Система работы учителя по нравственному воспитанию на уроке

Система работы учителя по нравственному воспитанию на уроке может складываться из следующих взаимосвязанных элементов: Четкая постановка задач. Отбор и анализ учебного материала для решения этих задач. Выбор методов раскрытия отобранного материала с целью реализации комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Планирование различных форм самостоятельной работы учащихся с целью формирования нравственных убеждений. Разработка методов, позволяющих судить о степени сформированности нравственного сознания. Планирование и использование отобранного материала при дальнейшем изучении курса.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы учителя по нравственному воспитанию на уроке может складываться из следующих взаимосвязанных элементов:

  1. Четкая постановка задач.

  2. Отбор и анализ учебного материала для решения этих задач.

  3. Выбор методов раскрытия отобранного материала с целью реализации комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

  4. Планирование различных форм самостоятельной работы учащихся с целью формирования нравственных убеждений.

  5. Разработка методов, позволяющих судить о степени сформированности нравственного сознания.

  6. Планирование и использование отобранного материала при дальнейшем изучении курса.

Рассмотрим эту систему на примере темы курса физики 7 класса, прослеживая реализацию на уроках каждого элемента системы.

7 класс. Тема: «Давление жидкостей и газов».

1. Прежде всего, формулируются воспитательные задачи урока, которые можно решить в этой теме:

а) формирование представления о гуманистической сущности науки;

б) формирование представления о стремлении к познанию мира как источнику творческой деятельности ученого. С этой целью необходимо показать, что успех в научной деятельности во многом определяется трудолюбием и упорством ученого.

2. При отборе учебного материала темы необходимо учесть, что нравственное воспитание на уроке должно осуществляться в процессе учебной деятельности школьников, причем, как отмечалось выше, при их непосредственном интересе к этой деятельности. В первую очередь это относится к подбору материала, отражающего жизненную значимость изучаемого. Так, при прохождении атмосферного давления можно рассказать о том, как важно изучение физических явлений, происходящих в атмосфере, как используются выводы научных исследований атмосферного давления или прогноза погоды, о том, как работает «служба погоды». При обсуждении этих вопросов учащиеся убеждаются, что наука уже разгадала многие тайны природы и может не только объяснить их, но и предсказать заранее. Большими помощниками человека являются метеорологические спутники, которые позволяют обследовать все уголки околоземного пространства.

При изучении гидравлических прессов надо не просто ознакомить учащихся с применением закона Паскаля, но и показать, как научные выводы и расчеты помогают создавать машины, которые значительно облегчают труд человека в вагонных депо, в раскройных и врубочных цехах обувной фабрики, на заводах и т.д.

Архимедова сила широко используется при расчетах плавучести судов, их устойчивости и непотопляемости. Можно подобрать для уроков интересный дополнительный материал, например рассказать о лабораториях на морском дне с целью разработки сырьевых ресурсов моря. Некоторые из разведанных месторождений полезных ископаемых на дне морей и океанов уже отчасти используются. В различных районах побережья и прилегающих мелководных областях широко используются песчаные отложения, в которых встречаются титан, цирконий, торий, необходимые в металлургии и ядерной технике. В этих отложениях есть и железо, ванадий, олово, золото, платина, алмазы.

3. Приведённый выше материал может быть раскрыт на уроках по-разному: в сообщении учителя и в докладах учащихся.

В учебнике 7 класса помещена легенда об открытии Архимеда. У учащихся может сложиться неверное впечатление, что открытие сделано благодаря счастливой случайности. Опыт преподавания показывает, что эта легенда запоминается учащимися благодаря занимательности сюжета, причем запоминается ненадолго и формально, если учитель задаёт самостоятельно прочитать параграф. Для устранения этого «антистимула» познавательного интереса и формирования правильного представления о характере научного поиска необходимо познакомить учащихся с материалами из книги В. Азерникова «Неслучайные случайности».

