- Преподавателю
- Физика
- Система работы учителя по нравственному воспитанию на уроке
Система работы учителя по нравственному воспитанию на уроке
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сулейменова Л.С. |
Дата | 04.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Система работы учителя по нравственному воспитанию на уроке может складываться из следующих взаимосвязанных элементов:
-
Четкая постановка задач.
-
Отбор и анализ учебного материала для решения этих задач.
-
Выбор методов раскрытия отобранного материала с целью реализации комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся.
-
Планирование различных форм самостоятельной работы учащихся с целью формирования нравственных убеждений.
-
Разработка методов, позволяющих судить о степени сформированности нравственного сознания.
-
Планирование и использование отобранного материала при дальнейшем изучении курса.
Рассмотрим эту систему на примере темы курса физики 7 класса, прослеживая реализацию на уроках каждого элемента системы.
7 класс. Тема: «Давление жидкостей и газов».
1. Прежде всего, формулируются воспитательные задачи урока, которые можно решить в этой теме:
а) формирование представления о гуманистической сущности науки;
б) формирование представления о стремлении к познанию мира как источнику творческой деятельности ученого. С этой целью необходимо показать, что успех в научной деятельности во многом определяется трудолюбием и упорством ученого.
2. При отборе учебного материала темы необходимо учесть, что нравственное воспитание на уроке должно осуществляться в процессе учебной деятельности школьников, причем, как отмечалось выше, при их непосредственном интересе к этой деятельности. В первую очередь это относится к подбору материала, отражающего жизненную значимость изучаемого. Так, при прохождении атмосферного давления можно рассказать о том, как важно изучение физических явлений, происходящих в атмосфере, как используются выводы научных исследований атмосферного давления или прогноза погоды, о том, как работает «служба погоды». При обсуждении этих вопросов учащиеся убеждаются, что наука уже разгадала многие тайны природы и может не только объяснить их, но и предсказать заранее. Большими помощниками человека являются метеорологические спутники, которые позволяют обследовать все уголки околоземного пространства.
При изучении гидравлических прессов надо не просто ознакомить учащихся с применением закона Паскаля, но и показать, как научные выводы и расчеты помогают создавать машины, которые значительно облегчают труд человека в вагонных депо, в раскройных и врубочных цехах обувной фабрики, на заводах и т.д.
Архимедова сила широко используется при расчетах плавучести судов, их устойчивости и непотопляемости. Можно подобрать для уроков интересный дополнительный материал, например рассказать о лабораториях на морском дне с целью разработки сырьевых ресурсов моря. Некоторые из разведанных месторождений полезных ископаемых на дне морей и океанов уже отчасти используются. В различных районах побережья и прилегающих мелководных областях широко используются песчаные отложения, в которых встречаются титан, цирконий, торий, необходимые в металлургии и ядерной технике. В этих отложениях есть и железо, ванадий, олово, золото, платина, алмазы.
3. Приведённый выше материал может быть раскрыт на уроках по-разному: в сообщении учителя и в докладах учащихся.
В учебнике 7 класса помещена легенда об открытии Архимеда. У учащихся может сложиться неверное впечатление, что открытие сделано благодаря счастливой случайности. Опыт преподавания показывает, что эта легенда запоминается учащимися благодаря занимательности сюжета, причем запоминается ненадолго и формально, если учитель задаёт самостоятельно прочитать параграф. Для устранения этого «антистимула» познавательного интереса и формирования правильного представления о характере научного поиска необходимо познакомить учащихся с материалами из книги В. Азерникова «Неслучайные случайности».
