входом на объект, чем на 5 минут опоздать. Чаще всего учебная экскурсия проводится в учебное время, следовательно, на ее проведение будет выделено два часа (учебная «пара»). Постарайтесь уложиться во времени с учетом переходов (переездов) и непосредственной экскурсии. Если же экскурсия проводится вне рамок учебного расписания, то время рассчитывается с учетом переходов (переездов) до конкретного назначенного времени на экскурсию.

6. Предварительная работа со студентами.

Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих студентов. Она заключается:

- в четкой постановке перед ними целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала;

-формулирование общих и индивидуальных заданий;

-информирование студентов о способах ведения записей, зарисовок, фотографирования, звукозаписей с экскурсоводом во время экскурсии, об использовании знаний по тем или другим характеристикам объекта экскурсии на уроках по смежным предметам.

План экскурсии разрабатывается, как правило, педагогом, но с привлечением к этой работе и самих студентов. В ходе работы над планом распределяются обязанности между студентами по наблюдению, выбор необходимого снаряжения для успешного сбора материалов экскурсии (блокноты, карандаши, коробочки для сбора образцов, измерительные приборы, инструменты, фотоаппараты, кинокамеры и т.п.).

Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, и материалы, документы отчетности, оговариваются порядок, вопросы дисциплины во время экскурсии. Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и техники безопасности.

Во время экскурсии студенты делают записи, зарисовки, фотографии, чертежи и т.п.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно со студентами обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного. Преподаватель выявляет впечатления и предварительные оценки студентов; намечает творческие задания для них. Отчет может быть выполнен в виде: доклада, альбома, спецвыпуска газеты, сообщения, творческого отчета, презентации.

7. Оформление необходимой документации.

Для организованной учебной (да и культурно - досуговой) экскурсии в обязательном порядке издается приказ по учебному заведению, указанием сроков и цели экскурсии, объекта, учебной группы и ответственных лиц. В особых случаях могут понадобиться сведения о состоянии здоровья студентов, например, во время экскурсии в лечебные, медицинские или пищевые учреждения. Необходим список студентов с личной подписью врача (медицинской сестры) о состоянии здоровья каждого студента. Может понадобиться список, заверенный ответственными лицами, при переезде на транспорте студентами ОУ во время переезда (кроме такси) в учебных целях пользуются льготами. Итак, вы прибыли на предприятие.

В условленное время вас ожидает ответственное лицо от предприятия, помогает пройти вам на объект. Во-первых, как правило, проводится ознакомительная беседа 7-10 минут: знакомство с ответственными лицами

производства, еще раз объясняется техника безопасности, кратко ставится задача перед студентами, что и где посмотреть, можно ли прикасаться руками и т.д., о содержании этой мини беседы педагог заранее должен

договориться с ответственным лицом. Во- вторых, продолжительность экскурсии не должна превышать 1 часа или 1 часа 30 минут. В противном случае внимание студентов рассеивается, и эффективность экскурсии пропадает. В - третьих, содержание самой экскурсии сугубо индивидуально! Нет конкретной методики проведения экскурсии - все зависит от целей экскурсии, учебной дисциплины, характера учебного заведения и специфики специализации, характера производства на данном объекте и т.д.

23


© 2010-2022