Рабочая программа по физике

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Чистоозерная СОШ № 3»





«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Чистоозерная СОШ № 3»

__________ Клешня Т.В.

«__»_______2015г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Чистоозерная СОШ № 3»

_________ Сапсай А.А.

«__» _________2015 г



Рабочая программа

учебного курса по физике

для 8 класса







Составитель: учитель физики

Соловьева М.С.



2015-2016 учебный год



Пояснительная записка

Данная программа по физике составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике и Примерной программой основного общего образования: «Физика» 7-9 классы и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2009г.). Так как в 2015 - 2016 учебном году в 8 классе один ученик обучается по адаптированной программе для детей с ЗПР, то в данную рабочую программу внесены элементы адаптированной программы к общеобразовательной программе.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР. Важными коррекционными задачами курса физики для таких учащихся являются:

развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

нормализация взаимосвязи деятельности с речью;

формирование приемов умственной работы;

развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;

развитие общеучебных умений и навыков.

Контроль результатов обучения обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР должен осуществляться в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы». Контрольные работы составлены с учетом индивидуальных особенностей учащегося, где преобладают задачи пониженного уровня сложности (задания соответствуют уровню общеобразовательной школы). Так как кабинет физики не оснащен необходимым оборудованием, то лабораторные работы в разделе «Электрические явления» будут заменены на демонстрационные работы на рабочем столе учителя.

В 8 классе 72 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю (36 учебных недель).

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

•овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

•воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

•использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего

образования являются:

Познавательная деятельность:

•использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

•формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

•овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

•приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

Информационно-коммуникативная деятельность:

•владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

•использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

Рефлексивная деятельность:

•владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

•организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств

Содержание программы


1.Тепловые явления (12 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

  2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

2.Изменение агрегатных состояний вещества (11часов)

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

2.Электрические явления (27 часов)

Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрационные лабораторные работы

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

5. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и

вольтметра.

  1. Измерение работы и мощности электрического тока.

4. Электромагнитные явления (7 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

3. Световые явления (9 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

4. Повторение материала. Защита творческих работ (4 часа)

5. Итоговая контрольная работа (1 час)

Резервное время (1 час)


Учебный план

(8 класс: всего 72 часа, 2 часа в неделю)


Четверть

Раздел/ Тема раздела

Количество часов

Номер лабораторной работы

Кол-во контрольных работ

I

  1. Тепловые явления

  2. Изменение агрегатных состояний вещества.

12

11

№ 1 ,№ 2

№ 1

II

Изменение агрегатных состояний вещества. (продолжение)



№ 2

  1. Электрические явления





27

№ 3

№ 4, № 5, № 6,


№ 3

III

  1. Электромагнитные явления

7

№ 4

IV

  1. Световые явления

9

№ 7

№ 5

Повторение. Защита творческих работ

4



Итоговая контрольная работа

Резерв.

1



1


№ 6

Итого

72

7

6



Характеристика УМК


Для выполнения этой программы используется учебник А.В.Перышкина «Физика. 8 класс». Этот учебник включает весь необходимый теоретический материал необходимый для изучения в общеобразовательном учреждении, отличается простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.

При определении последовательности и глубины изложения материала в учебнике учитывается необходимость соблюдения внутрипредметных связей и соответствия между объективной сложностью каждого конкретного вопроса и возможностью его восприятия учащимися данного возраста.

Для закрепления теоретического материала, решения задач, используется «Сборник задач по физике. 7-9» (автор: В.И. Лукашик), «Сборник задач по физике. 7 - 9 класс» ( авторы: Е.Г. Москвина, В.А. Волков).

В сборниках содержатся задачи по всем разделам курса физики 7-9 классов. Расположение задач соответствует структуре программы.

Для учителя - «Поурочные разработки по физике»: для 8 класса - В.А.Волков. Предлагаемые в пособии поурочные планы соответствуют программе курса физики 8 класса и составлены по учебнику: А.В. Перышкин, 8 класс. По ходу изложения теоретического материала предлагаются задачи и способы их решения. В пособии предлагаются также варианты нестандартных уроков, викторины, исторические обзоры, самостоятельные и контрольные работы, олимпиадные задания.







Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


В результате изучения физики ученик 8 класса должен:

  1. Владеть методами научного познания

  1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

  2. Измерять: температуру, массу, объем, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, фокусное расстояние собирающей линзы.

  3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические зависимости:

- силы тока в резисторе от напряжения;

- массы вещества от его объема;

- температуры тела от времени при теплообмене.

4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

- большую сжимаемость газов;

- малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;

- процессы испарения и плавления вещества;

- испарение жидкостей при любой температуре иее охлаждение при испарении.

5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения

величин,

характеризующих ход физических явлений:

- силу тока при заданном напряжении;

- значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.

II. Владеть основными понятиями и законами физики

1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.

2. Описывать:

- физические явления и процессы;

- изменения и преобразования энергии при анализе нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.

3. Вычислять:

- энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел;

- энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).

4. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.

III. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)

  1. Называть:

- источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;

- преобразование энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах.

2. Приводить примеры:

- экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания;

- опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.

3. Читать и пересказывать текст учебника.

4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

6. Конкретизировать прочитанный текст.

7. Определять:

- промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;

- характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);

- сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения).

8. Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше - меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения.



Литература


  1. «Поурочные разработки по физике»: для 8 класса/ В.А. Волков Москва «ВАКО» 2009

  2. А.В.Перышкин. Физика. 8 класс. - М.:, 2008

  3. Сборник задач по физике. 7-9кл./ В.И.Лукашик. - М.: Просвещение, 2011.

  4. Физика. 8 класс: Контрольные и самостоятельные работы по физике/ О.И.Громцева. - М.: «Экзамен», 2010.

  5. Физика. 8 класс: Тесты по физике/ А.В.Чеботарева. - М.: «Экзамен», 2009.

  6. Сборник задач по физике. 7 - 9 класс/ Е.Г. Москвина, В.А. Волков. - Москва «Вако», 2011. - 176 с.


© 2010-2022