Трактат Архимеда «О плавающих телах» потребовал огромного труда ученого. Обоснование формулы выталкивающей силы здесь дано не только эмпирически: Архимед приводит геометрическое доказательство. И, кроме того, рассматривает сферическую поверхность жидкости, исходя из предположения о шарообразности Земли. Проницательный ум Архимеда позволял ему тонко разбираться в математике, механике, астрономии. Если бы не случай в бане, ученый все равно решил бы задачу царя Гиерона, может быть, наблюдая различную осадку по-разному нагруженных галер. Настоящий ученый не прекращает думать о предмете своего исследования ни дома, ни на отдыхе. Поэтому неважно, насколько правдива легенда, важно, что закон о выталкивающей силе, действующей на погруженное в жидкость тело, был открыт не случайно и не случайно его открыл выдающийся древнегреческий ученый Архимед.

Этот материал и поставленные воспитательные задачи делают возможным и целесообразным провести беседу с учащимися, в ходе которой будет выяснена нравственная оценка учащимися изложенной в учебнике легенды.

4. Для того чтобы отобранный материал для нравственного воспитания способствовал более осознанному и глубокому овладению темой, необходимо спланировать самостоятельную работу учащихся.

Это, прежде всего, могут быть доклады и сообщения учащихся по вопросам использования тех или иных устройств, действие которых основано на законах гидро- и аэростатики, где можно отметить достоинства и широкое применение в будущем некоторых новых изобретений (например, пневматических канавокопателей, воздушных построек и т.д.).

У учителя физики в данной теме имеется возможность формировать интерес к своему предмету за счет имеющихся у учащихся интересов к другим предметам или другим видам деятельности. Для этого доклады, предлагаемые учащимся, должны быть дифференцированы согласно интересам школьников. Например, при изучении атмосферного давления можно предложить учащимся следующие темы докладов:

  1. Наука и религия о предсказании погоды.

  2. История изобретения и применения первых метеорологических приборов.

  3. Составление схем и рисунков современных метеоприборов.

  4. Исследование космического пространства и прогноз погоды.

  5. Демонстрация действия метеоприборов, имеющихся в кабинете физики.

При изучении темы «Условие плавания тел» могут быть предложены следующие доклады:

  1. Физические основы постройки судов и их испытания.

  2. История развития надводного флота.

  3. Военно-Морской Флот.

  4. Создание теории непотопляемости корабля (работы адмирала С.О. Макарова и академика А.Н. Крылова).

Кроме сказанного выше, тема представляет большие возможности для обучения учащихся самостоятельному знакомству с научно-популярной литературой. В большинстве книг по теме интересно представлена работа выдающихся ученых, применение закономерностей или открытий. Поэтому интерес учащихся к содержанию книги может перейти в интерес к самому чтению научно-популярной литературы.

Третье, на что может обратить внимание учитель, планируя самостоятельную работу учащихся, - экспериментальный метод исследования данной темы.

Это даст возможность ознакомить учащихся с методами научного исследования. Опыт показал, как важно научить школьников осмыслению методологических вопросов для сознательного овладения способами и приемами поисковой деятельности, для развития интереса к учению. Для семиклассников здесь в первую очередь надо отметить выполнение фронтальных экспериментальных заданий.

5. Предложим методы проверки степени «присвоения» нравственных проблем, поднимаемых на уроках по исследуемой теме:

а) вопросы в контрольной работе по теме;

б) учет насыщенности докладов и сообщений учащихся вопросами нравственного звучания;

в) уроки открытых мыслей на темы: «Законы гидро- и аэростатики служат людям», «Сердца, отданные науке».

6.Отобранный учителем материал для нравственного воспитания должен не только способствовать более осознанному и глубокому овладению темой, но и влиять на дальнейшее изучение курса физики. Так, рассказ об исследованиях атмосферного давления Паскалем и Торричелли поможет ученикам уяснить важнейшую мировоззренческую идею о материальности мира.

Итак, мы показали, что нравственное воспитание является цементирующей составляющей учебно-воспитательного процесса. Это происходит в том случае, когда учитель не эпизодически, фрагментарно, формально «привязывая к теме», преподносит воспитывающий материал, а весь процесс изучения новой темы органически «пропитывает» решением нравственных задач.

© 2010-2022