Трактат Архимеда «О плавающих телах» потребовал огромного труда ученого. Обоснование формулы выталкивающей силы здесь дано не только эмпирически: Архимед приводит геометрическое доказательство. И, кроме того, рассматривает сферическую поверхность жидкости, исходя из предположения о шарообразности Земли. Проницательный ум Архимеда позволял ему тонко разбираться в математике, механике, астрономии. Если бы не случай в бане, ученый все равно решил бы задачу царя Гиерона, может быть, наблюдая различную осадку по-разному нагруженных галер. Настоящий ученый не прекращает думать о предмете своего исследования ни дома, ни на отдыхе. Поэтому неважно, насколько правдива легенда, важно, что закон о выталкивающей силе, действующей на погруженное в жидкость тело, был открыт не случайно и не случайно его открыл выдающийся древнегреческий ученый Архимед.
Этот материал и поставленные воспитательные задачи делают возможным и целесообразным провести беседу с учащимися, в ходе которой будет выяснена нравственная оценка учащимися изложенной в учебнике легенды.
4. Для того чтобы отобранный материал для нравственного воспитания способствовал более осознанному и глубокому овладению темой, необходимо спланировать самостоятельную работу учащихся.
Это, прежде всего, могут быть доклады и сообщения учащихся по вопросам использования тех или иных устройств, действие которых основано на законах гидро- и аэростатики, где можно отметить достоинства и широкое применение в будущем некоторых новых изобретений (например, пневматических канавокопателей, воздушных построек и т.д.).
У учителя физики в данной теме имеется возможность формировать интерес к своему предмету за счет имеющихся у учащихся интересов к другим предметам или другим видам деятельности. Для этого доклады, предлагаемые учащимся, должны быть дифференцированы согласно интересам школьников. Например, при изучении атмосферного давления можно предложить учащимся следующие темы докладов:
-
Наука и религия о предсказании погоды.
-
История изобретения и применения первых метеорологических приборов.
-
Составление схем и рисунков современных метеоприборов.
-
Исследование космического пространства и прогноз погоды.
-
Демонстрация действия метеоприборов, имеющихся в кабинете физики.
При изучении темы «Условие плавания тел» могут быть предложены следующие доклады:
-
Физические основы постройки судов и их испытания.
-
История развития надводного флота.
-
Военно-Морской Флот.
-
Создание теории непотопляемости корабля (работы адмирала С.О. Макарова и академика А.Н. Крылова).
Кроме сказанного выше, тема представляет большие возможности для обучения учащихся самостоятельному знакомству с научно-популярной литературой. В большинстве книг по теме интересно представлена работа выдающихся ученых, применение закономерностей или открытий. Поэтому интерес учащихся к содержанию книги может перейти в интерес к самому чтению научно-популярной литературы.
Третье, на что может обратить внимание учитель, планируя самостоятельную работу учащихся, - экспериментальный метод исследования данной темы.
Это даст возможность ознакомить учащихся с методами научного исследования. Опыт показал, как важно научить школьников осмыслению методологических вопросов для сознательного овладения способами и приемами поисковой деятельности, для развития интереса к учению. Для семиклассников здесь в первую очередь надо отметить выполнение фронтальных экспериментальных заданий.
5. Предложим методы проверки степени «присвоения» нравственных проблем, поднимаемых на уроках по исследуемой теме:
а) вопросы в контрольной работе по теме;
б) учет насыщенности докладов и сообщений учащихся вопросами нравственного звучания;
в) уроки открытых мыслей на темы: «Законы гидро- и аэростатики служат людям», «Сердца, отданные науке».
6.Отобранный учителем материал для нравственного воспитания должен не только способствовать более осознанному и глубокому овладению темой, но и влиять на дальнейшее изучение курса физики. Так, рассказ об исследованиях атмосферного давления Паскалем и Торричелли поможет ученикам уяснить важнейшую мировоззренческую идею о материальности мира.
Итак, мы показали, что нравственное воспитание является цементирующей составляющей учебно-воспитательного процесса. Это происходит в том случае, когда учитель не эпизодически, фрагментарно, формально «привязывая к теме», преподносит воспитывающий материал, а весь процесс изучения новой темы органически «пропитывает» решением нравственных задач.